Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Топливно-энергетический комплекс России. Топливная промышленность

Топливно-энергетический комплекс России. Топливная промышленность

Цель: формировать основные представления о топливно-энергетическом комплексе России; рассмотреть состав, значение ТЭКа; формировать представление о размещении месторождений угля, нефти и газа по территории страны.

Задачи: Формировать представление о роли в хозяйстве России топливно-энергетического комплекса; рассмотреть ведущие отрасли топливной промышленности – угольную, нефтяную и газовую, определить их главные черты и особенности; познакомить школьников с географией этих отраслей, их проблемами. Формировать умения составлять характеристику межотраслевого комплекса; развивать умение работать с экономическими картами, со статистическими материалами, с различными источниками информации, с контурными картами. Показать влияние топливной промышленности на жизнедеятельность человека; учить бережному отношению к использованию природных ресурсов будущих граждан страны;

Оборудование: Компьютер, мультимедиа презентация, карта «Топливная промышленность России», коллекция «Полезные ископаемые», атласы 8, 9 класс, простой карандаш/ черный фломастер, кейсы с иллюстративным и дидактическим материалом.

1 1. Организационный момент.

2

** 2. Сообщение темы, целей и задач урока.

– Ребята, посмотрите на предметы, которые у меня на столе/ Демонстрация.

Ручка, уголь, нефть, газ, пуговица, полиэтиленовый пакет, полипропиленовая трубка изоляционная лента, капроновый носок, железная ложка, синтетический каучук. ???

– Как вы думаете– что объединяет эти предметы? Из чего они сделаны?/ это продукция, сделанная в результате переработки нефти, газа, угля.

– Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с межотраслевыми комплексами и отраслями, их составляющими. У комплекса, который будем изучать сегодня, особая роль. Без этого комплекса не могут функционировать ни одна отрасль производства. И обеспечивая взаимосвязь всех хозяйственных объектов, его дальнейшее развитие жизненно необходимо каждому человеку. Комплекс, который мы будем изучать сегодня – топливно-энергетический (ТЭК). Мы рассмотрим состав комплекса, особенности размещения его отраслей.

– Учитывая природные условия России и развитие её промышленности, невозможно представить экономику страны без топлива и энергии. Поэтому задача ТЭКа состоит в добыче топлива, производстве электроэнергии и передаче их потребителю.

– Особенность размещения предприятий ТЭКа заключается в различном ГП отдельных районов страны. Почему в России представлены все отрасли комплекса? / большая численность населения, большая территория, сложное ее тектоническое строение

– Как фактор ГП влияет на обеспеченность населения топливом? / большая протяженность, обширные территории России расположены в неблагоприятных климатических условиях.

– Ребята, а вы обращали внимание на то, что в каждом выпуске новостей передают информацию об изменениях цен на нефть? Почему это так важно? / от цены на нефть зависит состояние мировой экономики и экономики нашей страны.

3 -Давайте убедимся в этом, рассмотрев структуру экспорта товаров из России. Какой вывод напрашивается? Запишите вывод в свои листы для заметок по теме. / в экспорте преобладает продукция топливной промышленности

Таблица. Структура экспорта России в 2008 году

4 – ТЭК имеет огромное значение для страны и экономике в целом. Давайте обозначим основные моменты в листах. Для чего в стране нужен ТЭК?

А) обеспечение энергии и топливом хозяйства

Б) Экспортное значение (до 40 % бюджета страны)

В) Взаимосвязь с другими отраслями / ТЭК – заказчик на продукцию машиностроения (8% от всей продукции), а также 12% всей продукции металлургии. /

Г) ТЭК – заказчик на перевозку грузов (одна третья часть всех железнодорожных перевозок, одна вторая часть всех морских перевозок).

Д) Предприятия ТЭК играют районообразующую роль.

– – Перспективами развития ТЭКа является не только увеличение добычи топлива и производства электроэнергии, но и экономия энергии. Как вы думаете, почему?

