Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Внутренние воды Южной Америки, конспект урока в7 классе

Внутренние воды Южной Америки, конспект урока в7 классе

Цели и задачи:

Сформировать у учащихся представление об особенностях внутренних вод Южной Америки;

познакомить их с новыми терминами и понятиями;

продолжить формирование у учащихся умений устанавливать причинно-следственные связи, используя географические карты и таблицы;

развивать познавательный интерес к предмету;

воспитывать любовь к природе.

Оборудование урока:

Физическая карта Южной Америки, мультипроектор с компьютером, слова для глоссария и магниты с магнитной доской, атласы, кроссворды (распечатанные для каждого учащегося в двух вариантах), таблицы с данными о реках, озёрах и водопадах Южной Америки.

Ход урока: 1. Организационный момент:

Учитель: Дорогие ребята! Сегодня у нас будет урок-экскурсия. К её проведению необходимо выполнить некоторые требования:

  • Наличие путеводных дневников и карт, в которых мы будем делать заметки;
  • Вы должны быть внимательны и помогать друг другу. .

2. Изучение нового материала:

Начиная наше путешествие, мы должны ввести ключевое слово, чтобы получить допуск к экскурсии. Ключевым словом служит название материка, по своим очертаниям напоминающего гроздь винограда.

Это – Южная Америка

И сегодня продолжим знакомство с этим материком.

Что интересного знаете про этот материк? Продолжите мою фразу «Самая полноводная и глубоководная река мира – …. »

Экскурсия на какие природные объекты будет наиболее интересна?

– по его водным объектам.

Учитель: Сделайте первые заметки в путеводных дневниках, обозначьте маршрут экскурсии

Чем может быть интересна эта экскурсия?

Цель нашей экскурсии – познакомиться с реками и озёрами Южной Америки, их особенностями, значением, с организмами, населяющими их.

А какое важное значение имеют реки?

А теперь обратите внимание на карту, где для лучшей наглядности выделены условными знаками только крупнейшие водные объекты.

  • Что вы можете сказать о речной системе материка?

На материке много рек. Сравним с Африкой.

  • А какие компоненты природы оказывают наибольшее влияние на поверхностные воды материка?

: Климат и рельеф.

Вот в путешествие по рекам мы сначала и отправимся с вами.

«Реки Южной Америки».

Теперь откройте ваши путеводители– атласы, пусть они весь урок лежат перед вами, чтобы не сбиться с пути. А моим путеводителем будет карта на доске. Посмотрите внимательно в карты и скажите:

  • К бассейнам, каких океанов относятся реки Южной Америки?

Реки Южной Америки относятся к бассейнам Тихого и Атлантического океанов. Сравните объем бассейнов.

Вы обратили внимание, в какой океан текут все крупные реки?

  • Почему все крупные реки текут в Атлантический океан?

На западе находятся горы Анды – главная причина такого распределения речных систем (объяснение причинно-следственных связей).

Давайте эти заметки занесём в свои дневники, а сделаем это в схематичном виде.

Так как бассейн Атлантического океана (БАО) значительно больше, чем бассейн Тихого океана (БТО), то мы обозначим на схеме только три наиболее крупные и значимые реки, по которым и пройдёт наша экскурсия.

Внесите эти сведения к себе в дневники. Чуть позже вы узнаете, почему реки получили такие названия.

Глядя на карты, мы убедились, что речная сеть густая, хорошо развита. Но на схеме над всем этим стоит вопрос – почему?

Большое влияние на речную сеть оказывают климат и рельеф материка. Северная, центральная и восточная части материка получают большое количество осадков, а их распределению способствует равнинный рельеф на основной части материка.

  • А теперь кто повторит, что мы зашифровали на схеме?

Таким образом, мы выяснили, что оказывает наибольшее влияние на густоту и полноводность рек Южной Америки.

Продолжаем нашу экскурсию, посмотрите на таблицу. Из неё вы можете получить ещё дополнительные сведения о реках: сравнить их длину, площадь бассейна, притоки рек (по группам) 1 группа РЕКИ

2 группа ВОДОПАДЫ

как вы думаете почему на реках много водопадов?

Сделайте выводы по таблице

  • Учитель: В силу разнообразия рельефа, в Южной Америке на реках очень много водопадов. Об этих водопадах вы сегодня ещё услышите.

А теперь подошло время сделать остановку у первого главного объекта.

Это река Амазонка.

Учитель: Найдите у себя на путеводителях и обозначьте место нашей остановки.

