Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Внутренние воды и водные ресурсы РФ. (6 ч. )

Внутренние воды и водные ресурсы РФ. (6 ч. )

Планирование.

ВЛ

ММ

МРБ

ТУЗ

1

2

3

4

5

6

1-2 уроки.

Вводная лекция (ВЛ). Внутренние воды и водные ресурсы: а) условия образования и типы вод; б) главные речные системы и бассейны рек РФ; в) озера и другие типы внутренних вод; г) внутренние воды и человек.

3 урок.

Отработка новых понятий, терминов, определений по ММ.

Отработка умений и навыков в выполнении упражнений по методике.

4-5 уроки

Отработка умений и навыков в решении задач (уклон реки, падение реки, расход воды).

6 урок.

Тематический учет знаний. Тестовые задания.

Листок учителя (мурманская методика)

Понятия, определения.

Вопросы.

Задания.

Карточки.

1. Мировой круговорот воды.

1. 1. Что представляют со­бой малый и боль­шой круговороты?

1 . 2. Какие явления, под­тверждающие круговорот воды в природе, можно на­блюдать в нашей мест­но­сти?

Красная 1. 1; 7. 1; 1. 2; 7. 2.

2. Внутрен­ние воды.

2. 1. Что такое внутренние воды? (У1, с. 73;

У3, с. 78)

2. 2. Объясните, от чего за­висит размещение внут­ренних вод на терри­тории нашей страны.

Оран­жевая

2. 1; 9. 1; 2. 2; 9. 2.

3. Режим рек.

3. 1. Что называет­ся режимом рек?

(У3, с. 79)

3. 2. Проанализируйте кли­матическую карту и рис. 34-35 (У3) и оп­ределите, в каких рай­онах нашей страны пре­обладают реки с паводковым режи­мом, с летним или весен­ним половодьем.

Жел­тая. 3. 1; 8. 1; 3. 2; 8. 2.

4. Падение реки.

4. 1. Что называет­ся падением реки? (У1, с. 75;

У3, с. 79)

4. 2. Пользуясь физической картой Татарстана и Рос­сии, объясните причины отличий режимов Камы и Волги.

Зеле­ная

4. 1; 10. 1; 4. 2; 10. 2.

5. Уклон реки.

5. 1. Что называет­ся уклоном реки?

(У1, с. 75;

У3, с. 79)

5. 2. Определите реку, имеющую наибольшие различия в питании исто­ков и устья:

1) Печора;

2) Северная Двина;

3) Волга;

4) Иртыш.

Голу­бая

5. 1; 12. 1; 5. 2; 12. 2.

6. Расход реки.

6. 1 . Что такое расход реки?

(У3, с. 80)

6. 2. К областям внутренне­го стока относятся реки:

1) Волга; 2) Кама;

3) Вилюй; 4) Иртыш.

Синяя 6. 1; 11. 1; 6. 2; 11. 2.

7. Годовой сток.

7. 1 . Что называ­ется годо­вым сто­ком? (У1, с. 78;

У3, с. 81)

7. 2. От чего зависит годо­вой сток?

8. Речная эро­зия и речная ак­кумуляция.

8. 1. Что называется речной эрозией и речной аккумуля­цией? (У3, с. 81-82)

8. 2. Определи по схеме 14 (У3, с. 82) место аккумуляции и эро­зии рек. Река Волга выно­сит в море 25 млн. т твер­дого стока. Мутность воды составляет 500 г/м3. Что яв­ляется основной причи­ной появления твердого стока?

9. Озера.

9. 1 . Что называет­ся озером? Какие типы озерных котло­вин есть в нашей стране? (У1, с. 80;

У2, с. 106)

9. 2. Чем объяснить неравномерность распределения озер на территории РФ? Назовите районы наибольшего скопления озер.

Карточки, используемые при работе по ММ

8-ММ-4

(красная)

Карточка 1

Внутренние воды и водные ресурсы РФ

1. Что представляют со­бой малый и боль­шой круговороты?

2. Что называ­ется годо­вым сто­ком? (У1, с. 78; У3, с. 81)

1. Какие явления, под­тверждающие круговорот воды в природе, можно на­блюдать в нашей мест­но­сти?

2. От чего зависит годо­вой сток?

Листок учителя (методика Ривина – Баженова)

Типы заданий

Задания

Карточка

1. задачи

1 . Падение реки.

а) Высота истока реки – 250 м, высота устья – 150 м. Какой уклон будет иметь река при длине 350 км? Горная она или равнинная?

б) Падение реки – 200 м. Какую длину может иметь река, если известно, что она горная?

в) Используя физическую карту РФ, рассчитайте падение реки Печоры.

Красная l. la и 2. 1а

2. Уклон реки.

а) Используя физическую карту России и учеб­ник (У1, с. 75-76; У3, с. 268-270) определите уклон реки Оби.

б) Используя физическую карту России и учеб­ник (У1, с. 75-76; У3, с. 268-270) рассчитайте уклон реки Терек,

в) Используя физическую карту России и учеб­ник (У1, с. 75-76; У3, с. 268-270) определите уклон реки Урал.

Синяя 1. 2а и 2. 2а

3. Расход реки.

а) Определите расход речки, используя данные похода по речке Тумбарлинка

б) Определите расход речки, используя данные похода по речке Сулинка

в) Определите расход реки, если известно, что ширина реки 20 м, средняя глубина 1,5 м, скорость тече­ния 2 м/сек.

Желтая 1. 3а и 2. 3а

4. Годовой сток.

