Народные промыслы России
Народные промыслы России
Программа курса «Народные промыслы» рассчитана на 8,5 часов в 9 классе.
Содержание элективного курса позволит расширить знания учащихся об истории нашей страны , показать в них воплощение многовековой опыт этнического восприятия мира, обращенный в будущее. Позволит ребятам понять глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культур многонациональной России.
Художественные промыслы являются одновременно и отраслью промышленности, и областью народного творчества.
Сочетание традиций и новаторства, стилевые особенности и творческой импровизации, коллективных начал и взглядов отдельных личностей позволит ребятам показать характерные черты творческого труда мастеров и художников.
Данный курс позволит восполнить пробелы в знаниях по этому вопросу, возникшие в результате недостаточного времени в школьном курсе географии, истории.
Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации.
Неповторимые художественные изделия народных промыслов России любимы и широко известны не только в нашей стране, но и за ее пределами. Промыслы стали символом отечественной культуры, Вкладом страны во всемирное культурное наследие.
Основные цели курса: усвоение учащимися системы знаний в области народных промыслов как элемента общей культуры современного общества; развитие основ пространственного мышления, предполагающего осмысления территориальной взаимообусловленности происходящих явлений в обществе; привитие чувства гордости за свою родину.
Задачи курса:
– углубить и расширить знания по географии народных промыслов. Развитие познавательной, творческой активности, наблюдательности, интереса к окружающему миру;
– вовлечь ребят в активную практическую деятельность по изучению народных промыслов;
– воспитывать патриотизм;
– вести профессиональную ориентацию.
В результате обучения курса учащиеся должны знать:
– понятие о народных промыслах;
– виды промыслов;
– значение промыслов в современном мире;
– главные центры развития народных промыслов в стране;
современные промыслы своего региона.
Учащиеся должны уметь:
– использовать различные средства получения информации;
– давать характеристику отдельных видов промысла;
– анализировать карты;
– проводить краткосрочные прогнозы;
– проектировать свои виды промыслов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название тем курса | Всего часов | В том числе | Форма контроля | |||
лекции
|
семинар | практич. работы | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Введение. География народных промыслов. | 1 | 1 | Записи лекции | ||
2 | Художественные промыслы и их сущность. | 1 | 1 | |||
3 | Промыслы Центральной России | 2 | 1 | 1 | тестирование | |
4 | По музеям и выставкам России | 1 | 1 | Участие в Интернет просмотре. | ||
5 | Народно-прикладное искусство Кавказа. | 1 | 1 | Отчет о работе | ||
6 | Народные промыслы Волгоградской области. | 1 | 1 | Участие в семинаре | ||
7 | Итоговое занятие | 1,5 | 1,5 | Защита проектов | ||
ИТОГО | 8,5 | 3 | 2 | 3,5 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ТЕМА 1. Введение. География промыслов.
Понятие о народных промыслах. Особенности становления промыслов. Исторические особенности отдельных промыслов в нашей стране. География размещения. Классификация народных промыслов.
ТЕМА 2. Художественные промыслы и их сущность.
Понятие о художественных промыслах. Исторические корни художественных промыслов в нашей стране. География размещения. Виды художественного промысла. «Семеновская роспись», «Золотая хохлома», «Городецкая роспись», «Богородский резчик», «Беломорские узоры», «Турина гора» и т. д.
ТЕМА 3. Промыслы Центральной России.
Разнообразие народных промыслов Центральной России. Значение промыслов. Исторические предпосылки возникновения промыслов.
«Палех», «Дымковская игрушка», «Дамское рукоделие», «Скопинская керамика».
ТЕМА 4. По музеям и выставкам России.
Знакомство с музеями нашей страны. Изучение отдельных экспонатов . Встреча с интересными людьми.
ТЕМА 5. Народно-прикладное искусство Кавказа.
Ювелирное искусство Кавказа. Кубачи-центр народного промысла. Серебряная посуда, золотые украшения, ручные кинжалы и сабли. Достижения кавказцев на мировых выставках.
ТЕМА 6. Народные промыслы Волгоградской области.
Промыслы нашего края. Основные центры. Значение промыслов для экономики области.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОДЕРЖАНИЮ И ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ.
Тема 1. Введение. География промыслов.
Знакомство ребят с видами промыслов и их значением .
Лекция.
- Что такое художественные промыслы.
- Значение художественных промыслов.
- Исторические корни художественных промыслов.
- Современные художественные промыслы.
- География промыслов.
Вопросы для закрепления:
1. Какое значение в современном мире имеют народные промыслы?
2. Какова польза от промыслов в настоящее время?
3. Можно ли считать, что народные промыслы это наша история?
Тема 2. Художественные промыслы и их сущность.
На данном занятии необходимо раскрыть понятие о художественных промыслах. Показать особенности каждого промысла, его вариативность, специфику и неповторимость . Роль человека, его художественный стиль и самобытность. Определить особенности каждого вида творчества, профессионализм и колорит исполнения.
