Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Урок-сказка «Как образовалась почва»

Урок-сказка «Как образовалась почва»

Тема: «Образование почвы»

Цели: формировать представление об образовании почвы под воздействием природных факторов; развивать внимание и наблюдательность, ассоциативно образное и логическое мышление; умение сравнивать, анализировать, обобщать; вызывать у детей ощущение причастности к природе.

Оборудование: опорная схема «Состав почвы»; карточки с начальными буквами названий времён года, рисунки для сочинения сказки, рисунки для сочинения сказки, рисунок жука; карточки «Как проросло зёрнышко»; карточки для индивидуальной работы; две магнитных доски, цветные карандаши.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Приветствие и пожелание друг другу хорошего настроения.

2. Повторение состава почвы.

– Отгадайте загадку: «Сам чёрен, да не ворон, есть рога, да не бык, шесть ног без копыт?» (жук). На магнитную доску прикрепляется картинка с изображением жука.

– А теперь послушайте мой рассказ о приключениях жука. Глубоко-глубоко в земле жил маленький жучок. Был он неугомонный и любознательный. Но скучно и одиноко ему было. «Неужели эта чёрная, сырая земля – мой дом?!»– постоянно думал он. И решил он проложить себе путь на верх. В пути он неожиданно обнаружил других обитателей. С ними и вы сейчас встретитесь!

Каждому из вас я дам листочек, и вы выполните задание: соедините цифры по точкам и узнаете, кого встретил жучок, прорывая путь наверх.

Каждый из них, знакомясь с жучком, кое-что рассказывал о себе.

Учащиеся по просьбе учителя озвучивают предметы, изображённые на карточке под номерами 1, 2, 3, 4, 5, 6.

Я – воздушная капелька. Помогаю корням растений дышать.

Я – капелька воды. Помогаю растениям жить и развиваться.

Я – песчинка. Являюсь хорошим разрыхлителем. Обеспечиваю доступ воздуха к корням растений.

Я – комочек глины. Хорошо удерживаю воду.

Я – кристаллик минеральной соли. Являюсь питательным веществом, необходимым для роста и развития растений.

Мы – остатки растений и животных – образуем перегной.

– Замечательно! А что интересное вы заметили, когда

соединили цифры по точкам? (У нас получилась буква П)

Кто из вас догадался, что же является домом для этих обитателей? (почва). Да это действительно так! Очень обрадовался жучок: «Теперь то я знаю, что и мой дом – почва и живу здесь среди друзей».

– Конечно, ребята, почва – дом для многих обитателей. Перечислите, пожалуйста, из чего состоит почва.

Вывешивается опорная таблица:

Состав почвы: воздух; соли; вода;

песок; перегной; глина

– А кто живёт в почве? (Кроме того что мы назвали, в почве есть живые существа: микробы, различные животные (грызуны, насекомые, черви, многоножки), корни растений, лишайники. )

– А какую роль играют бактерии? (Под действием бактерий остатки растений и животных образуют перегной. )

– Молодцы! Вы много знаете.

– Что же такое почва? (Почва – верхний слой земли, на котором растут или могут расти растения. ) Точнее: почвой мы можем назвать верхний плодородный слой земли.

3. Постановка задач урока

– Я довольна вашими ответами.

Сегодня на уроке мы все вместе сделаем открытие, как образовалась почва.

4. Физминутка

Продолжаю свой рассказ.

5. Работа над новым материалом.

Продолжаю свой рассказ.

– Конечно. Всё время жить в темноте жучку не хотелось, и, увидев в трещинке земли лучик яркого солнышка, он, попрощавшись с жителями своего дома, поспешил наверх. Прокладывая путь наверх, он неожиданно задумался: кто же помог построить дом ему и его друзьям? Как же образовалась почва? На этот вопрос жучок решил искать ответ…

Как же прекрасно было на поверхности! Светило солнышко, дул лёгкий ветерок, внезапно полил и тут же быстро прекратился дождик…

Вдруг на пути жучка возникла маленькая горка. Грустная она стояла. Попыталась она рассказать жучку. Что произошло с её мамой – старой горой, да не очень хорошо у неё это получилось. Что же могла она поведать жучку?

Давайте, ребята, призовём на помощь свою фантазию и знания и поможем маленькой горке. Будем все вместе сочинять сказку о том, как образовалась почва. А образовывалась она долгие, долгие годы и во все времена года.

Вспомним, какие времена года вам известны? (Зима, весна, лето, осень)

Сколько их? (Четыре)

– У вас на партах карточки с начальными буквами, обозначающими времена года. Расположите их начиная с самого теплого времени года. (Дети работают на партах, располагая времена года в нужной последовательности)

– Что же у вас получилось? (Самое теплое время года – лето. Его сменяет осень. За осенью следует зима. Затем весна.

