Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • География
  • Как определить численность населения в городах и количество городов, необходимых для устойчивого развития. 11-й класс. Профильный уровень

Как определить численность населения в городах и количество городов, необходимых для устойчивого развития. 11-й класс. Профильный уровень

Цели:

  • Образовательные: сформировать представление о зависимости численности населения города от его ранга в системе расселения, о зависимости сформированности системы расселения в стране от уровня развития этой страны.
  • Воспитательные и развивающие: научиться оценивать сформированность систем расселения по правилу «ранг-размер», закрепить навыки построения и анализа графиков; сбора, анализа и представления информации; участия в дискуссии.

Оборудование: интерактивная доска, диск (В.Н.Холина «Общественная география современного мира»), учебник (В.Н.Холина География 11 класс), атлас, цветные карандаши, статистика по городскому населению, интерактивные карты «Политическая карта мира», «Карта плотности населения», презентация к уроку.

ХОД УРОКА

– Здравствуйте, ребята!  Прочитайте высказывания о городах, которые размещены на слайде. Какую общую мысль содержат все эти высказывания?

Слайд 1

1.Дальнейшая урбанизация – это тупиковый путь развития человечества, поскольку препятствует  пропорциональному развитию  хозяйственной  деятельности людей на Земле и не отвечает  гармоничному развитию самого человека. (К. Кушнер)
2. Каждый мегаполис – раковая опухоль  на теле Земли. (К. Кушнер)
3. Города лучше строить в деревне, где воздух гораздо лучше. (А. Мурье)
4.Лондон – чудесное место для жизни, если вы можете уехать из него. (А. Бальфур)

– Все эти цитаты содержат негативные высказывания о роли городов в развитии цивилизации.

Выход на тему урока

Слайд 2

– Устойчивое развитие мировой экономики – это развитие, которое  не ставит под угрозу жизнь и безопасность будущих поколений.

Слайд 3

– Как человечество должно управлять развитием процесса урбанизации, чтобы достигнуть устойчивого развития?

Дети отвечают на вопрос, учитель записывает предложения на доске: контролировать численность населения в городах, следить за экологической обстановкой, производить планировку городов эколого-приемлемым способом, формировать оптимальную систему расселения, определять количество городов, необходимое для устойчивого развития территории.

– Давайте сегодня попробуем применить количественные методы решения нашего вопроса. Сформулируйте этот проблемный вопрос. Не забывайте вести записи в тетради.

Слайд 4

Тема урока: Как определить численность населения в городах и количество городов, необходимые для устойчивого развития территории?

Главные слова урока: система расселения, устойчивое развитие, правило Ципфа «ранг-размер», кривая Ципфа

– Сформулируйте цель урока.

Слайд 5

– Найти способы определения оптимальной численности населения в городах и оптимального количества городов, необходимых для устойчивого развития территории.
Предложите способы достижения поставленной цели.

Дети предлагают, учитель записывает на доске предложения.

– Давайте познакомимся с мнением ученых. В 1913 г. немецкий ученый-физик  Феликс Ауэрбах, анализируя фактические данные по соотношению числа городов разных размеров, выявил следующую закономерность: 

Слайд 6 – фотография Ф. Ауэрбаха.

Закономерность: людность города и его порядковый номер (ранг) зависят друг от друга – численность населения искомого города равна численности жителей крупнейшего города страны, деленной на порядковый номер искомого города.

Это интересно:

В 1914 г. известный немецкий ученый-физик Феликс  Ауэрбах в работе “Графические представления”  впервые отметил, что «графические методы в науке – это своеобразный язык, при помощи которого добытые научные результаты легко сделать всеобщим достоянием». Работы Ауэрбаха  не получили широкой известности. Позднее, филолог Джордж Ципф проверил и подтвердил выявленную закономерность  на примере других видов человеческой деятельности. Тогда закономерность и  стали называть по имени ученого  правилом Ципфа «ранг-размер».

– Ребята, откройте учебник на стр. 37 (рис. 24). По рекомендации Ауэрбаха, будем пользоваться графическими методами. Проанализируем кривые, изображенные на графике. Учитель с помощью вопросов выясняет, понимают ли ученики, как строится идеальная и реальная кривая.

Слайд 7

Правило Ципфа «ранг-размер»: если территория представляет собой целостный экономический район, население n-го по размеру города составляет 1/ n числа жителей самого крупного города территории.

Nr = N1/r, где

r – ранг данного города
Nr – численность населения города ранга r
N1 – численность населения самого крупного города.

