Как сохранить здоровье обучающихся в образовательном процессе. Психологический аспект
Как сохранить здоровье обучающихся в образовательном процессе. Психологический аспект
Актуальность
Понятие "здоровье" охватывает, как минимум, три сферы жизнедеятельности ребенка: психологическую, физическую, социальную. Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Однако за годы обучения количество абсолютно здоровых детей сокращается в 4-5 раз, увеличение учебной нагрузки в школе третьей ступени приводит к дальнейшему ухудшению здоровья, и лишь 20-25% выпускников остаются здоровыми. Можно сказать, что субъективно ребенок «психически не болен, но и психологически уже не здоров».
Существенными противоречиями современного образования являются:
– увеличение учебно-воспитательных нагрузок,
– повышение требований и все возрастающая интенсификация учебного процесса в связи с нарастанием информационных потоков,
– достаточно высокий уровень загруженности учащихся,
– несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников,
– преждевременное начало дошкольного систематического обучения,
– выраженный запрос родителей на высокий уровень обучения и ориентированность выпускников на поступление в вузы,
– недостаток физической активности учащихся, с одной стороны приводят к гиподинамии и ухудшению здоровья детей и подростков, снижению работоспособности, нарушению смысложизненных основ становления человека с другой стороны,
Кроме основных противоречий в современном образовании проявляется и ряд сопутствующих, вытекающих из специфики образовательного процесса и среды нашей гимназии:
– желанием учителя быть полезным и неудовлетворенностью тем, чего он в реальности достигает;
– затраченные усилия педагогов на достижение высоких результатов как собственных, так и учащихся не всегда оправдываются;
– ощущение нарастания сложных задач при работе с детьми, не отвечающим ожиданиям общеобразовательной системы, и далеким от идеального психофизическим и эмоциональным его состоянием и «тающими» день ото дня собственными силами;
– ценности здоровья и здорового образа жизни у учащихся, их родителей не являются приоритетными;
– несоответствие идеального «образа родителя» – справедливого, чувствующего, мудрого, все понимающего, поддерживающего, готового протянуть руку помощи и реально существующего.
Основой здоровьесберегающей образовательной среды в нашей гимназии является интегрированный подход и практическая деятельность всех участников образовательного процесса по трем ведущим направлениям, обеспечивающим получение продуктивных результатов в работе с детьми, педагогами, родителями. Семья, школа и ребенок рассматриваются как части развивающейся системы, предназначением которой является оптимальная социализация ребенка в современное общество, что возможно через создание комфортности образовательной среды.
Высокий уровень эмоциональной культуры педагога, его эмоциональная устойчивость повышает эмоциональное благополучие школьников, а глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности.
«Психологически здоров не тот, у кого нет проблем, а тот, кто знает, как выйти из затруднений» /Н. Пезешкян/, т. е. оно определяется не отсутствием конфликтов и проблем, а зрелостью, сохранностью и активностью механизмов личностной саморегуляции, обеспечивающих полноценное человеческое функционирование.
Из перечисленных противоречий, проблем и результатов исследований вытекают цели и задачи психологической службы гимназии.
Цели: психологическое здоровье ребенка и психологическая поддержка педагогов и родителей в образовательном процессе.
учащиеся | педагоги | родители | |
Основные задачи: |
|
|
|
|
|||
Вспомогательные задачи: |
|
Предполагаемый результат психологического здоровья учащихся
Снижение:
– уровня школьной и социальной дезадаптации учащихся 1-х, 5-х, 10 классов;
– уровня школьной и личностной тревожности;
– числа детей, склонных к правонарушениям и асоциальному поведению;
– числа учащихся с отрицательной школьной мотивацией (с негативным отношением к школе);
– количества конфликтов в гимназии во взаимодействии «учитель – ученик», «учитель– родитель», между учащимися, родителями и их детьми решаемых в эмоционально – агрессивной форме;
– психологических причин нарушения личностного и социального развития, антисуицидальных факторов.
Повышение:
– эмоционального благополучия ребенка, в его взаимоотношениях со сверстниками, и в целом классного коллектива;
– уровня успеваемости;
– уровня знаний по сохранению и развитию своего физического, психического и социального здоровья;
– уровня терпимости, сдержанности по отношению к особенностям других людей (толерантности);
– адаптивных возможностей к школьным условиям обучения, социуму;
– психологической компетенции педагогических кадров;
– уровня психологической культуры всех участников УВП.
