Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

рабочая программа

рабочая программа

Основная цель курса «География России» – создать у учащихся целостное представление о своей Родине. Раскрыть разнообразие ее природных условий и ресурсов, населения и проблемы хозяйства, познакомить учащихся с этапами заселения и освоения территории России, разнообразными условиями жизни и деятельности людей в разных регионах страны

Задачи:

– дать представление о разнообразии территорий России;

– формировать умения адаптироваться к окружающей среде;

– показать интегрирующую роль населения в системе «природа-люди-хозяйство»;

– сформировать представление о географии России как о географии жизни людей на территории нашей страны;

– подвести к ощущению себя и своей семьи частью России с ее историческими судьбами и культурными традициями;

– формирование «образов» отдельных территорий и раскрытие их специфических черт.

Нормативно-правовые документы

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 класса и разработана на основе следующих документов:

1. Закона РФ «Об образовании».

2. «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего, основного и среднего (полного) образования» (приказ МО и Н РФ №1089 от 05. 03. 2004г. )

3. «Об утверждении Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (приказ МО и Н РФ №1312 от 09. 03. 2004г. )

4. «О внесении изменений в Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программу общего образования» (приказ МО и Н РФ от 20. 08. 2008г. №241)

5. Устава школы МБОУСОШ с углублённым изучением отдельных предметов с. Тербуны.

6. Учебного плана МБОУСОШ с углублённым изучением отдельных предметов с. Тербуны.

7. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2011-2012 учебный год (приказ МО и Н РФ от 24. 12. 2009г. № 2080).

8. Приказа Министерства образования и науки РФ от 30. 08. 2010г. №889 «О внесении изменений в Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом МО РФ от 09. 03. 2004г. №1312.

9. Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин образовательного учреждения, реализующего образовательные программы общего образования.

10. Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2. 4. 2. 2821-10)

11. Приказа по МБОУСОШ с. Тербуны №5 от 01. 09. 2011г. об утверждении рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин образовательного учреждения, реализующего образовательные программы общего образования.

Сведения о программе

Рабочая программа составлена по УМК Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевского 2010г. В основе рабочей программы лежит авторская программа по географии Домогацких Е. М.

для 6 – 9 классов. М. : Русское слово, 2008. , которая полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе.

Обоснованием выбора авторской программы курса географии 6-10 классов под редакцией Е. М. Домогацких 2008 года (М. , Русское слово ) является:

– соответствие требованиям Федерального базисного учебного плана и Федеральным компонентам государственного стандарта;

– соответствие Концепции модернизации Российского образования;

– сохранение принципа преемственности;

– традиционность изложения в сочетании с современными методологическими приемами построения учебника;

– возможность вариативности содержания материала.

Изменений в примерной программе нет. По окончании 8 класса учащиеся полностью овладевают знаниями, умениями и навыками в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта.

Определение места и роли учебного курса

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 2 учебных часа в неделю на изучение географии в 8 классе.

Главная роль курса географии сводится к формированию у учащихся целостного представления природе и населении России, воспитание бережного отношения к природе и решению проблем окружающей среды. При изучении курса географии формируется географическая культура и обучение географическому языку.

В соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком рабочая программа по географии в 8 классе рассчитана

на 68 часов (34 недели, 2 часа в неделю), в том числе – 8 практических работ.

Формы организации образовательного процесса

Формами организации образовательного процесса является урок (урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, игра-путешествие, урок-практикум, уроки с использованием электронного учебника и наглядных пособий)

Технология обучения

Для реализации рабочей программы используются следующие технологии: ИКТ, технология развивающего обучения, технологии личностно-ориентированного обучения.

Механизмы формирования ключевых компетенций

Основные механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся: решение тестов, самостоятельная работа, поиск информации в различных источниках, работа с таблицами, контурными картами, выполнение практических работ.

Виды и формы контроля

Видами и формами контроля при обучении (согласно Уставу школы и локальным актам) являются: текущий контроль в форме тестирования, выполнения самостоятельной работы, устного опроса, тестирования с применением компьютера, выполнения практических работ.

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса:

1. Знать (понимать):

– географические особенности природных регионов России; основные географические объекты;

– причины, обуславливающие разнообразие природы нашей Родины;

– связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных регионов страны;

– факторы размещения основных отраслей хозяйства России;

– основные отрасли хозяйства России, географию их размещения;

– крупнейшие городские агломерации нашей страны;

– причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их предотвращению;

– географию народов населяющих нашу страну;

2. Уметь:

– давать характеристики крупных регионов нашей страны, в том числе с использованием карт атласа;

– приводить примеры рационального природопользования; прогнозировать изменения природных объектов в результате хозяйственной деятельности человека;

– объяснять особенности хозяйства регионов России и их экономические связи.

