Интегрированный урок по географии "Лес как среда жизни. Леса Подмосковья. "
Интегрированный урок по географии "Лес как среда жизни. Леса Подмосковья. "
Леса Подмосковья.
Цель: На основе полученных знаний продолжать формировать умения и навыки поведения в окружающей среде, выявить значение леса, познакомится с его видовым составом, обобщить знания учащиеся об особо охраняемых территориях; закрепить и развить навыки работы с различными источниками информации.
Оборудование: Таблицы: "Типы почв смешанных лесов", "Экологические проблемы лесов"; художественные альбомы Левитана, Васильева, Саврасова, Шишкина; CD-диски с произведениями Чайковского "Времена года", Вивальди "Времена года"; экологические листовки, реактивы Na2SO4, NaOH, BaCL2, фосфат.
1. Лес и почва. Почва и лес.
Просторы нашей Родины необъятны, а природа её весьма разнообразна. На многие сотни, а местами и тысячи километров с севера на юг и с запада на восток раскинулись лесные просторы с их неисчислимыми богатствами. Растительность в Подмосковье начала появляться тогда, когда растаял ледник. Дремучие густые хвойные леса покрывали территорию и до возникновения Москвы. Однако растительный состав Подмосковья в течении длительного времени сильно изменён человеком. сократилось количество лесных массивов, изменился характер лесов и почв. В настоящее время леса занимают 40% территории. Вся Московская область относится к зоне смешанных лесов. Но состав их неоднороден и для каждой области свой.
– А сейчас мы вспомним какие леса и почвы преобладают в разных районах Подмосковья и какими свойствами они обладают?
1-й ученик: Бывает так – в неяркий день грибной
Зайдёшь в лесные дебри ненароком
И встанет лес иглистою смолой
и загородит нужную дорогу.
– О каком лесе идет речь? Какие почвы господствуют в этом лесу?
2-й ученик: Бор так бор!
На бронзовых колоннах малахитовые купола.
И с ядрёных шишек истомлено
Капает янтарная смола.
– О каком лесе идет речь? Какие почвы господствуют в этом лесу?
3-й ученик: Как здесь свежо под липою густою!
Полдневный зной сюда не проникал
И тысячи , висящих надо мною
Качаются душистых опахал.
– О каком лесе идет речь? Какие почвы господствуют в этом лесу?
– А сейчас подведем итог вышесказанному. Подумаем, связаны ли между собой растительный и почвенный слой леса?
Мы выяснили, что под определённой растительностью формируются вполне определённые почвы. Значит характер растительности во многом определяет почвенные свойства.
– А существует ли обратная зависимость, влияет ли почва на растительность?
– Почва определяет растительный покров и сама зависит от него.
Отмершие части деревьев, кустарников, мхов, разлагаясь, образуют органические кислоты, растворимые в воде. Они легко вымываются, а вместе с ними из почвы уносятся и полезные для растений вещества. В верхнем слое такой почвы не накапливается ни перегноя, ни растворимых солей, поэтому он беден питательными веществами. Органические кислоты делают почву кислой. Всё это вызывает неблагоприятные условия для развития и роста растений. Поэтому можно сделать вывод о том, что чем богаче гумусовый горизонт, тем разнообразнее будет видовой состав нашего леса.
2. Влияние климатических факторов на жизнь леса.
– Мы с вами рассмотрели как взаимодействуют между собой лес и почва, а также почва и лес. Сейчас я хочу вам рассказать о влиянии таких климатических факторов как тепло и влага на растительный и почвенный слой леса.
Бич значительной части подмосковных почв – избыточное увлажнение. Если большая часть почвенных пор занята водой, то естественно воздуха в ней содержится крайне мало. Корни растений испытывают его нехватку и "задыхаются". Кроме того вода нагревается медленнее воздуха. Стало быть, почв насыщенные водой, будут нагреваться медленнее сухих.
