Конспект урока – исследования "А можно ли людям прожить без полезных ископаемых?»
Конспект урока – исследования "А можно ли людям прожить без полезных ископаемых?»
Предмет (направленность):
урок – исследование
Возраст детей:10 лет.
Место проведения: класс
Цели:
Учебная: сформировать представление о роли полезных ископаемых в жизни человека, о необходимости охранять кладовые Земли.
Развивающие: развитие критического мышления, приобретение опыта исследовательской деятельности, развитие коммуникативности, умение думать и размышлять, умения работать в группе.
Воспитательные: воспитывать интерес к окружающему миру, расширять кругозор обучающихся, прививать навыки самостоятельной работы.
Задачи:
1. Сформировать представления учащихся о полезных ископаемых.
2. Познакомить с полезными ископаемыми.
3. Выяснить, что можно сделать для охраны полезных ископаемых.
4. Учить обрабатывать и обобщать информацию.
Форма урока – урок-исследование.
Ход урока.
I этап Организационный момент
Учитель: Добрый день!
Глядя в ваши умные, внимательные глаза, я испытываю уверенность за наше сегодняшнее сотрудничество.
А о чём мы будем сегодня беседовать вы узнаете, если сможете отгадать загадки, которые я для вас приготовила.
Готовы начинать? Удачи.
Загадки о полезных ископаемых:
Белый камешек растаял,
На доске следы оставил (мел).
***
Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением. (торф)
***
Он очень нужен детворе.
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (песок)
***
Без неё не побежит
Ни автобус, ни такси,
Не поднимется ракета.
Отгадайте же, что это? (нефть)
***
Он несёт в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
Он чёрный, блестящий,
Помощник настоящий. (уголь)
На кухне у мамы помощник отличный.
Он синим цветком расцветает от спички (газ)
Учитель: Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали, а теперь скажите, что объединяет все эти слова?
Обучающиеся: Все это – полезные ископаемые.
Учитель: Сформулируйте тему сегодняшнего исследования?
Обучающиеся: Полезные ископаемые Земли.
Учитель: А чего нам не хватает для исследования?
Обучающиеся: Вопроса, на который мы будем отвечать, проводя исследование.
Учитель: Давайте попробуем сформулировать наш вопрос.
II этап Создание проблемной ситуации, выдвижение гипотезы, постановка цели.
Учитель: Человек ошибочно считает себя царём природы и часто относится к ней несправедливо. Мы забываем, что всё когда-нибудь заканчивается. Так и полезные ископаемые нашей планеты могут быть использованы полностью. Вода и воздух на нашей планете становятся с каждым годом всё загрязнённее. Что же делать? Как защитить нашу планету от нас же самих?
(выдвижение предположений детьми).
Учитель: Наша земля хранит множество самых настоящих богатств и сокровищ. Почему природные богатства называют "полезными ископаемыми"?
Обучающиеся: Ископаемые – потому что эти богатства находятся под землёй, а полезные – потому что они помогают людям во всем, мы их используем везде. .
Актуальность
Полезные ископаемые – минеральные и органические образования земной коры, химический состав и физические свойства которых позволяют эффективно использовать их в сфере материального производства (например, в качестве сырья или топлива). Различают твёрдые, жидкие и газообразные полезные ископаемые.
Полезные ископаемые находятся в земной коре в виде скоплений различного характера (жил, штоков, пластов, гнёзд, россыпей и пр. ). Скопления полезных ископаемых образуют месторождения, а при больших площадях распространения – районы, провинции и бассейны.
Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.
Учитель: А как мы можем сформулировать цель нашего исследования?
Формулирование цели исследования обучающимися:
Обучающиеся: Узнать, какую роль играют полезные ископаемые в жизни человека?
Постановка задач совместно с обучающимися:
1. Сформировать представления учащихся о полезных ископаемых.
2. Познакомить учащихся с полезными ископаемыми.
3. Выяснить, что можно сделать для охраны полезных ископаемых?
4. Учить обрабатывать и обобщать информацию.
Учитель: Для того, чтобы начать наше исследование необходимо выдвинуть гипотезу? Что это такое?
Обучающиеся: Гипотеза – это предположение, которое будет доказано или опровергнуто в ходе исследования.
Дети формулируют гипотезу совместно с детьми.
Гипотеза: А можно ли прожить без полезных ископаемых людям?
III этап. Проверка гипотезы.
Подготовительный этап
Учитель: Ребята, давайте определимся, какие вообще существуют полезные ископаемые и на какие группы они делятся.
Обучающиеся: (Ребята обращаются к дополнительной литературе).
По назначению выделяют следующие виды полезных ископаемых:
Горючие полезные ископаемые (нефть, природный газ, горючие сланцы, торф, уголь)
Нерудные полезные ископаемые – строительные материалы (известняк, песок, глина и др. ), строительные камни (гранит) и пр.
Руды (руды чёрных, цветных и благородных металлов)
Камнесамоцветное сырьё (яшма, родонит, агат, оникс, халцедон, чароит, нефрит и др. ) и драгоценные камни (алмаз, изумруд, рубин, сапфир).
Гидроминеральные (подземные минеральные и пресные воды)
Горнохимическое сырьё (апатит, фосфаты, минеральные соли, барит, бораты и др. )
Основной этап
Учитель: Теперь давайте узнаем, какую роль играют полезные ископаемые в жизни человека? А можно ли прожить без полезных ископаемых людям?
Юля и Слава, вам было дано задание, вы его выполнили?