Результаты обучения

Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года в соответствии с требованиями, установленными федеральными государственными образовательными стандартами, образовательной программой образовательного учреждения:

Объяснять

– роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны;

– влияние географического положения на особенности природы страны;

– образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;

– образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды;

– причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;

– разнообразие природы и природных комплексов на территории страны;

– различия в естественном приросте населения, темпах роста и уровнях урбанизации отдельных территорий, направление миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения.

Оценивать

– природно-ресурсный потенциал страны;

– экологическую ситуацию в стране, регионе;

– изменения природных объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;

– изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи

– определять собственные позиции по отношению к изменениям, происходящих в мире;

– правильно воспринимать окружающую действительность, понимать те процессы, которые происходят в мировой политике и экономике, ориентироваться на рынке труда.

Информация об используемом учебнике

Программа ориентирована на использование учебника « География »

8 класс, автор Е. М. Домогацких (М. , Русское слово, 2011 г. ) и печатной рабочей тетради.

Содержание программы.

Общая физическая география России (35 часов)

Географическое положение (4 часа)

Место России на карте мира. Территория и акватория России. Соседи России. Сухопутные водные, морские и воздушные границы. Часовые пояса. Крайние точки.

Основные понятия: часовые пояса, поясное время, декретное время, летнее и зимнее время, московское время, Российский сектор Арктики, государственные границы.

Практические работы:

№1 (оценочная)

Обозначение на контурной карте объектов, связанных с ФГП России. .

№2 (оценочная)

Решение задач на определение поясного времени.

Исследование территории России (3 часа)

Открытие и освоение русскими землепроходцами Европейского Севера, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока. Мангазея. Остроги. Камчатские экспедиции. Исследования Северного Ледовитого океана, Северный морской путь. Исследования Русского географического общества.

Основные понятия: Мангазея, остроги, Великая Северная экспедиция, Северный морской путь.

Персоналии: И. Москвитин, С. Дежнев, Е. Хабаров, И. Камчатой, В. Атласов, В. Беринг, А. Чириков, С. Челюскин, Д. и Х. Лаптевы, В. Н. Татищев, Ф. П. Врангель, В. В. ДокучаевН. А. Э. Норденшельд, Ф. Нансен, Г. Я. Седов, Дж. Де-Лонг, В. А. Обручев, О. Ю. Шмидт, Б. А. Вилькицкий.

Геологическое строение и рельеф (5 часов)

Шкала геологического времени. Геологическое летоисчисление. Особенности геологического строения. Крупные тектонические формы. Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Размещение крупных форм рельефа на территории России. Формирование рельефа под воздействием внутренних и внешних сил. Движения земной коры. Районы современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Великое оледенение. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых России. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Опасные природные явления.

Основные понятия: абсолютный и относительный возраст горных пород, геохронологическая шкала, эра, период, платформа, щит, плита, складчатый пояс, складчатые и складчато-глыбовые горы, месторождение.

Персоналии: А. Е. Ферсман, В. А. Обручев, И. М. Губкин.

Практическая работа:

№3 (оценочная)

Установление взаимосвязи тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых.

Климат и погода (7 часов)

Агроклиматические ресурсы своего региона. Особенности климата России. Климатообразующие факторы, климатические пояса и типы климатов России. Солнечная радиация и радиационный баланс. Закономерности распределения тепла и влаги: средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения.

Погода. Типы воздушных масс, циркуляция атмосферы (атмосферные фронты, циклоны и антициклоны). Прогнозы погоды. Использование аэрокосмических методов изучения климатических явлений.

Климат и погода, и их влияние на хозяйственную деятельность людей. Понятие об агроклиматических ресурсах. Опасные и неблагоприятные явления погоды. Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов.

Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные климатические явления. Агроклиматическая карта.

Основные понятия: солнечная радиация, коэффициент увлажнения, атмосферный фронт, циклон, антициклон.

Персоналии: А. И. Воейков.

Практические работы:

№4 (оценочная)

Определение коэффициента увлажнения по картам.

№5 (оценочная)

Характеристика климатических областей умеренного пояса России.

Моря и внутренние воды (8часов)

Моря, окружающие территорию России. Своеобразие морей России их органический мир и природно-хозяйственное значение.

