Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Проблемы рационального использования ресурсов Русской равнины

Учебно-воспитательные цели урока.

Формирование самостоятельной деятельности учащихся при оценке природных ресурсов Русской равнины. Научить решать практические и проблемные задачи, связанные с рациональным использованием ресурсов Русской равнины. Продолжать экономическое и нравственно-эстетическое воспитание учащихся.

Оборудование.

  • Схемы.
  • Карты.
  • Атласы.
  • Карточки-транспаранты.
  • Мультимедийная система.
  • Слайды.

Ход урока

1. Оргмомент (готовность к уроку) Приветствие.
2. Эмоциональный настрой Звучит произведение. Э.Захарова “Вечерние сумерки”, что создает определенный эмоциональный настрой.
3. Мотивация Кто-же, если не мы? Когда же, если не сейчас?
4. Актуализация знаний Задание классу: разобрать карточки каждой из групп учащихся. Подготовить сообщения, в каждом из них отобразить 3 аспекта:
  • тип ресурсов.
  • использование.
  • проблемы, связанные с экологией.

Слово учителя:

Русская равнина – сердце нашего государства, давно заселенный и освоенный район. Благодаря неповторимым пейзажам и очарованью русской природы, здесь занимались живописью В.Д. Поленов, И.И. Левитан, И.В. Шишкин. Все многообразие и самобытность природы отображено в народном декоративном творчестве и прикладном искусстве.

Сегодня Русская равнина густо заселена, ее природные ресурсы интенсивно используются.

Давайте постараемся разобраться в причинах ухудшения окружающей среды в районах Русской равнины и подумаем о мерах оказания помощи в экологически кризисных районах.

5. Обьяснение нового материала Слово учителя:

5.1. 1 группа учащихся подготавливает сообщение и выводит его на экран, сопровождая показ демонстрацией слайдов:

- Агроклиматические ресурсы благоприятны для активной хозяйственной деятельности и проживания населения.

Благодаря влиянию господствующего западного переноса атлантический воздух летом приносит прохладу и осадки, а зимой тепло и влагу. Территория выровнена, поэтому практически везде климат умеренно-континентальный, с возрастающей континентальностью к югу и востоку. Так среднемесячная температура января изменяется от – 8 градусов на западе, до – 11 градусов на востоке, а июльская температура колеблется от +18 градусов до +20 градусов с северо-запада на юго-восток.

5.2. 2 группа учащихся занимается водными ресурсами, составляет сообщение и выводит его на экран, сопровождая показ слайдами.

- Водные ресурсы представленными реками и озерами. Основная водная артерия – река Волга. Длина ее 3531 километров.

- Волга имеет огромное хозяйственное значение, т.к. пересекает важнейшие экономические районы России.

Она связывает центральный район России с Северо-Западным, Волго-Вятским, Поволжским, Уральским и Каспийским морем.

- Река Дон имеет длину 1870 километров. На значительном протяжении долина Дона следует по восточному краю Среднерусской возвышенности. У станицы Цимлянской возведена плотина, обеспечивающую работу гидроэлектростанции и подачу воды для орошения и обводнения.

- Большинство рек Русской равнины по уровню загрязненности относятся или к “умеренно загрязненным” или к “сильно загрязненным”. Основными источниками загрязнения являются объекты жилищно-коммунального хозяйства и предприятия текстильной, машиностроительной, химической, мясо и молокоперерабатывающей промышленности.

- Подземные воды распространены на всей территории Русской равнины. Наиболее богаты подземными водами Воронежская и Тамбовская области, а артезианскими бассейнами – Курская и Белгородская. Минерализация вод очень высокая, поэтому здесь созданы бальнеологические курорты: Кашин, Старая Русса, Липецк, Серноводское.

- На северо-западе Русская равнина обмывается водами Балтийского моря, на севере Белое море, на севера-востоке Баренцево, на юго-западе она обмывается Черным морем, а на юго-востоке Каспийским. Балтийское море богато морепродуктами, имеет месторождения нефти, обнаружены железно-марганцовые конкреции и залежи янтаря. По дну Балтийского моря ведется прокладка газопровода “Северный поток”. Разработке и освоению препятствуют жесткие экономические требования, связанные с незначительным водным обменом моря и океана, а также усиленное загрязнение вод стоками с территории прибрежных государств.

- Белое и Баренцево моря являются районами интенсивного рыбного промысла, используется как морской путь, соединяющий Европейскую часть России и порты западных и восточных стран. (Териберка, Индига, Нарьян-Мар, Вардё, Вадсё, Киркенес). Начиная с 20 века транспортная роль Черного моря резко возросла, кроме того увеличился объем морских перевозок, обеспечивающих экспорт нефти из портов России.

- В экологическом отношении ухудшение ситуации связано с переловом рыбы и браконьерством в отношении осетровых.

- В Каспийском море осуществляется добыча нефти и газа, на шельфе ведется добыча соли, известняка, камня, песка, глины. В Каспийском море добывают более 90% мирового вылова осетровых, хотя процветает нелегальная добыча осетровых и их икры.

