Народные промыслы России

Народные промыслы России

Программа курса «Народные промыслы» рассчитана на 8,5 часов в 9 классе.

Содержание элективного курса позволит расширить знания учащихся об истории нашей страны , показать в них воплощение многовековой опыт этнического восприятия мира, обращенный в будущее. Позволит ребятам понять глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культур многонациональной России.

Художественные промыслы являются одновременно и отраслью промышленности, и областью народного творчества.

Сочетание традиций и новаторства, стилевые особенности и творческой импровизации, коллективных начал и взглядов отдельных личностей позволит ребятам показать характерные черты творческого труда мастеров и художников.

Данный курс позволит восполнить пробелы в знаниях по этому вопросу, возникшие в результате недостаточного времени в школьном курсе географии, истории.

Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации.

Неповторимые художественные изделия народных промыслов России любимы и широко известны не только в нашей стране, но и за ее пределами. Промыслы стали символом отечественной культуры, Вкладом страны во всемирное культурное наследие.

Основные цели курса: усвоение учащимися системы знаний в области народных промыслов как элемента общей культуры современного общества; развитие основ пространственного мышления, предполагающего осмысления территориальной взаимообусловленности происходящих явлений в обществе; привитие чувства гордости за свою родину.

Задачи курса:

– углубить и расширить знания по географии народных промыслов. Развитие познавательной, творческой активности, наблюдательности, интереса к окружающему миру;

– вовлечь ребят в активную практическую деятельность по изучению народных промыслов;

– воспитывать патриотизм;

– вести профессиональную ориентацию.

В результате обучения курса учащиеся должны знать:

– понятие о народных промыслах;

– виды промыслов;

– значение промыслов в современном мире;

– главные центры развития народных промыслов в стране;

современные промыслы своего региона.

Учащиеся должны уметь:

– использовать различные средства получения информации;

– давать характеристику отдельных видов промысла;

– анализировать карты;

– проводить краткосрочные прогнозы;

– проектировать свои виды промыслов.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название тем курса

Всего часов

В том числе

Форма контроля

лекции

семинар

практич. работы

1

2

3

4

5

6

7

1

Введение. География народных промыслов.

1

1

Записи лекции

2

Художественные промыслы и их сущность.

1

1

3

Промыслы Центральной России

2

1

1

тестирование

4

По музеям и выставкам России

1

1

Участие в Интернет просмотре.

5

Народно-прикладное искусство Кавказа.

1

1

Отчет о работе

6

Народные промыслы Волгоградской области.

1

1

Участие в семинаре

7

Итоговое занятие

1,5

1,5

Защита проектов

ИТОГО

8,5

3

2

3,5

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ТЕМА 1. Введение. География промыслов.

Понятие о народных промыслах. Особенности становления промыслов. Исторические особенности отдельных промыслов в нашей стране. География размещения. Классификация народных промыслов.

ТЕМА 2. Художественные промыслы и их сущность.

Понятие о художественных промыслах. Исторические корни художественных промыслов в нашей стране. География размещения. Виды художественного промысла. «Семеновская роспись», «Золотая хохлома», «Городецкая роспись», «Богородский резчик», «Беломорские узоры», «Турина гора» и т. д.

ТЕМА 3. Промыслы Центральной России.

Разнообразие народных промыслов Центральной России. Значение промыслов. Исторические предпосылки возникновения промыслов.

«Палех», «Дымковская игрушка», «Дамское рукоделие», «Скопинская керамика».

ТЕМА 4. По музеям и выставкам России.

Знакомство с музеями нашей страны. Изучение отдельных экспонатов . Встреча с интересными людьми.

ТЕМА 5. Народно-прикладное искусство Кавказа.

Ювелирное искусство Кавказа. Кубачи-центр народного промысла. Серебряная посуда, золотые украшения, ручные кинжалы и сабли. Достижения кавказцев на мировых выставках.

ТЕМА 6. Народные промыслы Волгоградской области.

Промыслы нашего края. Основные центры. Значение промыслов для экономики области.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОДЕРЖАНИЮ И ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ.

Тема 1. Введение. География промыслов.

Знакомство ребят с видами промыслов и их значением .

Лекция.

  1. Что такое художественные промыслы.
  2. Значение художественных промыслов.
  3. Исторические корни художественных промыслов.
  4. Современные художественные промыслы.
  5. География промыслов.

Вопросы для закрепления:

1. Какое значение в современном мире имеют народные промыслы?

2. Какова польза от промыслов в настоящее время?

3. Можно ли считать, что народные промыслы это наша история?

Тема 2. Художественные промыслы и их сущность.

На данном занятии необходимо раскрыть понятие о художественных промыслах. Показать особенности каждого промысла, его вариативность, специфику и неповторимость . Роль человека, его художественный стиль и самобытность. Определить особенности каждого вида творчества, профессионализм и колорит исполнения.

Сделать акцент на исторических корнях исполнения.

«Семеновская роспись». Создана в 30-е годы на основе росписи деревянных ложек.