Крупнейшей рекой материка является Амазонка. В Центральных Андах на высоте более 4000 м начинаются реки Мараньон и Укаяли. Бушующими потоками они мчатся в глубоких (до 2500 м) ущельях, потом вырываются на равнину и сливаются в одну реку. Под названием Амазонка она пересекает самую большую на Земле низменную равнину и впадает в Атлантический океан. У Амазонки более 500 притоков. Её ширина в месте впадения в Атлантический океан около 300 км, а глубина до 90 метров. Река имеет исключительно дождевое питание и отличается сложным режимом. В переводе с индейского Амазонка – обозначает «крушитель лодок», что говорит о её характере, особенно в половодья.

В верховьях реки Укаяли , время от времени слышатся загадочные глухие удары, похожие на раскаты грома.

Это барранко – поединок реки с лесом – вода подмывает берега, и деревья с шумом падают в воду.

На слайде видно, как близко находятся деревья у воды.

И в Амазонке, и в Укаяли вода красная, мутная. А почему, об этом вы узнаете, посмотрев сюжет фильма о реке.

Несмотря на то, что вода в реках мутная и не видно, что творится на глубине, воды рек богаты жизнью. В реках бассейна Амазонки видится до 2000 видов рыб. На поверхности можно увидеть речных дельфинов – боту и знаменитых рыб Амазонки – пираруку, выпрыгивающих из воды. Это гигантские красные рыбы, которые могут достигать 5-метровой длины и весить до 90 кг. Средняя пираруку весит 25 – 30 кг

Однако, самые известные и опасные рыбы Южной Америки – пираньи. Мощные челюсти и острые зубы позволяют им, как бритвой, срезать кусок мяса. Индейцы Амазонки использовали их челюсти задолго до того, как европейцы привезли им ножницы.

Рыбы эти очень опасны, агрессивны и молниеносно двигаются.

Они всегда нападают стаей, привлечённые любым всплеском воды или почуяв кровь.

Но в реке есть обитатели, которые не боятся этих рыб. Это кайманы.

*Кто такие кайманы? Это вид крокодилов. В этих же водах обитает самая большая змея в мире.

  • Как она называется? Это удав анаконда.

    Много ещё можно рассказывать об обитателях этой необыкновенной реки, но нам пора продвигаться дальше.

Следующая наша остановка – река Ориноко.

Найдите эту реку на картах, обозначьте место в путеводителях

Она берёт начало на Ю-З Гвианского плоскогорья, на высоте более 1000 метров. На карте Ориноко кажется небольшой. Однако её длина 2730 км! А это немало! В переводе с индейского её название так и звучит – «Река», так как она судоходна на расстоянии 1500 км от устья, в тех местах, где равнинный рельеф.

В отличие от Амазонки, Ориноко имеет ярко выраженную сезонность режима. С приходом влажного экваториального воздуха и сезона дождей река разливается. В сухой период сильно мелеет.

В бассейне реки Ориноко, её притоке Карони, находится самый высокий водопад на Земле – Анхель. (Находим водопад на картах). Назван так по имени его первооткрывателя – американского лётчика – Джимми Анхеля. Водопад был открыт в 1935 году.

Анхель расположен в одном из самых глухих и труднодоступных мест Земли. Подступы к нему перекрыты труднопроходимыми джунглями. Туземцы считают их запретными.

Водопад был открыт случайно. В те годы в Венесуэле была «алмазная лихорадка», все пытались найти алмазы. Джимми Анхель не стал исключением. Он купил спортивный самолёт и отправился на поиски алмазных мест. Так, с высоты он увидел водопад. Алмазов он не нашёл, его самолёт потерпел крушение у подножия этого водопада. Лётчик остался жив, позже его обнаружили и доставили домой. Так был открыт знаменитый водопад.

А мы продолжаем своё путешествие дальше. Следующая наша остановкарека Парана.

В переводе с индейского Парана – «Родственник океана» – названа так за свои большие размеры. Обращаемся к своим путеводителям, находим реку. Парана берёт начало на южной окраине Бразильского плоскогорья. Река имеет сложный режим, который характеризуется бурным половодьем в период дождей, резким спадом в сухой сезон и паводками. Из слайда видно, что река судоходна, но только на протяжении 2500 км от устья, опять же из-за рельефа. Со ступенчатых уступов Бразильского плоскогорья низвергаются многочисленные водопады. К одному из них мы подходим. Особой известностью пользуется водопад Игуасу.

В переводе с индейского Игуасу – «большая вода».

Водопад стал известен европейцам в середине 16 века (1525год), когда его открыл испанский конкистадор – Альваро Гарсиа.

Игуасу ниспадает двумя главными каскадами (ступенями). Но всего водопадов в его системе 275.

Давайте посмотрим на это живописное зрелище поближе.

