Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Игра «Счастливый случай» : природные зоны, растения и животные России

Игра «Счастливый случай» : природные зоны, растения и животные России

Цель:

закрепить знания о природе родного края; воспитывать гордость и ответственность за свой край; формировать навыки работы с дополнительной литературы.

Вступительное слова учителя.

Прекрасна природа России. Её воспевали поэты, художники, писатели, историки. И это могущество использовать и приумножать, рисовать и воспевать будете вы. Что же узнали вы о природе родного края покажет наша игра. А если что – то не знаете и захотите узнать, вам помогут книги и журналы. Чтобы сохранить природу для наших потомков, вы должны хорошо знать её и хозяйствовать на земле разумно.

Что значишь ты без трав, без птиц

И без пчелы, в цветах дрожащей.

Без миловидных лисьих лиц?

Когда поймёшь ты на конец,

Вгрызаясь в горные породы,

О, человек – венец природы!

Что без природы твой конец?

Начало игры: играют две команды по 8 человек. Игра проходит в 4 тура.

Первый тур «Дальше, дальше».

Задаю каждой команде 10 вопросов:

1 команда.

1. Сорняк для щей? ( крапива )

2. Сосновый лес? ( бор )

3. Где находится Баргузинский заповедник? ( Бурятия )

4. Сколько природных зон в России? ( 7 )

5. Снежный барс? ( ирбис )

6. Степные курицы? ( дрофа, стрепет )

7. Самое маленькое млекопитающие в России? ( землеройка )

8. Количество заповедников на территории России? ( 104 )

9. Рощи из дуба? ( дубравы )

10. Водолюбивое растения озер, болот? ( осока )

2 команда.

1. Еловый лес? ( ельник )

2. Небольшие участки берёзового леса? ( колки )

3. Где находится заповедник Столбы? ( Красноярск )

4. Сколько заповедников в ХМАО? ( 2 )

5. Горный козел? ( теке )

6. Хищная птица России своим названием сообщает о том, какие птицы становятся её жертвами? ( ястреб – тетеревятник )

7. Самое крупное наземное млекопитающие в России? ( бурый медведь )

8. Природная зона занимающая юг европейской части страны и Западной Сибири? ( степь)

9. Назовите одним словам пушных зверьков и горные вершины? ( белки )

10. Дерево «царь» пустынной растительности? ( саксаул )

Второй тур «Заморочки из бочки».

1. Можно ли испечь куриное яйцо, не разводя огня, а в естественной «духовке»? В каких местах это можно сделать? ( 2б ) ( да, в пустынях )

2. «Бури без дождя, облака из которых идет дождь; но который не смачивает земной поверхности; реки без устья; озера с высоким содержанием солей, благодаря чему они не замерзают даже в самые суровые зимы; безводные русла; растения без листьев». Какой ландшафт описан в этом отрывке? ( 1б ) ( пустынный )

3. Стая на берегу водоема вы, конечно видели, как от слабого ветра на воде образуется рябь, а от сильного ветра волны. Есть ли места где несмотря на полное отсутствие воды, вы можете увидеть и рябь и волны? ( 2б ) ( в песчаных пустынях )

4. «Наш караван как – то выбирался из Каракумов к оазису низовий Амударьи. Прошло четыре дня, как мы в последний раз запаслись водой и напоили верблюдов… Но вдруг люди сразу ускорили шаг. Впереди, совсем невдалеке, расстилалась широкая гладь реки. До воды оставалась метров 300-400; было видно, как переливается рябь, вода блестела среди кустов тамариска. Очевидно, какой – то неожиданный разлив Амударьи. Вот повезло! Но почему вода не приближается? Почему один из кустов как – то странно выплывает из воды становится выше? А другой идет? Ведь он был среди воды, а теперь вода далеко от него. Так, значит, это не вода?» А что же такое? Какое явление природы описано здесь? ( 1б ) ( мираж )

