Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Психолого-педагогичские технологии здоровьесбережения в работе с одаренными обучающимися

Психолого-педагогичские технологии здоровьесбережения в работе с одаренными обучающимися Обращение к проблеме целенаправленной работы с одаренными детьми обусловлено многими кардинальными переменами, происходящими в социально-экономическом развитии на уровне государства и регионов России. Они характеризуются интеграционными процессами, требующими формирования людей, способных нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности. Выполнить эту потребность возможно только путем сохранения и преумножения интеллектуального потенциала страны.

Именно одаренные дети дают уникальную возможность российскому обществу компенсировать потребность в экстенсивном воспроизводстве интеллектуального человеческого ресурса. Именно они – национальное достояние, которое надо беречь и которому надо помогать. Поэтому важной задачей современного образования в России является сохранение и развитие творческого потенциала человека.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных детей является одним из перспективных направлений развития системы образования. Необходимость создания целостной системы работы с талантливыми детьми и подростками становится все более актуальной и очевидной, так как в основу реформирования системы образования России положен принцип приоритета личности.

В работе с одаренными детьми мы придерживаемся следующих признаков определения одаренности.

Одаренность проявляется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академических областях.

Нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились (актуальные), и те, которые могут проявиться (потенциальные).

Одаренность является результатом взаимодействия многих факторов. В первую очередь это означает, что одаренность не равняется высокому коэффициенту интеллектуального развития (IQ), а, следовательно, не определяется только интеллектом.

Одаренность многообразна, проявляется на разных уровнях и во всех сферах жизнедеятельности. Достижения невозможны без высокоразвитой способности к творчеству (креативности), вследствие чего встает особая задача выявления и развития детей с творческой одаренностью.

Каждый одаренный – индивидуальность, требующая особого подхода. Содействие реализации одаренности чаще всего требует организации особой среды, включающей специальное образование, которое выходит за рамки обучения в обычной школе.

Одним из направлений нашей работы является организация психолого-педагогического сопровождения детей и подростков с признаками одаренности с использованием психолого-педаго­гических здоровьесберегающих технологий.

Цель здоровьесберегающих психолого-педагогических технологий – обеспечить одаренным детям возможность сохранения здоровья и за период обучения в школе сформировать у них необходимые для этого знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Так, для поддержки и развития одаренных обучающихся перед участием в олимпиадах или конференциях было проведено психологическое исследование, направленное на изучение самочувствия, активности и настроения, коммуникативно-характе­рологических особенностей личности одаренных обучающихся.

Для этого была использована методика САН, тест-самооцен-

ка «Профиль коммуникативно-характерологических особенностей личности» (Л. И. Уманский, А. Н. Лутошкин, И. А. Френкель).

В результате проведенного психодиагностического обследования были получены данные, что 45% обучающихся перед проведением олимпиады или конференции испытывают неуверенность в своих силах и возможностях, 27% несобранны, плаксивы, 35% неуверенны в себе, т. е. у них плохое настроение, самочувствие и они не могут справиться с этим состоянием.

Можно сделать вывод, что участие в олимпиадах и конференциях у этой категории учеников требует значительного напряжения высшей нервной деятельности, что приводит к перегрузкам, повышенной усталости и нервно-психического напряжения.

Нервно-эмоциональное напряжение может привести к повышению тонуса мимической мускулатуры, вплоть до появления плача или смеха. По теории американского и датского психологов Джеймса и Ланге. Эмоциональное состояние человека является производным от состояния мышечного тонуса, который способен изменять настроения человека.

Уделяя особое внимание этой проблеме, нами был разработан цикл занятий, которые включают в себя некоторые психолого-педагогические технологии здоровьесбережения. Кроме комплексного использования личностно-ориентированных технологий и создания благоприятного психологического климата на занятиях, консультациях, более подробно хотелось бы рассказать о такой психолого-педагогической технологии здоровьесбережения, как снятие эмоционального напряжения.

Использование игровых технологий, оригинальных заданий и задач позволяет снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности. Хороший эффект дает использование интерактивных форм и методов обучения, которые вызывают неизменный интерес у школьников, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения. Особенно эффективным считаем использование релаксации, аутогенной тренировки.

Мы использовали весь арсенал этого комплекса методов по снятию напряжения, тревожности, страхов, обучению методам саморегуляции, повышению уверенности в своих силах, само­оценки в разработанном нами цикле занятий с одаренными обучающимися.

При планировании занятий нами были учтены индивидуально-психологические особенности и познавательная деятельность личности. Нагрузка и подбор упражнений варьировались с учетом индивидуальных особенностей учеников и каждого одаренного ребенка в отдельности.

Целью данных занятий является укрепление психического здоровья на основе применения методик регуляции психо-эмоционального состояния детей, снятия нервно-психического напряжения и ориентированных на положительный эмоциональный настрой учеников к участию в олимпиадах и конференциях.

Цель релаксации – снять напряжение, дать ученикам небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, что ведет к улучшению усвоения материала.

Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры. К таким играм относятся пантомимы, в которых ученики при помощи жестов должны что-либо изобразить.