С воздуха система выглядит как иззубренная коса. Охватить взглядом с земли весь фронт водопада невозможно: мешают скалы и тропический лес. Чудовищную массу воды низвергает Игуасу. Расход воды – 12 766 т в секунду. Очевидцы так отзываются о водопадах Игуасу Очевидцы так отзываются о водопадах Игуасу: «Грандиозное зрелище небывалой красоты, поражающее всех, кому посчастливилось его увидеть» .

Наше путешествие по рекам и водопадам завершилось, но экскурсию мы ещё не закончили. Чтобы продолжить её дальше, вам необходимо составить краткую характеристику рек по плану. Проверка.

Учитель: Мы можем продолжить нашу экскурсию. Она была бы неполной, если бы мы ничего не узнали об озёрах этого материка. Посмотрите в путеводные карты, прежде, чем путешествовать дальше.

  • Что вы можете сказать о наличии озёр на территории материка?

Учащиеся: Озёр на материке мало.

Учитель: Да, озёр очень мало. На карте дано 2-3 названия, а остальные не подписаны,

настолько они малы. У вас есть таблицы с названьями некоторых озёр. Давайте их

рассмотрим. У меня такая таблица дана на слайде.

У некоторых озёр нет даже сведений о глубине. Я хочу обратить ваше внимание на

самое большое по площади озеро. Найдите его название в таблице.

Учащиеся: озеро Маракайбо.

Учитель: Верно, это озеро Маракайбо. Лагунное озеро, похожее, скорее на залив в Карибском море. Найдите его на картах.

Оно находится на севере Южной Америки.

А теперь я хочу рассказать вам о наиболее интересном из этих озёр, которое играет

важное значение для жизни людей этого материка.

Следующая наша остановка – озеро Титикака.

Название озера в переводе с индейского – «святое озеро». Озеро играет роль внутреннего моря, собирающего скудные воды этого пустынного

нагорья. По берегам. озера живёт племя – уру. По мнению этнографов (учёных, занимающихся изучением культуры и быта разных народов), Уру – первые обитатели Анд – появились здесь около 7000 лет до нашей эры. Сейчас их сохранилось 1000 человек. На сушу они почти не выходят. Жизнь им обеспечивает тростник - тотора. Он растетозерных мелководьях. По мере сгнивания он опускается на дно, а на нем начинают расти новые растения. Постепенно образуются тростниковые острова. Иногда ветры и волны отрывают такой остров от дна, и он становится плавающим. На таких тростниковых островах живут индейцы. Они регулярно набрасывают на их поверхность новые слои свежесрезанного тростника и поддерживают плавучесть острова.

Из тростника индейцы делают лодки, плоты, хижины, домашнюю утварь. Сейчас на озере функционирует плавучая церковь и школа.

3. Заключение:

Наша экскурсия по рекам и озёрам Южной Америки заканчивается. Я хочу поблагодарить вас за внимание и помощь во время её проведения. Нам осталось закрыть окно виртуальной экскурсии. Но для этого надо выполнить небольшое задание.

Это чайнворды. Из его результатов каждый определит на сколько был любознателен, а для меня это будет своего рода лицензия – разрешение на право быть экскурсоводом и дальше. Надеюсь, вы меня не подведёте.

4. Проверка усвоения материала:

Учащиеся выполняют проверочную работу по теме урока в виде чайнворда, выполненного в двух вариантах. На работу отводится 5 – 7 минут. По окончании работы учитель поочерёдно открывает для каждого варианта чайнворды уже с ответами на экране.

Итог урока. Рефлексия

– Подошла к концу наша экскурсия. Подготовьте текст SMS-сообщения своим родителям или друзьям о впечатлениях, полученных на экскурсии

Характеристика реки ________________________

1. _______________________________________________

2. _______________________________________________

3. _______________________________________________

4. _______________________________________________

5. _______________________________________________

Чайнворд «Внутренние воды Южной Америки»

1.

А

2.

А

3.

А

4.

А

5.

А

6.

А

7.

А

8.

А

9.

А

1. Самое большое озеро-лагуна, которое находится на севере материка.

2. Великий, зелёный и ужасный обитатель вод Амазонки.

3. Водопад на Гвианском плоскогорье, высотой 1054 метра.

4. Самая многоводная река мира.

5. Высокогорное озеро.

6. Очень, очень длинный и в воде живёт.

7. Очень прожорливые рыбки, чьим зубам можно позавидовать.

8. Водопад на юге Бразильского плоскогорья.

9. Одна из крупнейших рек Южной Америки.

Т. Л. Докучаева, МКУ школа -интернат №5, г. Нижнеудинск, Иркутская область

Метки: География