– во-первых, новые месторождения расположены в необжитых, труднодоступных для освоения, районах Севера России;

– во-вторых, добыча и транспортировка топлива постоянно дорожает;

– в -третьих, топливная промышленность и энергетика оказывают отрицательное воздействие на природу.

– Шахты недолговечны из-за исчерпаемости ресурса и необходимости поиска новых месторождений.

– Часто к местам добычи топлива тяжело проводить трубопроводы, дороги, возводить города;

– Должна быть социальная защищенность населения в районах с неблагоприятным климатом;

– Отрицательное воздействие на природу территории.

_____ » » » Удорожание топлива, низкая конкурентоспособность.

5 – Откройте в атласах карту топливной промышленности и назовите известные вам виды топлива. / нефть, каменный и бурый уголь, газ, горючие сланцы, торф.

6

** 3. Актуализация знаний по новой теме.

1). Состав ТЭКа. / Демонстрация полезных ископаемых.

ТЭК

(топливно-энергетический комплекс)

Топливная промышленность Электроэнергетика

Торфяная Газовая Угольная Электростанции

Нефтяная Сланцевая (тепловые, атомные, приливные)

7 2) Историческая справка.

– Давайте восстановим схему, которая покажет, как менялся основной вид топлива в разное время: / ■/ уголь, ▲/ нефть, Δ / газ, ≡/ дрова / запись или стрелки на доске/

До конца XIX века Дрова

До середины XX века Уголь

После Великой Отечественной войны Нефть

Конец XX – начало XXI века Газ

Топливно-энергетический баланс

Ежегодно в стране составляется топливно-энергетический баланс – это соотношение добычи топлива и произведённой энергии (приход) и их использование в хозяйстве страны (расход).

8

9 3) Работа с дополнительным материалом (желтые клетки уч-ся заполняют сами)

План характеристики отрасли Угольная промышленность Нефтяная промышленность Газовая промышленность

Начало и место освоения В конце XIX века – в Донбассе. Начало XX в. – на территории Азербайджана, затем-Грозный. После Великой Отечественной войны – Ставрополь, Республика Коми.

Способы добычи Шахтный, карьерный Фонтанный и насосный Бурение скважин

Способы транспортировки По железной дороге в вагонах Нефтепровод Газопровод

Крупнейшие месторождения Западная Сибирь– Кузбасс, Канско– Ачинский Западная Сибирь– Самоотлор, Мегион Западная Сибирь– Уренгой, Ямбург

Работа в контурной карте Отметить условными знаками и подписать крупнейшие месторождения нефти, газа и угля.

■– уголь, ▲– нефть, Δ – газ

10 4. Работа в группах с кейсами.

– Ребята, сейчас вы поработаете по нашей теме в группах. Вы– выпускники Московского геологоразведочного института и направляетесь на практику в разные регионы России с целью определения наиболее перспективных месторождений топливных полезных ископаемых. Вам необходимо точно определить место добычи одного вида топлива, описать природные условия данной территории и ведущему группы отчитаться по плану.

План отчета группы:

1. По географическим координатам определите регион России.

2. Охарактеризуйте характер поверхности:

А) особенность рельефа

Б) тектоническая структура

3. Назовите преобладающее полезное ископаемое.

4. Опишите кратко особенности климата территории.

5. Перечислите природные комплексы данной территории.

Группа 1

Газ – п-ов Ямал

/Ямало– Ненецкий АО/

730 с. ш. 700 в. д. Группа 2

Нефть – Самара

430 с. ш. 510 в. д. Группа 3

Уголь– Республика Якутия– /Зырянский каменноугольный бассейн/ 650 с. ш. 1500 в. д.

Отчеты групп.

