Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Байкал – чудо природы!

Байкал – чудо природы!

Тип урока

изучение нового материала.

Цель

– раскрыть уникальность озера Байкал.

Задачи

– углубить и расширить знания о природных компонентах Байкала и их взаимосвязях,

– продолжить совершенствование работы с картами,

– развитие внимания, памяти, интереса к природе, предмету,

– воспитание чувства гордости за свою Родину, любви к ней.

Оборудование: физическая карта России, мультимедийные средства.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Сегодня мы с вами совершим виртуальное путешествие к уникальному объекту природы.

Попробуйте установить пункт нашего назначения. ( отгадывают тему урока, ребус на слайде)

Наше путешествие пройдет под девизом:

«Чудо природы во всех отношениях» – Л. С. Берг

(запись в тетрадях тема, девиз)

А что же мы хотим узнать об этом озере? Нам необходимо выработать план путешествия:(вместе определяют задачи на урок)

1. Географическое положение

2. Происхождение озерной котловине

3. Климат

4. Свойства воды

5. Животный и растительный мир озера.

6. Проблемы

Каждый из вас из путешествия должен привезти зашифрованную карту. (Опережающее задание было задано на дом, нарисовать карту-ассоциацию. На карте должны быть изображены основные географические объекты озера. ). И трофеи, т. е. в тетрадях записывать по ходу урока что-то удивительное.

2. Основная часть урока.

1. Добравшись до озера, мы решили написать письмо домой о первых впечатлениях.

С помощью физ. карты допишите письмо (вставить в пропуски нужные слова, во время работы звучат звуки прибоя, ветра,чаек, на слайде карта Байкала. )

«Пишу письмо с далеких краев России. Байкал лежит на юге ………………………………… и простирается с ………………………. на ………………… на 636 км. в длину и от 24 до 80 км. в ширину. Озеро окружено горными хребтами, поднимающимися на высоту более ……………. . над его водной поверхностью. На северо-западном побережье это …………………………………………………, а с юга в его чистейшие воды смотрится …………………………………………. . На Байкале 27 островов, в центральной части находится самый большой остров ……………… В 8-10 км. от берега мы определили самую большую глубину …………………. Воистину Байкал – самое глубокое озеро планеты»

Подсказка:

Хамар-Дабан, Байкальский, Восточная Сибирь, юго-запад, 2000 м. , северо-восток, Ольхон, 1637 м. , Баргузинский.

Поясните, как можно уже сейчас доказать слова Берга: Байкал – самое глубокое озеро планеты.

2. По второму пункту плана нашего путешествия нам необходимо определить возраст Б.

С помощью карт определим возраст Байкала. (на слайде появляются основные мысли)

Байкальская и раннекаледонская складчатость.

Озеро находится в своеобразной котловине, со всех сторон окружённой горными хребтами и сопками. При этом западное побережье – скалистое и обрывистое, рельеф восточного побережья – более пологий

Происхождение Байкала до сих пор вызывает научные споры.

– Возраст озера учёные традиционно определяют в 25−35 млн лет, большинство озёр, особенно ледникового происхождения, живут в среднем 10−15 тыс. лет, а потом заполняются илистыми осадками и заболачиваются.

– Однако существует также версия о молодости Байкала, выдвинутая доктором геолого-минералогических наук Александром Татариновым в 2009 году. Деятельность грязевых вулканов на дне Байкала позволяет учёным предполагать, что современной береговой линии озера всего лишь 8 тысяч лет, а глубоководной части – 150 тысяч лет.

– Есть еще одна теория, что Байкал – начало еще одного, пятого океана: его берега расходятся, год, от года отдаляясь один от другого примерно на 2 см в год.

Таким образом, Б. чудо природы в отношении происхождения – это или древнейшее озеро или молодой океан.

3. Третью особенность вы можете почувствовать, выйдя на берег озера – это ветра.

Особые черты климата обусловлены байкальскими ветрами, которые имеют собственные названия – баргузин, сарма, верховик, култук. Байкальские ветры часто поднимают на озере шторм.

Почему озеро богато ветрами?

Разница в атмосферном давлении т. к. горы прорезаны реками в результате неравномерное прогревание местности.

Какой климат в районе Байкала? (определить по карте: ср. температуру, осадки, тип климата)

Водная масса Байкала оказывает влияние на климат прибрежной территории. Зима здесь бывает мягче, а лето – прохладнее. Наступление весны на Байкале задерживается на 10−15 дней по сравнению с прилегающими районами, а осень часто бывает довольно продолжительная.

Таким образом, зима холодная, лето теплое.

Чудо в отношении климата, он мягкий, ветряный.

4. Байкал называют «колодцем планеты».

В не столь уж и древние времена она считалась целебной, с ее помощью лечили болезни.

Весной прозрачность байкальской воды составляет 40 м.

Вода очень слабо минерализована и близка к дистиллированной в ней много кислорода. В 1 литре менее 0,1 г солей, т. е. соленость 0,1%0

Закупкой воды интересуются иностранцы, а ЦБК за год потребляет её на 6 млрд. долларов, а могли бы её продать.

