Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Конспект урока – исследования "А можно ли людям прожить без полезных ископаемых?»

Конспект урока – исследования "А можно ли людям прожить без полезных ископаемых?»

Предмет (направленность):

урок – исследование

Возраст детей:10 лет.

Место проведения: класс

Цели:

Учебная: сформировать представление о роли полезных ископаемых в жизни человека, о необходимости охранять кладовые Земли.

Развивающие: развитие критического мышления, приобретение опыта исследовательской деятельности, развитие коммуникативности, умение думать и размышлять, умения работать в группе.

Воспитательные: воспитывать интерес к окружающему миру, расширять кругозор обучающихся, прививать навыки самостоятельной работы.

Задачи:

1. Сформировать представления учащихся о полезных ископаемых.

2. Познакомить с полезными ископаемыми.

3. Выяснить, что можно сделать для охраны полезных ископаемых.

4. Учить обрабатывать и обобщать информацию.

Форма урока – урок-исследование.

Ход урока.

I этап Организационный момент

Учитель: Добрый день!

Глядя в ваши умные, внимательные глаза, я испытываю уверенность за наше сегодняшнее сотрудничество.

А о чём мы будем сегодня беседовать вы узнаете, если сможете отгадать загадки, которые я для вас приготовила.

Готовы начинать? Удачи.

Загадки о полезных ископаемых:

Белый камешек растаял,

На доске следы оставил (мел).

***

Росли на болоте растения,

Стали топливом и удобрением. (торф)

***

Он очень нужен детворе.

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (песок)

***

Без неё не побежит

Ни автобус, ни такси,

Не поднимется ракета.

Отгадайте же, что это? (нефть)

***

Он несёт в дома тепло,

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.

Он чёрный, блестящий,

Помощник настоящий. (уголь)

На кухне у мамы помощник отличный.

Он синим цветком расцветает от спички (газ)

Учитель: Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали, а теперь скажите, что объединяет все эти слова?

Обучающиеся: Все это – полезные ископаемые.

Учитель: Сформулируйте тему сегодняшнего исследования?

Обучающиеся: Полезные ископаемые Земли.

Учитель: А чего нам не хватает для исследования?

Обучающиеся: Вопроса, на который мы будем отвечать, проводя исследование.

Учитель: Давайте попробуем сформулировать наш вопрос.

II этап Создание проблемной ситуации, выдвижение гипотезы, постановка цели.

Учитель: Человек ошибочно считает себя царём природы и часто относится к ней несправедливо. Мы забываем, что всё когда-нибудь заканчивается. Так и полезные ископаемые нашей планеты могут быть использованы полностью. Вода и воздух на нашей планете становятся с каждым годом всё загрязнённее. Что же делать? Как защитить нашу планету от нас же самих?

(выдвижение предположений детьми).

Учитель: Наша земля хранит множество самых настоящих богатств и сокровищ. Почему природные богатства называют "полезными ископаемыми"?

Обучающиеся: Ископаемые – потому что эти богатства находятся под землёй, а полезные – потому что они помогают людям во всем, мы их используем везде. .

Актуальность

Полезные ископаемые – минеральные и органические образования земной коры, химический состав и физические свойства которых позволяют эффективно использовать их в сфере материального производства (например, в качестве сырья или топлива). Различают твёрдые, жидкие и газообразные полезные ископаемые.

Полезные ископаемые находятся в земной коре в виде скоплений различного характера (жил, штоков, пластов, гнёзд, россыпей и пр. ). Скопления полезных ископаемых образуют месторождения, а при больших площадях распространения – районы, провинции и бассейны.

Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.

Учитель: А как мы можем сформулировать цель нашего исследования?

Формулирование цели исследования обучающимися:

Обучающиеся: Узнать, какую роль играют полезные ископаемые в жизни человека?

Постановка задач совместно с обучающимися:

1. Сформировать представления учащихся о полезных ископаемых.

2. Познакомить учащихся с полезными ископаемыми.

3. Выяснить, что можно сделать для охраны полезных ископаемых?

4. Учить обрабатывать и обобщать информацию.

Учитель: Для того, чтобы начать наше исследование необходимо выдвинуть гипотезу? Что это такое?

Обучающиеся: Гипотеза – это предположение, которое будет доказано или опровергнуто в ходе исследования.

Дети формулируют гипотезу совместно с детьми.

Гипотеза: А можно ли прожить без полезных ископаемых людям?

III этап. Проверка гипотезы.

Подготовительный этап

Учитель: Ребята, давайте определимся, какие вообще существуют полезные ископаемые и на какие группы они делятся.

Обучающиеся: (Ребята обращаются к дополнительной литературе).

По назначению выделяют следующие виды полезных ископаемых:

Горючие полезные ископаемые (нефть, природный газ, горючие сланцы, торф, уголь)

Нерудные полезные ископаемые – строительные материалы (известняк, песок, глина и др. ), строительные камни (гранит) и пр.

Руды (руды чёрных, цветных и благородных металлов)

Камнесамоцветное сырьё (яшма, родонит, агат, оникс, халцедон, чароит, нефрит и др. ) и драгоценные камни (алмаз, изумруд, рубин, сапфир).

Гидроминеральные (подземные минеральные и пресные воды)

Горнохимическое сырьё (апатит, фосфаты, минеральные соли, барит, бораты и др. )

Основной этап

Учитель: Теперь давайте узнаем, какую роль играют полезные ископаемые в жизни человека? А можно ли прожить без полезных ископаемых людям?

Юля и Слава, вам было дано задание, вы его выполнили?