Характерная деталь росписи – букетик цветов в руках у матрешки

«Городецкая роспись» Обязательной частью композиции являются пышные гирлянды или живописные букеты фантастических цветов, напоминающих розы, ромашки, колокольчики, и разнообразные птицы, олицетворяющие счастье. Главный герой это «конь-огонь» с необыкновенной, смело изогнутой и подчеркнуто вытянутой шеей.

«Беломорские узоры». Выполняют изделие из белой неокрашенной древесины липы. Очень привлекают изделия с движением, которые как бы оживляют ее, делают выразительной и привлекательной.

Тема 3. Промыслы Центральной России.

Ребятам предлагается выступить с сообщениями по темам: «Гжель», «Палех», «Дымковская игрушка», «Платки Павловского Посада», «Виды вышивок», «В городе русской игрушки».

Семинар:

  1. Что привлекает вас в творчестве мастеров и делает их работу незабываемой?
  2. Почему в изделиях мастеров прослеживается связь в природой?
  3. Почему в настоящее время народных умельцев становится все меньше и меньше?
  4. Зачем необходимо продолжать развитие народных промыслов в Центральной России?
  5. Что для вас является народным творчеством?

Тема 4 . По музеям и выставкам.

Данное занятие рекомендуется провести, показав видеофильм «Народные умельцы» или «По старой России»

Можно выйти на сайт в Интернете и провести «заочную экскурсию по музеям и выставкам нашей родины.

Тема 5. Народно-прикладное искусство Кавказа.

Практическое занятие проводится с использованием раздаточного материала: фотоальбомов, открыток, поделок.

Ребята проводят анализ и делают заключения о специфики поделок Кавказа.

Отмечают наличие виртуозного орнамента в искусстве Кубачей. Серебряная посуда имеет свою специфику: плавные формы тулова, изгибы носика, ручек.

Уникальное оформление рукояти оружия, использование накладок золота, серебра, кости и рогов.

Учащимся предлагается выполнить свой эскиз одного из изделий, с использованием обязательных элементов творчества Кавказа.

Тема 6. Народные промыслы нашей области.

Семинарское занятие следует проводить с представителем фабрики «Сувенир», который ознакомит с продукцией местной фабрики.

На занятии необходимо разобрать некоторые дополнительные вопросы:

Почему в городе Урюпинске поставлен памятник козе? Что он символизирует?

Что вы знаете о гончарном производстве в нашем крае?

Чем отличаются казачьи строения?

Тема 7. Итоговое занятие.

Ребята в начале курса выбирали любой народный промысел и готовили к данному занятию компьютерную презентацию.

Подводятся итоги представленных работ и награждение лучших презентаций.

Литература для учителя.

  1. Абросимова А. А. , Каплан Н. И. , Митлянская Т. Б. Художественная резьба по дереву, кости, рогу. – М. : Высшая школа,1984.
  2. Гранько Н. М. , Шантырь О. В. Ручное и машинное вышивании. – Минск, 1983.
  3. Дайн Г. Игрушечных дел мастера. – М. : Просвещение, 1994
  4. Кузьмина М. : Азбука плетения – М. , 1993
  5. Любимов Л. Искусство древней Руси. – М. : Просвещение, 1981
  6. Максимова Т. В. Азбука вязания. – М. : 1984.
  7. Мидованский. Песнь жар-птицы. – М. : Детгиз,1987.
  8. Попов С. Дамское рукоделие. – ТОО «ПК Инжиниринг ЛТД», 1993.
  9. Народные мастера. Традиции, школы / Под ред. М. А. Некрасовой. – М. ,1985.
  10. Сафонова Н. С. , Молотобарова О. С. «Кружки художественной вышивки». – М. : Просвещение, 1983
  11. Семерак Г. , Богман К. Художественная ковка и слесарное искусство. – М. : Машиностроение, 1982
  12. Фролов Е. Чистый источник. – М. , 1990
  13. Цыганкова Э. Г. У истоков дизайна. – М. , 1997.
  14. Энциклопедия молодой семьи. – 2 –е изд. – Минск, 1988.
  15. Энциклопедический словарь юного художника. – М. : Педагогика, 1983.

В работе использованы также материалы местных газет, исторические справки и т. д.

Литература для учащихся.

  1. Гранько Н. М. , Шантырь О. В. Ручное и машинное вышивании. – Минск, 1983.
  2. Дайн Г. Игрушечных дел мастера. – М. : Просвещение, 1994
  3. Кузьмина М. : Азбука плетения – М. , 1993
  4. Народные мастера. Традиции, школы / Под ред. М. А. Некрасовой. – М. ,1985.
  5. Народные мастера. Традиции, школы / Под ред. М. А. Некрасовой. – М. ,1985.
  6. Фролов Е. Чистый источник. – М. , 1990
  7. Энциклопедия молодой семьи. – 2 –е изд. – Минск, 1988.
  8. Энциклопедический словарь юного художника. – М. : Педагогика, 1983.

Метки: География