Проблемы руководства районным методическим объединением учителей географии в рамках реализации КПМО
В условиях обновления образования возросла потребность в учителе, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого ее осмысления и применения достижений науки и передового педагогического опыта. Этот процесс протекает эффективнее при активном участии педагогов в профессиональных объединениях, деятельность которых также должна быть модернизирована согласно задачам, поставленным комплексным проектом модернизации образования (КПМО).
Опыт руководства МО показывает, что работа отдельно взятого учителя и методического объединения в целом становятся результативной при соблюдении ряда условий, представленных в таблице 1.
Таблица 1
Условия результативности | Деятельность руководителя МО |
Положительная мотивация педагогов на освоение инновации | Изучает положительные факторы, стимулирующие положительную мотивацию педагогов. Освещает опыт работы МО в средствах массовой информации. Готовит наградной материал. Продвигает передовой опыт учителей. Создает ситуацию успешности в работе педагогов. Формирует положительную самооценку и оценку коллективом инновационной деятельности педагога, стимулирует стремление к саморазвитию. |
Информированность педагога об имеющихся достижениях в психолого-педагогической науке и педагогической практике. Информированность о возможности участия педагога и его учеников в конкурсах и мероприятиях разных уровней | Организует семинары, мастер-классы, взаимопосещение уроков, встречи со специалистами ВУЗов. Информирует о новых книгах, сайтах, электронных методических пособиях, тематических мероприятиях других организаций и т.д. Представляет положения различных конкурсов. Контролирует включенность каждого педагога в районные мероприятия. Поддерживает постоянную связь с методистами других районов города и края. |
Постоянный анализ педагогом своей деятельности | Знакомит с методикой самоанализа. Проводит аттестационные мероприятия. Создает благоприятные условия для демонстрации результативного опыта работы. Выявляет сильные и слабые стороны учителя. Организует работу в стажерских парах. Помогает педагогу планировать работу по самообразованию. Использует разнообразные формы методической работы внутри МО для гибкого реагирования на возникающие проблемы педагогов. |
Наличие соответствующей учебно-материальной базы и активное использование учителями современных средств обучения | Содействует обновлению учебно-материальной базы. Организует мастер-классы с целью освоения учителями современных средств обучения. Организует работу по созданию новых методических пособий, в том числе электронных. |
В ходе инновационного процесса наблюдается расслоение педагогического коллектива по уровню мотивации и профессиональной компетентности. Это необходимо учитывать при построении системы методической работы.
Модернизация деятельности методического объединения привела к возникновению следующих новых направлений работы:
- Разработка положений районных конкурсов для школьников и учителей (несколько лет назад учителя и их ученики принимали участие только в конкурсах, предлагаемых «сверху»);
- Организация межрайонных МО и мероприятий для школьников;
- Работа в стажерских парах;
- Активное сотрудничество с образовательными и другими учреждениями (Алтайский краевой детский экологический центр, географический факультет АлтГУ, краевая библиотека им. В.Я.Шишкова, краеведческий музей, Барнаульский центр развития образования и т.д.);
- Организация работы педагогов в инициативных группах (например, группа при АКИПКРО по наполнению содержанием регионального компонента базового географического образования);
- Привлечение родителей школьников (семейные географические конкурсы, помощь в подготовке к экспедициям, решение текущих проблем, возникающих в образовательном процессе);
- Сотрудничество со специалистами по информатике;
- Организация размещения педагогами публикаций в газетах и журналах, сети Интернет.
- Организация экскурсий и педагогических экспедиций.
Большая работа была проведена группой по наполнению содержанием регионального компонента базового географического образования:
- Составлены вопросы для географических олимпиад по Алтаю;
- Разработана образная геральдическая карта Алтайского края;
- Составлены презентации уроков по курсу «Барнауловедение», презентация «Рекорды г. Барнаула»;
- Созданы электронные учебные пособия : «Хрестоматия по физической географии Алтайского края»; «Физическая география Алтайского края», «Социально-экономическая география Алтайского края»;
- Разработана авторская программа и методическое пособие по географии Алтайского края;
- Созданы учебные фильмы по географии Алтайского края;
- Ведется научно-исследовательская работа со школьниками по актуальным вопросам географии Алтайского края;
- Накоплен большой банк фотографий.
Успешная мотивация педагогического коллектива МО привела к активному участию учителей района в следующих мероприятиях 2008-2009 у.г. (см. таблицу 2).