– уровня стрессоустойчивости учащихся;
Увеличение:
– количества учащихся с положительной самооценкой и направленностью личности;
– числа учащихся с положительной учебной мотивацией и потребностью к познавательной деятельности;
Основной способ достижения цели – внедрение в учебно-воспитательный процесс гимназии психолого-педагогического комплекса программ, механизмов взаимодействия, системы мер и алгоритмов, которые обеспечат воспитанникам сохранение и развитие своего физического, психического и социального здоровья.
Методы, средства:
систематические циклы психологических занятий по повышению эмоциональной устойчивости и бесконфликтного общения,
выступление педагогов-психологов на педагогических советах,
проведение семинаров-практикумов, родительских собраний,
индивидуальные консультации по решению конкретных проблем.
Программно-методическое обеспечение психолого-педагогической деятельности по направлениям работы
Направления деятельности |
катего рия участни-ков |
программно-методическое обеспечение (программы, механизмы, алгоритмы реализации) |
результативность деятельности |
1. Развитие адаптационных возможностей первоклассников |
будущие первоклассники, первоклассники |
|
уменьшение на 50 % количества 1-классников с ВД (возможной дезадаптацией) (85% учащихся -А (адаптированы), 11%-ВД, 4% -ДА – дезадаптированы). В целом адаптация для 102 чел. 1-х классов – благополучная. |
2. Развитие адаптационных возможностей пятиклассников 3. Социально-психологическая адаптация десятиклассников |
пятиклассники десятиклассники |
1. Программа адаптации учащихся первых, пятых, десятых классов в ОУ. 2. «Механизм взаимодействия специалистов в адаптационный период». 3. Скомплектован пакет диагностического инструментария, направленный на изучение социально-психологической адаптации, уровня познавательной активности, негативных эмоциональных переживаний на уроках, развития межличностных отношений, направленности личности, степени удовлетворенности различными сторонами жизни коллектива. 4. Программа обеспечения преемственности в адаптационный период учащихся 1, 5, 10 классов МБОУ гимназии г. Советский на период до 2015 года. Составители: зам. директора по УВР Лодягина И. В. , педагог-психолог Жутикова Л. С. |
|
4. Психологичес-кое сопровождение учащихся в период подготовки к ОГЭ, ЕГЭ | 9, 11– классники |
1. Механизм психологического сопровождения выпускников, их родителей и педагогов в период подготовки к ЕГЭ, ОГЭ 2. План сопровождения выпускников 9 и 11 классов, их родителей и педагогов в период подготовки к экзаменам – ОГЭ, ЕГЭ. |
|
5. Профилактика психоэмоционального напряжения и повышение адаптации к окружающим условиям |
учащиеся, педагоги, родители |
1. Программа «ИБИС» – игровое биоуправление и саморегуляция. Разработана научно-производственной фирмой «АМАЛТЕЯ» г. Санкт-Петербург, институтом медицинской и биологической кибернетики СО РАМН, г. Новосибирск. /Патент на изобретение № 2124370/. Реализуется педагогами-психологами гимназии
|
|
6. Психологичес-кое образование школьников. |
учащиеся 5-11 кл. (225 человек) |
|
овладение учащимися способов самопознания и методов саморегуляции, навыками конструктивного решения проблемных ситуаций, расширение техник бесконфликтного общения, профилактика возникновения негативных состояний психики. |
7. Формирование готовности учащихся к профессионально-му самоопределе-нию. |
учащиеся 1-11 кл |
1. Программа профессионального самоопределения для учащихся 1-11 классов /психологический аспект/. Составлена педагогами-психологами Жутиковой Л. С. , Подоксеновой И. В. 2. Программа профессиональной ориентации школьников МБОУ гимназии г. Советский. Победитель (Диплом II степени) в VII Всероссийском творческом конкурсе «Таланты России 2014» в номинации «Педагогические работы». Разработана педагогами-психологами Жутиковой Л. С. , Подоксеновой И. В. 3. «Программа к курсу «Психология. Уроки выбора профессии» 9 класс» (Подоксенова И. В. ). |
увеличение числа учащихся (402 чел. ), охваченных работой по профессиональному самоопределению на 14% по сравнению с прошлым годом за счет использования диагностического компьютерного тестового комплекса «Профориентатор» – 70 учащихся 9 классов (100%). |
8. Психологичес-кое сопровожде-ние одаренных детей в условиях гимназического образования | учащиеся 1-11 кл |
|
