Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • География
  • Методическая разработка элементов уроков в 6–9-х классах "Использование поэзии Константина Бальмонта в преподавании школьного курса географии"

Методическая разработка элементов уроков в 6–9-х классах "Использование поэзии Константина Бальмонта в преподавании школьного курса географии"

Нравственно-эстетическое воспитание в современных условиях стоит в центре внимания школы и одним из приемов формирования его является использование на уроке поэтических образов.

Поэзия позволяет решать познавательные, развивающие и воспитательные задачи на уроках географии. Примером тому - произведения одного из виднейших поэтов “серебряного века” Константина Бальмонта.

Его возвышенное отношение к природе, любовь к России, мастерство художника дают возможность ставить следующие цели и задачи: воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе, к Родине; обогащать речь учащихся; построить увлекательный урок, создать яркий запоминающийся образ территории или явления природы, повысить интерес к изучаемому материалу.

Начальный курс физической географии. 6-й класс.

Тема: Ветер. Причины образования ветра.

Ветер.

Ветер, ветер, ветер, ветер,
Что ты в ветках все шумишь?
Вольный ветер, ветер, ветер,
Пред тобой дрожит камыш.
Ты вздыхаешь, полусонный,
И спешишь скорей заснуть.
Чуть уснул – и, пробужденный,
Ты готов опять вспорхнуть.
Все места тебе знакомы,
Ты воздушно шелестишь,
Рябью входишь в водоемы,
Шаткой травкою блестишь.
Носишь тучи, манишь громы –
И опять уходишь в тишь.

Вопросы к учащимся.

  1. Что называется ветром?
  2. Почему ветер бывает таким разным?
  3. Как ветер участвует в Мировом круговороте воды в природе?

Тема: Гидросфера. Вода в природе.

Вода.

От капли росы, что трепещет, играя
Огнем драгоценных камней,
До бледных просторов, где вдаль убегая,
Венчается пеною влага морская
На глади бездонных морей,
Ты – всюду, всегда неизменно живая,
И то изумрудная, то голубая,
То полная красных и желтых лучей,
Оранжевых, белых, зеленых и синих
И тех, что рождаются только в пустынях,
В волненье и пенье безмерных зыбей,
Оттенков, что видны лишь избранным взорам,
Дрожаний, сверканий, мельканий, которым
Нельзя подыскать отражающих слов,
Хоть в слове бездонность оттенков блистает,
Хоть в слове красивом всегда расцветает
Весна многоцветных цветов.

Тема: Озера. Происхождение озерных котловин.

Памятник.

Здесь кратеры шутили
Над синею волной,
Здесь памятник их силе
Когда-то столь шальной.
Потухшие вулканы,
И в них озера спят,
По ним ползут лианы
И пляшет водопад.

Вопросы к учащимся.

  1. Что называют озерной котловиной?
  2. О каких озерах написано в этих строках?

Практическая работа “Наблюдения за погодой”.

Украшением сообщения об осенней погоде является стихотворение “Осень”.

Поспевает брусника, стали дни холоднее.
И от птичьего крика в сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают, прочь, за синее море,
Все деревья блистают в разноцветном уборе.
Солнце реже смеется, нет в цветах благовонья.
Скоро осень проснется и заплачет спросонья.

Тема: Равнины суши.

Как угрюмый кошмар исполина,
Поглотивши луга и леса,
Без конца протянулась равнина
И краями ушла в небеса.
И краями пронзила пространство,
И до звезд прикоснулась вдали,
Затенив мировое убранство
Монотонной печалью земли.

Вопросы для учащихся.

1.Что называется равниной?
2. Какой тип равнины описан в этих строках.

География материков и океанов. 7-й класс.

Тема: Мировой океан – главная часть гидросферы.

Воззванье к Океану.

Океан, мой древний прародитель,
Ты хранишь тысячелетний сон.
Светлый сумрак, жизнедатель, мститель,
Водный, вглубь ушедший небосклон!
Зеркало предвечных начинаний,
Видевшее первую зарю,
Знающее, больше наших знаний,
Я с тобой, с бессмертным, говорю!
Ты никем не скованная цельность.
Мир земли для сердца мертв и пуст, -
Ты же вечно дышишь в беспредельность
Тысячами юно-жадных уст!
Тихий, бурный, нежный, стройно-важный,
Ты – как жизнь: и правда и обман.
Дай мне быть твоей пылинкой влажной,
Каплей в вечном… Вечность! Океан!

