Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Климат России. (8 ч. )

Климат России. (8 ч. )

Планирование

ВЛ

ММ

МРБ

ПР

ТУЗ

1

2

3

4

5

6

7

8

1 – 2 уроки.

Вводная лекция (ВЛ): «Климат. Условия формирования климата. Воздушные массы и их типы. Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны. Типы климатов. Зависимость человека от клима­тических условий. Охрана атмосферного воздуха».

3 – 4 уроки.

Отработка новых понятий, терми­нов, определений по мурманской методике (ММ).

5 – 6 уроки.

Отработка умений и навыков в ре­шении задач и выполнение упражнений по методике Ривина–Баженова (МРБ).

7 урок.

Практическая работа (ПР) «Описание типов климата России»

8 урок.

Тематический учет знаний.

Листок учителя (мурманская методика)

Понятия, определе­ния.

Вопросы

Задания

Карточки

1. Клима­тообра­зующие факторы

1. 1. Что называ­ется климатооб­разующими факторами? На­зовите из­вестные вам климатообра­зующие фак­торы. (У3, с. 52)

1. 2. Какой фактор среди климатообразующих и по­чему следует считать ве­дущим?

Красная

1. 1; 7. 1;

1. 2; 7. 2.

2. Солнеч­ная радиа­ция

2. 1. Что такое солнечная ра­диация? Каковы единицы ее из­мерения? (У1, с. 56; У3, с. 53)

2. 2. По рис. 23 (У1, с. 56) расскажите, как распределя­ется поступающая на зем­ную поверхность солнеч­ная радиация, по поверх­ности Земли?

Оранже-

вая

2. 1; 8. 1;

2. 2; 8. 2.

3. Солнеч­ная посто­янная

3. 1. Что называ­ется солнечной постоянной? Каковы еди­ницы ее измере­ния? (У3, с. 53)

3. 2. По карте (У3, с. 54-55, рис. 19-20) определите сум­марную и поглощенную ра­диацию на побережье Се­верного Ледовитого океана, в средней полосе страны, (по параллели 55° с. ш. ), в устье Волги и объясните полученные показатели.

Желтая

3. 1; 9. 1;

3. 2; 9. 2.

4. Воз­душные массы

4. 1. Что пони­мается под воздушной мас­сой и циркуля­цией атмо­сферы?

(У3, с. 55-56)

4. 2. Какие причины вызы­вают образование различ­ных воздушных масс? Какие воздушные массы господ­ствуют над территорией РФ? Дай их характеристику.

Зеленая

4. 1; 10. 1;

4. 2; 10. 2.

5. Транс­формация воздуш­ных масс

5. 1. Что такое трансформация воздушных масс? (У1, с. 58)

5. 2. Как изменятся свой­ства арктического воздуха при движении на юг?

Голубая

5. 1; 11. 1;

5. 2; 11. 2.

6. Атмо­сферные фронты

6. 1. Что называ­ется атмосфер­ным фронтом?

(У3, с. 57-58)

6. 2. Как образуются различ­ные типы атмосферных фронтов? По карте опре­делите, какие атмосферные фронты проходят на терри­тории РФ?

Синяя

6. 1; 12. 1;

6. 2; 12. 2.

7. Ци­клоны и антици­клоны

7. 1. Что такое циклоны и ан­тициклоны? Как они образу­ются?

7. 2. Для каких районов страны характерна цикло­ническая, для каких анти­циклоническая погода?

8. Изо­термы, изобары.

8. 1. Что называ­ется изобарами, изотермами? (У3, с. 63)

8. 2. Опре­делите по карте (У3, с. 59-60, рис. 22-23) максималь­ные летние и минималь­ные зимние температуры в районе Мурманска на Кольском полуострове и восточнее – в районе Вер­хоянска. Сделай выводы.

9. Законо­мерности распреде­ления те­пла на террито­рии РФ

9. 1. От чего за­висит распреде­ление темпера­туры воздуха? (У1, с. 61)

9. 2. Остров Сахалин нахо­дится на широте Тулы, но климат его гораздо суро­вее, чем Тулы. В чем причина суровости климата Сахалина?

10. Зако­номерно­сти рас­пределе­ния влаги на терри­тории РФ?

10. 1. От чего за­висит распреде­ление осадков по территории страны?

(У1, с. 62-63)

10. 2. Определите, откуда поступает основная масса влаги на Европейскую часть РФ?

