Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Как сохранить здоровье обучающихся в образовательном процессе. Психологический аспект

Как сохранить здоровье обучающихся в образовательном процессе. Психологический аспект

Актуальность

Понятие "здоровье" охватывает, как минимум, три сферы жизнедеятельности ребенка: психологическую, физическую, социальную. Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Однако за годы обучения количество абсолютно здоровых детей сокращается в 4-5 раз, увеличение учебной нагрузки в школе третьей ступени приводит к дальнейшему ухудшению здоровья, и лишь 20-25% выпускников остаются здоровыми. Можно сказать, что субъективно ребенок «психически не болен, но и психологически уже не здоров».

Существенными противоречиями современного образования являются:

– увеличение учебно-воспитательных нагрузок,

– повышение требований и все возрастающая интенсификация учебного процесса в связи с нарастанием информационных потоков,

– достаточно высокий уровень загруженности учащихся,

– несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников,

– преждевременное начало дошкольного систематического обучения,

– выраженный запрос родителей на высокий уровень обучения и ориентированность выпускников на поступление в вузы,

– недостаток физической активности учащихся, с одной стороны приводят к гиподинамии и ухудшению здоровья детей и подростков, снижению работоспособности, нарушению смысложизненных основ становления человека с другой стороны,

Кроме основных противоречий в современном образовании проявляется и ряд сопутствующих, вытекающих из специфики образовательного процесса и среды нашей гимназии:

– желанием учителя быть полезным и неудовлетворенностью тем, чего он в реальности достигает;

– затраченные усилия педагогов на достижение высоких результатов как собственных, так и учащихся не всегда оправдываются;

– ощущение нарастания сложных задач при работе с детьми, не отвечающим ожиданиям общеобразовательной системы, и далеким от идеального психофизическим и эмоциональным его состоянием и «тающими» день ото дня собственными силами;

– ценности здоровья и здорового образа жизни у учащихся, их родителей не являются приоритетными;

– несоответствие идеального «образа родителя» – справедливого, чувствующего, мудрого, все понимающего, поддерживающего, готового протянуть руку помощи и реально существующего.

Основой здоровьесберегающей образовательной среды в нашей гимназии является интегрированный подход и практическая деятельность всех участников образовательного процесса по трем ведущим направлениям, обеспечивающим получение продуктивных результатов в работе с детьми, педагогами, родителями. Семья, школа и ребенок рассматриваются как части развивающейся системы, предназначением которой является оптимальная социализация ребенка в современное общество, что возможно через создание комфортности образовательной среды.

Высокий уровень эмоциональной культуры педагога, его эмоциональная устойчивость повышает эмоциональное благополучие школьников, а глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности.

«Психологически здоров не тот, у кого нет проблем, а тот, кто знает, как выйти из затруднений» /Н. Пезешкян/, т. е. оно определяется не отсутствием конфликтов и проблем, а зрелостью, сохранностью и активностью механизмов личностной саморегуляции, обеспечивающих полноценное человеческое функционирование.

Из перечисленных противоречий, проблем и результатов исследований вытекают цели и задачи психологической службы гимназии.

Цели: психологическое здоровье ребенка и психологическая поддержка педагогов и родителей в образовательном процессе.

учащиеся педагоги родители

Основные задачи:

  • формировать у учащихся потребность в самопозна-нии и саморазвитии;
  • формировать способность обучающихся к социальной адаптации: гибкость мышления, коммуникабель-ность, предприимчивость, терпимость, способность принимать решения и отвечать за них, умение отстаивать свою точку зрения, корректность, умение видеть чужие проблемы и понимать их, уравновешенность, умение стойко переносить неудачу;
  • формировать принципы и подходы к выбору жизненного пути учащихся (профессиональный выбор);
    • формировать у педагогов умения, являющиеся базовыми в реализации коммуникативной компетентности /компетентного, бесконфликтного общения/;
  • повысить психолого-педагогическую компетентность родителей о возрастных, характерологических особенностях их детей, их личностном развитии, основными способами бесконфликтного общения, улучшения детско-родительских отношений, психологического климата в семье.
  • расширить арсенал средств и методов саморегуляции у родителей, детей, педагогов;
  • создать условия для развития эмоциональной устойчивости педагогов (развития эмпатии, снижения агрессивности, эмоциональной выразительности), а также для поддержания оптимальной работоспособности, накопления и мобилизации ресурсов психики для самостоятельного решения собственных проблем;