5.3. 3 группа учащихся подготовила информацию о земельных ресурсах Русской равнины.

– За счет того, что район высоко урбанизирован, периодически уменьшается количество пахотных земель, а их качество ввиду длительного применения минеральных удобрений резко ухудшилось. Мелиорация несмотря на миллионные вложения не дала ощутимых результатов, а в ряде мест (Мещёра) мелиорация привела к нарушению водного режима почв, минерализации торфа и уменьшению почвенного плодородия. На многих площадях снизилась урожайность зерновых и картофеля. Экологическая обстановка в черноземной части Русской равнины рассматривается, как национальное бедствие. В результате хозяйственной деятельности человека разрушился почти на 80% почвенный покров, а эрозионным процессам подвержено почти 70% сельхозугодий.

5.4. 4 группа подготовило сообщение об использовании топливных и минеральных ресурсов Русской равнины. И выявила два экологически кризисных районов равнины: Кольский полуостров (зона Севера) и КМА.

- Кольский полуостров находится на крайнем северо-западе Русской равнины, почти полностью за Полярным кругом. Острота кризисной экологической ситуации вызвана несколькими факторами: наличие мощной добывающей промышленности, являющейся причиной нарушения земель, загрязнением рек и озер; развитием цветной металлургии, сильно загрязняющей окружающую среду, размещением в городе Мурманске базы “Атомфлота”, что связано с отстоем и утилизацией старых кораблей.

- Нагрузка на природу в условиях Севера часто приводит к неспособности экосистем Севера к самоочищению из-за низкой биологической продуктивности.

- КМА – является самым крупным по запасам месторождений железных руд в России и одним из крупнейших в мире. Здесь ежегодно добывается свыше 100 миллионов тонн руды. Но мы знаем, что в природе все взаимосвязано. Любое вторжение в неё немедленно вызывает цепную реакцию: добыча руды —> нарушение земель —> потеря чернозема —> изменение водного баланса —> изменение растительности —> изменение ландшафта. Это приводит к полному изменению ландшафта Среднерусской степи и образованию антропогенного ландшафта.

Минеральные ресурсы Русской равнины представлены железными рудами КМА, залежами бокситов (Тихвин, Тиман), титановыми россыпями (Тиман), залежами алмазов (Архангельск). В Печорском, Донецком и Подмосковных бассейнах залежи бурых углей, нефть и газ (Самарская область, Татарстан, Оренбург) много торфа и химического сырья (фосфориты, каменные соли). В Белгородской, Брянской, Московской и Тульских областях распространены мел, мергель, цементное сырье, тонкозернистые пески. Активная добыча спровоцировала ухудшение условий окружающей среды и образование кризисных районов добычи. (Кольский полуостров и КМА)

5.5. 5 группа учащихся делает короткое сообщение о биологических ресурсах Русской равнины.

- Лесистость территории составляет около 20%, а в связи с массовой вырубкой изменился видовой состав лесов. Во многих случаях леса не восстанавливались, а оказались замещены суходольными лугами. Благодаря влиянию человека были изменены условия местообитания животных. Сильно уничтожены промысловые животные тундры и лесотундры: песец, горностай, боровая дичь, из рыбы семга, сиг, щука, окунь, голец.

- Созданы заповедники, охраняющие типичные комплексы и особо редких животных и растений: Биосферный Приокский Террасный (охрана зубров), Окский, Центрально-Черноземный им В.В.Алехина, Галичья гора, Лес на Ворксле.

6. Практическая работа 6.1. Проектная деятельность.

- Составьте проект мелиоративных работ в Нечерноземье и определите очередность районов, нуждающихся в защите почв от эрозии.

- Выделить отрицательные и положительные результаты преобразования рек Русской равнины.

- Составьте проект мелиоративных работ в Нечерноземье нуждающихся в осушении.

6.2. Заслушиваем представителей каждой из групп со своими проектами.

7. Закрепление Вопрос: - Как вывести Кольский полуостров из экологического кризиса?

- Почему при добыче полезных ископаемых необходимо переходить на чистые технологии по выпуску цветных металлов?

- Пользуясь картой назовите крупнейшие заповедники Русской равнины. Цель их создания?

8. Обобщение Беседа:

1. Какие виды ресурсов Русской равнины вы знаете?

2. Назовите причины ухудшения экологической обстановки в районах Русской равнины.

3. В каком бы месте Русской равнины вы бы не хотели жить? Ответы обсудите.

9. Домашнее задание 1. На контурную карту нанести основные виды минеральных ресурсов Русской равнины.

2. Подумать и подготовить проект на тему: “Рациональное использование ресурсов Русской равнины”

10. Рефлексия 1.Слово учителя:

- Понравилось ли вам, ребята на уроке?

- Что нового узнали?

- Какие выводы сделали?

11. Завершение урока Спасибо за работу. До свидания.

13.12.2011