– Эта формула используется для построения идеальной кривой. На слайде изображен рис.  24 из учебника.

Слайд 8

Это интересно

Закономерность, выявленная ученым, справедлива и для других сторон человеческой деятельности.

Закон Ципфа: если все слова языкатекстаn-го слова в таком списке окажется приблизительно обратно пропорциональнойn (так называемому рангу этого слова).  Например, второе по используемости слово встречается примерно в два раза реже, чем первое, третье — в три раза реже, чем первое, и т. д.

Джордж Ципф также установил, что наиболее часто употребляемые слова языка, существующего длительное время, короче остальных. Частое употребление их «истерло»...
Такая же закономерность действует для доли рынка программного обеспечения, безалкогольных напитков, автомобилей, конфет, для частоты обращений к интернет-сайтам и т.д. Стало ясно, что практически в каждой сфере деятельности быть номером один намного лучше, чем номером три или номером десять. Причем от порядкового номера зависит и размер вознаграждения.

– Найдите на рис. 24 опечатку. На какой график должна указывать стрелка № 3?  (На голубой)
– Как мы заметили при анализе кривых, существуют исключения в правиле «ранг-размер». Важно, что в социально-экономической географии используют именно термин «правило», а не закон, т.к. правило имеет исключения.
– С чем связаны  исключения в правиле «ранг-размер»?

Ученики отвечают на вопрос. Учитель записывает варианты на доске.

Слайд 9

  • история развития экономики государства;
  • формирование государственности (колониальный статус, объединение или распад государств);
  • природными условиями (рельеф, климат);
  • роль города в региональной и глобальной системе расселения и т.д.

Задание: используя карту плотности населения мира, а также политическую карту мира в атласе,  найдите крупнейшие города отсталых стран. Какова закономерность их размещения? (Это города порты, созданные европейцами, для того, чтобы вывозить ресурсы).

– Позднее, в этих городах стала концентрироваться промышленность, банки, образование и культура. Эти крупные города стали притягивать бедное сельское население окраин, ищущих более высоких заработков и лучшей жизни.
Приведите примеры развитых стран, где правило Ципфа не работает (например, Франция). Париж выполняет функции на региональном и мировом уровне, он слишком большой для Франции. Если начинать строить график со второго города, то кривая будет практически соответствовать идеальной.

– Ребята, откройте стр. 38 в учебнике. Сравним кривые на рисунках 25 и 26.

Слайд 10

На слайде изображены рис. 25 и 26.

– По мере развития экономики, развития региональных центров-полюсов роста, система расселения начинает приближаться к идеальной кривой, идеальному распределению по правилу Ципфа.

Слайд 11

– Каково практическое применение  кривой Ципфа?

  • Позволяет делать выводы о распределении городов и сформированности системы городского расселения.
  • Если кривая будет располагаться ниже идеальной кривой, то это значит, что в стране имеется всего один крупный город, в котором сконцентрировано хозяйство и основная часть городского населения страны. Такая ситуация характерна для отсталых стран (рис. 25 стр. 38)
  • Если кривая проходит выше идеальной кривой, для страны характерна высокая плотность населения, лона насыщена городами. Такая ситуация характерна для развитых стран  (рис. 26, стр. 38).

– Итак, какой вид кривой Ципфа оптимален для достижения устойчивого развития территории?Идеальный, т.е. города должны быть равномерно распределены по территории и людность их должна быть примерно равномерна.

– Проверим правило Ципфа. Итак, давайте построим кривые Ципфа для отдельно взятой  страны. Какие данные будем откладывать на осях, какие данные нам для этого потребуются.

Слайд 12

Учитель строит график  на доске, ученики – в тетрадях.

Слайд 13

Физкультминутка

  • Вращение глазами по кругу
  • Вращение глазами по восьмерке
  • Вращение глазами влево-вправо
  • Посмотреть на кончик носа – затем посмотреть вдаль
  • Переводить взгляд с одного цвета на другой
  • Закрыть глаза, расслабиться

Слайд 14

Практическая работа

1. Найдите приведенные в таблице города на карте, дайте оценку их географического положения (в центре страны, на периферии, на равнине, в горах и т.д.), функций в системе расселения.
2. Используя данные таблицы, постройте реальную и идеальную кривые Ципфа для стран (по вариантам).
3. Сравните получившуюся реальную кривую с идеальной.
4. Сделайте вывод о сформированности системы расселения, применимости правила Ципфа для этой страны.
5.Объясните зависимость сформированности системы расселения страны от уровня ее экономического развития.
6.Приведите примеры стран, у которых кривая Ципфа будет похожа на кривую выбранной страны.