Вспомогательные задачи:

  • создание атмосферы доверия, взаимопонимания, сотрудничества при взаимодействии со всеми участниками;
  • максимальное использование методов диалогического общения, практических методик при организации занятий с детьми и педагогами, родительских собраний;
  • использование на протяжении всех занятий с детьми разнообразных диагностических приемов и методов корректировки процессов обучения.

Предполагаемый результат психологического здоровья учащихся

Снижение:

– уровня школьной и социальной дезадаптации учащихся 1-х, 5-х, 10 классов;

– уровня школьной и личностной тревожности;

– числа детей, склонных к правонарушениям и асоциальному поведению;

– числа учащихся с отрицательной школьной мотивацией (с негативным отношением к школе);

– количества конфликтов в гимназии во взаимодействии «учитель – ученик», «учитель– родитель», между учащимися, родителями и их детьми решаемых в эмоционально – агрессивной форме;

– психологических причин нарушения личностного и социального развития, антисуицидальных факторов.

Повышение:

– эмоционального благополучия ребенка, в его взаимоотношениях со сверстниками, и в целом классного коллектива;

– уровня успеваемости;

– уровня знаний по сохранению и развитию своего физического, психического и социального здоровья;

– уровня терпимости, сдержанности по отношению к особенностям других людей (толерантности);

– адаптивных возможностей к школьным условиям обучения, социуму;

– психологической компетенции педагогических кадров;

– уровня психологической культуры всех участников УВП.

– уровня стрессоустойчивости учащихся;

Увеличение:

– количества учащихся с положительной самооценкой и направленностью личности;

– числа учащихся с положительной учебной мотивацией и потребностью к познавательной деятельности;

Основной способ достижения цели – внедрение в учебно-воспитательный процесс гимназии психолого-педагогического комплекса программ, механизмов взаимодействия, системы мер и алгоритмов, которые обеспечат воспитанникам сохранение и развитие своего физического, психического и социального здоровья.

Методы, средства:

 систематические циклы психологических занятий по повышению эмоциональной устойчивости и бесконфликтного общения,

 выступление педагогов-психологов на педагогических советах,

 проведение семинаров-практикумов, родительских собраний,

 индивидуальные консультации по решению конкретных проблем.

Программно-методическое обеспечение психолого-педагогической деятельности по направлениям работы

Направления деятельности

катего

рия участни-ков

программно-методическое обеспечение (программы, механизмы, алгоритмы реализации)

результативность

деятельности

1. Развитие адаптационных возможностей первоклассников

будущие первоклассники, первоклассники

  1. Сформирован пакет нормативно-правовых документов, регламентирующих процесс адаптации первоклассников.
  2. Программа «Школа развития для будущих первоклассников», составлена педагогами-психологами Белокрыловой Т. С. , Жутиковой Л. С. , при участии учителя-логопеда Петрович О. Д. Рецензирована доцентом Центра коррекционной педагогики и специальной психологии АПК и ПРО РФ, кандидатом психологических наук, М. М. Семаго.
  3. Разработан и реализуется «Механизм взаимодействия специалистов в адаптационный период первоклассников».

уменьшение на 50 % количества 1-классников с ВД (возможной дезадаптацией) (85% учащихся -А (адаптированы), 11%-ВД, 4% -ДА – дезадаптированы).

В целом адаптация для 102 чел. 1-х классов – благополучная.

2. Развитие адаптационных возможностей пятиклассников

3. Социально-психологическая адаптация десятиклассников

пятиклассники

десятиклассники

1. Программа адаптации учащихся первых, пятых, десятых классов в ОУ.