ДЛЯ КЕЙСА:

– Карточки с координатами

– Полезные ископаемые– уголь, нефть, газ

– Картинки с поверхностью территории

– Часть карты с их регионом

– Гербарий с типами древесных пород

– Картинки с природной зоной

– Ребята, мне урок очень понравился. Я очень довольна вами, думаю, что вы смело можете задуматься о перспективе учебы в ВУЗах географических факультетов нашей необъятной родины.

Спасибо.

Дополнительный материал к уроку.

■ Уголь.

В Российской империи промышленная добыча угля началась в конце XIX века в Донецком бассейне (Донбассе), большая часть которого ныне находится на территории Украины. Донбасс долго оставался крупнейшим угледобывающим районом. В 1930-х годах приступили к освоению самого крупного района угледобычи в азиатской части России– Кузнецкого (Кузбасса). Способ добычи угля зависит от глубины его залегания. Разработка ведется открытым способом, если глубина залегания угольного пласта не превышает 100 метров. Нередки и такие случаи, когда при все большем углублении угольного карьера далее выгодно вести разработку угольного месторождения подземным способом. Для извлечения угля с больших глубин используются шахты. Самые глубокие шахты на территории Российской Федерации добывают уголь с уровня чуть более 1200 метров. ¾ угля используется в промышленности, на тепловых электростанциях как топливо, а так же как технологическое сырье и топливо в металлургии и химической промышленности (коксующиеся угли).

Дополнительный материал к уроку.

▲ Нефть.

Мельчайшие живые организмы, обитавшие в морской воде миллионы лет назад, отмирая, оседали на дно, а под воздействием бактерий, высокого давления и температур разлагались на легкие углеводороды, которые просачивались сквозь породы и, накапливаясь, формировали залежи нефти. Первым нефтяным районом Российской империи был Бакинский (сегодня– территория Азербайджана). Другой старый район нефтедобычи– Грозненский. Добычу нефти ведут тремя способами. На первой стадии разработки производится за счет фонтанирования по скважине под действием пластовой энергии. С течением времени пластовое давление снижается. Тогда для добычи вводят в действие скважноштанговые глубинные насосы, в качестве привода которых применяют станок-качалку. Сооружение и обслуживание нефтепровода весьма дорогостояще, но тем не менее – это наиболее дешёвый способ транспортировки газа и нефти. Для транспортировки нефти по водным путям используются танкеры и супертанкеры, которые используется для перевозки сырой нефти из порта загрузки в место перегрузки или непосредственно на нефтеперерабатывающий завод.

Дополнительный материал к уроку.

Δ – Газ.

Газ образует шапку над пластом нефти, либо газ находится в растворенном виде в нефти. На одну тонну нефти добывают 100 – 150 кубических метров газа. Бывает, что имеются чисто газовые месторождения. Газовая промышленность появилась в России после Великой Отечественной войны. Месторождения газа были открыты в Ставропольском крае, затем в Республике Коми. Бурение скважин для добычи природного газа отличается высокой концентрацией и ориентирована на районы с наиболее крупными и выгодными по эксплуатации месторождениями. Только пять месторождений – Уренгойское, Ямбургское, Заполярное, Медвежье и Оренбургское содержат 1/2 всех промышленных запасов России. Важнейшей областью газовой промышленности является дальняя транспортировка газа, который передаётся от месторождения к потребителям в основном по газопроводам. Для надёжности газоснабжения вблизи промышленных центров создаются подземные хранилища газа.

730 с. ш.

700 в. д. 430 с. ш.

510 в. д.

650 с. ш. 1500 в. д.

План отчета ведущего группы:

1. По географическим координатам определите регион России.

2. Охарактеризуйте характер поверхности:

А) особенность рельефа

Б) тектоническая структура

3. Назовите преобладающее полезное ископаемое.

4. Опишите кратко особенности климата территории.

5. Перечислите природные комплексы данной территории.

Н. Н. Прозорова, МБОУ СОШ р. п. Тамала Пензенской области

Метки: География