  • 1 вариант: Австрия (1 клетка – 250 тыс. чел.)
  • 2 вариант: Германия (1 клетка – 500 тыс. чел.)

Австрия

Германия

Город

Численность населения, чел.

Город

Численность населения, чел.

1

Вена

1569316

1

Берлин

3388500

2

Грац

222326

2

Гамбург

1734100

3

Линц

181162

3

Мюнхен

1247900

4

Зальцбург

145309

4

Штутгардт

589200

5

Инсбрук

112467

5

Дюссельдорф

572500

6

Клагенфурт

90610

6

Бремен

544900

7

Филах

58882

7

Ганновер

516200

8

Вельс

57946

8

Дрезден

483600

9

Санкт-Пельтен

49001

9

Висбаден

272000

10

Дорнбирн

43013

10

Киль

233000

11

Штайр

39566

11

Магдебург

227500

12

Винер-Нойштадт

38481

12

Эрфурт

201600

13

Фейльдкирх

29446

13

Майнц

185500

14

Брегенц

26928

14

Саарбрюккен

181900

15

Вольфсберг

25610

15

Потсдам

145100

16

Баден

24893

16

Шверин

97700

17

Леобен

24809

17

 

 

18

Кремс

24092

18

 

 

19

Амштеттен

22832

19

 

 

20

Капфенберг

21819

20

 

 

Далее устная проверка результатов. Можно отсканировать чью-либо работу и показать на большом экране, чтобы другие ученики могли сравнить со своими результатами.

Слайд 15

Страна

Соответствие реальной и идеальной кривой Ципфа

Вывод об уровне социально-экономического развития страны

Вывод о применимости правила Ципфа при анализе

Австрия

Реальная кривая ниже идеальной, Доминирующая роль столицы

Следуя правилу Ципфа получается, что страна имеет низкий уровень социально-экономического развития и короткую историю развития урбанизации. Этот вывод неверен.

Правило не применимо. Столица – на равнине, все остальные города – в горах.

Германия

Реальная кривая практически соответствует идеальной.

Экономически развитая страна.

Правило применимо.

Первый вариант сталкивается с противоречием:  реальная кривая Ципфа проходит ниже идеальной, хотя это развитая страна. Чем можно объяснить полученный результат?
Откроем карту Австрии (электронную). Мы видим, что рельеф препятствует развитию сети крупных городов.

Слайд 16

Видеозадача. Используется отрывок из фильма «Номе» (Приложение 1)

  • Определите, о какой стране мира говорится в видеоклипе
  •  Объясните сложившуюся систему расселения в этой стране

В видеоклипе рассказывается об искусственных островах в эмирате Дубай. Безжизненные пески занимают 85% территории государства ОАЭ. зато узкую полоску земли вдоль океанического побережья Персидского залива, жители страны превратили  в самый настоящий рай.

Ученикам предлагается вставить пропущенные слова в предложения.

Слайд 17

– Проверим свои знания.

Численность населения города зависит от _____________
(его ранга в системе расселения)
Система расселения зависит от______________________ (уровня экономического развития страны)
Одна из закономерностей системы расселения – это количественное соотношение_______________________ (крупных, средних и малых) городов.
Кривая Ципфа позволяет определить________________

Слайд 18

Рефлексия

  •  Достигли ли вы цели, поставленной в начале урока?
  •  Пригодятся ли вам полученные на уроке знания, для карьеры?
  •  Людям каких профессий необходимы знания, полученные вами на уроке?
  •  Чем бы вы хотели поделиться дома?
  • Какие идеи возникли у вас на уроке?

Слайд 19

Домашнее задание:

  1. Постройте кривые Ципфа для России в 1897г, в 1980.г, в 2009 г. Для работы подберите необходимые статистические материалы в разных источниках информации. Проанализируйте и объясните получившиеся графики. Сделайте вывод о динамике системы городского расселения в России.  ИЛИ
  2. Проведите исследование и установите: работает ли правило Ципфа для системы городского расселения Алтайского края? ИЛИ
  3. Попробуйте проверить работу правила Ципфа на примере какой-либо сферы человеческой деятельности.

Слайд 20

Дополнительные источники информации по теме урока:

  1. Лаппо Г.М. География городов. – М.: Владос, 1997.
  2. Максаковский В.П. Географическая картина мира. – Дрофа, 2005.
  3. Холина В.Н., Бунакова Т.М. География:пособие для поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 2004.
  4. www.moscowmap.ru
  5. www.citipopulation.de – география городов мира

11.02.2011