Урок географии в 5 классе. «Гидросфера»
Урок географии в 5 классе. «Гидросфера»
Цели урока:
- познакомиться с понятием "гидросфера", "круговорот воды в природе", создание условий для формирования знаний учащихся о единстве водной оболочки Земли – гидросфере;
- развивать умение анализировать, выделять главное, работать самостоятельно и в группах;
- воспитывать рациональное отношение к использованию воды.
Задачи:
обучающие:
- сформировать общие представления о водной оболочке Земли – гидросфере, ее составе и строении, о Мировом круговороте воды;
- доказать единство всех частей гидросферы, а также связь между сушей и гидросферой;
развивающие:
- развивать наблюдательность, память, логическое мышление (при работе с ЭОР), умение сравнивать, обобщать и делать выводы на основании вновь изучаемого материала;
- развивать познавательный интерес, самостоятельность мышления, осознанное отношение к предмету через использование элементов проблемного обучения;
- создать условия для совершения учащимися "малых открытий", привитие навыков самостоятельной работы при поиске требуемого материала.
воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе, к водным ресурсам, окружающему миру;
- воспитывать информационную культуру;
- воспитывать чувства интереса к открытиям на уроке.
Оборудование: карта полушарий, глобусы, раздаточный материал, мультимедийный комплекс, обучающий видеоролик.
1. Мобилизующий этап.
Приветствие учащихся, настраивание на урок. Проверка готовности к уроку.
2. Самоопределение учащихся на основе антиципации.
Отгадывание загадок. (Слайд 2)
– Книзу летит капельками,
А кверху – невидимкою.
– Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает.
Посмотрите на глобус, такой видят Землю из космоса. Если быстро вращать глобус, то он покажется одноцветным – голубым. Попробуйте осторожно это сделать. Голубой краски больше всего на глобусе, карте. Что же изображается эти цветом? (Вода).
– Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке, правильно речь пойдет о воде на Земле.
– Что мы должны узнать о воде, какие цели, задачи поставим?
3. Момент осознания учеником недостаточности имеющихся знаний.
Проблемный вопрос урока. Много ли воды на Земле и почему она никогда не заканчивается?
Задание. -Найти основные свойства воды.
– вода может находиться в трех состояниях :жидком, твердом, газообразном,
– не имеет запаха, вкуса, цвета.
– универсальный растворитель,
– способность расширяться при замерзании,
– накопитель тепла,
– хорошо проводит электрический ток.
Работа с видеороликом «Гидросфера»
Задание– дополнить схемы:
Состав гидросферы:
______ 96,5%
______
______
(Гидросфера состоит из Мирового океана (96,5%), вод суши и воды в атмосфере. )
Вода
____. и ______.
Например ___ ____ ___. и ___ ____. . ____
– Вы знаете, что вода бывает пресная и солёная. Какие части гидросферы состоят из пресной воды, а какие – из солёной? (Мировой океан солёный, воды суши могут быть пресными и солёными, вода в атмосфере только пресная. )
Круговорот воды в природе
«Хоть в это поверить не очень легко,
Но Волги вода есть в реке Лимпопо ».
– Как вы думаете, возможно, ли это?
Задание: Составьте краткий рассказ о Мировом круговороте воды в природе. А затем попытайтесь ответить на вопросы:
– Чем отличается малый круговорот воды от большого?
– Какую роль в круговороте воды играет Мировой океан?
– Благодаря чему происходит круговорот воды, что является его движущей силой?
– Докажите, что все части гидросферы взаимосвязаны.
Составление опорного конспекта
Ребята, обратите внимание таблицу рекордов по обмену воды.
- человек – несколько часов 2-3
- воздух – 8 суток
- река – 14 суток
- озеро – 7-300 лет
- океан – 3000 лет
- подземные воды – 5000 лет
- ледники – 8000 лет
4. Закрепление нового материала.
А) Итак, возвращаемся к проблемному вопросу урока.
– Как вы, думаете, много ли воды на Земле и почему она не заканчивается никогда?
Б) Игра "Верю – не верю" (проверить правильность утверждений).
- Вода, находящаяся в воздухе, не является частью водной оболочки Земли, я является частью атмосферы.
- Мировой круговорот воды в природе происходит благодаря Солнцу.
- В Мировом круговороте воды никак не задействованы подземные воды.
5. Рефлексия:
Ребята, оцените свою работу на уроке с помощью фраз:
– Покажите мне капельки воды, которые лежат у вас на столе:
6. Домашнее задание: составить описание путешествия по водным объектам Земли с нанесением их на контурную карту.
Н. Н. Прозорова, МБОУ СОШ р. п. Тамала Пензенской области
Метки: География