Следует помнить о том, что при проведении релаксации не нужно ставить цель перед учениками запомнить материал. Релаксация должна освобождать ученика от умственного и физического напряжения.

Наиважнейшим понятием при занятиях релаксацией является генерализация, то есть распространение эффекта релаксации. Дело в том, что несистематические и поверхностные занятия релаксацией дают лишь временный, неполный эффект. И только регулярные занятия приводят к стойкой генерализации эффекта – тогда у человека стойко снижается мышечное (и, следовательно, психическое) напряжение, увеличивается устойчивость к стрессу, усиливается внимание, и проявляются другие положительные влияния генерализованной релаксации.

Перед релаксацией нужно объяснить школьнику, что ему необходимо принять осознанное решение ни о чем не волноваться и занять позицию стороннего наблюдателя. Во время релаксации ко всему нужно относиться легко и пассивно.

Так же хороши для этой цели аутогенные тренировки. Аутогенная тренировка – психотерапевтическая методика, направленная на восстановление динамического равновесия гомеостатических механизмов человеческого организма, нарушенных в результате дистресса.

Расслабление требует особого внимания, ведь не только дети, но и взрослые часто не знают, что это такое, не могут по команде расслабить мышцы. Научить ребенка расслабляться нередко является самой трудной задачей. Расслабиться особенно сложно нетренированному человеку. Здесь требуется определенный опыт в обращении со своими мышцами, умение управлять степенью их напряжения.

При занятиях аутотренингом ученики, в одной из трех начальных поз (поза «кучера», лежа или полулежа) поочередно практикуют шесть разновидностей упражнений.

Упражнение «тяжесть» – на расслабление мышечного тонуса.

Упражнение «тепло» – на расширение сосудов кожного покрова.

Упражнение «пульс» – нормализуется сердцебиение.

Упражнение «дыхание» – вырабатывает спонтанное и равномерное дыхание.

Упражнение «солнечное сплетение» – нормализуется крово­снабжение внутренних органов.

Упражнение «прохладный лоб» – головная боль ослабляется и/или прекращается.

Прежде чем приступить к аутогенной тренировке, необходимо уменьшить освещенность помещения, включить тихую спокойную музыку.

Также мы используем в нашей работе и несложные комплексы упражнений, направленные на снятия напряжения органами зрительного аппарата.

Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни ученика, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроках, преодолеть трудности, позволяет достичь желаемой цели.

Таким образом, за период проведенных занятий одаренный школьник приобретает навыки по сохранению собственного здоровья в сложных для него жизненных ситуациях и становится:

1) личностью, руководствующейся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающей и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения;

2) личностью, готовой к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей;

3) личностью, способной самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществлять поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности, владеющей средствами и способами исследовательского труда;

4) личностью, способной осуществлять самостоятельную продуктивную деятельность;

5) личностью, способной реализовать себя в жизни, способной к саморазвитию и самоизменению;

Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что использование этих технологий позволяет параллельно решать и задачи охраны здоровья школьников как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наибо­лее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.

Об успешности реализации модели системно-целевой системы работы с одаренными школьниками свидетельствуют сегодняшние результаты работы наших школ.

Однако мы не останавливаемся на достигнутых результатах, т. к. в процессе работы возникают все новые вопросы, ответы на которые могут и должны быть получены при дальнейшей работе. Необходимо совершенствование механизмов развития созданной модели работы с одаренными детьми, направленной на формирование личности, способной к саморазвитию и самосовершенствованию и в конечном счете способной реализовать себя в жизни.

Библиографический список

1. Адаптация организма учащихся к учебной и физической

нагрузкам. \под ред. А. Г. Хрипковой. – М. , Педагогика, 1982. –

239 с.

2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М. : Прогресс, 1986. – 420 с.

3. Богоявленская Д. Б. , Брушлинский А. В. , Бабаева и др. Рабочая концепция одаренности/ под редакцией В. Д. Шадрикова – М. , 1998.

4. Доровской А. И. Сто советов по развитию одаренности детей. Родителям, воспитателям, учителям. – М. : Российское педагогическое агентство, 1997. – 312 с.

5. Психология одаренности детей и подростков / Под ред.

Н. С. Лейтеса. – М. : Изд. Центр «Академия», 1996. – 416 с.

6. Психология одаренности детей и подростков: Учебн. пособие для студентов высш. и сред. педагогических учебных заведений/ Ю. Д. Бабаева, Н. С. Лейтес, Т. М. Марютина и др; – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 336 с.

7. Прохоров А. Функциональные структуры и средства саморегуляции психических состояний // Психологический журнал. – 2005. – № 2. – С. 68-100.

8. Теория и практика аутогенной тренировки. – М. : Медицина, 1980. – 165 с.

9. Филатов А. Г. Аутогенная тренировка. – К. : Здоровье, 1987. – 127с.

10. Шульц И. Г. Аутогенная тренировка. – М. : Медицина, 1985. -65с.

О. А. Прохорова,

педагог-психолог,

МБОУ «СОШ № 28» с углубленным изучением

отдельных предметов,

В. В. Викоренко,

педагог-психолог,

МБОУ «СОШ № 21»,

г. Ростов-на-Дону