У детей на партах карточки: Л О З В_

– А сейчас вы будете помогать мне сочинять сказку. Какими словами обычно начинается сказка? (Жила – была)

Этими словами один из учеников (заранее подготовленный будет работать в паре с учителем у доски) начнет нашу историю, а вы хором будете дополнять его, называя изображенный на рисунке предмет, который я буду показывать, а затем выкладывать на магнитной доске.

Ваня

Учитель

Учащиеся

Жила – была …

Показывает рисунок

гора

Её ласково согревало

солнышко

Нежно обнимал…

ветерок

Часто поливал…

дождик

– В какое время года это могло происходить? (Летом)

Но вот пришла…

Показ рисунка

осень

Днем гору еще согревало…

солнце

Но ночью прилетал холодный…

ветер

И приносил с собой…

дождь

Осень сменила…

Показ рисунка

зима

С морозами и метелями…

И снова наступила…

Весна !

Днем с веселыми ручейками и ласковым

Ночью с холодами.

солнышком

– Спасибо, ребята, за активную помощь в сочинении сказки.

– Ах, как не нравились горе эти перемены. Ночью приходилось съеживаться от холода, а днем греться на солнышке. И у горы появились морщины – трещины. Гора переживала и плакала, а трещины становились все глубже и глубже…Ветер часто проносил над горой песок. Многие песчинки прятались от ветра в трещинах горы. Однажды там спряталось зернышко травы.

– Попробуем проследить, что могло произойти с зернышком дальше.

У детей на партах набор картинок с нарисованным зернышком, дождиком, желтой травкой и т. д.

– Рассмотрите картинки и назовите предметы, изображенные на них.

– У кого получилось так? Сравните.

– Кто может рассказать, как зернышко превращается в перегнившие остатки растения? (Весной зернышко спряталось в трещинку. Вскоре дождик полил его,и выросла зеленая травка. Осенью она пожелтела, а потом и вовсе засохла. Зимой под снегом высеялись новые зернышки, а стебельки перегнили. ) Итак повторялось тысячи лет.

6. Физминутка

– Мы проведем физминутку и постараемся нашими движениями показать превращения зернышка.

– Из перегнившей травки, мхов и лишайников образовалась…(хором) почва. Росли все новые и новые травы, кустарники и деревья: ведь почва была молодая и сильная. И в ней поселились различные животные: насекомые, дождевые черви, жуки, кроты, землеройки и др. они повышали плодородие. Поселились и бактерии под действием которых остатки растений превращались в перегной. Гора уступала почве место. Вскоре от горы ничего не осталось, кроме маленьких камешек среди густых трав и молодых деревьев…

– Вот так и образовалась почва. Теперь мы знаем, почему грустит молодая горка. Узнал это и наш маленький жучок.

– Спасибо вам, ребята, за помощь в сочинении сказки

7. Закрепление.

– А сейчас я хочу предложить вам задание, где вы укажете цифрой 1 или 2 правильный и полный ответ.

Задание 1.

1. Почва образуется о разрушения земли.

2. Почва образуется от разрушения гор, скал, камней.

Задание 2.

  1. Почваэто верхний плодородный слой земли, состоящий из мелких камешков, песка, глины, перегноя, живых организмов.
  2. Почва это верхний слой земли, состоящий из камешков, песка и глины.

Задание 3.

  1. Образуется почва очень медленно.
  2. Образуется почва очень быстро.

Проверка.

На доске – табличка с правильными ответами: 2, 1, 1.

– Молодцы! Я очень за вас рада. Обрадовался и наш жучок. Он узнал много интересного о почве и поспешил к себе в домик. Больше почва не казалась ему черной, сырой и противной.

– А нам, людям, нужно защищать почву от разрушения. Ведь почва…Давайте, ребята, вспомним, как мы называем почву. (Почва – наша кормилица. Почва – земля, землица. Почва – это чудесная кладовая. )

Вы правы, почва дает человеку пищу, одежду, строительный материал. А образуется она очень – очень медленно, поэтому ее надо правильно использовать и охранять.

-А теперь я хочу предложить вам игру «Скажи да или нет».

– Как вы считаете, какие действия человека по отношению к почве правильные, а какие – недопустимые?

Беречь растения там, где они есть… Да.

Вырубать леса… Нет.

Сильно распахивать почву… Нет.

Сжигать листья… Нет.

Много поливать… Нет.

Сажать растения там, где их нет… Да.

Повышать плодородие… Да.

Много удобрять… Нет.

8. Итог урока.

Дома вы попробуете придумать и нарисовать свои знаки, которые показывают, как происходит образование верхнего слоя земли, или придумать продолжение истории путешествия маленького жучка в почве.

Вы сегодня очень хорошо работали. Спасибо за урок и активное участие в нем.

Н. В. Дементьева, Беломечетская СОШ

Метки: География