Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Применение здоровьесберегающих технологии на уроках географии – фактор создания комфортных условий обучающихся

Применение здоровьесберегающих технологии на уроках географии – фактор создания комфортных условий обучающихся

В уставе Всемирной организации здравоохранения записано: «Здоровье определяется как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Здоровьесберегающие технологии – совокупность приемов, способов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов.

Особенно велика в процессе здоровьесбережения роль учителя-предметника. Учитель должен работать создавая условия для физического, психического, социального и духовного комфорта обучающихся.

Хочу поделиться своими наработками злементов уроков с использованием здоровьесберегающих технологий.

1. Снятие эмоционального напряжения

Использование игровых технологий. Этот прием позволяет решить одновременно несколько задач: позволяют снять эмоциональное напряжение, обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п. Положительным моментом данной технологии является то, что игра посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказывается порой более важным, чем знание предмета. Атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий создают комфортную обстановку на уроках и способствуют преодолению стрессовых ситуаций.

Прием использования литературных произведений, например: при формировании экологической культуры с помощью поэтических образов иллюстрирующих то или иное воздействие человека на природу.

В теме « Глобальные проблемы человечества» уместно стихотворения И. И. Ландо «Будь милосерден человек»

У всех людей -одна планета:

И ветрам нет на ней границ,

Как нет границ потокам света

И перелетам диких птиц.

И нам беречь планету надо

Для тех, кто будет после нас.

А мы бездумно сыплем яды

И дом свой травим не скупясь.

Уже все тоньше слой озона,

А он – щит жизни на Земле;

Уже растут, как язвы, зоны,

Где смерть таится в дымной мгле;

Текут отравленные воды

По руслам рек и под землей,

Дожди спадают с небосвода

Сернокислотною водой;

Леса свою теряют силу,

Уходит нежный запах лип,

Озера, ставшие могилой,

В себе хоронят стаи рыб.

И. И. Ландо

В результате анализа которого происходит повторение темы, затрагиваются вопросы взаимодействия человека и природы. В этот момент процесс обучения как бы скрыт от учащихся, они воспринимают это как некоторое отступление от темы, что позволяет им также снять накопившееся напряжение. К тому же, введение в урок литературных отступлений служит психологической разгрузкой.

2. Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни.

На уроках географии практически любая изучаемая тема может быть использована для освещения тех или иных фактов, способствующих формированию правильного отношения учеников к своему здоровью.

Некоторые элементы уроков географии:

1) Урок в 6 классе на тему «Стороны горизонта. Азимут»

Двигательные упражнения во время

закрепления изученного материала:

Руки вниз – южная сторона горизонта;

Руки вверх – север;

Правая рука в сторону – восток;

Левая рука в сторону под прямым углом – запад.

Поворот вокруг своей оси,

Направо, налево и т. д. –

для изучения азимутов предметов в кабинете географии.

1) Урок в 9-10 классе на тему «Население. Продолжительность жизни. Смертность. »

Беседа о причинах низкой продолжительности жизни населения в нашей

стране (социальных, бытовых, природных, экономических,

медицинских и других) сравнение с другими странами и регионами. Выработка рекомендаций для улучшения демографической ситуации в России.

Закрепление раздела «Население России»:

Соберите материал о демографической ситуации в своей семье

(на примерах нескольких поколений), рассматривая вопросы

рождаемости – количество детей в семьях своих родителей,

бабушек и дедушек, прадедов и других родственников.

Проанализируйте полученные данные и сделайте вывод о

демографических проблемах в обществе на примере своей семьи.

2) Урок в 8 классе на тему «Климатические условия. Комфортность (дискомфортность) климатических условий»

Беседа о характеристиках климата, которые учёные относят экстремальным, дискомфортным, наиболее комфортным и т. д.

Почему человеку необходимо больше находится на свежем

воздухе, проветривать помещение . .

3) Урок в 9 классе на тему «Земледелие»

Беседа с уч-ся о правильном питании, о полноценных белках и витаминах.

– Какие овощи вы едите чаще других?

В чём их польза для вашего организма?

– Какие продукты нужно обязательно вводить в рацион, чтобы заботиться

о своём зрении, особенно в компьютерный век?

– Какой продукт необходим для здоровых и крепких зубов?

– Чем вредит алкоголь детскому организму?

4) Урок в 9-10 классе на тему «Электроэнергетика »

Беседа о перспективных районах России для производства «экологически чистой» энергии. Назовите эти районы и электростанции ( Кислогубская ПЭС, Мутновская и Паужетская ГеоЭС и др. )

Объясните, в чём вы видите преимущества солнечных, ветровых,

геотермальных, приливных электростанций перед традиционными

электростанциями с точки зрения здоровья человека?

