Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Элективный курс по географии "Мир – природа – общество" для учащихся 9 классов

Элективный курс по географии "Мир – природа – общество" для учащихся 9 классов

Курс «Мир – природа – общество» призван обеспечить систематизацию представлений школьников о действительности и объединить в единое целое естественнонаучные и гуманитарные знания.

Основная цель курса: формирование мировозрения учащихся, системы их ориентации и самореализации в мире, становление экологического и экономического сознания.

Курс должен способствовать восприятию мироздания в целом, а развитие природы и общества – как единый совместный процесс, ведущий из прошлого в будущее.

Характерная для сознания современного человека узость временного и пространственного горизонта не позволяет ощутить потребность в фундаментальном изменении стратегии развития общества и человека, делает их безразличными к будущему, избавляет от ответственности.

Этот курс предлагает увидеть мир, развёрнутый в пространстве и во времени, как макрокосмос, и себя в этом мире – как «фокус», отражение мира, личностный микрокосмос.

Это позволяет ощутить себя неразрывно связанным с прошлым и будущим, социоестественной истории в её цивилизационном и космическом измерениях.

Планируемые результаты обучения

1. Оценивать и прогнозировать:

– изменение природных и социально-экономических объектов под влиянием человека и общества;

– рост населения, городов и хозяйства;

– изменение культуры и сознания человека;

– прогнозирование особенностей жизни в будущем;

– саморазвитие и личностные возможности.

2. Объяснять:

– роль знаний в решении социально-экономических и экологических проблем;

– влияние общества на природу и природы на общество;

– влияние общества на человека и человека на общество;

– влияние религии на человека и общество;

– естественно-социальную историю развития человека;

– закономерности природных процессов;

– роль человека в системах живой, неживой природы, обществе;

– суть проблем, возникающих в мире.

3. Объяснять явления на основе понятий:

– Вселенная, планета, космос, космизм, философия, ноосфера, природа, круговорот веществ, культура, человек, жизнь, экология, экосистема, искусство, наука, нравственность, этика, религия, миф, время, пространство, части света, социум, субъект, личность, экономика, труд, город, страна, личность.

4. Описывать:

– образы природохозяйственных объектов (промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортоного, рекреационного);

– образы прошлого и будущего, Вселенной и мира;

– эмоции и чувства, связанные с окружающей действительностью.

5. Определять:

– параметры природных и социально-экономических объектов и явлений;

– значения событий и явлений для прошлого и будущего;

– различия и особенности в отражении действительности разных культур и религий;

– разницу в восприятии одного и того же события разными людьми.

6. Называть:

– основные этапы развития Земли;

– религии и их суть;

– районы острых экологических ситуаций;

– части света и их особенности;

– основные виды природных ресурсов и их использование;

– примеры рационального и нерационального использования ресурсов.

Учебно-тематический план

п/п

Наименование тем курса

Всего часов

В том числе

Форма контроля

лекции

семинары

1.

Раздел I: Экологическая культура (20) Природа и общество

5

3

2

2.

Экология как наука о «доме».

4

2

2

беседа

3.

Время (естественно-социальная история)

3

2

1

беседа

4.

Пространство (Земля и Вселенная)

3

1. 5

1. 5

фронтальный опрос

5.

Человек на Земле

5

2

3

беседа

6.

Подведение итогов по темам раздела I.

1

1

фронтальный опрос

7.

Раздел II: Калейдоскоп проблем (11)

География глобальных проблем

6

3

3

беседа

8.

Страна, в которой мы живём

5

2

3

беседа

9.

Раздел III: Экологическая культура – как стратегия развития (2)

2

1

1

беседа

10.

Итоги курса «Мир, природа и общество»

1

1

Итого: 34 часа

Содержание

Тема

Примерное содержание

1

2

Природа и общество

– Культура – это явление, понять которое невозможно, не соотнеся с природой.

– Переход биосферы в ноосферу

В нашем столетии биосфера получает совершенно новое понимание. Она выявляется как планетное явление космического характера. В биогеохимии нам приходится считаться с тем, что жизнь (живые организмы) реально существует не только на одной нашей планете, не только в земной биосфере.

Экология как наука о «доме».

Эколо́гия (от др. -греч. οἶκος – обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος – понятие, учение, наука) – наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году в книге «Общая морфология организмов» («Generelle Morphologie der Organismen»).

Современная экология— сложная, разветвлённая наука.

Время (естественно-социальная история)

Экологическая культура прошлого и настоящего.

Научно – техническая революция. Рост влияния на природу.

Экологическая культура будущего, прогнозируемые характеристики

Пространство (Земля и Вселенная)

Разнообразие природных условий на поверхности земли очень велико. Географические пояса, природные зоны и ландшафты – основа для типологии экосистем.

Человек изменил течение всех геохимических реакций. Лик планеты стал новым и пришёл в состояние непрерывных потрясений. B. И. Вернадский.

На планетах нашей системы возможно если не отсутствие жизни, то её примитивность, слабость, может быть, уродливость и во всяком случае отсталость от земной, как находящейся в особенно благоприятных условиях температуры и вещества. К. Э. Циолковский

Человек на Земле

Возникновение человека было актом величайшей важности, единичным в течение геологической истории: ему нет ничего аналогичного в среде мириад предшествовавших веков.

Человек – это Homo sapiens faber. Он меняет внешний вид, химический и минералогический состав окружающей среды, своего местообитания. Местообитанием его является вся земная поверхность. Его деятельность с каждым веком становится более мощной и более организованной. B. И. Вернадский.

География глобальных проблем

Глобальное потепление, демографические проблемы, синдром приобретённого иммунного дефицита и др.

Страна, в которой мы живём

Одной из интереснейших и крупнейших частей глобальной экосистемы является экосистема России.

Экологические проблемы России

Экологическая культура – как стратегия развития

Сущность экологического кризиса – засорение экосистемы отходами социального воспроизводства (вещественными, энергетическими, информационными)

Б. Коммонер, сформулировавший основные 4 закона экологии:

– Всё связано со всем

– Ничто не исчезает в никуда

– Природа знает лучше – закон имеет двойной смысл – одновременно призыв сблизиться с природой и призыв крайне осторожно обращаться с природными системами.

Ничто не даётся даром (вольный перевод – в оригинале что-то вроде «Бесплатных обедов не бывает»)

Методы контроля:

– Контроль усвоения материала осуществляется, прежде всего, через устные ответы. Но, в тоже время, учащиеся сами оценивают свою деятельность на протяжении каждого занятия и курса. После занятия предлагается написать отклик: «Я сегодня на уроке». Следующее занятие начинается с обобщения откликов и строится в соответствии с пожеланиями детей.

Метки: География