Результаты ДО (диагностического обследования) 75 учащихся из трех 4-х классов при наборе учащихся в 5 гимназические классы показывают следующее:
|
|
|
||
9. Эмоциональная культура и коммуникативная компетентность педагога. |
педагоги |
1. «Программа повышения эмоциональной и коммуникативной культуры педагога как основа сохранения психологического здоровья учащихся» (в новой редакции). Составлена: педагогом-психологом гимназии Жутиковой Л. С. , рецензирована кандидатом психологических наук, доцентом кафедры теории и практики управления образования (ТПУО) УрГПУ г. Екатеринбурга, Толстых О. А и рекомендована к использованию в качестве учебной программы дополнительного образования педагогического персонала. Статья «Эмоциональная культура педагога как фактор повышения качества гимназического образования» опубликована в материалах IV Всероссийской научно-практической конференции «Управление качеством образования: проблемы эффективности». | повышение:
|
10. Психологическое сопровождение учащихся «группы риска» |
учащиеся, педагоги |
1. Разработано и введено в действие Положение о ПМПк гимназии /введено в действие пр. №155 от 31. 05. 2007/ 2. Реализуется алгоритм сопровождения ребенка с проблемами в развитии в учебно-воспитательном процессе через деятельность ПМПк (психолого-медико-педагогического консилиума) образователь-ного учреждения. |
|
(с трудностями в обучении, поведе-нии, с проблемами здоровья), профилактика правонарушений и преступлений | 3. Система профилактики правонарушений и преступлений школьников /психологический аспект/. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска /Пакет методических материалов/ Победитель VII Всероссийского творческого конкурса для детей и взрослых «Таланты России 2014» – (Диплом I степени) в номинации «Методические разработки». |
|
|
11. Психолого-педагогическое просвещение родителей способствующее улучшению микроклимата в семье. |
родители |
Составлен комплект методических разработок для проведения родительских собраний в разных формах /тренинги, групповые консультации, лекции, дискуссии, анкетирование и т. д. / |
увеличение на 30% количества родительских собраний в активных формах с использованием ИКТ, а также участвующих родителей на 22% (285 человек) по сравнению с прошлым годом; повышение:
|
Выводы, проблемы, перспективы:
1. По всем направлениям деятельности психологической службы по сравнению с 2012-2013 учебным годом отмечается положительная динамика:
увеличение
общего количества человек, охваченных психолого-педагогической работой – на 13%, из них: детей – на 7%, родителей – на 5%, педагогов – на 31%;
количества участников образовательного процесса и проводимых мероприятий: индивидуальных и групповых консультаций на 29%, индивидуальных обследований учащихся – на 16 %.
2. Совместно с социальным педагогом гимназии осуществляется комплексное сопровождение детей Группы риска.
3. Стабильно осуществляется психолого-педагогическое сопровождение учащихся 1,5,10 классов с целью успешной адаптации к школьному обучению, а также выпускников школы в период подготовки к экзаменам. Реализуется психологическое сопровождение одаренных детей в условиях гимназического образования.
Сложившаяся система обеспечения здоровьесбережения в образовательном процессе позволяет сделать вывод о психологическом здоровье учащихся и наличии признаков здоровой педагогической среды в гимназии:
– эмоционально благополучный ученик в здоровьесберегающей образовательной среде;
– педагоги и учащиеся, вооруженные психологическими средствами, обеспечивающими их самопознание, саморазвитие и самореализацию;
– учащиеся и педагоги, чувствующие себя комфортно в стенах гимназии, т. е. с желанием учиться и учить;
– информированный родитель о личностном развитии своего ребенка и обеспеченный способами конструктивного общения с ним.
– у педагогов сформировано чувство самосознания и ответственности за свои профессиональные проблемы;
Литература:
1. Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения//Школа. -2005. -№3. -С. 52-87.
2. Пезешкян Н. Торговец и попугай. Восточные истории и психотерапия. М. , 1992.
3. Поляков С. Не ходите, дети, в школу : Портит ли система образования здоровье учащихся и если да, то как этого избежать?// Школьное обозрение. -2004. -№1. -С
Л. С. Жутикова, МБОУ гимназия г. Советский, ХМАО-Югра, Тюменская обл.