Итоговый урок по теме «Внутренние воды и водные ресурсы России»
Итоговый урок по теме «Внутренние воды и водные ресурсы России»
(Итоговый урок – систематизация знаний).
Цели и задачи урока:
Познавательная – учащиеся должны усвоить:
– закономерности размещения различных видов вод суши и связанные с ними явления в зависимости от рельефа и климата.
Развивающая – учащиеся должны уметь:
– показывать реки страны по бассейнам океанов;
– составлять характеристику реки с использованием различных тематических карт.
Воспитательная – учащиеся должны убедиться:
– в обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России;
– в возможности хозяйственного использования водных ресурсов и их охране.
Содержание
Понятия: речная система, исток, устье, бассейн, падение реки, расход воды, годовой сток, режим реки, твердый сток, паводок, половодье, озеро, низинные и верховые болота, грунтовые и межпластовые подземные воды, многолетняя мерзлота, покровные и горные ледники.
Закономерности: рельефообразующая деятельность рек; происхождение озер; распространение многолетней мерзлоты; неравномерность распределения по территории страны водных ресурсов; опасные явления, связанные с деятельностью вод.
Методы:
1) Метод проектов (исследовательских и информационных);
2) Метод сотрудничества; 3) Метод проблемного изложения.
Средства обучения, технические средства:
– картины с изображениями рек и озер;
– раздаточный материал – тесты по теме «Внутренние воды и водные ресурсы России»;
– классная доска;
– географические карты;
– стенгазеты, подготовленные учащимися.
Организационная форма:
Работа учащихся в малых группах по методике сотрудничества.
Структура урока:
1) актуализация знаний;
2) мотивация к применению знаний в конкретных ситуациях;
3) применение знаний при составлении характеристики реки и выделении главных ее признаков; применение знаний при оценке хозяйственного использования внутренних вод;
4) контроль усвоения знаний.
Тематика разрабатываемых проектов:
1. Туристический круиз по реке Волга.
2. Исследование озера Байкал.
Ход урока
1. Организационный момент – 2 мин.
2. Актуализация знаний – 8 мин.
1 задание. Географический диктант.
Проверка знаний и понятий по двум вариантам.
1 задание.
Показать по карте объекты. Учитель называет объекты, соседи показывают на карте атласа, проверяют друг друга. Учитель контролирует работу. Ученик должен показать объект за 3 секунды, иначе объект не засчитывается.
3. Мотивация к применению знаний в конкретных ситуациях – 5 мин. Тестовое задание можно провести устно по группам. Учащиеся в группах
отвечают по очереди.
4. Применение знаний.
Защита проектов по направлениям:
I. Проект: «Туристический круиз по реке Волга».
Сценарий защиты группы 1 – 8-10 мин.
1. Вступление. Общий краткий обзор проекта – цели и задачи.
Представление участников группы, их роли в выполнении проекта.
2. Основная часть «Туристический круиз по реке Волга»:
– демонстрация плана-маршрута;
– рассказ о проделанном путешествии.
3. Заключение – обобщение. Выводы о приобретенных знаниях.
II. Проект: «Исследование озера Байкал».
Сценарий защиты группы 2 – 8-10 мин.
1. Вступление. Общий краткий обзор проекта – цели и задачи.
Представление участников группы, их роли в выполнении проекта.
2. Основная часть «Исследование озера Байкал»:
– демонстрация стенгазеты;
– рассказ об объекте исследования.
4. Заключение – обобщение. Выводы о приобретенных знаниях.
5. Организационный этап – подведение итогов урока –10 мин.
Обобщение и выводы о проделанной работе.
6. Оценивание.
Метки: География