Обучающиеся – Юля: Да. Изучив литературу мы поняли, что те полезные ископаемые, которые образовались десятки и сотни миллионов лет назад, сегодня человек использует для производства необходимых для жизни благ. Запасы полезных ископаемых нельзя восстановить, а для их образования нужны миллионы лет. Поэтому полезные ископаемые нужно охранять.
Обучающиеся – Слава: С каждым годом требуется всё больше полезных ископаемых, но их запасы в недрах Земли небезграничны и их нельзя восстановить, поэтому надо охранять полезные ископаемые.
Учитель: А как надо охранять полезные ископаемые?
Выдвижение предположений в классе:
– Экономично использовать
– Оберегать от пожаров
– Соблюдать правила перевозки
– Заменять по возможности искусственными материалами
В процессе исследования мы попытаемся доказать, что полезные ископаемые – бесценное богатство Земли и их нужно охранять.
Исследования: Рассказы детей
Света: Мои родственники живут в частном доме. Два года они строили своё жилище, я помогала им в этом непростом деле. Что же входит в состав раствора? К моему удивлению – обыкновенный песок. Так может можно обойтись без него? Мы провели эксперимент. Взяли часть раствора, добавили часть воды и сделали раствор. На следующий день стена разрушилась. Оказалось, что в растворе не хватило песка.
Вывод обучающихся. В результате эксперимента мы пришли к выводу, что без песка и глины нельзя построить дом.
Тимофей: Мы отправились на экскурсию семьёй, побывали на железнодорожном вокзале и убедились, что «главный тепловоз» сделан из железной руды. На самолёт также идёт огромное количество металла.
Вывод обучающихся. Значит, школьники должны собирать металлолом, как это делали мои родители, когда учились в школе.
Артём: Мой папа водитель. Мне часто приходится бывать с ним в дороге и видеть, что через определённое время он заправляет машину бензином. А я узнал, что бензин получают из нефти.
Вывод обучающихся. Значит, можно сделать вывод: любой транспорт не поедет без горючего.
Таня: А я узнала, что каменный уголь и газ используется как топливо для получения тепла и электроэнергии. Для этого вместе с мамой я отправились в котельную, которая подаёт в наши дома горячую воду и тепло. Оператор котельной открыл нам секрет, что в наши дни котлы работают на природном газе, а не на угле. Это очень экономично для нашего народного хозяйства, так как природный газ дешевле каменного угля.
Вывод обучающихся. Можно сделать вывод, что горючие полезные ископаемые необходимы в народном хозяйстве.
Учитель: Ежедневно мы готовим пищу: варим суп, жарим картошку, кипятим воду в чайнике. Во всём этом нам помогает природный газ. А если представить, что запасы его иссякнут?! Тогда мы просто напросто потеряем возможность быстро готовить пищу и вернёмся к тем временам, когда люди использовали для освещения обычную свечу.
Вика: Сегодня мама приготовила мне на завтрак кашу и сказала: «Только не удивляйся, что вкус этого блюда немного будет отличаться». Если готовить без соли, вкус пищи изменится, не в лучшую сторону.
Вывод обучающихся. Значит, жить без соли нельзя.
Учитель: Мы теперь хорошо усвоили, что кладовые Земли надо охранять. На уроках окружающего мира мы знакомились с некоторыми полезными ископаемыми. Поэтому хочу провести сейчас анкетирование среди вас.
Вопросы:
– Какое представление о полезных ископаемых ты имеешь?
– С какими полезными ископаемыми ты встречаешься в быту?
– Запас полезных ископаемых безграничен?
– Какие меры по сохранности полезных ископаемых ты можешь предложить?
– Почему нужно охранять «Кладовые Земли»?
Учитель: Какой вывод мы можем сделать после анкетирования?
Обучающиеся: Мы пришли к выводу, что ребята трепетно относятся к запасам природных богатств. До анкетирования большинство имело лишь представление о полезных ископаемых.
Учитель: Нам необходимо предложить меры по сохранности наших земных богатств, ведь результаты анкетирования показали, что полезные ископаемые надо охранять. (Были разработаны рекомендации по охране природных богатств).
Обучающиеся: На протяжении всей истории люди боролись с водой и за воду. Чистая вода – глобальная проблема нашей страны. Поэтому мы должны беречь наши водные ресурсы. Охрана вод, защита их от загрязнения – не только обязанность государственных органов, но и как внутренняя потребность каждого человека.
Вывод обучающихся: Следовательно, охрана воды, защита её от загрязнения –экологическая задача первостепенной важности.
IV Подведение итогов исследования. Выводы. Домашнее задание.
Заключительный этап
Учитель: Итак, ребята, мы провели исследование, пора сделать выводы после проделанной работы.
Обучающиеся: Наша гипотеза подтвердилась, кладовые Земли необходимо охранять
Выводы обучающихся:
– Без полезных ископаемых человек станет беззащитным и бессильным.
– Запасы полезных ископаемых не могут быстро пополняться, поэтому их нужно расходовать экономно.
– Для охраны полезных ископаемых мы можем попусту не жечь газ в плите, беречь тепло, экономить электричество, собирать металлолом.
Учитель: Закон об охране природы требует, чтобы люди бережно использовали полезные ископаемые, не допускали потерь при их добыче, переработке, перевозке, хранении.
Долг каждого беречь и охранять природу». Если все будут выполнять это, то наш край, мы твёрдо в это верим, превратится в цветущую страну, где люди будут трудиться и наслаждаться жизнью.
Метки: География