Полезные ископаемые. Конспект урока, нач. школа
Полезные ископаемые. Конспект урока, нач. школа
Задачи:
- Дать представление учащимся о полезных ископаемых, расширить представления об использовании их, формировать умения определять полезные ископаемые по их основным признакам;
- Развивать речь, логическое мышление учащихся, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
- учебник "Мир вокруг нас " для 3 класса (автор – Плешаков А. А. );
- коллекция полезных ископаемых; план описания полезного ископаемого;
- презентация;
- мультимедиа, интерактивная доска;
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
– Ребята наш сегодняшний урок будет продолжением темы « Полезные ископаемые». В начале мы с вами проведем блиц – опрос « дополни высказывание» по пройденному. ( учитель читает ученики дописывают на листочке высказывание)
Блиц-опрос.
1. Ископаемые называют полезными, потому что…
2. Скопление полезных ископаемых в земле называют. . .
3. Если добыча полезных ископаемых ведется, открыто – на воздухе, то такой способ добычи называют. . .
4. Роют шахты при добычи полезных ископаемых при … способе добычи.
– А теперь ребята, мы с вами проверим . Слайд 2.
Если ответ верный ставите « + », если нет то «-». Возьмите ваш листочек самоконтроля и оцените вашу работу по пятибалльной шкале.
3. Работа по теме урока.
-Теперь ребята рассмотрим нашу интеллект-карту, которая называется « полезные ископаемые». Слайд3.
– Давайте посмотрим что вы можете сказать об этой интеллект– карте. Что мы знаем?
– Ребята, а кто знает, какие полезные ископаемые добывают открытым способом?
– А закрытым способом?
– А что значит открытый или закрытый способ?
Дальше мы с вами посмотрим, что мы не знаем?
Да, мы не знаем виды. Сегодня мы с вами познакомимся с видами полезных ископаемых. Проведем исследовательскую работу по изучению их свойств.
-Давайте же посмотрим какие же виды бывают? ( ответы учеников).
-Сегодня мы остановимся на 2 видах полезных ископаемых. Это горючие и строительные. А остальные виды вы будете изучать в старших классах.
4. Работа в группах.
Теперь мы будем работать в группах. Я вас разделила на 3 группы.
1 группа будет исследовать свойства гранита.
2 группа будет исследовать свойства каменного угля.
3 группа будет исследовать свойства песка.
В конце исследования вы должны будете защищать свою работу.
( Выступление 1 группы)
Слайд 4. Добыча и применение гранита.
– В нашем городе из гранита сделан памятник павшим героям, где горит вечный
огонь.
( Выступление 2 группы)
Слайд 5. Где применяется и каким способом добывается?
( Выступление 3 группы)
Слайд 6. . Где применяется и каким способом добывается?
Молодцы ребята, все группы работали очень хорошо. Оцените свою работу на листочке самооценки.
Ребята, а теперь мы с вами рассмотрим физическую карту нашей Российской Федерации, где показаны месторождения полезных ископаемых. Перед вами на партах лежат листы с условными обозначениями. Посмотрите и скажите, каким же значком обозначен уголь. Кто мне покажет месторождение угля на карте? Месторождение песка? Месторождение гранита?
5. Работа над темой.
А теперь ребята мы с вами познакомимся с горючим полезным ископаемым, которым богата наша РТ.
Если вы отгадаете загадку, то сможете узнать, о чем я говорю.
Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? Слайд 7.
Правильно, это нефть. Как еще по другому называют нефть? ( « черное золото»)
А теперь я вас познакомлю с нефтью.
Какими же свойствами обладает нефть?
Цвет – наливаем в колбу. ( темный цвет)
Запах – дать понюхать детям. ( запах есть )
Растворение в воде– наливаем в воду. ( легче воды )
Маслянистая – в колбе смотрим.
Жидкая – в колбе смотрим.
Ребята, в целях пожарной безопасности, мы не будем поджигать нефть. Она очень хорошо горит, значит, она еще и горючая.
– Ребята, а что изготавливают из нефти .
– А может кто-нибудь знает, где и как добывается нефть?
6. Итог
Молодцы ребята! А теперь вернемся к нашей интеллект –карте.
1) С чем же мы сегодня познакомились? Что нового узнали?
А что мы с вами исследовали
Приложение 1
План исследования свойств полезного ископаемого.
1. Цвет | |
2. Запах | |
3. Твердость, мягкость | |
4. Прочность, хрупкость | |
5 . Сыпучесть | |
6. Растворимость | |
7. Тяжелее или легче воды | |
8. Горючесть |
Приложение 2
Листок самооценки.
Ф. И. ______________________________________
Задание | Блиц-опрос | Работа в группе | Оценка за урок |
Оценка
|
Н. В. Дементьева, Беломечетская СОШ
Метки: География