Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Урок географии "Полупустыни и пустыни Казахстана"; 8 класс

Урок географии "Полупустыни и пустыни Казахстана"; 8 класс

Цель:

1. познакомиться с особенностями компонентов природы полупустынных и пустынных зон Казахстана. Установить причинно-следственные связи.

2. Продолжить формирование умения работать с различными источниками информации.

3. Осуществлять нравственное воспитание.

Оборудование: учебники, атласы, контурные карты, физическая карта и карта ПЗ Казахстана, электронный учебник, слайды, топонимический словарь, выставка книг, карточки.

Эпиграф к уроку:

«Каждая природная зона-это закономерное сочетание ландшафтов»

Л. С. Берг

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Повторение: 1. географическая разминка «Кто это? Что это?» (слайд)

* +19ºС * гумус * широтная зональность

* -19ºС * такыры * высотная поясность

* -1,5ºС * В. В. Докучаев * 2,5 %

* +28+30ºС * эфемеры * 29 %

* К=0/Н * колки * богарное земледелие

* К=0,3 * соотношение тепла и влаги

2. Закончить логическую цепочку:

Лесостепь, степь…

III. Изучение новой темы.

  1. Вступительное слово учителя:

«Бури без дождя, облака из которых идёт дождь, но который не смачивает земной поверхности; источники не дающие начала ручьям; реки без устья; озёра без определённых берегов; исчезающие по прошествии нескольких лет или меняющие с течением времени своё местоположение; озёра с высоким содержанием солей, благодаря чему они не замерзают даже в самые суровые зимы; безводные русла; растения без листьев…»

Всё это ландшафты полупустынь и пустынь.

  1. Сообщение темы и цели урока.

Актуализация знаний.

Электронный учебник: карта ПЗ.

– Чем отличаются ПЗ?

– Назовите переходные ПЗ Казахстана?

– Ответьте, какие основные факторы формируют ПЗ, внутренние или внешние? Назовите их.

  1. Характеристика полупустынь.

Работа с тестом учебника стр. 161 (заполнить таблицу)

ПЗ

ГП

ПЗ

Климат

Ср. t янв.

Ср. t июля

с/г кол-во осадков

Почвы

Растительный

мир

Животный мир

Хозяйственное использование

– На какое время года выпадает наибольшее количество осадков и почему?

* Лето здесь теплое, а следовательно, испарение с поверхности почвы вызывает перемещение в верхние горизонты солей и приводит к засолению почвы.

– Чем отличается светло-каштановые почвы от тёмно-каштановых?

* Летом в полупустынной зоне многие реки пересыхают и образуют сухие русла рек-баканасы.

4. Характеристика пустынной зоны.

Работа с текстом учебника стр. 162.

1) Электронный учебник (видеосюжеты о пустынной зоне).

– Какие ассоциации у вас возникают со словом пустыня? Пустыня это…

2) Работа с таблицей.

Учащиеся дают характеристику пустынной зоны. Данные заносят в таблицу. Учитель дополняет ответы учащихся.

– Летом в пустынных районных Казахстана иногда собираются дождевые облака. Гремит гром, идёт дождь. Но на землю не падает ни одной капли. Они испаряются в воздухе. Это и есть «сухой» дождь.

– …Всё это приводит к большой испаряемости. Вот в такой естественной «духовке» можно испечь яйцо. Для этого достаточно положить его на песок, слегка вдавить и присыпать тонким слоем песка сверху. Ведь песок в пустыне летом накаляется на солнце до +70ºС +80ºС, а белковые вещества начинают свёртываться при +50ºС.

5. Работа с текстом учебника стр. 164.

Северная часть

Весь Устирт, северная часть

Тургайской низменности, пустыня Бетпакдала,

Прибалхашье

Бурые почвы развитые на лёгких суглинках (2,5% гумуса)

Южная часть

Южная часть Тургайской низменности, пески Кызылкум, Мойынкум

Серо-бурые, подзолистые почвы. Они богаты минеральными веществами, при орошении можно получить высокие урожаи хлопка, пшеницы, садовых и бахчевых культур.

6. Опережающее задание «Репортаж».

Репортаж о растительном мире пустынь. Во время репортажа идёт показ слайдов.

Вступительное слово учителя.

– На щите, установленном в центре когда-то процветающего, а впоследствии занесённго песком города Вардази в Кызылкумах, можно прочитать такие стихи:

Здесь были дворцы и базары, сады и селенья.

Но всё поглотило песков ненасытных движенье.

Жилища и нивы тонули в их страшных объятиях.

7. ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ!

Работа с текстом учебника. Учитель зачитывает текст о глинистых пустынях стр. 165.

Задание рядам, выбрать…

1-й ряд: примеры крупных глинистых пустынь.

2-й ряд: типы почв.

3-й ряд: растительный мир.

8. Обучающая игра «Суть» («Выбери главное»). Работа с текстом «Каменистые или щебнистые пустыни». Нужно карандашом подчеркнуть те строки, в которых содержится смысл текста. Время 1мин. .

9. Сообщение о животном мире пустынь (опережающее задание). Показ слайдов.

10. Заповедники пустынной зоны.

Учитель знакомит учащихся с заповедниками пустынной зоны (карта форзаца учебника).

Видеосюжет об Устирстком заповеднике (электронный учебник).

IV. Закрепление.

  1. Работа с контурной картой (карточки, интерактивная доска).

Песчаные 1/3

Глинистые

– – – – – – – – -

Каменистые или

щебнистые

Кызылкум,

Приаральские

Каракумы,

Мойынкум,

Сарыесик-Атырау,

Таукум

Устирт,

– – – – – -

Бетпакдала,

– – – – – – – – –

Правобережье реки

Сырдарьи

– – – – – – – -

На юге Сарыарки,

На востоке Бетпакдалы

– Нанести на контурную карту указанные пустыни и подчеркнуть.

– Показать указанные пустыни на физической карте Казахстана у доски.

2. Верно ли утверждение. «Да» или «Нет»

Если «нет» дайте правильный ответ.

1) Типичным растением пустыни является верблюжья колючка. ДА

2) Типичные почвы пустынь и полупустынь-чернозёмы. НЕТ (бурые, серо-бурые, светло-каштановые)

3) Как правило, полупустыни используются под пастбища для овец и верблюдов. ДА

4) Опасное явление пустыни, песчаная буря «Карабас», что в переводе с казахского означает «черная голова». Иногда скорость воздушного потока достигает 35 м/с. ДА

5) Наибольшее количество осадков в пустыне выпадает летом. НЕТ (весной)

6) Такыры-это тип почв, в которых соли в большом количестве находятся в поверхностном слое. НЕТ (это глинистые участки лишённые растительности)

7) Густые заросли кустарников, состоящие из разнообразных видов растений называются – тугаями. ДА

8) В результате из-за соотношения тепла и влаги формируются ПЗ. ДА

9) Климат пустынь очень сухой. ДА

10) Полупустыни Казахстана охватывают 44% территории. НЕТ (14% полупустыни, а 44% пустыни)

11) С севера на юг количество солнечного тепла уменьшается, а количество осадков увеличивается. НЕТ (наоборот…)

3. Дискуссия.

– Почему жители полупустынь и сухих степей кочуют?

V. Домашнее задание. Подведение итогов урока.

Метки: География