Элективный курс по географии "Мир – природа – общество" для учащихся 9 классов
Элективный курс по географии "Мир – природа – общество" для учащихся 9 классов
Курс «Мир – природа – общество» призван обеспечить систематизацию представлений школьников о действительности и объединить в единое целое естественнонаучные и гуманитарные знания.
Основная цель курса: формирование мировозрения учащихся, системы их ориентации и самореализации в мире, становление экологического и экономического сознания.
Курс должен способствовать восприятию мироздания в целом, а развитие природы и общества – как единый совместный процесс, ведущий из прошлого в будущее.
Характерная для сознания современного человека узость временного и пространственного горизонта не позволяет ощутить потребность в фундаментальном изменении стратегии развития общества и человека, делает их безразличными к будущему, избавляет от ответственности.
Этот курс предлагает увидеть мир, развёрнутый в пространстве и во времени, как макрокосмос, и себя в этом мире – как «фокус», отражение мира, личностный микрокосмос.
Это позволяет ощутить себя неразрывно связанным с прошлым и будущим, социоестественной истории в её цивилизационном и космическом измерениях.
Планируемые результаты обучения
1. Оценивать и прогнозировать:
– изменение природных и социально-экономических объектов под влиянием человека и общества;
– рост населения, городов и хозяйства;
– изменение культуры и сознания человека;
– прогнозирование особенностей жизни в будущем;
– саморазвитие и личностные возможности.
2. Объяснять:
– роль знаний в решении социально-экономических и экологических проблем;
– влияние общества на природу и природы на общество;
– влияние общества на человека и человека на общество;
– влияние религии на человека и общество;
– естественно-социальную историю развития человека;
– закономерности природных процессов;
– роль человека в системах живой, неживой природы, обществе;
– суть проблем, возникающих в мире.
3. Объяснять явления на основе понятий:
– Вселенная, планета, космос, космизм, философия, ноосфера, природа, круговорот веществ, культура, человек, жизнь, экология, экосистема, искусство, наука, нравственность, этика, религия, миф, время, пространство, части света, социум, субъект, личность, экономика, труд, город, страна, личность.
4. Описывать:
– образы природохозяйственных объектов (промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортоного, рекреационного);
– образы прошлого и будущего, Вселенной и мира;
– эмоции и чувства, связанные с окружающей действительностью.
5. Определять:
– параметры природных и социально-экономических объектов и явлений;
– значения событий и явлений для прошлого и будущего;
– различия и особенности в отражении действительности разных культур и религий;
– разницу в восприятии одного и того же события разными людьми.
6. Называть:
– основные этапы развития Земли;
– религии и их суть;
– районы острых экологических ситуаций;
– части света и их особенности;
– основные виды природных ресурсов и их использование;
– примеры рационального и нерационального использования ресурсов.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Наименование тем курса | Всего часов | В том числе | Форма контроля | |
лекции | семинары | ||||
1. | Раздел I: Экологическая культура (20) Природа и общество | 5 | 3 | 2 | |
2. | Экология как наука о «доме». | 4 | 2 | 2 | беседа |
3. | Время (естественно-социальная история) | 3 | 2 | 1 | беседа |
4. | Пространство (Земля и Вселенная) | 3 | 1. 5 | 1. 5 | фронтальный опрос |
5. | Человек на Земле | 5 | 2 | 3 | беседа |
6. | Подведение итогов по темам раздела I. | 1 | 1 | фронтальный опрос | |
7. | Раздел II: Калейдоскоп проблем (11) География глобальных проблем |
6 | 3 | 3 | беседа |
8. | Страна, в которой мы живём | 5 | 2 | 3 | беседа |
9. | Раздел III: Экологическая культура – как стратегия развития (2) | 2 | 1 | 1 | беседа |
10. | Итоги курса «Мир, природа и общество» | 1 | 1 |
Итого: 34 часа
Содержание
Тема | Примерное содержание |
1 | 2 |
Природа и общество | – Культура – это явление, понять которое невозможно, не соотнеся с природой. – Переход биосферы в ноосферу В нашем столетии биосфера получает совершенно новое понимание. Она выявляется как планетное явление космического характера. В биогеохимии нам приходится считаться с тем, что жизнь (живые организмы) реально существует не только на одной нашей планете, не только в земной биосфере. |
Экология как наука о «доме». | Эколо́гия (от др. -греч. οἶκος – обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος – понятие, учение, наука) – наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году в книге «Общая морфология организмов» («Generelle Morphologie der Organismen»). Современная экология— сложная, разветвлённая наука. |
Время (естественно-социальная история) | Экологическая культура прошлого и настоящего. Научно – техническая революция. Рост влияния на природу. Экологическая культура будущего, прогнозируемые характеристики |
Пространство (Земля и Вселенная) | Разнообразие природных условий на поверхности земли очень велико. Географические пояса, природные зоны и ландшафты – основа для типологии экосистем. Человек изменил течение всех геохимических реакций. Лик планеты стал новым и пришёл в состояние непрерывных потрясений. B. И. Вернадский. На планетах нашей системы возможно если не отсутствие жизни, то её примитивность, слабость, может быть, уродливость и во всяком случае отсталость от земной, как находящейся в особенно благоприятных условиях температуры и вещества. К. Э. Циолковский |
Человек на Земле | Возникновение человека было актом величайшей важности, единичным в течение геологической истории: ему нет ничего аналогичного в среде мириад предшествовавших веков. Человек – это Homo sapiens faber. Он меняет внешний вид, химический и минералогический состав окружающей среды, своего местообитания. Местообитанием его является вся земная поверхность. Его деятельность с каждым веком становится более мощной и более организованной. B. И. Вернадский. |
География глобальных проблем | Глобальное потепление, демографические проблемы, синдром приобретённого иммунного дефицита и др. |
Страна, в которой мы живём | Одной из интереснейших и крупнейших частей глобальной экосистемы является экосистема России. Экологические проблемы России |
Экологическая культура – как стратегия развития | Сущность экологического кризиса – засорение экосистемы отходами социального воспроизводства (вещественными, энергетическими, информационными) Б. Коммонер, сформулировавший основные 4 закона экологии: – Всё связано со всем – Ничто не исчезает в никуда – Природа знает лучше – закон имеет двойной смысл – одновременно призыв сблизиться с природой и призыв крайне осторожно обращаться с природными системами. Ничто не даётся даром (вольный перевод – в оригинале что-то вроде «Бесплатных обедов не бывает») |
Методы контроля:
– Контроль усвоения материала осуществляется, прежде всего, через устные ответы. Но, в тоже время, учащиеся сами оценивают свою деятельность на протяжении каждого занятия и курса. После занятия предлагается написать отклик: «Я сегодня на уроке». Следующее занятие начинается с обобщения откликов и строится в соответствии с пожеланиями детей.
Метки: География