2. «Механизм взаимодействия специалистов в адаптационный период».

3. Скомплектован пакет диагностического инструментария, направленный на изучение социально-психологической адаптации, уровня познавательной активности, негативных эмоциональных переживаний на уроках, развития межличностных отношений, направленности личности, степени удовлетворенности различными сторонами жизни коллектива.

4. Программа обеспечения преемственности в адаптационный период учащихся 1, 5, 10 классов

МБОУ гимназии г. Советский на период до 2015 года. Составители: зам. директора по УВР Лодягина И. В. , педагог-психолог Жутикова Л. С.

  • увеличение на 36% адаптированных пятиклассников, 73% адаптированы, с возможной дезадаптацией – 25% (что меньше на 45% по сравнению с прошлым годом), 2% учащихся дезадаптированы.
  • 100% 10-классников адаптированы на среднем уровне, у 62 % познавательная активность на уроках выше среднего, негативные эмоциональные переживания испытывают 38% (5 чел. ); статусная структура и социально-психологический климат в коллективах 10а,б классов – благополучный, ситуация для развития личности – благоприятная. Большая часть учащихся направлена на дело.
4. Психологичес-кое сопровождение учащихся в период подготовки к ОГЭ, ЕГЭ 9, 11– классники

1. Механизм психологического сопровождения выпускников, их родителей и педагогов в период подготовки к ЕГЭ, ОГЭ

2. План сопровождения выпускников 9 и 11 классов, их родителей и педагогов в период подготовки к экзаменам – ОГЭ, ЕГЭ.

  • Единые информационные дни ОГЭ, ЕГЭ, все выпускники знакомы с процедурой проведения экзаменов;
  • цикл занятий с выпускниками на уроках психологии по теме: «Психологическая подготовка к сдаче ЕГЭ (9 часов), ОГЭ (4 часа), направленных на овладение навыками самоконтроля и самоорганизации, саногенного поведения, направленного на здоровьесбережение, уровень тревоги в пределах нормы;
  • психологическое просвещение родителей о составляющих психологической готовности детей к экзаменам.
  • родители, педагоги, готовые создать комфортные условия для подготовки и успешной сдачи экзаменов.
5. Профилактика психоэмоционального напряжения и повышение адаптации к окружающим условиям

учащиеся,

педагоги, родители

1. Программа «ИБИС» – игровое биоуправление и саморегуляция. Разработана научно-производственной фирмой «АМАЛТЕЯ» г. Санкт-Петербург, институтом медицинской и биологической кибернетики СО РАМН, г. Новосибирск. /Патент на изобретение № 2124370/. Реализуется педагогами-психологами гимназии
  1. Программа профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних «Рука в руке». Составитель: Подоксенова И. В. , педагог-психолог гимназии.
  2. Программа «Сохранение здоровья обучающихся и психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса». Разработчик программы – педагог-психолог Жутикова Л. С. , рецензент – кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры социально-экономических дисциплин РГСУ Филиппова А. Б.
  • Уроки психологии по темам «Формирование у учащихся позитивного образа Я (5, 9-11 кл. )», «Коммуникативный мини-тренинг «Сердце» (1кл. ), «Дружба» (5 кл. ), «Смысложизненные ориентации старшеклассников» (10 кл. ), тренинг осознания своих чувств и эмоций (10 кл. ), способы снятия нервно-психического напряжения в период подготовки к ЕГЭ, ГИА. Результат занятий: отработка личностных проблем, снижение уровня нервно-психической напряженности и тревожности, формирование навыков саморегуляции; адаптивное поведение;
  • увеличение индивидуальных консультаций на 7% с учащимися, 28% с педагогами; ГК (групповых консультаций) – с детьми на 38% по проблемам поведения, эмоционального состояния, взаимоотношений; развитие познавательной сферы, коррекция страхов.

6. Психологичес-кое образование школьников.

учащиеся 5-11 кл.

