История великих географических открытий и исследований
История великих географических открытий и исследований
Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации. Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную работу учащихся.
Требования к учащимся:
- Усваивать и воспроизводить учебный материал.
- Знать результаты выдающихся географических открытий и путешествий.
- Знать имена известных отечественных первооткрывателей и путешественников.
- Уметь показывать по карте маршруты их путешествий.
- Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: проведения самостоятельного поиска географической информации, чтения карт различного содержания.
Учебно-тематический план.
№ | Тема занятия | Всего часов | Форма работы |
1. | Введение | 1 | |
2. | Путешествие Марко Поло в Китае | 1 | Составление хронологической таблицы и нанесение маршрута на контур
|
3. | Вы ошиблись континентом. Христофор Колумб. | 2 | Учащиеся слушают заранее приготовленные сообщения и выполняют вышеперечисленные задания |
4. | Первое кругосветное путешествие. Фернан Магеллан | 3 | Мини-сочинение «Какие достижения Колумба и Магеллана мы используем в наши дни. » |
5. | Знаменитый пират Франсиск Дрейк | 1 | Те же формы работы №3,4 |
6. | Русские землепроходцы: Витус Беринг, Семён Дежнёв, Ерофей Хабаров, Владимир Атласов. | 4 | Предлагается выписать в тетрадь объекты, названные в честь известых путешественников, а так же продолжить заполнение хронологической таблицы и контура, сообщения учащихся. |
7. | Открытие ледяного континента: Беллинсгаузен и Лазарев. | 2 | Конкурс и защита рисунков «Что увидели путешественники в Антарктиде» |
8 | Путешествия по Африке. Дэвид Ливингстон и Стэнли. | 2 | Сообщения учащихся, хронологическая таблица, работа с контуром. |
9. | Итоговое занятие | 1 | Учащиеся представляют свои работы. |
Итого | 17 |
Содержание программы.
ВВЕДЕНИЕ (1ч)
Учащиеся знакомятся с общей структурой курса, его примерным содержанием и формами работы. Целесообразно обсудить с учащимися и предложить им темы сообщений, а также критерии их оценивания.
ТЕМА 1. Путешествие Марко Поло в Китае (1ч).
На данном занятии предлагается прослушать лекцию, в которой подробно рассказывается о путешествии Марко Поло, о его открытиях и значении. Учащиеся, слушая рассказ учителя, наносят маршрут путешествия на карту, условные знаки можно обговорить заранее. Далее целесообразно познакомить учеников с хронологическими таблицами и предложить начать заполнение таковой. В целом занятие носит установочный характер.
ТЕМА 2. « Вы ошиблись континентом». Христофор Колумб (2ч).
Учащиеся слушают заранее подготовленные сообщения о первом плавании Колумба, о заокеанских диковинках, которые он привез в Европу, о роли Америго Веспуччи в великом открытии Америки. Учитель просит объяснить почему занятие названо именно так. Далее ученики заполняют хронологическую таблицу и контур.
ТЕМА 3. Первое кругосветное путешествие. Фернан Магеллан (3ч).
Учащимся предлагается прослушать сообщения своих товарищей о плавании Магеллана, о его важнейших открытиях, о его трагической смерти. Учитель объясняет географическое значение первого кругосветного плавания. Учащиеся заполняют начатую ранее хронологическую таблицу и контур. На последнем занятии по данной теме учитель предлагает ученикам написать мини сочинение или репортаж о том, какие открытия и достижения Колумба и Магеллана мы используем в наши дни.
ТЕМА 4. Знаменитый пират Франсиск Главная образовательно-воспитательная задача содержания этой темы заключается в формировании знаний о многообразии мира. Учащиеся должны понять, что многие географические открытия осуществлялись не только учёными и путешественниками, но и королевскими пиратами. Ученики слушают заранее подготовленные сообщения своих товарищей, отмечают маршрут плаваний на контуре, заполняют хронологическую таблицу.
ТЕМА 5. Русские землепроходцы (4).
Данная тема представляется наиболее важной и интересной, так как знакомит учеников с отечественными исследователями и путешественниками, их героизмом и отвагой. Кроме выполнения уже знакомых заданий, учитель предлагает учащимся исследовать физическую и экономическую карты России и найти географические объекты, названные в честь русских исследователей.
ТЕМА 6. Открытие ледяного континента: Беллинсгаузен и Лазарев (2ч).
В содержании лекции целесообразно актуализировать знания учащихся, полученные ими на предыдущих занятиях о русских землепроходцах, а также напомнить им необходимые сведения о ледяном континенте. О героическом открытии Беллинсгаузена и Лазарева можно прослушать заранее подготовленное сообщение учащихся. В качестве творческой работы предлагается конкурс рисунков. Учащиеся самостоятельно вносят информацию в хронологическую таблицу и заполняют свой контур.
ТЕМА 7. Путешествия по Африке. Дэвид Ливингстон и Стэнли (1ч).
Изучение данной темы проводится по известному образцу. Учитель напоминает учащимся о том, что следующее занятие будет последним и необходимо представить свои выполненные работы.
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ.
Каждый ученик представляет свои работы: контурную карту, хронологическую таблицу, мини сочинение, рисунки. Учитель оценивает их. Учащиеся получают итоговые результаты индивидуального рейтинга по итогам работы, которые могут быть включены в личный портфолио. На заключительном занятии также целесообразно провести обсуждение содержания данного элективного курса, форм его проведения, выяснить предложения и пожелания учащихся.
В заключение отметим, что содержание данного элективного курса предлагает разнообразные виды учебно-познавательной деятельности учащихся:
n анализ географических и исторических карт;
n составление картосхем и комментариев к ним;
n составление типологических таблиц;
n подготовка устных сообщений с использованием различных источников информации.
Содержание элективного курса предлагает учащимся следующие возможности самоопределения, как например, выбор:
n объектов изучения;
n форм и видов итоговой работы;
n формы представления итоговой работы.
По окончании изучения данного курса на итоговом занятии учащиеся получают зачёт.
Литература.
1. Энциклопедия для детей. География. М. , Аванта+, 2004.
2. Энциклопедия для детей. Всемирная история. Том 1. М. , Аванта+,2004.
3. Географические атласы для учащихся 6 класса.
4. Энциклопедия для детей. Страны. Народы. Цивилизации. М. , Аванта+, 2004.
5. Серия книг для школьников «Я познаю мир».
Метки: География