Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • География
  • Об одном из эффективных приемов развития познавательной деятельности учащихся в моей педагогической практике

Об одном из эффективных приемов развития познавательной деятельности учащихся в моей педагогической практике

Об одном из эффективных приемов развития познавательной деятельности учащихся в моей педагогической практике

Один из эффективных приемов развития познавательное деятельности учащихся, необходимо для успешного усвоения учебного материала, – прием аналогии.

При изучении курсов физической географии не редко бывает, что в аналогичных условиях возникают сходные явления, процессы. Чтобы учащиеся могли свободно пользоваться этим приемом при изучении физической географии, следует, прежде всего научить и воспитать привычку и учение сознательно привлекать аналогию при поиске способа решения той или иной проблемы.

В данной статье я хочу остановиться лишь на некоторых примерах, которые позволяют ознакомить учащихся с приемом аналогии.

Прежде чем ознакомить учащихся с этим приемом, я на конкретных примерах показываю выполнение необходимых операций для решения заданий. Обучение приему начинаю с простых схем, которые облегчают понимание учащимися материала.

Приведу пример из курса «География материков». Так изучение темы «Климат Африки» учащиеся испытывают затруднение в правильном ответе на такой вопрос: «Почему на побережье Атлантического океана образовалась пустыня Намиб?». Поверхностный ответ учеников, без обоснования причинных связей, о том, что пустыня Набим образовалась в следствии высокой температуры воздуха и малого количество осадков, влечет за собой вспомогательные вопросы: «Чем объяснить здесь наличие высоких температур воздуха?» и «Почему в пустыне Намиб выпадает малое количество осадков?»

Если вопрос о высокой температуре воздуха в этом районе ясен из объяснения учителя на уроке (пустыня Намиб находится в тропическом поясе),то,чтобы выяснить причины малого количества осадков, нужно рассмотреть взаимодействие нескольких факторов.

Обращаю внимание учащихся на то, что возникновение пустыни Намиб на побережье Атлантического океана осуществилось под влиянием. рельефа, океанических течений и направления господствующих ветров.

Опираясь на имеющиеся знания учеников, выясняю с ними связи отдельных природных компонентов и их элементов. Задаю вопрос: «Какие ветры преобладают над территорией южной Африки?». Использую климатическую карту Африки,учащиеся отмечают, что над территории Южной Африки преобладают пассаты и западные ветры умеренных широт, которые периодически смещают друг друга. Пассаты господствуют в период лета, а западные ветры умеренных широт – в период зимы южного полушария.

Чтобы ответить на вопрос «Какое влияние оказывает океанические течения на количество осадков в районе пустыни Намиб?», ученики по карте находят теплое омывающие юго-восточные и юго-западные берега Африки.

Затем выясняя с учениками роль холодного течения. Ученики отмечают, что холодное течение у юго-западных берегов Африки способствуют понижению температуры воздуха, усиливает его сухость. Известно, что холодный воздух может подниматься, образовывать облака и давать осадки. Все это приводит к тому, что на западных берегах Африки, которые омывают холодные течения, дождей почти не бывает. Следовательно, в период зимы южного полушария в этом районе осадков выпадет очень мало.

Для лучшего запоминания и закрепления материала еще раз обращаю внимание учащихся на связь между океаническими течениями и направлениями ветров у юго-западного побережья Африки.

После этого выясняю роль теплого течения. Ученики отмечают, что теплое течение у юго-восточного берега Африки способствуют повышению температуры воздуха, насыщению воздуха влагой, образованию осадков.

Далее учащиеся отмечают, что когда юго-восточные пассаты встречают на своем пути Драконовые горы, то здесь выпадают большие дожди. Это объясняется тем, что воздух, поднимаясь в горные склоны охлаждается и становится насыщенным. Перевалив через горы, пассаты имеют в себе уже меньше влаги. Двигаясь далее во внутрь материк, они нагреваются и становятся более сухими. В связи с этим в Южной Африке с востока на запад количество осадков уменьшается. Снова подчеркиваю причинно-следственные связи между океаническими течениями, направлениями ветров и рельефов у юго-восточного побережья Африки.

Таким образом, выяснив влияние всех трех факторов на возникновение пустыни Намиб, учащиеся зарисовывают себе в тетради обобщенную схему, объясняющую причины образования пустыни Намиб на побережье Атлантического океана.

Для лучшего запоминания поиска решения этой проблемы ученики записывают себе в тетрадь план:

1. Определение географического определения объекта;

2. Вычленение факторов (причин), которые могут вызывать данное явление;

3. Анализ взаимодействия природных компонентов;

4. Установление причин возникновения объекта или процесса.

Такой ход решения проблемы помогает формировать у школьников не только умение работать с картой, но и закреплять знания о влиянии различных природных факторов на явления или процессы, установив причинно– следовательные связи между природными компонентами

При изучении темы «Климат Южной Африки» снова задаю ученикам проблемный вопрос: «Объясните, почему на побережье Тихого океана возникла пустыня Атакама? (сравните с пустыней Намиб в Африке)». Учащиеся легко обнаружили сходные условия образования пустыни Атакама с пустыней Намиб. Для доказательства причин образование пустыни Атакама нужно было провести аналогичные рассуждения, используемые для объяснения сухости пустыни Намиб. Для этого им достаточно было прровести аналогию в каждом действии решения. Таким образом, учащиеся смогли ответить, что образование пустыни Атакама на побережье Тихого океана благоприятствует сухой воздух юго-западного направления, формирующиеся над холодным Перуанским течением (зимой), и горы Анды, преграждающие путь влажному воздуху восточных пассатов (летом).

Итак, из этих примеров видим прием поиска решения проблемы, называемого аналогией, которой сводится к таким действиям:

1. Подбору типовой задачи (решение которой нам известно), аналогичной данной;

2. Знанию решения типовой задачи, проводимой аналогичными рассуждениями для решения данной проблемы.

В качестве упражнения на использование аналогии можно привести и другие задания. Например, при изучении темы «Климат Северной Америки» предлагаю ученикам ответить на вопрос: «Назовите причины образования тропического пустынного климата на полуострове Калифорния».

При помощи физической и климатической карт ученики быстро находят ответ: определяют, что на климат этого района влияет холодное Калифорнийское течение на западе и горы, переграждающие путь влажным ветрам, дующим с Атлантического океана на востоке.

Таким образом, усвоив подобные схемы, учащиеся могут объяснить причины возникновения и распространения тех или иных природных комплексов. Как показывает практика, изучение материала при помощи приема аналогии облегчает понимание учениками связей между природными компонентами, помогает выяснить сущность данного явления, способствует прочности знаний.

Метки: География