Для борьбы с избыточным увлажнением применяется осушение почв. Но к их проведению нужно походить очень осторожно. Иначе может получиться так, как произошло в Мещёре в жаркое лето в 2009 году. Осушенные торфяники загорелись, пожары бушевали на огромных территориях, и негде было взять воды, чтобы потушить их. Выгорели леса и некоторые селения. погибли люди. Так при неправильном и нерациональном подходе, вода. воздух. свет и тепло, используемые лесом во благо, могут нанести ему непоправимый вред. Прекрасны наши подмосковные леса! Они приносят нам радость и пользу и мы, в свою очередь, должны заботиться о них, сохранить флору и фауну, не нарушать их экологического баланса.
2. Природа Московской области. Охрана природы Подмосковья.
Скромна и в тоже время удивительно красива природа Подмосковья. На севере Подмосковья есть участки таежных лесов из вековых елей. Они сохраняют свою темно-зеленную хвою и зимой. На западе леса в основном смешанные из берез, сосен, елей и трепещущих осин. Юго-восток Подмосковья – сосновый бор с лишайниками, вековые дубравы и клён.
В лесах 270 видов птиц, 60 видов млекопитающих. От состояния природы Подмосковья зависят здоровье и благополучие его жителей и москвичей.
С каждым годом площади подмосковных лесов сокращаются. Десятки и тысячи мелких свалок загрязняют почву, а ядовитые вещества, смываемые водой попадают в ручьи и реки. Если взять те вещества, которые приблизительно есть на свалках и на предприятиях, то мы можем увидеть, что выпадает в осадок и какого цвета вода просачивается в нашу почву.
ОПЫТ: H2SO4 + BaCL2 = BaSO4↓ +2HCL
H2O + KaMnO4 = получается розовый цвет.
3. 1. Флора Московской области.
Флора Московской области насчитывает 1400 видов. Из них 261 вид относится к категории редкостных. Подмосковье издавна славилось как замечательный уголок нашей Родины, характеризуется уникальными природными особенностями. Сейчас в окрестностях Дмитрова едва ли можно найти клочок земли, где растительность сохранила свой первозданный облик.
Ель и сосна растут вместе до поры до времени. Корень сосен углубляется, ель разрастается, затеняя и губя в итоге сосну. Так возникают новейшие изменения облика ископаемой растительности Подмосковья – мхи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые.
Основной тип естественной растительности в Московской области лесообразующие породы: ель, сосна, дуб, бузина, береза, осина, ольха. Ель – коренная порода в Московской области, растущая в условиях избыточного увлажнения. Редкие растения: купальница европейская, колокольчик широколиственный, любка двулистная, плаун булавовидный. Особенно ценными считаются леса, опоясывающие зеленым кольцом населенные пункты. Это зеленые зоны. Их назначение – восстановить в первозданном состоянии воздух, очищая его от пыли и вредных газов. В ближайшие годы для защиты домов от пыли и газов начнут использовать вьющиеся растения.
3. 2. Фауна Московской области.
Несколько сот лет тому назад, когда на территории Подмосковья росли дремучие леса. зверей и птиц было много. С изменением первоначального облика растительности изменился и животный мир. Характерная черта животного мира зоны смешанных лесов – наличие видов животных, отличных по происхождению и времени появления на территории. Так, до сих пор в М. О. встречается выхухоль – вид широко распространённый в Европе в древнее время и сейчас редко встречающийся.
С севера сюда пришли молодые виды животных и птиц, свойственные еловым лесам – это заяц-беляк, полёвки, глухарь, снегирь и др. В настоящее время в Подмосковье обитает 50 видов млекопитающих; гнездится, зимует и бывает пролётом около 300 видов птиц. Пресмыкающихся и земноводных около 18 видов. Больше всего встречается видов насекомых. Живут в лесах Подмосковья: белки, куница, лесная норка, хорёк, ласка. На мелких реках живут бобры и ондатры. На зиму остается 55 видов птиц. Среди них: пищухи. синицы, дятлы. Грачи, жаворонки, скворцы – перелетные птицы. Весной и летом наши леса оглашаются несмолкающим щебетом птиц. В водоемах М. о. насчитывается до 50 видов рыб: судак. щука, карась, лещ, пескарь, окунь и другие.
