Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Кружок "Занимательная минералогия" 6 класс

Кружок "Занимательная минералогия" 6 класс

Цель: – познакомить учащихся со свойствами основных минералов, имеющих практическое значение

– научить учащихся определять минералы

Задачи: – рассказать о городе Полевском, о родине сказов П. П. Бажова

– показать использование минералов и горных пород промышленности, сельском хозяйстве, строительном деле, быту

– рассказать об их значении в истории культуры, о замечательных творениях народных мастеров

Содержание занятий

Введение(2ч) Горные породы и минералы малой Родины -Сказы П. П. Бажова

Тема 1 (1ч) Что такое минералогия, что она изучает? Её практическое значение. Строение земного шара. Состав земной коры.

Тема 2 (2ч) Свойства минералов. Основные Физические и химические свойства минералов, от чего они зависят Агрегатное состояние минералов, их переход из одного состояния в другое с изменением температуры и давления. Минералы, обладающие кристаллической структурой. Аморфные минералы образование кристаллов в природе. Выращивание кристаллов из растворов. Свойства кристаллов и их практическое применение.

Тема 3 (2ч) История камня. Камень и первобытный человек. Каменные страницы истории – архитектурные памятники России. Каменных дел мастера. Из истории камнерезного дела на Руси. Центры старой русской камнерезной промышленности – Екатеринбург, Петергоф. Открытие самоцветов на Урале в XIX веке

Тема 4 (1ч) Алмаз – драгоценный камень

Тема5 (1ч) Метеориты, причины их падения, химический состав

Тема6(2ч) Камни в жизни животных и растений. Минералы органического происхождения: известняки и фосфориты. Окаменевшие растения – результат удивительной работы минеральных растворов Рудные горы – «Железные цветы»

Тема 7(2ч) Камень и урожаи. Камни плодородия: апатит, фосфорит, калийные соли, известняк; их применения

Тема8 (2ч) Камень и здоровье человека. Минеральные растворы и курортное дело. Камни в организме человека

Тема 9 (1ч) Камень и предрассудки, с ним связанные

Тема 10 (1ч) Необычное в мире камня. Знаки на камне – “громовые стрелы” Кристаллы – гиганты. Жидкие и летучие минералы. Сбор коллекции горных пород и минералов. Создание искусственных камней и их применение.

Тема 11(2ч) Охрана полезных ископаемых Исчерпаемые ресурсы. Различные виды полезных ископаемых. Методы и их добычи. Изменение полезных ископаемых в результате естественных процессов – вымывание подземными водами, размыв потоками воды, процессы окисления, а также человеческой деятельностью.

Воздействие человека на полезные ископаемые: а) уменьшение количества полезных ископаемых б) изменения качества полезных ископаемых

Закон об охране полезных ископаемых.

Тема 12(2ч) Правила сбора образцов минералов. Советы академика А. Е. Ферсмана начинающему минералогу.

Тема13(4ч) Простейшие приемы определения минералов в полевых условиях.

Экскурсия на Новоивановский карьер

Тема 14(2ч) Сбор и хранения минералогических коллекций, заготовка раздаточного материала

Тема 15(2ч) Специальности, связанные с изучением и использованием горных пород и минералов. Встреча с камнерезами г. Полевского

Планированный результат:

– коллекция горных пород и минералов

– карта горных пород и минералов г. Полевского

Учебно-тематический план

Тема занятий

Кол-во часов (всего)

Виды занятий

Теория (кол-во часов)

Практика (кол-во часов)

Форма занятий

1.

Введение. Горные породы и минералы в сказах П. П. Бажова.

2

2

Беседа

2.

Что такое минералогия? Земная кора

1

1

Лекция

3.

Свойства минералов

2

1

1

Лекция. Практическое

занятие

4.

История камня

2

2

Лекция. Дискуссия

5.

Алмаз драгоценный камень

1

1

Лекция. Беседа

6.

Метеориты, причины

Их падения. Химический состав

1

1

Работа с дополнительными источниками знаний

7.

Камни в жизни животных и растений

2

1

1

Практическая работа, беседа

8.

Камень и урожай

2

1

1

Беседа, работа с дополнительными источниками знаний

9.

Камень и здоровье человека

2

1

1

Семинар – практикум

10

Камень и предрассудки с ним связанные

1

1

Беседа

11

Необычное в мире камня

1

1

Сбор коллекции горных пород и минералов

12

Охрана полезных ископаемых

2

2

Беседа, участие в семинаре

13

Правила сбора образцов минералов

2

2

Занятие – практикум

14

Простейшие приемы определения минералов в полевых условиях

4

1

3

Беседа. Экскурсия на Новоивановский рудник

15

Сбор и хранение минералогических коллекций. Заготовка раздаточного материала

2

1

1

Практическая работа

16

Специальности, связанные с изучением и использованием горных пород и минералов

2

2

Встреча с камнерезом г. Полевского Нельзиным

Итого:

30

16

14

Перечень рекомендуемой литературы.

1. Павловский Б. В. Камнерезное искусство Урала – Свердловск, 1963.

2. Кузин М. Ф. Полевой определитель минералов, М. , «Наука», 1974.

3. Лучин М. В. Детям о природе, М. , «Просвещение», 1983.

4. Малахов А. А. Под покровом мантии, М. , Молодая Гвардия, 1985.

5. Ферсман А. Е. Занимательная минералогия, М. , Дет-гиз, 1984.

6. Ферсман А. Е. Воспоминания о камне, М. , 1963.

7. Уфимцев В. И. Знай свой край – Свердловск, 1986.

8. Бажов П. П. Малахитовая шкатулка, М. , 1961

Метки: География