(225 человек)

  • Программа курса «Психология с 5-11 классы», рецензирована кандидатом психологических наук, заведующей кафедрой практической психологии Тюменского областного государственного института развития регионального образования. Рецензирована доцентом Центра коррекционной педагогики и специальной психологии АПК и ПРО РФ, кандидатом психологических наук, М. М. Семаго.

овладение учащимися способов самопознания и методов саморегуляции, навыками конструктивного решения проблемных ситуаций, расширение техник бесконфликтного общения, профилактика возникновения негативных состояний психики.

7. Формирование готовности учащихся к профессионально-му самоопределе-нию.

учащиеся

1-11 кл

1. Программа профессионального самоопределения для учащихся 1-11 классов /психологический аспект/. Составлена педагогами-психологами Жутиковой Л. С. , Подоксеновой И. В.

2. Программа профессиональной ориентации школьников МБОУ гимназии г. Советский. Победитель (Диплом II степени) в VII Всероссийском творческом конкурсе «Таланты России 2014» в номинации «Педагогические работы». Разработана педагогами-психологами Жутиковой Л. С. , Подоксеновой И. В.

3. «Программа к курсу «Психология. Уроки выбора профессии» 9 класс» (Подоксенова И. В. ).

увеличение числа учащихся (402 чел. ), охваченных работой по профессиональному самоопределению на 14% по сравнению с прошлым годом за счет использования диагностического компьютерного тестового комплекса «Профориентатор» – 70 учащихся 9 классов (100%).
8. Психологичес-кое сопровожде-ние одаренных детей в условиях гимназического образования учащиеся 1-11 кл
  1. Программа «Одаренный ребенок» как блок Программы развития МБОУ гимназии «Реализация гимназического образования в условиях образовательного учреждения». Составлена зам. директора по УВР Лодягиной И. В. , педагогом-психологом гимназии Жутиковой Л. С.
Результаты ДО (диагностического обследования) 75 учащихся из трех 4-х классов при наборе учащихся в 5 гимназические классы показывают следующее:
  • 31% обучающихся с уровнем умственного развития соответствующим среднеста-тистическому нормативу,
  • показатели 42% учащихся находятся в зоне, стремящейся к норме,
  • у 27% возможны трудности с усвоением учебной программы;
  • уровень математического мышления преобладает над вербальным;
  1. Составлена Циклограмма психологической диагностики учащихся для проведения мониторинга развития учащихся (Составители: Жутикова Л. С. , Подоксенова И. В. )
  • 34% четвероклассников с хорошо сформированной учебной мотивацией,
  • у 11% детей – низкая мотивация.
Готовность детей к обучению в школе:у 10% дошкольников готовность к школе выше нормы, у 58% – соответствует норме, у 32% дошкольников уровень готовности ниже среднего.
9. Эмоциональная культура и коммуникативная компетентность педагога.

педагоги

1. «Программа повышения эмоциональной и коммуникативной культуры педагога как основа сохранения психологического здоровья учащихся» (в новой редакции). Составлена: педагогом-психологом гимназии Жутиковой Л. С. , рецензирована кандидатом психологических наук, доцентом кафедры теории и практики управления образования (ТПУО) УрГПУ г. Екатеринбурга, Толстых О. А и рекомендована к использованию в качестве учебной программы дополнительного образования педагогического персонала. Статья «Эмоциональная культура педагога как фактор повышения качества гимназического образования» опубликована в материалах IV Всероссийской научно-практической конференции «Управление качеством образования: проблемы эффективности». повышение:
  • психолого-педагогической компетенции педагогов в решении проблем взаимоотношений с детьми, взаимопонимания с ними, психологической поддержки их в период экзаменов: семинар-практикум «Я в конфликте», индивидуальные консультации.
  • Выступление педагога-психолога перед педагогами по теме «Как воспитать толерантного человека», «Причины возникновения конфликтов и пути их преодоления. Формула конфликтов».
10. Психологическое сопровождение учащихся «группы риска»

учащиеся,

педагоги

1. Разработано и введено в действие Положение о ПМПк гимназии /введено в действие пр. №155 от 31. 05. 2007/

2. Реализуется алгоритм сопровождения ребенка с проблемами в развитии в учебно-воспитательном процессе через деятельность ПМПк (психолого-медико-педагогического консилиума) образователь-ного учреждения.