В Байкале сосредоточено (23 тыс. км3) 20% мировых запасов поверхностных пресных вод,

Если бы прекратился сток всех впадающих в озеро рек, то и в этом случае Ангара могла бы вытекать из Байкала в течение 360 лет. Для заполнения котловины понадобился бы весь годовой сток рек земного шара.

Обновление воды в Б. происходит за 332 года.

В Байкал впадает 336 рек и ручьёв, однако это число учитывает лишь постоянные притоки. Самые крупные из них – Селенга, Верхняя Ангара, Баргузин, Турка, Снежная, Сарма. Из озера вытекает одна река – Ангара.

Бурятская легенда гласит:

336 дочерей и сыновей было у старика Байкала, но одну, непокорную красавицу Ангару, любил он больше всех. И чтоб сберечь, заточил ее в высокой башне, но не помогли стены, стихия вырвалась на свободу и побежала к своему возлюбленному, Енисею. Однако не суждено было им встретиться: разгневанный отец кинул вслед беглянке обломок скалы, навсегда проклиная свою неблагодарную любимицу. А место, куда она попала, стало называться Шаман-камнем. Вот такое объяснение придумали местные жители тому, что, вопреки всем привычным представлениям, Ангара не впадает в Байкал, а вытекает из него.

Таким образом, это чудо природы в отношении воды – самая чистая и прозрачная.

5. Разнообразие органического мира Байкала потрясает воображение, но не менее феноменально и его своеобразие. Множество обитающих в озере животных и растений не встречаются больше ни в одном водоеме земного шара.

В Байкале 848 видов (около 70%) эндемичных животных и 133 вида (15%) эндемичных растений .

Рачок эпишура – эндемик Байкала – составляет до 80 % биомассы зоопланктона озера. Он выполняет функцию фильтра: пропускает через себя воду, очищая её

Байкал уникален среди озёр тем, что на большой глубине здесь произрастают пресноводные губки.

Наиболее интересна в Байкале живородящая рыба голомянка, самая многочисленная рыба в Байкале небольшая прозрачная, точно стекло, содержание жира достигает 44% от ее веса. Средний вес голомянки – 12-15 г. Глубинные рыбы, как известно, спасаются от адского давления с помощью особого пузыря. У голомянки такого пузыря нет. Днем голомянка держится на глубине 250-500 м. , ночью – 100 м. Голомянка рождает живых личинок.

Раньше голомянку собирали с поверхности воды (мертвая она не тонет, т. к. жир легче воды) и вытапливали из неё жир, который использовали для освещения и в лечебных целях.

Из рыбных ресурсов наиболее ценные хариус, сиг, и конечно омуль.

В годы Вов рыболовецкие бригады сменили обычные сети на мелкоячеистые, но это был уже не промысел, а опустошение. Военные нормы остались и на более поздние годы, и с трудом ученым удалось доказать, что такая эксплуатация Байкала губительна. На долгие годы лов рыбы в озере был запрещен. И до сих пор лов омуля ограничен. А во время нереста вообще запрещен.

сибирский осетр – очень редко встречается;

таймень – к 10 годам достигает массы 10 кг;

ленок – как и таймень, прекрасный объект для спортивного рыболовства;

даватчан (красная рыба) – занесена в "Красную книгу РФ";

обитают сорога (сибирская плотва), окунь, щука, елец, язь, налим;

Единственный представитель млекопитающих Байкала – тюлень или нерпа байкальская, имеющая общего предка с северным тюленем. Ученые предполагают, что нерпа проникла в Байкал из Ледовитого океана по Енисею и Ангаре в ледниковый период. Численность ее в настоящее время около 60 тыс. голов.

Очередное чудо в том, Байкал – музей живых экспонатов!

6. В результате антропогенных воздействий ухудшилась экологическая обстановка; ведется поиск научно обоснованных путей восстановления природных комплексов Байкала.

Проблемы Б. заключаются в: (вместе пытаются определить проблемы)

– лесозаготовка на склонах хребтов

– ЦБК

– ГЭС на Ангаре (подъем уровня воды)

– дикий туризм

Для защиты природы уникальной местности созданы: (по картам определяют охраняемые территории)

заповедники – Баргузинский, Байкальский и Байкало-Ленский;

национальные парки – Забайкальский и Прибайкальский

В 1996 г. Байкал был внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Байкал – заповедный край!

Итак, на этом наше путешествие заканчивается, мы возвращаемся домой.

В ходе путешествия вы составили карту озера, но зашифровали её, используя свою фантазию. Давайте посмотрим, что у вас получилось.

Итог урока.

Похвастаемся трофеями, привезенными из путешествия. (перечисляют записанные в тетрадях особенности озера)

Определите с каким настроением вы вернулись из путешествия. (по смайликам)

Приезжайте на озеро Байкал! Любуйтесь его красотой и чистотой воды, ощутите ту почти мистическую энергию, что отдает священное озеро-море каждому, кто приходит на его берег.

Метки: География