План конспект урока «Озера. Вода в «земных кладовых»
План конспект урока «Озера. Вода в «земных кладовых»
Цель урока:
Создать условия для усвоения понятий «озеро »,« ледник»,«подземные воды» «родник», знаний о видах ледников, общих чертах и различиях озер Земли (пресные и соленые озера);значение и рациональное использование озер, родников.
Обеспечить усвоение умений описывать по карте географическое положение озер.
Продолжать формирование умений работать с географической картой: определять местонахождение некоторых крупнейших озер Земли.
Задачи:
– обучающие
Знание / понимание:
географических понятий: «озеро »,« ледник»,«подземные воды» «родник» ;
географических терминов: покровной и горный ледники, водоносный пласт, грунтовые воды, водоупорный слой.
общих черт и различий озер Земли, значения озер, подземных вод, родников для человека;
В ценностно-ориентационной сфере:
понимание значения озер в жизни человека;
убежденность в необходимости охраны озер, как одного из источников важнейшей ценности на планете – пресной воды;
В сфере географической деятельности:
Умение:
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения озер.
приводить примеры: рационального использования и охраны водных ресурсов;
определять на карте местоположение самых больших озёр Земли: Каспийское море-озеро, Верхнее, Виктория, Гурон, Мичиган, Байкал, Танганьика.
Регулятивные
Умение:
организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
выполнять учебное действие в соответствии с планом.
-развивающие
Познавательные
Умение определять понятие, делать обобщения, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; умение создавать и применять схемы для решения учебных и познавательных задач.
– воспитате льные
Коммуникативные
Умение:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе;
осознанно использовать речевые средства для представления результата.
Личностные
Эмоционально-ценностное отношение к элементам окружающей среды – рекам, к необходимости их сохранения и рационального использования;
Усвоение правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей.
Тип урока открытие новых знаний
Формы работы учащихся
фронтальная форма
индивидуальная форма
работа в паре
Необходимое техническое оборудование
Мультимедийный проектор, персональный компьютер на каждого ученика или двух обучающихся; выход в интернет.
Структура и ход урока
Этап I
Целеполагание
Ситуативные задания
Для осознанного восприятия новой темы необходимо рассмотреть следующие вопросы и выполнить следующие задания:
1. Какие воды суши вам известны?
2. Какие из них встречаются на территории нашей области?
3. Какие из поверхностных вод являются постоянно существующими, а какие – временными водотоками?
Форма работы: фронтальная, работа в паре
Этап II
Изучение новой темы
Учебные задания и методы работы с информацией
Трансляция фрагмента видео ролика (пр. №1 )
На основании просмотра видео учитель предлагает ребятам сформулировать тему урока и поставить вопросы, на которые необходимо ответить, чтобы пополнить знания о озерах.
Форма работы: фронтальная, работа в паре
Задание 1
1) Изучите содержание понятия « озеро»; выделите признаки озер, отличающие ее от всех других составных элементов гидросферы. Полученный результат обсудите в паре;
2) Пройдите по ссылке(слайд №1) и расположите озера в порядке возрастания их площади:
Каспийское море-озеро. Мичиган, Верхнее, Виктория, Танганьика, Байкал, Ладожскоеhttp://ru. wikipedia. org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B7%D0%B5%D1%80%D0%BE (слайд №2)
3)попытайтесь дать собственное определение понятию – озеро. Проверьте свой результат по словарю терминов.
4)Вода в озерах бывает пресная, солоноватая и соленая. Изучив содержание учебника стр. 103-104,приведите по два примера каждого вида озер.
Учитель заслушивает ответы по содержанию понятия « озеро» и фиксирует на доске признаки этого понятия. Демонстрирует прием показа озера на карте с кратким ее описанием.
Задание 2
Анализируя слайды№3-7, перечислите все последствия этих стихийных бедствий.
Форма работы:
Подготовьте сообщение «Правила обеспечения личной безопасности при наводнениях» с использованием интернет– ресурса (пр. №2)
http://www. ois. org. ua/club/sport1037. htm Форма работы: работа в паре
Трансляция фрагмента видео ролика (пр. № 4)
Анализируя данный видеоролик, скажите, о чем сейчас пойдет речь?
Задание 1
1)Рассмотрите рис. 69(с 105,учебник, Летягин. А. А. География начальный курс 5кл. -М. :Вентана –Граф,2012 год. )Опираясь на свой зрительный образ, скажите что изображено на рисунке. Как они образуются.
2) С помощью ,вышеупомянутого учебника,( стр 105-106) определите виды ледников.
3) Подумайте над вопросом «Каково значение ледников?»
Обсуждение заданий.
Форма работы: фронтальная, работа в паре
Объяснение учителем материала «Подземные воды» с использованием
Интернет – ресурсов. (пр. № 5-6)
http://www. it-n. ru/attachment. aspx?id=4319http://www. ois. org. ua/club/sport1037. htm Этап III
Освоение темы
Задание 1(частично-поисковый уровень)(слайд №8 )
Найдите и покажите озера на карте.