3. 3. Охрана природы Подмосковья.
4-й ученик :
Шуми,шуми зеленый лес
Знаком мне шум твой величавый
И твой покой, и блеск небес
Над головой твоей кудрявой.
5-й ученик:
Я с детства понимать привык
Твое молчание немое
И твой таинственный язык
Как что-то близкое, родное.
6-й ученик: Ботанические сады и национальные парки.
В 1707 году в Москве организован первый ботанический сад. Сейчас он принадлежит университету М. В. Ломоносова. В 1945 году организован главный ботанический сад Академии наук. Там высажены: пихта, тис; растут дуб, ель, береза. В М. о. есть своя уникальная территория – Приокско-Террасный заповедник. Он создан в 1945 году в долине р. Оки. Природа заповедника разнообразна. Есть сосновый бор, смешанный лес и дубравы. Из животных – кабаны, лоси, зубры, лисицы, зайцы, косули, глухари, тетерева. Кормятся животные травой и листьями деревьев, а зимой корой и раскопанными под снегом растениями. Животные хорошо размножаются и некоторых выпускают на волю.
Второй жемчужиной нашей малой родины является национальный парк "Лосиный остров". Это музей под открытым небом. Если ботанические сады создаются человеком, то "Лосиный остров"– дитя природы. . Это памятник её изобретательности, который пытается сберечь человек. Лесной массив расположен между двумя старинными дорогами: Троицкой и Старомынкой. Нигде в мире нет такого места как "Лосиный остров". Ведь он расположен всего в 12 км от Кремля, а животный и растительный мир такой же , как и много веков назад. Здесь лоси и кабаны, бобры и горностаи, много уток, хищных птиц. Одних растений только больше тысячи: вековые широколиственные леса, величавые сосняки, сумрачные ельники. Наши предки бережно относились к природе и сохранили её для нас.
7-й ученик: Красная книга.
Почти миллион лет живет человечество на Земле. Но до последнего времени люди мало задумывались, что все её богатства не вечны, что они нуждаются в защите, пополнении и бережном отношении.
В прошлом веке, когда численность была не велика, а промышленность развита слабо . человек редко задумывался о последствиях грубого вмешательства в природу. Это привело к истощению почв, гибели растительности, образованию пустынь.
В настоящее время происходит сокращение площади, занимаемой растительностью ( площадь лесов за последние 100 лет уменьшилась на 75%). Это ведет к опасности нарушения необходимого условия биологического равновесия на Земле. Достижение гармоничности взаимоотношений между человеческим обществом и природной средой становится главной проблемой современности. От её решения зависит существование не только тех или иных государств, но всего человечества в целом. Поэтому охрана природы подразумевает охрану всей жизни на Земле.
В нашей стране принят ряд важнейших постановлений об охране Земли, её недр, вод и лесов, животного и растительного мира. Одним из документов является "Красная книга РФ". Это книга тревоги, книга-предупреждение. В ней опубликован список растений и животных, за которых сейчас приходится волноваться. В эту книгу включены исчезнувшие, находящиеся под угрозой исчезновения, редкие и сокращающиеся виды. Каждый из нас перед лицом мира несет ответственность за сокровища природы. Бережному отношению к природе надо учиться с детства. Любой вид растений и животных – неповторимое явление природы. Можно создать заново город, но исчезнувших животных и растений нельзя заново восстановить.
В Конституции записано: ". . . граждане Российской Федерации обязаны беречь природу, охранять её богатства".
Давайте же учиться видеть красоту растений в их родной стихии, там, где им положено жить.
4. Лес и музыка
У каждого дерева свой шелест, свой голос, своя песня, своя музыка. Она рождается от того, что ветер рассекает воздух и зависит от размера и формы листьев, от её густоты. Ветер то усиливается, то затихает, а деревья "поют" то громче, то тише. Но об этом нельзя говорить, не слушая музыку.
