Урок географии "Полупустыни и пустыни Казахстана"; 8 класс
Урок географии "Полупустыни и пустыни Казахстана"; 8 класс
Цель:
1. познакомиться с особенностями компонентов природы полупустынных и пустынных зон Казахстана. Установить причинно-следственные связи.
2. Продолжить формирование умения работать с различными источниками информации.
3. Осуществлять нравственное воспитание.
Оборудование: учебники, атласы, контурные карты, физическая карта и карта ПЗ Казахстана, электронный учебник, слайды, топонимический словарь, выставка книг, карточки.
Эпиграф к уроку:
«Каждая природная зона-это закономерное сочетание ландшафтов»
Л. С. Берг
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Повторение: 1. географическая разминка «Кто это? Что это?» (слайд)
* +19ºС * гумус * широтная зональность
* -19ºС * такыры * высотная поясность
* -1,5ºС * В. В. Докучаев * 2,5 %
* +28+30ºС * эфемеры * 29 %
* К=0/Н * колки * богарное земледелие
* К=0,3 * соотношение тепла и влаги
2. Закончить логическую цепочку:
Лесостепь, степь…
III. Изучение новой темы.
- Вступительное слово учителя:
«Бури без дождя, облака из которых идёт дождь, но который не смачивает земной поверхности; источники не дающие начала ручьям; реки без устья; озёра без определённых берегов; исчезающие по прошествии нескольких лет или меняющие с течением времени своё местоположение; озёра с высоким содержанием солей, благодаря чему они не замерзают даже в самые суровые зимы; безводные русла; растения без листьев…»
Всё это ландшафты полупустынь и пустынь.
- Сообщение темы и цели урока.
Актуализация знаний.
Электронный учебник: карта ПЗ.
– Чем отличаются ПЗ?
– Назовите переходные ПЗ Казахстана?
– Ответьте, какие основные факторы формируют ПЗ, внутренние или внешние? Назовите их.
- Характеристика полупустынь.
Работа с тестом учебника стр. 161 (заполнить таблицу)
ПЗ | ГП ПЗ |
Климат Ср. t янв. Ср. t июля с/г кол-во осадков
|
Почвы | Растительный мир |
Животный мир | Хозяйственное использование |
– На какое время года выпадает наибольшее количество осадков и почему?
* Лето здесь теплое, а следовательно, испарение с поверхности почвы вызывает перемещение в верхние горизонты солей и приводит к засолению почвы.
– Чем отличается светло-каштановые почвы от тёмно-каштановых?
* Летом в полупустынной зоне многие реки пересыхают и образуют сухие русла рек-баканасы.
4. Характеристика пустынной зоны.
Работа с текстом учебника стр. 162.
1) Электронный учебник (видеосюжеты о пустынной зоне).
– Какие ассоциации у вас возникают со словом пустыня? Пустыня это…
2) Работа с таблицей.
Учащиеся дают характеристику пустынной зоны. Данные заносят в таблицу. Учитель дополняет ответы учащихся.
– Летом в пустынных районных Казахстана иногда собираются дождевые облака. Гремит гром, идёт дождь. Но на землю не падает ни одной капли. Они испаряются в воздухе. Это и есть «сухой» дождь.
– …Всё это приводит к большой испаряемости. Вот в такой естественной «духовке» можно испечь яйцо. Для этого достаточно положить его на песок, слегка вдавить и присыпать тонким слоем песка сверху. Ведь песок в пустыне летом накаляется на солнце до +70ºС +80ºС, а белковые вещества начинают свёртываться при +50ºС.
5. Работа с текстом учебника стр. 164.
Северная часть | Весь Устирт, северная часть Тургайской низменности, пустыня Бетпакдала, Прибалхашье |
Бурые почвы развитые на лёгких суглинках (2,5% гумуса) |
Южная часть | Южная часть Тургайской низменности, пески Кызылкум, Мойынкум | Серо-бурые, подзолистые почвы. Они богаты минеральными веществами, при орошении можно получить высокие урожаи хлопка, пшеницы, садовых и бахчевых культур. |
6. Опережающее задание «Репортаж».
Репортаж о растительном мире пустынь. Во время репортажа идёт показ слайдов.
Вступительное слово учителя.
– На щите, установленном в центре когда-то процветающего, а впоследствии занесённго песком города Вардази в Кызылкумах, можно прочитать такие стихи:
Здесь были дворцы и базары, сады и селенья.
Но всё поглотило песков ненасытных движенье.
Жилища и нивы тонули в их страшных объятиях.
7. ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ!
Работа с текстом учебника. Учитель зачитывает текст о глинистых пустынях стр. 165.
Задание рядам, выбрать…
1-й ряд: примеры крупных глинистых пустынь.
2-й ряд: типы почв.
3-й ряд: растительный мир.
8. Обучающая игра «Суть» («Выбери главное»). Работа с текстом «Каменистые или щебнистые пустыни». Нужно карандашом подчеркнуть те строки, в которых содержится смысл текста. Время 1мин. .
9. Сообщение о животном мире пустынь (опережающее задание). Показ слайдов.
10. Заповедники пустынной зоны.
Учитель знакомит учащихся с заповедниками пустынной зоны (карта форзаца учебника).
Видеосюжет об Устирстком заповеднике (электронный учебник).
IV. Закрепление.
- Работа с контурной картой (карточки, интерактивная доска).
Песчаные 1/3 | Глинистые – – – – – – – – - |
Каменистые или щебнистые |
Кызылкум, Приаральские Каракумы, Мойынкум, Сарыесик-Атырау, Таукум |
Устирт, – – – – – - Бетпакдала, – – – – – – – – – Правобережье реки Сырдарьи – – – – – – – - |
На юге Сарыарки, На востоке Бетпакдалы
|
– Нанести на контурную карту указанные пустыни и подчеркнуть.
– Показать указанные пустыни на физической карте Казахстана у доски.
2. Верно ли утверждение. «Да» или «Нет»
Если «нет» дайте правильный ответ.
1) Типичным растением пустыни является верблюжья колючка. ДА
2) Типичные почвы пустынь и полупустынь-чернозёмы. НЕТ (бурые, серо-бурые, светло-каштановые)
3) Как правило, полупустыни используются под пастбища для овец и верблюдов. ДА
4) Опасное явление пустыни, песчаная буря «Карабас», что в переводе с казахского означает «черная голова». Иногда скорость воздушного потока достигает 35 м/с. ДА
5) Наибольшее количество осадков в пустыне выпадает летом. НЕТ (весной)
6) Такыры-это тип почв, в которых соли в большом количестве находятся в поверхностном слое. НЕТ (это глинистые участки лишённые растительности)
7) Густые заросли кустарников, состоящие из разнообразных видов растений называются – тугаями. ДА
8) В результате из-за соотношения тепла и влаги формируются ПЗ. ДА
9) Климат пустынь очень сухой. ДА
10) Полупустыни Казахстана охватывают 44% территории. НЕТ (14% полупустыни, а 44% пустыни)
11) С севера на юг количество солнечного тепла уменьшается, а количество осадков увеличивается. НЕТ (наоборот…)
3. Дискуссия.
– Почему жители полупустынь и сухих степей кочуют?
V. Домашнее задание. Подведение итогов урока.
Метки: География