Воды суши, их виды. Реки России. Главные речные системы. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории России. Важнейшие озера, их происхождение. Искусственные водоемы. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Особая роль внутренних вод в природе и хозяйстве. Водные ресурсы, неравномерность их распределения. Мелиорация. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины и др. ), их предупреждение.

Основные понятия: речная система, бассейн реки, питание реки, режим реки, падение и уклон реки, верховые и низинные болота, многолетняя мерзлота, горные и покровные ледники, водные ресурсы.

Персоналии: В. Беринг, Г. И. Невельской.

Практические работы

№6 (оценочная)

Определение падения и уклона реки.

Почвы (2часа)

Почва, её состав, строение, свойства. Почвообразование. В. В. Докучаев – основоположник почвоведения. Образование почв, их основные (зональные) типы, свойства, структура, различия в плодородии. Закономерности распространения почв. Почвенные карты. Почвенные ресурсы России. Чернозем. Изменения почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв. Меры по сохранению плодородия почв.

Основные понятия: почвенные горизонты, зональные типы почв, почвенные ресурсы.

Персоналии: В. В. Докучаев.

Природные зоны (6 часов)

Природные комплексы и природно-территориальные комплексы. Взаимосвязь природных компонентов внутри комплекса. Природные компоненты и их зависимость от влияния человека. Природные комплексы разных уровней. Природная зона – как природный комплекс. Арктические пустыни. Тундры. Лесотундры. Тайга. Смешанные и широколиственные леса. Лесостепи. Степи. Полупустыни. Пустыни. Черноморское побережье Кавказа. Зональные и азональные природные комплексы. Высотная поясность. Ресурсы растительного и животного мира. Особо охраняемые территории.

Основные понятия: природно-территориальный комплекс, природная зона, высотная поясность, ландшафт, биосферный заповедник.

Персоналии: В. В. Докучаев, Л. С. Берг.

Практические работы

№7 (оценочная)

Выявление зависимости между компонентами природы одной из природных зон РФ.

Крупные природные районы России (31 час)

Островная Арктика (1час)

Мир арктических островов. Западная Арктика: Земля Франца-Иосифа, Новая Земля. Восточная Арктика: Новосибирские острова, Северная Земля, остров Врангеля.

Восточно-Европейская Русская равнина (9 часов)

Физико-географическое положение территории. Древняя платформа. Чередование возвышенностей и низменностей – характерная черта рельефа. Морено-ледниковый рельеф. Полесья и ополья. Эрозионные равнины. Полезные ископаемые Русской равнины: железные и медно-никелевые руды Балтийского щита, КМА, Печорский каменноугольный бассейн, хибинские апатиты и др.

Климатические условия и их благоприятность для жизни человека. Западный перенос воздушных масс. Крупнейшие реки. Разнообразие почвенно-растительного покрова лесной зоны. Лесостепь и степь. Природная зональность на равнине. Крупнейшие заповедники. Экологические проблемы – последствие интенсивной хозяйственной деятельности.

Основные понятия: увалы, западный перенос, оттепель, моренные холмы, «бараньи лбы», Малоземельская и Большеземельская тундра, полесье, ополье.

Практическая работа (учебно-тренировочная)

Определение изменения климатических условий в разных частях Русской равнины.

Кавказ (3часа)

Кавказ – самый южный район страны. Особенности географического положения региона. Равнинная, предгорная, и горная части региона: их природная и хозяйственная специфика. Горный рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. Особенности климата региона. Современное оледенение. Основные реки, особенности питания и режима, роль в природе и хозяйстве. Почвенно-растительный покров и растительный мир. Структура высотной поясности гор. Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы. Заповедники и курорты Кавказа.

Основные понятия: Предкавказье, лакколит, Большой Кавказ, бора, фен.

Практическая работа (учебно-тренировочная)

Составление схемы высотной поясности в горах Большого Кавказа.

Урал (3 часа)

Урал – каменный пояс России. Освоение и изучение Урала. Пограничное положение Урала между европейской частью России и Сибирью на стыке тектонических структур и равнин. Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Уральские самоцветы. Недостаточная геологическая изученность Урала. Особенности климата Урала. Урал – водораздел крупных рек.

Зональная и высотная поясность. Почвенно-растительный покров и развитие сельского хозяйства. Антропогенные изменения природы Урала. Заповедники Урала.

Основные понятия: Предуралье, Зауралье, омоложенные горы.

Персоналии: А. Е. Ферсман.