Таблица 2
№ | Мероприятие |
1 | Семинар «Мои летние географические впечатления» |
2 | Аттестация |
3 | Районная олимпиада по географии |
4 | Встреча с сотрудниками отдела экологического просвещения ГПЗ «Тигирекский» |
5 | Районный конкурс фотографий по географии |
6 | Районный конкурс презентаций по географии |
7 | Лекторий по ГПЗ «Тигирекский» |
8 | Встреча с сотрудниками Литературно-краеведческого музея |
9 | Мастер-класс по использованию газеты «География» |
10 | Мастер-класс по созданию презентаций |
11 | Географический марафон совместно с Ленинским районом |
12 | Районный экологический марафон |
13 | Встреча с писателем А.М.Родионовым |
14 | Второе городское МО учителей географии |
15 | Встреча с Бергер С.И. (директор музея «Мир камня») |
16 | Районная НПК учащихся |
17 | ПНПО, 2009 |
18 | Городской конкурс презентаций по географии |
19 | Всероссийский проект журнала «National Geographic» «Мы в ответе за нашу планету» |
20 | Краевая научно-методическая экспедиция педагогов |
21 | Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок» |
22 | Выставка фотографий в галерее «Universum». |
23 | Конкурс социальных проектов на предоставление грантов Администрации Алтайского края |
24 | Краевая выставка «Инновационный опыт победителей конкурсов ПНПО» |
25 | Съезд работников образования Сибири |
26 | Городской семинар «Информационные ресурсы в преподавании регионального компонента» |
27 | Межрегиональный экологический семинар «Лидеры ЭКО НПО за объединение». |
28 | Заседание краевого методического объединения учителей естественнонаучных дисциплин |
29 | Первый городской фестиваль педагогических идей |
30 | Семинар, посвященный 10-летию Тигирекского заповедника |
31 | Пятые краевые педагогические чтения им. В.И.Верещагина. |
32 | Совещание Общественной палаты Алтайского края в Комиссии по экологической безопасности и устойчивому развитию |
33 | Международная выставка-ярмарка УЧСИБ 2009 |
34 | Краевой фестиваль книги «Издано на Алтае». |
35 | XII Всеросс.научно-практ. конференция РАУГ «Компетентностный подход в географическом образовании: теория и практика» |
36 | Межд. конференция в Красноярске к 50-летнему юбилею общественного спелеологического движения в СССР |
37 | Международная научно-практической конференции «А. Гумбольдт и Алтай. История и современность» |
38 | Краевая научно-практическая конференция «Природа и культура Алтая в современном школьном образовании» |
39 | Краевой конкурс «Дети Алтая исследуют окружающую среду» |
40 | Краевой конкурс «Молодые хозяева Земли» |
41 | «IX Краевой туристско-краеведческий слет «Алтай» |
42 | Краевой конкурс «Моя малая Родина» |
43 | Краевой конкурс «Будущее Алтая» |
44 | Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ учащихся «Человек на Земле». |
45 | Всероссийский открытый конкурс исследовательских и творческих работ учащихся «Юность. Наука. Культура – XXIV» |
46 | Краевой конкурс «Сохраним биосферу» |
47 | Краевой конкурс исследовательских работ «Озарение» |
48 | Межрегиональный конкурс «Дикие животные родного края» |
49 | Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ учащихся «Первые шаги» |
50 | Краевая НПК школьников |
51 | Городской конкурс «Зеленый патруль» |
52 | Экологический марафон «Сохраним биосферу» |
53 | Марафон АКДЭЦ |
54 | Городская олимпиада «Экологический город» |
55 | Городская эколого-биологическая олимпиада |
Главным результатом работы МО явились успехи школьников нашего района в олимпиадах и конкурсах разного уровня (см. таблицу 3).
Таблица 3
Участие | Результативность |
Городской конкурс презентаций по географии | 1 место |
Городская олимпиада «Экология города» | 1 место, лауреат |
Городской конкурс «Зеленый патруль» | 2 место |
Краевой конкурс «Дети Алтая исследуют окружающую среду» | 2 место |
Краевой конкурс «Молодые хозяева Земли» | Сертификат |
«IX Краевой туристско-краеведческий слет «Алтай» | Диплом |
Краевой конкурс «Моя малая Родина» | 2 место, свидетельство |
Краевой конкурс исследовательских работ «Озарение» | 1 место |
Краевой конкурс «Здоровье будущего» | 2 м |
Краевой конкурс творческих работ ГПЗ «Тигирекский» | 1 и 2 место |
Краевой экологический марафон «Сохраним биосферу» | Лауреат |
Всероссийский открытый конкурс исследовательских и творческих работ учащихся «Юность. Наука. Культура – XXIV» | 1 место, 3 место |
По итогам работы в 2008-2009 у.г. МО учителей географии признано одним из лучших и награждено грамотой районного отдела образования.
21.11.2009