а) Подсчитайте, достаточно ли годового стока Волги (У3, с. 268-270, приложение «Реки») для разбавления 16 км3 сточных вод, которые сбрасываются в нее ежегодно. Справля­ется ли в настоящее время Волга с этими стоками?

б) Сколько воды в сутки использует Ваша семья, если на все нужды одному человеку требуется 300-400 л воды в сутки?

в) Сколько воды в сутки использует все население г. Бавлы, если на все нужды одному человеку требуется 300-400 л воды в сутки?

Зеленая 1. 4а и 2. 4а

2. упражнения

1. Реки.

а) На контурных картах обведите границы бассейнов Ени­сея, Оби, Лены, Амура, Волги и покажите водоразделы.

б) Определите на режим каких рек влияют господствующие ветры: Волги, Амура, Иртыша, Невы.

в) Какие положительные и какие отрицательные явления могут быть при сооружении водохранилищ?

2. Озера.

а) Дайте характеристику озера Байкал

б) Дайте характеристику озера Ладожское

в) Дайте характеристику озера Онежское

3. Водные ресур­сы.

а) Как влияет на водные ресурсы деятельность человека? Приведите положительные и отрицательные примеры.

б) Как вы считаете, какие реки нашей страны наиболее бога­ты гидроресурсами? Почему вы так решили?

в) В твоем районе есть река, пруд, озеро? Составь план при­родоохранных мероприятий для них? Какой вклад можете внести вы, школьники, в выполнение намеченных меро­приятий?

4. Стихийные яв­ления, связанные с водой.

а) Укажите наиболее опасные для человека природные яв­ления, связанные с реками: наводнения; замерзание рек; разрушение берегов; паводки.

б) Какие опасные природные явления привели инженеров к выводу «Вода – враг склонов»: карст, осыпи, оползни, про­валы?

в) Чем опасны для рек и озер нефтяные пятна? Где на терри­тории РФ пятна разлившейся нефти превратили в «мертвые» много рек и озер.

Карточки, используемые при работе по МРБ

8-МРБ-4

(красная)

Карточка 1

Внутренние воды и водные ресурсы РФ

1. Высота истока реки – 250 м, высота устья – 150 м. Какой уклон будет иметь река при длине 350 км? Горная она или равнинная?

1. На контурных картах обведите границы бассейнов Ени­сея, Оби, Лены, Амура, Волги и покажите водоразделы.

8-МРБ-4

(синяя)

Карточка 2

Внутренние воды и водные ресурсы РФ

1. Используя физическую карту России и учеб­ник (У1, с. 75-76; У3, с. 268-270) определите уклон реки Оби.

1. Дайте характеристику озера Байкал

8-МРБ-4

(желтая

Карточка 3

Внутренние воды и водные ресурсы РФ

1. Определите расход речки, используя данные похода по речке Тумбарлинка.

1. Как влияет на водные ресурсы деятельность человека? Приведите положительные и отрицательные примеры.

8-МРБ-4

(зеленая)

Карточка 4

Внутренние воды и водные ресурсы РФ

1. Подсчитайте, достаточно ли годового стока Волги (У3, с. 268-270, приложение «Реки») для разбавления 16 км3 сточных вод, которые сбрасываются в нее ежегодно. Справля­ется ли в настоящее время Волга с этими стоками?

1. Укажите наиболее опасные для человека природные яв­ления, связанные с реками: наводнения; замерзание рек; разрушение берегов; паводки.

Тематический учет знаний по теме

«Внутренние воды и водные ресурсы РФ»

1. Поток воды текущий в углублении называется:

а) родник

б) озеро

в) река

2. Река со своими притоками называется:

а) бассейн реки

б) речная система

в) режим реки

3. Место, где река берет начало называется:

а) устье

б) озеро

в) исток

4. Резкий подъем воды в реке во время половодья или дождя называется:

а) паводок

б) межень

в) наводнение

5. Место, куда река впадает называется:

а) исток

б) устье

в) родник

6. Природное углубление заполненное водой называется:

а) болото

б) река

в) озеро

7. Река бассейна Тихого океана называется:

а) Енисей

б) Амур

в) Волга

8. Пресное озеро тектонического происхождения называется:

а) Байкал

б) Ладожское

в) Балхаш

9. Озеро, в которое впадают и вытекают реки называется:

а) бессточное

б) сточное

в) горное

10. Река бассейна Северного Ледовитого океана называется:

а) Волга

б) Днепр

в) Лена

11. Естественное скопление льда в горах называется:

а) ледники

б) фирн

в) мерзлота

12. Болота с недостаточным увлажнением называются:

а) верховые

б) низинные

в) пойменные

13. Процесс растворения горных пород в Татарстане называется:

а) минерализация

б) карст

в) насыщение

14. Минеральная вода, которая используется для лечения желудочно-кишечного тракта

а) Файдалы-су

б) Алиса

в) Байкал

15. Воды, пригодные для использования человеком называются:

а) артезианские

б) водные ресурсы

в) минеральные

16. Неблагоприятные явления, связанные с водными ресурсами называются:

а) наводнение

б) половодье

в) паводок

17. Величина падения реки на 1 км русла называется:

а) падение

б) уклон

в) режим

18. Назовите формулу расхода воды в реке:

a) Q = F*

б) F = H/D

в) Ни – Ну

19. Разрушительная работа рек называется:

а) годовой сток

б) режим реки

в) речная эрозия

20. Река внутреннего стока, протекающая по территории Татарстана:

а) Кама

б) Ока

в) Дон

Метки: География