5. «Целые день можно бродить среди старых корявых деревьев и не встретить в лесу ни птиц, ни зверя. Кругом могильная тишина. Не слышно пения птиц, не стрекочут кузнечики, даже шума листвы не услышите. Только в сильный ветер слышится в лесу скрип ветвей да своеобразный шорох песка, ударяющего о древесные стволы. В лесу нет спасительной тени, и деревья не дают отдыха утомленному путнику. Другое впечатление оставляет этот лес, если случится в нем переночевать в лунную ночь. Если нет ветра, множество разных живых существ, от змей и черепах до жуков и скорпионов, вдоль к поперек разрисовывают пески самыми причудливыми следами». О каком лесе и какой природной зоне говорится в отрывке из описания Н. Мантейфеля и Б. Жадовского? ( 2б ) ( саксауловый лес )

6. Какая природная зона описывается здесь и какое состояние погоды отразил в нем писатель?

«Вызрел ковыль. Ветер упруго приминал его, наплывая, шершавил, бугрил, гнал то к югу, то к западу сизоопаловые волны. Там, где пробегала текучая воздушная струя, ковыль молитвенно клонился, и на седой его хребтине долго лежала чернеющая тропа. Отцвели разномастные травы. На гребнях никла безрадостная, выгоревшая полынь. Короткие ночи истлевали быстро… Терпкий воздух был густ, ветер сух, полынен; земля, напитанная все той же горечью всесильной полыни, тосковала о прохладе». ( 3б ) ( степь в период засухи )

7. Представьте себе, что вы после длительного перехода в жаркий солнечный день подходите к опушке леса и думаете отдохнуть, но … в лесу оказывается еще жарче, чем на открытом месте! Есть ли такие леса в России? ( 2б ) ( саксаульный лес )

8. Каждый из вас видел кафельный пол, сложенный из керамических плиток. Знаете ли вы, что в России можно встретить пространства, поверхность которых тоже как бы сложена из кафельных плиток, настолько твердых, что они звенят под копытами коня? Что это такое? ( 3б ) ( такыры )

9. Назовите два вида очень ценных кормовых трав у нас в России. Название одной связано с русским мужским именем, а название второй совпадает с тем, вокруг чего проходят вечером сборы в лагерях? ( 3б ) ( костер, тимофеевка )

10. Каждый из вас знает, что такое листопад и его причины, а известно ли вам, что в России вы можете видеть только листопад, но и «веткопад»? У каких деревьев он бывает? Почему? ( 4б) ( саксаул )

11. Какие животные России являлись современниками уже давно вымерших мамонтов? ( 6б ) ( антилопа – сайга )

12. На муравейниках опустился дрозд, вытянул крылья в стороны и сидел несколько минут. Для чего? ( 5б ) ( птица освобождается от паразитов. Муравьи опрыскивают тело птицы остро пахнущей кислотой )

Третий тур «Темная лошадка».

Время пять минут.

В тексте данного рассказа ( в отдельных словах, в окончаниях и начале рядом стоящих слов ) найдите название животных, птиц и насекомых, встречающихся на территории нашей республики.

«Мансур окликнул Петра, который уже входил в амбар. Сразу обернувшись, тот остановился и выжидательно посмотрел на ребят. Молчание.

– Кто звал меня?

Однако все трое молчали.

– Сами потом скажите, но твердо уверен и даже нисколько не сомневаюсь, что это шутка Мансура, – вежливо продолжал Петр.

– Как ты узнал? – удивился тот.

– Очень просто, скажу как – нибудь потом, – отвечал, щуря глаза, Яцкевич.

Он так и не вошел в амбар, а наклонился к лестнице, верхний конец который упирался в ствол клёна, и повесил на неё те кеды, которые нес в руке, затем подошел к ребятам и сел рядом с Корсаковым.

– Ну и жарко! Самый раз мороженного бы!

– Фи, фи, – сказала подошедшая Маринка. – Лучше пойдемте на речку, искупаемся.

– А и правда, айда купаться! – поддержал её Мансур.

И ребята двинулись из поселка. У Додика в руке было ведро фасоли.