Энергия ветра В России запасы настолько велики, что их можно приравнять всей электроэнергии, производимой в стране за год. Традиционно в стране ветровая энергия использовалась на ветряных мельницах и превышала 1 млн. кВт. Сейчас мощность ветроагрегатов в 1000 раз меньше. Ветер имеет непостоянную интенсивность, и направление его часто меняется. Энергию ветра рентабельно использовать в районах, где его среднегодовая скорость более 3 м/с. В России это Нижнее Поволжье, берег Каспийского моря, Северный Кавказ, Юг Западной Сибири, Курильские острова, побережье Северного Ледовитого океана, Арктика. В этих районах до 320 суток в году скорость ветра достигает 5-10 м/с. Наиболее перспективы для создания ветроэнергетических установок побережья Северного Ледовитого и Тихого океанов. В использовании ветра Россия значительно отстает от мирового уровня.

Наибольшим потенциалом обладает солнечная энергия. Тепловой поток солнечного излучения, достигающий поверхности Земли, огромен. Он в 5000 раз превышает потребление всех видов топливно-энергетических ресурсов в мире. Самое важное качество солнечной энергии – ее «вечность» и исключительная экологическая чистота. В России более благоприятные условия для использования солнечной энергии в течение большей части года имеются южнее 50° параллели.

Солнечную радиацию при помощи гелиоустановок преобразовывают в тепловую или электрическую энергию. В России космические летательные аппараты используют в качестве основного источника энергопитания солнечные батареи, которые преобразуют энергию солнечной радиации в электрическую. Из стран СНГ в Крыму (Украина) работает Солнечная электростанция СЭС-5 мощностью 5 тыс. кВт. Она работает без выбросов в окружающую среду и без использования органического топлива.

5) Урок в 11 классе на тему «Япония»

Беседа «Почему Японию называют нацией здоровых людей?»

Почему японцы живут долго?

Япония – нация здоровых людей с самым низким показателем детской смертности в мире – 4 на 1000 (в США – 8 на 1000; в России – 18 на 1000) и самым высоким уровнем продолжительности жизни (мужчины -76 лет, женщины – 82 года). Причины долгожительства кроются в правильном, мудром отношении японцев к своему здоровью. 1. Жители считают, что употреблять в пищу необходимо только самые свежие продукты (в магазинах продают именно такие), причём самыми полноценными считаются морепродукты, их японцы употребляют очень много и ежедневно. 2 Отношение к жизни несколько отлично от европейского. Японцы, как никакой другой народ в мире, знают и понимают, насколько хрупка жизнь. В памяти ещё остались атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Японцы ценят жизнь и берегут природу, леса, реки, животных и птиц.

3) В отношениях японцев друг и другу царит доброжелательность.

4) Привычка ходить. Когда-то в стране был провозглашен лозунг: «Десять тысяч шагов в день ради здоровья», который стал жизненным правилом для каждого японца.

5) Гигиена. Каждый чихающий, сморкающийся носит на лице, прикрывая нос и рот, специальную маску из нескольких слоев марли. Причем носить эти гигиенические повязки учат уже в детском саду.

Вопрос: А над чем из всего сказанного задумался каждый из вас?

Что из перечисленного мы смогли бы взять как рекомендацию к действию?

Подготовьте дома ответ – размышление на тему «Японская трагедия 11 марта

2011. Взрыв на Фукусиме. Как влияет радиация на организм человека?»

Творческие задания для учащихся

– 7 класс, закрепление темы «Географические открытия»:

С какими сложностями сталкивались первые путешественники в

длительных плаваниях по океану? Почему из 265 моряков,

отправившихся под командованием Фернана Магеллана в первое

кругосветное плавание, вернулись в Испанию лишь 18 моряков?

– 10 класс, тема «Города мира"

Подготовьте презентацию на тему « Города мира, проводившие олимпиады» и много других.

3. Комплексное использование личностно ориентированных технологий.

Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, работа в группах.

Стараюсь внедрить в учебно-воспитательный процесс новые здоровьесберегающие технологии на принципах системного и деятельностного подходов к обучению с формированием логического и теоретического мышления. На уроках географии через здоровьесберегающие технологии проектирую учебную деятельность учащихся.

Предлагаю вам этап урока – теоретическое обобщение и схематизация материала.