Звучит музыка
Если бы люди научились слушать и понимать звуки и голос деревьев, то они больше бы их оберегали! Голос лиственных деревьев удивительно похож на шум горной реки с её журчанием. Эти деревья не шумят, а лишь слабо шелестят.
Далее, переодетые в костюмы деревьев ученики, рассказывают о своих персонажах и их голосах под музыку Вивальди.
Дуб. Дубу надо ветер посильней, чтобы он "заговорил". Да и тогда его жесткая листва лишь глухо зашуршит. Зубатые листья дуба долго "шепчут" ветру, чтобы он от них отстал, "шепчут" настойчиво, убедительно. А когда "заговорит" дуб, то разговор получается величавый, басовитый. "Голос" у него глухой, серьёзный, как у старика с хрипотцой.
Осина. Нет более "разговорчивого" дерева , чем осина. Она улавливает чуткое дыхание самого легкого ветерка. Длинный, тонкий черенок её листа в верхней половине сильно сплюснут и, поэтому, широкий плоский лист раскачивается от малейшего дуновения ветра. Осина шумит так, как будто недовольна и торопливо жалуется. Бывает так, что весь лес стоит неподвижно и воздух кажется совсем застывшим, а на осине все листочки вздрагивают и качаются. Голос их напоминает плач травы под стальной косой.
О, если бы цветы раскрыли рты
Избавилось зверьё от немоты
Заголосила б под косой трава
Какие б услыхали мы слова.
Осенний ветер в голых тонких ветвях осины взвизгивает и пронзительно скрипит. Осина первая непогоду чует. И как уж залепечет листва, так знай – к непогоде.
Ольха. А ольха не часто попадает под ветер, невысок её рост. А уж если попадет, скучна её песня, как и её литья, такие обычные и невыразительные.
Берёза. Песня берёз высокая по тону. Березы шумят нежно, ласково, мелодично, низким "женским" голосом. Самый радостный у неё голос, когда она распускает свежие нежно-зеленые, ещё сморщенные от чрезмерной молодости листики. Лепет трепещущих и сверкающих на солнце листьев ещё слаб, но весел и ласков, как беззаботный детский смех. Летом в ветвях березы ветер посвистывает веселее, чем у других деревьев. А перед осенью, когда листья становятся жестче, а ветер храбрее и шире – всё от березы услышишь: и предчувствие надвигающейся осени, и лесные летучие песни, и птичьи голоса.
Тысячи добытчиков по весне вонзают топоры в белые стволы, из которых наземь льется сок до сорока литров из каждой раненой березы. У проблемы пить или не пить березовый сок две стороны: одна этическая, нравственная.
– Ради нескольких глотков, пусть даже полезной влаги, можно ли занести топор над деревом? Подойдем к этому вопросу с другой стороны.
– Может, березовый сок настолько полезен, что надо пренебречь деревом и добыть из него целебный эликсир?
Ребята пытаются найти ответ на поставленную проблему. Затем учитель подводит итог.
В основном эти утверждения весьма преувеличены. Этот эликсир по составу значительно беднее минеральной воды. А вот лечебные свойства у березы есть.
• Березовый дёготь – входит в состав мази Вишневского;
• Березовый уголь – незаменим при отравлении;
• Березовый гриб чага – применяется при лечении онкологии.
Береза беззащитна, поражается грибами трутовиками. Береза или является примесью в хвойных и смешанных лесах, или создают так называемые временные леса, которые постепенно сменяются хвойными. Цветет русская красавица одновременно с распусканием листьев в апреле – мае. Соцветия – сережки. Береза плодовита, на 1га – до млн. семян. Береза – первое дерево, которое появляется на гарях, парубках.
Давайте же беречь это чудесное русское дерево и относится к березе совестливо!!!
Далее звучит музыка П. И. Чайковского.
Хвойные шумят тягуче, как-то задумчиво, с едва заметным присвистом.