Сделать акцент на исторических корнях исполнения.
«Семеновская роспись». Создана в 30-е годы на основе росписи деревянных ложек.
Характерная деталь росписи – букетик цветов в руках у матрешки
«Городецкая роспись» Обязательной частью композиции являются пышные гирлянды или живописные букеты фантастических цветов, напоминающих розы, ромашки, колокольчики, и разнообразные птицы, олицетворяющие счастье. Главный герой это «конь-огонь» с необыкновенной, смело изогнутой и подчеркнуто вытянутой шеей.
«Беломорские узоры». Выполняют изделие из белой неокрашенной древесины липы. Очень привлекают изделия с движением, которые как бы оживляют ее, делают выразительной и привлекательной.
Тема 3. Промыслы Центральной России.
Ребятам предлагается выступить с сообщениями по темам: «Гжель», «Палех», «Дымковская игрушка», «Платки Павловского Посада», «Виды вышивок», «В городе русской игрушки».
Семинар:
- Что привлекает вас в творчестве мастеров и делает их работу незабываемой?
- Почему в изделиях мастеров прослеживается связь в природой?
- Почему в настоящее время народных умельцев становится все меньше и меньше?
- Зачем необходимо продолжать развитие народных промыслов в Центральной России?
- Что для вас является народным творчеством?
Тема 4 . По музеям и выставкам.
Данное занятие рекомендуется провести, показав видеофильм «Народные умельцы» или «По старой России»
Можно выйти на сайт в Интернете и провести «заочную экскурсию по музеям и выставкам нашей родины.
Тема 5. Народно-прикладное искусство Кавказа.
Практическое занятие проводится с использованием раздаточного материала: фотоальбомов, открыток, поделок.
Ребята проводят анализ и делают заключения о специфики поделок Кавказа.
Отмечают наличие виртуозного орнамента в искусстве Кубачей. Серебряная посуда имеет свою специфику: плавные формы тулова, изгибы носика, ручек.
Уникальное оформление рукояти оружия, использование накладок золота, серебра, кости и рогов.
Учащимся предлагается выполнить свой эскиз одного из изделий, с использованием обязательных элементов творчества Кавказа.
Тема 6. Народные промыслы нашей области.
Семинарское занятие следует проводить с представителем фабрики «Сувенир», который ознакомит с продукцией местной фабрики.
На занятии необходимо разобрать некоторые дополнительные вопросы:
Почему в городе Урюпинске поставлен памятник козе? Что он символизирует?
Что вы знаете о гончарном производстве в нашем крае?
Чем отличаются казачьи строения?
Тема 7. Итоговое занятие.
Ребята в начале курса выбирали любой народный промысел и готовили к данному занятию компьютерную презентацию.
Подводятся итоги представленных работ и награждение лучших презентаций.
Литература для учителя.
- Абросимова А. А. , Каплан Н. И. , Митлянская Т. Б. Художественная резьба по дереву, кости, рогу. – М. : Высшая школа,1984.
- Гранько Н. М. , Шантырь О. В. Ручное и машинное вышивании. – Минск, 1983.
- Дайн Г. Игрушечных дел мастера. – М. : Просвещение, 1994
- Кузьмина М. : Азбука плетения – М. , 1993
- Любимов Л. Искусство древней Руси. – М. : Просвещение, 1981
- Максимова Т. В. Азбука вязания. – М. : 1984.
- Мидованский. Песнь жар-птицы. – М. : Детгиз,1987.
- Попов С. Дамское рукоделие. – ТОО «ПК Инжиниринг ЛТД», 1993.
- Народные мастера. Традиции, школы / Под ред. М. А. Некрасовой. – М. ,1985.
- Сафонова Н. С. , Молотобарова О. С. «Кружки художественной вышивки». – М. : Просвещение, 1983
- Семерак Г. , Богман К. Художественная ковка и слесарное искусство. – М. : Машиностроение, 1982
- Фролов Е. Чистый источник. – М. , 1990
- Цыганкова Э. Г. У истоков дизайна. – М. , 1997.
- Энциклопедия молодой семьи. – 2 –е изд. – Минск, 1988.
- Энциклопедический словарь юного художника. – М. : Педагогика, 1983.
В работе использованы также материалы местных газет, исторические справки и т. д.
Литература для учащихся.
- Гранько Н. М. , Шантырь О. В. Ручное и машинное вышивании. – Минск, 1983.
- Дайн Г. Игрушечных дел мастера. – М. : Просвещение, 1994
- Кузьмина М. : Азбука плетения – М. , 1993
- Народные мастера. Традиции, школы / Под ред. М. А. Некрасовой. – М. ,1985.
- Народные мастера. Традиции, школы / Под ред. М. А. Некрасовой. – М. ,1985.
- Фролов Е. Чистый источник. – М. , 1990
- Энциклопедия молодой семьи. – 2 –е изд. – Минск, 1988.
- Энциклопедический словарь юного художника. – М. : Педагогика, 1983.
Метки: География