1. От Баренцева моря

2. Белого и Карского мо­рей

3. Атлантического океана

4. Черного и Азовского морей. Ответ обоснуйте.

11. Испа­рение и испаряе­мость

11. 1. Что назы­вается испаре­нием и испаряе­мостью?

(У3, с. 66)

11. 2. Определите по карте (У3, с. 67, рис. 31) годовую испаряе­мость для полуострова Таймыр, для г. г. Ка­зань, Владивосток. Сделайте соответствующие выводы.

12. Коэф­фициент увлажне­ния

12. 1. Что назы­вается коэффи­циентом увлаж­нения? Приведите формулу, по ко­торой вычисля­ется Кув

(У3, с. 67)

12. 2. Определите Кув для пунктов: С-Петер­бург, Москва, Мурманск, Казань, Владивосток, Астрахань, Якутск. Сде­лайте выводы о том, в каком направлении возрастает испаряемость. Объясните причину.

Карточки, используемые при работе по ММ

8-ММ-3

(красная)

Карточка 1

Климат России

1. Что называ­ется климатооб­разующими факторами? На­зовите из­вестные вам климатообра­зующие фак­торы. (У3, с. 52)

2. Что такое циклоны и ан­тициклоны? Как они образу­ются?

1. Какой фактор среди климатообразующих и по­чему следует считать ве­дущим?

2. Для каких районов страны характерна цикло­ническая, для каких анти­циклоническая погода?

Листок учителя (методика Ривина-Баженова)

Типы заданий

Задания

Кар­точка

1. задачи

1. Условия формирования климата

1. На 1 км2 земной поверхности падает за год в среднем 10,89х1015 Дж солнечного тепла. Вычислите величину солнечной энергии поглощенной 15 км2 земной поверхности.

2. Определите величину солнечной энергии падающую на территорию РФ, площадью 17,1 млн км2 в течение одного дня. (На 1 км2 земной поверхности падает за год в среднем 10,89х1015 Дж солнечного тепла).

Красная

1. 1 и

2. 1а

2. Влияние рельефа материков и океанов на климат РФ

1. Определите суммарную радиацию и годовое количество осадков для г. г. Москвы и Астрахани. Сравнить полученные результаты и сделать выводы о причинах различия.

2. Определите суммарную радиацию и годовое количество осадков для г. г. Архангельска и Оренбурга. Сравнить полученные результаты и сделать выводы о причинах различия.

Синяя

1. 2 и

2. 2а

3. Климаты России

1. Пользуясь картами (У3, с. 59-60) определите основные показатели: среднемесячные температуры января и июля и, соответственно, годовую амплитуду температуры для арктического климата.

2. Пользуясь картами (У3, с. 59-60) определите основные показатели: среднемесячные температуры января и июля и, соответственно, годовую амплитуду температуры для умеренного климата.

Желтая

1. 3 и

2. 3а

4. Испарение и испаряемость

1. Определите по климатической карте коэффициент увлажнения для отдельных пунктов России: Москва и Магадан.

2. Определите по климатической карте коэффициент увлажнения для отдельных пунктов России: Мурманск и Казань.

Зеленая

1. 4 и

2. 4а

2. упражнения

1. Отчего зависит климат нашей страны

а) определите, какая территория России получает суммарную радиацию величиной от 420 до 500 кДж/см2 в год.

б) в Центральной России суммарная солнечная радиация за год составляет:

1) 165–250 кДж/см2 2) 335–375 кДж/см2

3) 420–460 кДж/см2 4) 500–585 кДж/см2

2. Солнечная радиация

а) почему пункты, находящиеся на одной параллели, не всегда имеют одинаковые величины солнечной радиации?

б) город Владивосток расположен южнее городов Волгоград и Ставрополь, но прямая радиация здесь ниже и климат прохладнее. В чем причина данных различий?

3. Влияние рельефа материков и океанов на климат

а) сравните распределение осадков на склонах Алтайских гор и Срединного хребта Камчатки. Объясните, почему на Алтае наибольшее количество осадков выпадает на северо-западных склонах, а на Камчатке – на восточных?

б) территориями с недостаточным увлажнением являются: 1) Ростовская область 2) Тюменская область 3) Волгоградская область 4) Сахалинская область

4. Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны

а) по климатической карте атласа проследите ход изотерм января –12 °С и –16 °С. Чем объясняется такой ход изотерм?

