Тема урока: Рельеф России
Тема урока: Рельеф России
Цели и задачи урока:
1. сформировать знания об особенностях рельефа территории России, раскрыть причины этих особенностей.
2. показать роль древнего оледенения в формировании рельефа Мурманской области
3. продолжить формировать умения работать с картами (тектонической, физической), таблицами
Оборудование: физическая, тектоническая карта России, мультимедиа учебник по географии для учащихся 8 класс образовательная коллекция 1С.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Повторение. Актуализация опорных знаний.
Вопросы:
1. Из курса физической географии вспомните, что такое рельеф?
2. Какие формы рельефа вы знаете?
3. Перечислите виды равнин по высоте.
4. Перечислите виды гор по высоте.
(заполните схему в опорном конспекте)
Изучение нового материала
Откройте атлас (физическую карту России) и внимательно изучите ее. Какие особенности рельефа сразу бросаются в глаза?
1. уклон на север (привести примеры рек)
2. разнообразие рельефа
3. горные массивы окаймляют крупнейшие равнины с юга и северо-востока (Д/з: отметить на к/к все перечисленные в таблице географические объекты, т. е. горы и равнины)
Перейдем к выполнению следующего задания.
Приведите доказательства, подтверждающие их. (заполните таблицу в своих опорных конспектах)
(Задание № 1) – закрепление материала.
Теперь давайте представим себе, как формировался рельеф России. В формировании рельефа Земли важную роль играют глубинные разломы. Многие ученые считают, что они разделяют литосферу на отдельные участки разной величины – литосферные плиты. Россия расположена на нескольких литосферных плитах, которые сталкивались с образованием гор. Россия расположена на евроазиатской плите (большая западная и северная части страны), северо-восточная часть расположена на Северо-Американской плите. Юг Сибири – на Амурской плите, а побережье Охотского моря – на Охотоморской плите.
Плиты движутся: расходятся на юге по разлому Евроазиатская и Амурская плиты, разлом озера Байкал – результат расхождения плит.
На северо-востоке Сибири Евроазиатская плита отодвигается от Северо-Американской.
А Евроазиатская и Охотоморская плита, Охотоморская и Тихоокеанская сближаются со значительной скоростью в год (8 см).
– Вспомните, какие процессы происходят на границах литосферных плит. (землетрясения, вулканизм). Приведите примеры вулканической деятельности на территории России. (Вулканы Камчатки и Курил).
Спокойные, жесткие и устойчивые участки литосферных плит называются – платформами.
– Найдите на тектонической карте платформы. (Восточно-Европейская и Сибирская)
– Наложите на тектоническую карту физическую и определите, какие формы рельефа расположены на платформах.
– Какой из этого следует вывод? (Крупные равнины расположены на платформах)
(записать в опорный конспект)
– Но в России есть еще одна крупная равнина – Западно-Сибирская. Найдите участок земной коры, которому она соответствует. (Западно-Сибирская плита). Плита – это молодая платформа.
Но на платформах есть участки, лишенные осадочного слоя. Как они называются? Назовите их. Какие формы рельефа соответствуют щитам? (горы Хибины)(слайд презентации) Кто был в Хибинах? Хибины: дики и холодны. Хмурое небо, серые краски, бесконечная каменистая тундра. Похожи на потухшие вулканы сопки – Расвумчорр, Кукисвумчорр, Часночорр . Эти названия дали коренные жители – саами. Здесь в 1920 году появились геологи с молотками. Их возглавил Александр Евгеньевич Ферсман. В недрах плато Расвумчорр и в других местах сегодня работают тысячи людей, которые ежегодно добывают миллионы тонн апатита.
Какую роль играют Хибины в рекреационном хозяйстве страны – туристической сфере? Одно из самых популярных направлений развития экономики не только в мире, но и в России и в Мурманской области в частности. На фотографиях мы можем увидеть популярность Кировска, как горнолыжного курорта.
С Балтийского щита доставляли в Петербург граниты и кварциты для облицовки дворцов и сооружения монументов. Иногда с полей весной людям приходится убирать камни, прежде чем пахать землю. Эти камни – осколки щита. Породы щита являются водоупорным слоем, поэтому на балтийском щите много озер и рек, т. е. поверхностных вод.
На тектонической карте кроме платформ показаны складчатые области разного возраста: байкальской, каледонской, герцинской, мезозойской и новой кайнозойской или альпийской складчатости.
– Наложите на тектоническую карту физическую и определите, какие формы рельефа расположены в районах складчатости. (горы) Но ведь горы разной высоты.
– Какой из этого следует вывод? ( Горы соответствуют районам складчатости и имеют разную высоту, т. к. образовались в разное геологическое время. )
Сегодня на уроке мы вспомнили основные формы рельефа, познакомились с особенностями геологического строения и рельефа территории России, и выполнив практическую работу, подведем итоги сегодняшнего урока.
Практическую работу «Взаимосвязь рельефа, геологического строения и полезные ископаемые»
Вам необходимо установить соответствие между формой рельефа и тектонической структурой. Тектонические структуры выписаны под цифрами. Вам необходимо поставить соответствующую цифру напротив формы рельефа. А дома расшифровать значения цифр.
Формы рельефа Тектонические структуры Полезные ископаемые
Восточно-Европейская равнина Сибирская платформа
Балтийский щит
Восточно-Европейская платформа
Мезозойская складчатсть
Герцинская складчатость
Западно-Сибирская плита
Кайнозойская складчатость
Алданский щит
Западно-Сибирская равнина
Среднесибирское плоскогорье
Горы Хибины
Алданское нагорье
Горы Урала
Горы Кавказа
Верхоянский хребет
О. В. Фельцан, МБОУ СОШ № 36, г. Мурманск
Метки: География