Ель. В ельнике ветру тесно – ни разгона, ни свиста, ни воя из него не получится. Ёлка не любит говорить. Перед маленьким ласковым ветерком она молчит: ему не за что зацепиться в её остроконечной вершине, точно показывающей в небо. Нужен сильный порыв, почти вихрь, чтобы родился в мохнатых лапах елки монотонный напев. Спать от него хочется.
Неужели с наступлением новогоднего праздника поднимется рука у кого-нибудь срубить красавицу-елку?
Этого допустить нельзя! Для этого есть много искусственных красивых елок, а природные пусть радуют нас заснеженными веточками и дарят нам кислород для дыхания.
Сосна. Сосны не любят тесноты. На природе их длинные хвоинки шумят разноголосо. Когда налетит ветер, запоёт каждая сосна: нежно, весело. тихо, как будто даже шепотом. Иной раз песня похожа на мягкий свистящий шелест, рассекающих воздух птичьих крыльев. А иногда шум ветра в соснах бывает глухой, напоминающий неугомонный гул, бегущий по речным камням воды. В бору тогда наступает особенно радостное и светлое чувство. Чем сильнее шум, тем радостнее. Даже в безветренный знойный день, когда в бору все сонно молчит, старые сосны неизменно поют свою песню. На ходу её почти не услышишь. Надо лечь и посмотреть вверх. Закроешь глаза и кажется тебе, что ты не в лесу, а на море, и ветер не гуляет в вершинах, а качаются, пенятся и догоняют друг друга морские волны. А зимой, когда бывают метели, сосны стонут от стужи и боли, их голоса сливаются в тяжелое надрывное завывание.
5. Экология леса.
Природная среда Московской области относится к зоне чрезвычайной экологической ситуации и по своим показателям приближается к зоне экологического бедствия. Экологические проблемы в нашей природной лесной зоне связаны в основном с хищническим использованием лесов: с их вырубкой, с неумеренной охотой и браконьерством. Почему люди вырубают леса? В основном из-за древесины. С каждым годом её требуется всё больше. Ведь из неё получают строительные материалы, бумагу, искусственные ткани и кожу, фотопленку и кинопленку. лаки и краски, пластмассы и много других необходимых изделий.
Раньше людям казалось – лесов так много. что вырубить их все невозможно. Теперь стало ясно – леса в опасности! Нужно бережно относиться к лесам, по-хозяйски их использовать, а вырубленные – обязательно восстанавливать.
Вследствие этого первостепенной задачей является:
• экологизация лесного хозяйства и, прежде всего, повышение устойчивости лесов к неблагоприятным условиям среды.
• наметить мероприятия, способствующие сохранению нормативных экологических условий.
– А сейчас мы с вами рассмотрим некоторые экологические проблемы леса и примем совместные решения по этим проблемам.
Проблема: Пожары.
Решение:
a) мероприятия по предупреждению возникновения лесных пожаров: листовки, плакаты, места для стоянок и палаток отдыхающих, оборудованные местом для курения и кострищем.
b) мероприятия по тушению пожаров: пожарный инвентарь, организация связи, образование пожарно-технических станций.
c) создание противопожарных заслонов: полос, канав, водоемов.
Проблема: Вредители.
Решение:
a) выборочные санитарные рубки.
b) безвредные химические реагенты.
Проблема: Вырубка
Решение:
a) создать новые лесопосадочные полосы на месте вырубок и гарей.
b) заготовленную древесину необходимо вовремя вывозить из леса и полностью использовать.
c) чтобы меньше вырубать деревьев, нужно использовать макулатуру.
d) не вырубать деревья по берегам рек, вокруг городов и вдоль дорог.
Проблема: Охота
Решение:
a) охотиться в определенный срок.
b) добывать определённое количество животных.
Кроме всего должны проводиться систематические мероприятия по работе с населением: противопожарные, агитационные, рассказывающие о бережном отношении к лесу. Также со стороны лесничества: строительство и ремонт прогулочных дорог и троп, разработка и внедрение в жизнь туристических маршрутов.