  • Проведено: 8 ПМПк, 4 Совета по профилактике и контролю академической неуспеваемости, асоциального поведения с участием педагога-психолога; комплексное ДО, анкетирование, психологическое представление, индивидуальные консультации со всеми участниками образовательного процесса.
  • снижение количества детей Группы риска – на 50 %, правонарушений и асоциального поведения;
(с трудностями в обучении, поведе-нии, с проблемами здоровья), профилактика правонарушений и преступлений 3. Система профилактики правонарушений и преступлений школьников /психологический аспект/. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска /Пакет методических материалов/ Победитель VII Всероссийского творческого конкурса для детей и взрослых «Таланты России 2014» – (Диплом I степени) в номинации «Методические разработки».
  • увеличение на 60% психопрофилактических мероприятий, направленных на здоровьесбережение (снижение суицидального риска, употребления алкоголя и наркотиков, асоциального поведения, толерантного отношения к другим людям, индивидуально-коррекционных занятий на 80%;

11. Психолого-педагогическое просвещение родителей

способствующее

улучшению микроклимата в семье.

родители

Составлен комплект методических разработок для проведения родительских собраний в разных формах /тренинги, групповые консультации, лекции, дискуссии, анкетирование и т. д. /

увеличение на 30% количества родительских собраний в активных формах с использованием ИКТ, а также участвующих родителей на 22% (285 человек) по сравнению с прошлым годом;

повышение:

  • психолого-педагогической компетенции родителей в решении проблем взаимоотношений с детьми, взаимопонимания с ними, психологической поддержки их в период экзаменов;
  • уровня информированности родителей о влиянии молодежных неформальных объединений и субкультур на личностное развитие ребенка, его поведение в социуме – 186 всех участников;
  • востребованности в помощи психолога в решении конфликтных ситуаций на 45 %;

Выводы, проблемы, перспективы:

1. По всем направлениям деятельности психологической службы по сравнению с 2012-2013 учебным годом отмечается положительная динамика:

увеличение

 общего количества человек, охваченных психолого-педагогической работой – на 13%, из них: детей – на 7%, родителей – на 5%, педагогов – на 31%;

 количества участников образовательного процесса и проводимых мероприятий: индивидуальных и групповых консультаций на 29%, индивидуальных обследований учащихся – на 16 %.

2. Совместно с социальным педагогом гимназии осуществляется комплексное сопровождение детей Группы риска.

3. Стабильно осуществляется психолого-педагогическое сопровождение учащихся 1,5,10 классов с целью успешной адаптации к школьному обучению, а также выпускников школы в период подготовки к экзаменам. Реализуется психологическое сопровождение одаренных детей в условиях гимназического образования.

Сложившаяся система обеспечения здоровьесбережения в образовательном процессе позволяет сделать вывод о психологическом здоровье учащихся и наличии признаков здоровой педагогической среды в гимназии:

– эмоционально благополучный ученик в здоровьесберегающей образовательной среде;

– педагоги и учащиеся, вооруженные психологическими средствами, обеспечивающими их самопознание, саморазвитие и самореализацию;

– учащиеся и педагоги, чувствующие себя комфортно в стенах гимназии, т. е. с желанием учиться и учить;

– информированный родитель о личностном развитии своего ребенка и обеспеченный способами конструктивного общения с ним.

– у педагогов сформировано чувство самосознания и ответственности за свои профессиональные проблемы;

Литература:

1. Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения//Школа. -2005. -№3. -С. 52-87.

2. Пезешкян Н. Торговец и попугай. Восточные истории и психотерапия. М. , 1992.

3. Поляков С. Не ходите, дети, в школу : Портит ли система образования здоровье учащихся и если да, то как этого избежать?// Школьное обозрение. -2004. -№1. -С

Л. С. Жутикова, МБОУ гимназия г. Советский, ХМАО-Югра, Тюменская обл.