Вопросы к учащимся.

  1. Почему Океан называют “ колыбелью жизни” на планете?
  2. Какова Роль Океана в жизни человека и природы?
  3. Какое свойство воды обеспечивает ее вездесущность?

Тема: Австралия. Уникальность органического мира. Влияние хозяйственной деятельности населения на природу.

Перед чтением обращаю внимание учащихся на то, чтобы они разделили стихотворение на части и озаглавили их.

Черный лебедь.

Австралийский черный лебедь на волне,
Словно в сказке на картинке, виден мне.

Настоящий, проплывает предо мной,
Весь змеиный, весь узорный, вырезной.

И воистину влечет мечту в игру
Настоящими прыжками кенгуру.

И в хранимом зачарованном прудке
Светят лотосы во влажном цветнике.

Голубеет эвкалипта стройный ствол,
Куст невиданной акации расцвел.

Как колибри, медосос припал к цветку,
Птица-флейта засвирелила тоску.

И хохочут зимородки по ветвям,
Словно в сказке, что сказали в детстве нам.

Только все это лишь малый уголок,-
Громче пенья птиц на фабрике гудок.

Нет Австралии тех детских наших дней,
Вся сгорела между дымов и огней.

Рельсы врезались во взмахи желтых гор,
Скован, сцеплен, весь расчисленный, простор.

Там, где черные слагали стройный пляс,-
Одинокий белоликий волопас.

Там, где быстрая играла кенгуру,-
Овцы, овцы, поутру и ввечеру.

И от города до города всегда
Воют, копоть рассевая, поезда.

И от улицы до улицы свисток,-
Вся и музыка у белого – гудок.

Сами выбрали такой себе удел,
Что их белый лик так грязно посерел.

Обездолил весь край своей гурьбой.
Черный лебедь, песнь прощальную пропой.

Вопросы к учащимся.

  1. В чем заключается уникальность природы Австралии?
  2. Каким образом хозяйственная деятельность человека повлияла на состояние природы?

География России. Природа. 8 класс.

Тема: Введение.

Узнай все страны в мире,
Измерь пути морские,
Но нет вольней и шире,
Но нет нежней - России.

Вопросы к учащимся.

  1. Какие чувства у вас будят слова: вольней, шире, нежней?

Родное.

Аллеи рек. Зеркальность озер.
Хрустальный ключ. Безгласные затоны.
Живая сказка – страшный темный бор.
Его вершин немолкнущие звоны.
Воздушность ив. Цветы родных полей.
Апрельский сон с его улыбкой маю.
Я целый мир прошел в мельканье дней,
Но лучше вас я ничего не знаю.

Вопросы к учащимся.

  1. Какие особенности природы России отражены в этих строчках?

Любовью к родной земле пронизаны строки:

Прекрасней Египта наш Север.
Колодец. Ведерко звенит.
Качается сладостный клевер.
Горит в высоте хризолит.

Тема: Природное районирование. Сибирь.

Там есть кабан. Медведь. Стада лосей.
За кабаргой струится мускус, тая.
И льется к солнцу песня молодая.
И есть поля. Чем хочешь, тем засей.
Там на утес, где чары все не наши,
Не из низин, взошел я в мир такой,
Что не был смят ничьей еще ногой.
Во влагу, что в природной древней чаше
Мерцала, не смотрел никто другой.
Я заглянул. Тот миг всех мигов краше.

Вопросы к учащимся.

  1. О каких компонентах природы говорит поэт? Насколько они изменены человеком?

Краеведение.9 класс.

Тема: Сельское население. Проблемы заброшенных деревень.

Родная картина.

Стаи птиц. Дороги лента.
Повалившийся плетень.
С отуманенного неба
Грустно смотрит тусклый день.
Ряд берез, и вид унылый
Придорожного столба.
Как под гнетом тяжкой скорби,
Покачнулася изба.
Полусвет и полусумрак, -
И невольно рвешься вдаль,
И невольно давит душу
Бесконечная печаль.

Вопросы к учащимся.

  1. Необходимо ли возвращать к жизни заброшенные деревни?
  2. В чем причины снижения доли сельского населения?

27.03.2008