Подводя итоги решениям, я хочу сказать, что если мы будем соблюдать те правила, требования и условия, которые предъявляет нам лес, то в обозримом будущем наши леса обретут еще большее эстетическое значение и помогут растениям и животным обрести спокойный и чистый дом.
– А сейчас мы с вами отвлечёмся немного от проблем и проведем занимательное путешествие в мир растений. И поможет нам в этом викторина "Знаешь ли ты лес?".
Викторина "Знаешь ли ты лес?"
- Почему у сосны нижние ветки отмирают, а у ели покрыты хвоей? ( сосна – светолюбива, а ель – теневынослива).
- Какое растение, часто встречаемое в лесу – может засыпать днем, если к нему притронуться? (кислица)
- Правда или неправда, что в лесу п. Некрасовский (место нашего проживания) рос можжевельник?
- Чем можно вычистить зубы в лесу, не имея пасты и щётки? (древесным углем и мятой).
- Как называется национальный парк в 12 км. от Кремля? (Лосиный остров).
- Правда или неправда, что шоколадки быстрее всего раскупаются, если цвет обертки зелёный?
- Какие растения растут под снегом? (ландыш, майник, купена, медуница).
- Как называется самое высокое дерево наших лесов?
- Какое растение заменяет вату и йод?
- Правда или неправда, что лес наше богатство?
6. Эстетическое влияние леса на человека. Лес и живопись.
Лес – богатство и красота природы. Красота зелени вызывает положительные эмоции, благотворно воздействует на здоровье и психику человека. Установлено, что результат умственной деятельности в значительной степени зависит от красоты ландшафтов, от близости человека к природе. Недаром многие великие люди посвятили лесу свои произведения. Это и музыканты – П. И. Чайковский, Вивальди, Глинка, Алябьев, Шопен. Это поэты и писатели – А. Фет, Н. Заболоцкий, М. Пришвин, К. Паустовский и многие другие. Художники воспевали красоту леса в своих полотнах.
Сейчас мы расскажем о некоторых из них.
Далее ученики рассказывают о картинах: "Березовая роща" И. И. Левитана, "В сосновом лесу" И. Шишкина, "Осина ветка" А. Васнецова.
7. Значение леса для человека.
Лес – неоценимое богатство нашего края. Вся жизнь на нашей Земле протекала среди лесов и во взаимоотношениях с лесами. Леса называют "лёгкие нашей планеты". И не зря. Лесные растения выделяют огромное количество кислорода и поглощают очень много углекислого газа. Подсчитано, что один гектар леса за час поглощает столько углекислого газа, сколько его образуется при дыхании двухсот человек! Лес очищает воздух и от пыли. Он оседает на листьях, а потом дождями смывается на землю. Кроме того, листья многих деревьев выделяют в воздух особые вещества – фитонциды. От них погибают болезнетворные бактерии. Хорошо очищают воздух леса, расположенные возле городов и вдоль дорог.
Лес – защитник водоёмов. Люди давно заметили: реки, по берегам которых вырублен лес, мелеют. Дело в том, что в лесу талая и дождевая вода медленно просачивается в почву и оттуда постепенно попадает в реку, "питает" её. Если же лес вырублен, вода быстро, потоками стекает в реку по поверхности почвы. Может возникнуть наводнение. . Зато потом в реку долго нет притока воды, и она мелеет.
Лес – это и защитник почвы. . Ветер и потоки воды быстро разрушают почву в тех местах, где вырублен лес.
Людям лес доставляет огромную радость своей красотой. Отдых в лесу улучшает настроение и укрепляет здоровье человека. А сколько грибов, ягод, лекарственных растений дарит нам лес! От животных, на которых разрешена охота, люди получают мясо и ценный мех. . .
Подведем итог. Что же дал лес москвичам? Значение леса:
v дом для растений, животных, грибов.
v защитник воздуха, водоёмов и почв.
v место отдыха для человека.
v источник ягод. грибов, лекарственных растений.
v источник древесины.