Практическая работа (учебно-тренировочная)

Сравнительная оценка ресурсообеспеченности разных частей Урала

Западно-Сибирская равнина (4часа)

Западная Сибирь край уникальных богатств: крупнейший в мире нефтегазоносный бассейн. Западно-Сибирская равнина – одна из крупнейших низменностей земного шара. Молодая плита и особенности формирования рельефа. Континентальный климат, при небольшом количестве осадков избыточное увлажнение, внутренние воды. Сильная заболоченность. Отчетливо выраженная зональность природы от тундр до степей. Краткая характеристика зон. Зона Севера и её значение. Оценка природных условий для жизни и быта человека; трудность освоения природных богатств: суровая зима. многолетняя мерзлота, болота.

Основные понятия: многолетняя мерзлота, низменные болота, березовые колки, суховеи.

Практическая работа (учебно-тренировочная)

Выявление трудностей в освоении региона

Средняя Сибирь (3часа)

Географическое положение между реками Енисей и Лена. Древняя Сибирская платформа, представленная в рельефе Среднесибирским плоскогорьем. Преобладание плато и нагорий. Траппы и кимберлитовые трубки. Месторождения золота, алмазов, медно-никелевых руд, каменного угля. Резко континентальный климат: малое количество осадков, Сибирский (Азиатский) антициклон. Крупнейшие реки России: Лена, Енисей и их притоки. Реки – основные транспортные пути Средней Сибири; большой гидроэнергетический потенциал. Морозные формы рельефа. Две природные зоны: тундра и светлохвойная тайга.

Основные понятия: траппы, кимберлитовая трубка, Сибирский (Азиатский) антициклон, полигоны, бугры пучения, гидролакколиты.

Северо-Восток Сибири (3часа)

Географическое положение: от западных предгорий Верхоянского хребта до Чукотского нагорья на востоке. Омоложенные горы; среднегорный рельеф территории, «оловянный пояс». Резко континентальный климат с очень холодной зимой и прохладным летом. Полюс холода Северного полушария. Определяющее значение многолетней мерзлоты для всей природы региона. Реки со снеговым питанием и половодьем в начале лета. Природные зоны: тундра и светлохвойная тайга.

Основные понятия: омоложенные горы, складчато– глыбовые горы, полюс холода, ископаемый (жильный лед), наледь.

Персоналии: И. Д. Черский, В. В. Прончищев, Д. Я. Лаптев.

Горы Южной Сибири (3 часа)

Южная Сибирь – рудная кладовая страны. Разнообразие тектонического строения и рельефа. Складчато-глыбовые средневысотные горы и межгорные котловины, тектонические озера. Байкал. Области землетрясений. Богатство рудными ископаемыми магматического происхождения. Контрастность климатических условий. Высотная поясность. Степи Забайкалья. Агроклиматические ресурсы. Экологические проблемы Байкала.

Основные понятия: возрожденные горы, геологические разломы, тектонические озера.

Персоналии: П. С. Паллас, В. А. Обручев, И. Д. Черский.

Практическая работа (учебно-тренировочная)

Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми на примере рудных месторождений Алтая.

Дальний Восток (3 часа)

Дальний Восток – край, где север встречается с югом. Геология и тектоника территории. Современный вулканизм Камчатки и Курил. Муссонный климат Тихоокеанского побережья. Климатические контрасты севера и юга. Большая густота и полноводность речной сети. Паводки и наводнения. Гидроресурсы и ГЭС. Влияние приморского положения на смещение границ природных зон к югу. Гигантизм растений. Характеристика тундры и лесной зоны. Уссурийская тайга – уникальный природный комплекс. Заповедники Дальнего Востока.

Основные понятия: сопка, цунами, гейзеры, муссонный климат, тайфун.

Персоналии: Ф. Попов, С. Дежнев, В. Поярков, В. Атласов, Е. Хабаров, И. Москвитин, Н. Пржевальский, Г. Невельской, А. Лаперуз.

Практическая работа (учебно-тренировочная)

Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека. .

Природа и человек (2часа)

Влияние природы на человека: природные ресурсы, благоприятные и неблагоприятные природные условия, стихийные бедствия, рекреационное значение природных условий. Влияние человека на природу: использование природных ресурсов, выброс отходов, изменение природных ландшафтов, создание природоохранных территорий.

Роль географии в современном мире. Географические прогнозы. Задачи современной географии.

Основные понятия: рациональное природопользование, географический прогноз.

Практическая работа: 1. Составление географического прогноза изменения ПТК какого-либо участка своей местности при строительстве через нее автомагистрали.

Резерв – 1 час.

Метки: География