1 вариант Каспийское море-озеро, Онежское ,
2 вариант Виктория, Танганьика ,
3 вариант Ладожское, Байкал.
Форма работы: индивидуальная
Задание 2 (эвристический уровень)
Дополните схему (слайд № 9)
Форма работы: индивидуальная
Этап IV
Диагностика качества освоения темы
Варианты заданий
Задание 1
Составить описание географического положения озера (слайд № 10)
1 вариант Байкал
2вариант Каспийское
3 вариант Виктория
План описания:
1. Название озера.
2. На каком материке, и в какой его части находится.
3. Горное или равнинное.
4. Солёное или пресное.
5. Какие реки вытекают из озера (втекают в него).
Форма работы: индивидуальная форма
Задание 2
Прослушайте стихотворение о Байкале и ответьте на вопрос: «Какие особенности озера вы бы смогли отметить, прослушав это стихотворение ( читает учитель либо заранее подготовленный ученик)
Байкал
Старый дедушка Байкал
Ангару в волнах качал,
Ангару в волнах качал,
В путь-дорогу провожал.
В дом не пустит никого,
Кроме ветра одного.
Ветры сарму, баргузин
Обожает исполин
С ними, нагулявшись вволю,
Он грустит подобно морю,
Но лишь только солнце встанет,
Снова водами играет.
Отражает яркий свет:
«Я -глубок!-мне равных нет!
Я-хранитель пресных вод!
Воевода непогод!»
Так себя он величает,
И навеки прославляет!
Точно правду говорит,
Он душою не кривит.
Старый дедушка Байкал
Скалы волнами ласкал,
Удивлялся их величью
И дремал под песню птичью.
Высказывания мнений
Форма работы: фронтальная, индивидуальная форма.
Задание 3
Выполните тестовое задание (слайды № 11-12)
1. Где образуются ледники?
а) на реках и озёрах
б) в морях и океанах
в) на суше
2. Как быстро образуется ледник?
а) в течение зимы
б) за много лет
3. О каком леднике идёт речь: снеговая линия находится на значительной высоте над уровнем океана.
а) горный
б) покровный
4. О каком леднике идёт речь: снеговая линия низко, иногда на уровне океана.
а) горный
б) покровный
5. О каком леднике идёт речь: имеют форму щитов или куполов.
а) горный
б) покровный
6. О каком леднике идёт речь: по форме разнообразны
( одни похожи на шапку, другие – на реку)
а) горный
б) покровный
7. О каком леднике идёт речь: движутся со скоростью до 80 метров в сутки.
а) горный
б) покровный
8. О каком леднике идёт речь: движутся очень медленно.
а) горный
б) покровный
9. О каком леднике идёт речь: снабжают водой реки.
а) горный
б) покровный
Ключ: 1-в 2-б 3-а 4-б 5-б 6-а 7-а 8-б 9-а
Учащиеся меняются тетрадями и проводят взаимоконтроль.
Форма работы: индивидуальная, работа в паре
Задание 4
Подпишите рисунок (слайд № 13)
Этап V
Рефлексивная деятельность
Самоанализ и самооценка ученика
Мне понравилось, что на уроке__________________________________________________
и я самостоятельно смог(ла)_____________________________________________________
Мне совершенно не понравилось, что на уроке_____________________________________ и это не позволило мне_________________________________________________________
На данном уроке я ощутил себя
«Студентом» (3),
«Доцентом»(4) ,
«Профессором»(5)
(нужное подчеркнуть)
К следующему уроку:
1) «Студенту»( Подготовить сообщение об одном из озёр(1-1,5мин. ) ( базовый)
2) «Доценту»(Составить вопросы викторины об озёрах (10 вопросов) ( повышенный)
3) «Профессору» Составить презентацию об озёрах или кроссворд (высокий)
Приложение к плану-конспекту урока
Озера. Вода в «земных кладовых»
Таблица 1.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т. д. ) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1. | "Озёра"-музыка Денис Майборода, слова Марка Львовского в исполнении Вадима Гурболикова | Информационный | Видеофрагмент | http://www. youtube. com/watch?v=DinJQFV9BmQ |
2. | «Правила обеспечения личной безопасности при наводнениях» http://www. ois. org. ua/club/sport1037. htm | Информационный | http://www. linkout. ru/pravila. php ,
|
|
2
|
Список крупнейших по площади озёр
|
Информационный | Справочная информация | http://ru. wikipedia. org/wiki/Список_крупнейших_по_площади_озёр |
3 | Мир ледников.
|
Информационный | Видеофрагмент | http://www. youtube. com/watch?v=DinJQFV9BmQ
|
4 | Подземные воды | Информационный | Презентация (слайды 6-10):
|
http://900igr. net/zip/geografija/ rok-Podzemnye-vody. html |
5 | Подземные воды | Информационный | иллюстрация | http://www. youtube. com/watch?v=C5kRTuX2M5A
|
6. | Фрагмент урока | Информационный | тест | http://festival. 1september. ru/articles/subjects/6 |
Метки: География