8. Что зависит от каждого из нас?
Полезные советы и экологические правила.
Охрана лесов – обязанность государства. Но не только. Жизнь леса и его обитателей зависит от каждого, кто бывает в лесу. Никто не должен забывать, что он здесь в гостях у природы и обязан выполнять определенные правила поведения.
Одно из самых простых и важных правил : не оставляй в лесу мусора! Лес теряет свою красоту, если он захламлен. Об острое стекло или консервную банку может поранится человек или даже животное. К тому же осколки стекла как бы собирают солнечные лучи, и от этого могут вспыхнуть сухие листья или травинки. Тогда в лесу начнется пожар.
Очень опасно разведение костров в лесу. Одна маленькая искра или тлеющий уголек могут вызвать пожар. Если и не возникает пожара, то все равно от костра на земле останется некрасивое пятно – кострище. Оно не зарастает травой много лет. Можно ли наносить лесу такую рану?
Разводя костер, люди часто выбирают совсем неподходящее место: рядом с деревьями, где низко свисают ветки, где много сухой травы. Уходя, многие забывают погасить костер или делают это кое-как, и огонь вновь разгорается. Все это приводит к пожару.
– Подумайте! Как вы думаете, почему некоторые люди не выполняют правил поведения в природе? Что нужно делать для того, чтобы все относились к природе бережно?
– Ребята! Я просила вас дома составить некоторые правила поведения в природе или экологические правила. Давайте их зачитаем.
Когда выгуляете в лесу:
– Не ходите по тропам большими группами.
– Останавливайтесь для отдыха в таких местах, где ваше присутствие не нанесет вреда растительности и не будет источником беспокойства для животных.
– Устраивайте привалы в специально оборудованных местах.
– будьте осторожны с огнем.
– Костер заливайте до прекращения выделения пара.
– Если увас нет возможности залить костер водой, подождите появления белого пепла по всему кострищу и его остывания.
– Не мусорите в лесу.
Экологические правила:
– Старайтесь не заходить на участки, где природа наиболее ранима и хуже всего восстанавливается,– на болота, и переувлажненные участки, крутые оползневые склоны и др.
– Изучите повадки местных видов зверей и птиц и старайтесь не беспокоить их.
– Не подходите к ним, если они заметили уже ваше присутствие.
– Не подбирайте птенцов и детенышей зверей, этим вы можете привлечь к ним внимание хищников, а шумом или своим запахом отпугнуть их родителей
– Не мешайте животным питаться своим естественным кормом. Наша пища не только плохо отражается на их здоровье, но и приучает к попрошайничеству и в результате может привести к утрате охотничьих навыков.
– Воздерживайтесь от сбора красиво цветущих растений, чтобы не обеднять природную лесную палитру.
Литература
- Болотникова Н. В. География. Интегрированные уроки. 6-10 классы. – Волгоград: Учитель, 2007г.
- Болотникова Н. В. География: уроки-игры в старшей школе. – Волгоград: учитель, 2007г.
- Греханкина Л. Ф. "Родное Подмосковье" методическое пособие для учителя, из-во МГОУ, 2005 г.
- Греханкина Л. Ф. "Родное Подмосковье", учебное пособие для учащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений Московской области, из-во МГОУ, 2003г.
- Греханкина Л. Ф. География Московской области, ж-л "География в школе", № 1, 1994г.
- Захлебный А. Н. Книга для чтения по охране природы. – Москва: Просвещение, 1986г.
- Зеленый пакет: комплект образовательных материалов. – Сентендре(Венгрия): РЭЦ, 2005г.
- Колпакова О. В. Природа России. – Москва: Белый Город, 2005г.
- Огнев С. И. Жизнь леса. – Москва: Издательство Московского общества испытателей природы, 1951г.
- Плешаков А. А, Крючкова Е. А. Окружающий мир: мир вокруг нас. – Москва: Просвещение, 2008 г.
Метки: География