Конспект урока географии по теме "Ветер"; 6 класс
Конспект урока географии по теме "Ветер"; 6 класс
Тип урока: изучение нового материала.
Задачи урока
Образовательные:1. сформировать понятие "ветер", раскрыть причины его образования; показать значение ветра для природы.
Развивающие: продолжать формировать умение выделять главное в тексте учебника, делать самостоятельные выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитательные: уважать мнение товарищей при участии в дискуссии, уметь отстаивать свою точку зрения.
Оборудование: учебник географии для 6 класса (Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова), Плакат "Дневной бриз", карточки-задания, фен, колба с водой, спиртовка, кристаллы КмnO4. ,свеча, полоска папиросной бумаги.
Ход урока:
1 этап
Демонстрация опыта: свеча, полоска папиросной бумаги над свечой.
Учащиеся указывают причину: теплый воздух поднимается вверх, захватывая бумагу.
Учитель: значит, воздух движется, перемещается. Вот и поговорим сегодня о движении воздуха.
От чего нагревается воздух атмосферы? Почему он перемещается?
Солнечный обогрев распределяется на нашей планете неравномерно, и это приводит к тому, что в атмосфере имеются области с теплым и холодным воздухом. Вы уже знаете, что теплый воздух более легкий и он поднимается вверх, а более холодный из соседних областей перетекает на его место. Движение воздуха является причиной какого-то процесса. Отгадайте загадку:
Хоть бескрылый, а летает,
Безголосый, а свистит.
Хоть безрукий, но, бывает,
Груши с веток обрывает,
Сосны с корнем вырывает,
Так порою он сердит.
Только что он был везде –
Миг – и нет его нигде.
(вторая загадка «География в школе, № 2 2005, стр. 47)
Формулирую тему урока: "Ветер – Великий Невидимка".
Объясняю, что ветер уникальное, удивительное явление природы, которое всегда вызывало у людей интерес. Во многих пословицах, поговорках, песнях, сказаниях упоминается о ветре. В них ветер называют теплым, ласковым, нежным, игривым, озорным, буйным, жестоким, отчаянным, злым. Знакомлю детей с некоторыми пословицами, а также стихами. («География в школе» № 2 1999, стр. 57)
Далее на доске написаны вопросы, которые будут рассматриваться на уроке:
1. Что такое "ветер" и основные причины его образования.
2. Различные виды ветров.
3. Приборы, измеряющие силу ветра.
4. "Роза ветров" и принципы ее построения.
5. Значение ветра.
2 этап
Работа с учебным текстом.
Предлагаю прочесть текст-карточку "Как образуется ветер" (приложение 1), рассмотреть схему образования ветра и последовательно рассказать о причинно-следственных связях (выслушать несколько учеников).
Закрепить тему по учебнику на стр. 117.
Вопрос: От чего зависит сила ветра? (от разности атмосферного давления, от различий в нагреве поверхности и т. д. )
Вызываю 4 учеников, даю им таблички с показателями АД. Один ученик в качестве ветра двигается в том направлении, которое определяется показателями АД со скоростью, пропорциональной разнице давлений.
Далее переходим к новой учебной задаче: На Земле существуют очень интересные ветры, которые образуются на берегу морей и больших озер и называются они бризы, что в переводе с французского означает "легкий ветер".
Используя рис. 73 учебника "Дневной бриз", прошу рассказать об образовании бризов.
1. Перерисуйте рис. 73,обозначьте направление дневного бриза. Для этого: а) определите различия в нагревании поверхности суши и моря и обозначьте области АД; б) покажите стрелками направление ветра.
2. Нарисуйте в тетради схему ночного бриза. Температуру и давление обозначьте произвольно.
3. Сформулируйте определение, что называется бризом.
4. В чем главная особенность этого ветра?
4. Как вы думаете, в какой сезон года бризы выражены сильнее?
Ознакомление с муссоном по тексту учебника.
На карте полушарий показываю районы, где дуют муссоны.
Учитель: Мы установили причины движения ВМ, и от чего зависит их скорость. А теперь рассмотрим, как называется ветер по сторонам горизонта (заполнить таблицу на доске. ) Для каждой местности характерны те или иные преобладающие по направлению и силе ветры (скорость ветра измеряется в м/с и в баллах от 0 до 12. ) (Форзац учебника. ) Знакомлю с анемометром.
О направлении ветра можно узнать по графику, который называется "розой ветров".
Рассказ учителя о способах построения графика на примере учебника на стр. 118.
(Если позволит время, сделать сообщение о сильных ветрах – самум, тропические циклоны, смерчи (торнадо). («География в школе», №2, 1999, стр. 56. )
3 этап
Дискуссия "Ветер – друг или враг человека?"
Класс делится на две группы. Одна группа отстаивает мнение, что "Ветер – друг человека", вторая – "Ветер – враг человека".
Сначала идет обсуждение внутри группы. Дети могут пользоваться текстом учебника. Затем каждая группа высказывает свою точку зрения. После обсуждения учащиеся делают вывод: "С одной стороны, ветер полезен для природы и жизни человека, а с другой – враг, приносит немало бед".
Прошу объяснить смысл пословиц:
1. Не бросай слов на ветер.
2. Ветер в голове гуляет
Итог урока
1. Лена с Андреем, гуляя вдоль побережья, обратили внимание, что ветер дует с моря на сушу. В какое время суток гуляли ребята? (Днем. )
2. В какое время года путешественники оказались на берегу Охотского моря, если ветер дул с моря на сушу и стояла дождливая, пасмурная погода? (летом)
3. Почему ослабление ветров, особенно осенью и зимой, является настоящим бедствием для крупных промышленных городов, которые расположены в низинах, котловинах?
4. Какова главная причина возникновения ветра?
Выставляю оценки учащимся.
Творческое задание на дом: составить небольшой рассказ на тему: "Я – муссон", в котором постараться соотнести особенности ветра-муссона с качествами человеческого характера.
Метки: География