Материал, необходимый для усвоения дается не в готовом виде, а через познавательную, исследовательскую деятельность учащегося по параграфу учебника.

Работа с текстом заканчивается обобщением «произведенных» знаний и их схематизацией, составлением в материализованной форме опорной схемы в виде опорной таблицы .

Я, задавая вопросы, направляю, руковожу исследовательской деятельностью учащегося, формируем навыки работы с текстом, «умение учиться»:

выделять объекты (понятия) из среды;

раскрывать смысловое значение понятия;

выделять в объекте уровни и подуровни;

выделять связи между элементами;

проводить сравнение, классифицировать, группировать.

Объем выполненных заданий определяется учителем.

Географическая задача Сгруппируй страны. Установи их типологию.

СТРАНЫ: Франция, Саудовская Аравия, Афганистан, Норвегия, Ливия, Россия, Польша, Нигерия, Чили, Чад, США, Монголия, Китай.

Цели:

научиться: решать географические задачи:

– сгруппировать страны,

– установить типологию стран;

усвоить знания:

а) о деятельности, как?

– сгруппировать страны,

– установить типологию стран;

б) о понятиях: группировка, типология стран.

Учебно-исследовательская деятельность:

Определи, что такое группировка стран и как она проводится.

Для этого выполни исследовательские задания.

Материал для исследования: учебник и политическая карта.

Задание 1. Определи, для чего нужна группировка стран. (Для характеристики стран. )

Задание 2. Определи, по каким критериям проводят группировку всех стран мира. ( По величине, по территории, по численности населения. )

Задание 3. Определи название этих критерий группировки. (Количественные. )

Задание 4. Определи, по какому еще критерию проводят группировку стран. ( По географическому положению. )

Построй определение понятия.

Группировка стран – это объединение стран, которое проводится:

по количественным критериям: величине территории и численности населения,

по географическому положению.

Задание 5. Определи страны, которые относятся к разным группам по разным критериям.

4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Один из видов реализации здоровьесберегающих технологий на уроках географии – физкультминутки. Рациональное чередование видов деятельности и двигательная активность учеников на уроке способствует лучшему овладению программным материалом, снятию усталости и повышению мотивации к обучению. Физкультминутки – это несложные физические упражнения, направленные на уменьшение негативного влияния учебной нагрузки. Время начала физкультурной минутки определяется самим учителем. Наиболее целесообразно проводить физкультурную минутку в то время, когда у учеников появляются первые признаки утомления. Внешними проявлениями утомления являются рост числа отвлечений, потеря интереса и внимания, ослабление памяти, снижение работоспособности.

Одним из самых лучших моментов отдыха, я считаю физкультминутку, имеющую географическую направленность.

Физкультминутки в стихах подойдут для учащихся 6 классов. Некоторые из них связаны с темами "Части Мирового океана", "Ветер", "Атмосферные осадки".

Урок в 6 классе на тему «Стороны горизонта. Азимут»

Двигательные упражнения во время

закрепления изученного материала:

Руки вниз – южная сторона горизонта;

Руки вверх – север;

Правая рука в сторону – восток;

Левая рука в сторону под прямым углом – запад.

Поворот вокруг своей оси,

Направо, налево и т. д. –

для изучения азимутов предметов в кабинете географии.

Я по Африке иду

Замечаю на ходу,

Как над морем буйных трав

Шею вытянул жираф

У меня над головой

Пальма шуршит листвой

Но придётся приседать,

Чтобы фиников набрать

Мы прогулку завершим

И за парты поспешим!

Пройти глазами по побережьям и по границе

РФ, начиная от Кольского полуострова

5. Использование ТСО как средства интерактивного обучения.

Большую роль в решении различных педагогических задач, в том числе, и в вопросах здоровьесбережения, играют технические средства обучения. В современных условиях особое место среди ТСО отводится персональному компьютеру с мультимедиапроектором.

Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц.

Результат урока с использованием интерактивной доски – взаимный интерес, который подавляет утомление.

Использование проектора на уроках позволяет решать большинство задач, связанных с вопросами снятия утомляемости и сохранения здоровья школьников.

6. Здоровье самого учителя.

Немало важным является сохранение здоровья самого учителя.

Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и физическая, социальная и психологическая гармония человека. А также доброжелательные отношения с людьми, природой, наконец, самим собой. Поэтому только в том случае, когда работа доставляет удовольствие самому учителю, этот урок становится частью здоровьесберегающих технологий.

Н. В. Кудрявцева, МБОУ СОШ №3 имени Тази Гиззата г. Агрыз Агрызского муниципального района, Республика Татарстан