б) по климатической карте атласа проследите ход изотерм января –12 °С и –16 °С. Почему на одних и тех же широтах на северо-востоке холоднее, чем на северо-западе.

Карточки, используемые при работе по МРБ

8-МРБ-3

(красная)

Карточка 1

Климат России

1. На 1 км2 земной поверхности падает за год в среднем 10,89х1015 Дж солнечного тепла. Вычислите величину солнечной энергии поглощенной 15 км2 земной поверхности.

1. Определите, какая территория России получает суммарную радиацию величиной от 420 до 500 кДж/см2 в год.

8-МРБ-3

(синяя)

Карточка 2

Климат России

1. Определите суммарную радиацию и годовое количество осадков для г. г. Москвы и Астрахани. Сравнить полученные результаты и сделать выводы о причинах различия.

1. Почему пункты, находящиеся на одной параллели, не всегда имеют одинаковые величины солнечной радиации?

8-МРБ-3

(желтая)

Карточка 3

Климат России

1. Пользуясь картами (У3, с. 59-60) определите основные показатели: среднемесячные температуры января и июля и, соответственно, годовую амплитуду температуры для арктического климата.

1. Сравните распределение осадков на склонах Алтайских гор и Срединного хребта Камчатки. Объясните, почему на Алтае наибольшее количество осадков выпадает на северо-западных склонах, а на Камчатке – на восточных?

8-МРБ-3

(зеленая)

Карточка 4

Климат России

1. Определите по климатической карте коэффициент увлажнения для отдельных пунктов России: Москва и Магадан.

1. По климатической карте атласа проследите ход изотерм января –12 °С и –16 °С. Чем объясняется такой ход изотерм?

Тематический учет знаний по теме «Климат России»

1. Многолетний режим погоды, характерный для какой-либо местности называется:

а) погода

б) климат

в) радиация

2. Излучение солнцем тепла и света называется:

а) радиация

б) излучение

в) циркуляция

3. Назовите солнечную радиацию, которая состоит из прямой и рассеянной:

а) поглощенная

б) суммарная

в) отраженная

4. Самый большой климатический пояс России называется:

а) тропический

б) арктический

в) умеренный

5. Назовите географический фактор климатообразования:

а) широта

б) солнечная радиация

в) циркуляция атмосферы

6. Большой объем воздуха, обладающий разными свойствами называется:

а) ветер

б) воздушная масса

в) воздух

7. Назовите воздушную массу, которая формируется на территории России:

а) экваториальная

б) тропическая

в) умеренная

8. Пограничная полоса между двумя воздушными массами называется:

а) циклон

б) фронт

в) антициклон

9. Назовите теплый фронт, где встречается арктическая и умеренная воздушные массы:

а) умеренный

б) тропический

в) арктический

10. Назовите холодный фронт, где встречается арктическая и умеренная воздушные массы:

а) умеренный

б) тропический

в) арктический

11. Перемещение воздуха из области высокого давления в область низкого называется:

а) ветер

б) муссон

в) бриз

12. Область высокого давления, где воздух движется по часовой стрелке, принося самую хорошую благоприятную погоду:

а) циклон

б) антициклон

в) ветер

13. Область низкого давления, где воздух движется против часовой стрелки, принося плохую погоду с дождем, снегом, ветром:

а) ветер

б) антициклон

в) циклон

14. Количество влаги, которое может испариться при данных температурах влаги называется:

а) испарение

б) испаряемость

в) увлажнение

15. Отношение годового количества осадков к испаряемости называется:

а) увлажнение

б) испарение

в) испаряемость

16. Наука, которая изучает климат называется:

а) геология

б) метеорология

в) климатология

17. Назовите тип климата смешанных лесов Дальнего Востока:

а) континентальный

б) муссонный

в) резкоконтинентальный

18. Назовите тип климата Татарстана:

а) умеренно-континентальный

б) муссонный

в) континентальный

19. Неблагоприятные климатические явления, которые образуются из-за длительного недостатка влаги называется:

а) туманы

б) засуха

в) гололед

20. Что является причиной возникновения засух и суховеев:

а) циклон

б) антициклон

в) фронт

21. Отрицательное воздействие человека на климат в результате хозяйственной деятельности:

а) охрана

б) очищение

в) загрязнение

Метки: География