Обучающиеся – Юля: Да. Изучив литературу мы поняли, что те полезные ископаемые, которые образовались десятки и сотни миллионов лет назад, сегодня человек использует для производства необходимых для жизни благ. Запасы полезных ископаемых нельзя восстановить, а для их образования нужны миллионы лет. Поэтому полезные ископаемые нужно охранять.

Обучающиеся – Слава: С каждым годом требуется всё больше полезных ископаемых, но их запасы в недрах Земли небезграничны и их нельзя восстановить, поэтому надо охранять полезные ископаемые.

Учитель: А как надо охранять полезные ископаемые?

Выдвижение предположений в классе:

– Экономично использовать

– Оберегать от пожаров

– Соблюдать правила перевозки

– Заменять по возможности искусственными материалами

В процессе исследования мы попытаемся доказать, что полезные ископаемые – бесценное богатство Земли и их нужно охранять.

Исследования: Рассказы детей

Света: Мои родственники живут в частном доме. Два года они строили своё жилище, я помогала им в этом непростом деле. Что же входит в состав раствора? К моему удивлению – обыкновенный песок. Так может можно обойтись без него? Мы провели эксперимент. Взяли часть раствора, добавили часть воды и сделали раствор. На следующий день стена разрушилась. Оказалось, что в растворе не хватило песка.

Вывод обучающихся. В результате эксперимента мы пришли к выводу, что без песка и глины нельзя построить дом.

Тимофей: Мы отправились на экскурсию семьёй, побывали на железнодорожном вокзале и убедились, что «главный тепловоз» сделан из железной руды. На самолёт также идёт огромное количество металла.

Вывод обучающихся. Значит, школьники должны собирать металлолом, как это делали мои родители, когда учились в школе.

Артём: Мой папа водитель. Мне часто приходится бывать с ним в дороге и видеть, что через определённое время он заправляет машину бензином. А я узнал, что бензин получают из нефти.

Вывод обучающихся. Значит, можно сделать вывод: любой транспорт не поедет без горючего.

Таня: А я узнала, что каменный уголь и газ используется как топливо для получения тепла и электроэнергии. Для этого вместе с мамой я отправились в котельную, которая подаёт в наши дома горячую воду и тепло. Оператор котельной открыл нам секрет, что в наши дни котлы работают на природном газе, а не на угле. Это очень экономично для нашего народного хозяйства, так как природный газ дешевле каменного угля.

Вывод обучающихся. Можно сделать вывод, что горючие полезные ископаемые необходимы в народном хозяйстве.

Учитель: Ежедневно мы готовим пищу: варим суп, жарим картошку, кипятим воду в чайнике. Во всём этом нам помогает природный газ. А если представить, что запасы его иссякнут?! Тогда мы просто напросто потеряем возможность быстро готовить пищу и вернёмся к тем временам, когда люди использовали для освещения обычную свечу.

Вика: Сегодня мама приготовила мне на завтрак кашу и сказала: «Только не удивляйся, что вкус этого блюда немного будет отличаться». Если готовить без соли, вкус пищи изменится, не в лучшую сторону.

Вывод обучающихся. Значит, жить без соли нельзя.

Учитель: Мы теперь хорошо усвоили, что кладовые Земли надо охранять. На уроках окружающего мира мы знакомились с некоторыми полезными ископаемыми. Поэтому хочу провести сейчас анкетирование среди вас.

Вопросы:

– Какое представление о полезных ископаемых ты имеешь?

– С какими полезными ископаемыми ты встречаешься в быту?

– Запас полезных ископаемых безграничен?

– Какие меры по сохранности полезных ископаемых ты можешь предложить?

– Почему нужно охранять «Кладовые Земли»?

Учитель: Какой вывод мы можем сделать после анкетирования?

Обучающиеся: Мы пришли к выводу, что ребята трепетно относятся к запасам природных богатств. До анкетирования большинство имело лишь представление о полезных ископаемых.

Учитель: Нам необходимо предложить меры по сохранности наших земных богатств, ведь результаты анкетирования показали, что полезные ископаемые надо охранять. (Были разработаны рекомендации по охране природных богатств).

Обучающиеся: На протяжении всей истории люди боролись с водой и за воду. Чистая вода – глобальная проблема нашей страны. Поэтому мы должны беречь наши водные ресурсы. Охрана вод, защита их от загрязнения – не только обязанность государственных органов, но и как внутренняя потребность каждого человека.

Вывод обучающихся: Следовательно, охрана воды, защита её от загрязнения –экологическая задача первостепенной важности.

IV Подведение итогов исследования. Выводы. Домашнее задание.

Заключительный этап

Учитель: Итак, ребята, мы провели исследование, пора сделать выводы после проделанной работы.

Обучающиеся: Наша гипотеза подтвердилась, кладовые Земли необходимо охранять

Выводы обучающихся:

– Без полезных ископаемых человек станет беззащитным и бессильным.

– Запасы полезных ископаемых не могут быстро пополняться, поэтому их нужно расходовать экономно.

– Для охраны полезных ископаемых мы можем попусту не жечь газ в плите, беречь тепло, экономить электричество, собирать металлолом.

Учитель: Закон об охране природы требует, чтобы люди бережно использовали полезные ископаемые, не допускали потерь при их добыче, переработке, перевозке, хранении.

Долг каждого беречь и охранять природу». Если все будут выполнять это, то наш край, мы твёрдо в это верим, превратится в цветущую страну, где люди будут трудиться и наслаждаться жизнью.

Метки: География