– Зачем ты несешь его с собой? – спросили у него.

– Затем, что бабушка велела отнести его тете Реве.

Там, где околица, пляж был плохим. Поэтому ребята пошли дальше, туда, где в Арысь впадает Жабаглысу. Ханафин уверял, что там самый лучший песок…

Солнце поднималась всё выше».

( сурок, рак, кот, уж, барс, лиса, енот, сом, утка, ёж, жук, заяц, клест, волк, тике, корсак, оса, фифи, маринка, осел, удод, дрофа, тетерев, цапля, рысь, жаба, лысуха, лось. )

Четвертый тур «Гонка за лидером».

1 команда.

1. Какой зверек вьет гнездо на траве и в кустах? ( мышь – малютка )

2. Все ли птицы выводят птенцов один раз в лето? ( нет )

3. Пользу ли вред приносит зимой человеку барсук? ( он спит )

4. Что птицам страшнее холод или голод зимы? ( голод )

5. Какая птица может двигаться по вертикальному столбу вверх и вниз головой?

( поползень )

6. Какой зверек всю зиму спит вниз головой? ( летучая мышь )

7. Почему тушка мертвого клеста и в тепле долго не разлагается? ( тело пропитано смолой )

8. Какие птицы устраивают по несколько гнезд на одном дереве? ( грачи )

9. Для какой птицы зимой семена репейника и лопуха являются любимым кормом? ( щегол )

10. Назовите птиц которые гнездятся колониями? ( грачи, ласточки, дрозды, чайки )

11. Ядовитая змея жалит или кусает? ( кусает )

12. Кто крупнее: бурундук или белка? ( белка )

13. Какой зверь на зиму становится весь белый, кроме кончика хвоста? ( горностай )

14. У каких певчих птиц самцы красные, а самки зеленые? ( клесты )

15. Какая самая маленькая птица? ( королек )

16. Назовите лучшего летуна среди насекомых? ( стрекоза )

17. Какая корова сытнее живет: хвостатая или бесхвостая? ( хвостатая )

18. Дикие кролики живут в норах. Устраивают гнезда или норы зайцы? ( нет )

19. К названию какого знака препинания надо прибавить три буквы, чтобы получилось название птицы? ( ласточка )

20. Пользу или вред приносит лиса? ( приносит: мех и поедает мышей )

2 команда.

1. Какая птица двигается по вертикальному столбу только вверх головой? ( дятел )

2. Какие жуки носят название того месяца, в котором появляются? ( майские )

3. Какие звери летаю? ( летучие мыши )

4. Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? ( тетерев, рябчик )

5. Какого цвета ворон и ворона? ( черный и серая )

6. Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? ( грачи )

7. Какая змея имеет название из двух букв? ( уж )

8. Кто раньше появляются весной летучие мыши или летающие насекомые? ( летающие насекомые )

9. Можно ли комнатную муху назвать животным? ( да )

10. Какой зверь на зиму становится весь белый, кроме кончика ушей? ( заяц– беляк )

11. Какой самый маленький зверек? ( землеройка– малютка )

12. Какого цвета самый крупный дятел? ( черный в красной шапке )

13. Когда улетают от нас последние утки? ( когда замерзают последние водоемы )

14. Какая птица поет хвостом? ( бекас )

15. Какая птица быстрее всех летает? ( стриж )

16. Как называется стрекоза, название которой является необходимым предметом каждой сельской семье? ( коромысло )

17. В какое время года хищным птицам и зверем лучше всего живется? ( летом )

18. Чем питаются новорожденные летучие мыши? ( молоком )

19. Отчего старых лосей называют сохатыми? ( их рога похожи на соху )

20. Куда осенью деваются бабочки? ( большинство гибнет, некоторые прячутся под кору, в щели )

Литература:

Бабаев А. Г, Дроздов Н. Н. Пустыни. М,: Мысль, 1986.

Ердавлетов Д. Е. Занимательная география. Алматы, 2005.

Касаткина Н. А. Биология. Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия. Волгоград.

Метки: География