Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Формирование правильной осанки на уроках физической культуры в начальной школе, ч. 1

Формирование правильной осанки на уроках физической культуры в начальной школе, ч. 1

В младший школьный период у учащихся формируются основы психического и физического здоровья, вырабатываются определённые черты характера, приобретаются жизненно важные умения и навыки. В связи с этим особая роль отводится правильно организованному физическому воспитанию в условиях школы и семьи. Умение держать своё тело не только придаёт ребёнку приятный внешний вид, но и оказывает большое влияние на состояние его здоровья, на жизнедеятельность всего организма.

Осанка – привычное положение тела человека, развивается в процессе индивидуального становления на основе наследственных факторов под воздействием воспитания. Наследственные факторы могут обусловливать похожие варианты осанки у родителей и детей, предрасположенность к определённому виду ее нарушений. В то же время условия физического воспитания дают возможность не только сформировать соответствующую эстетическим и физиологическим требованиям осанку ребёнка, но и исправить, создать новый вариант осанки.

Как свойство развивающегося организма, осанка не является статистическим понятием и может нарушаться при резком изменении условий внешней среды. Особенно легко это может произойти в школьном возрасте, когда осанка ещё только формируется. Поэтому любое нарушение условий её формирования приводит к патологическим изменениям. В младшем школьном возрасте кости обладают большой гибкостью и податливостью и при постоянном воздействии могут принять ту или иную форму, а после 18 лет исправить недостатки осанки будет очень трудно.

Предупредить возникновение неправильной осанки легче, чем проводить работу по её исправлению. Поэтому важно строгое соблюдение гигиенического режима: свежий воздух в помещении, нормальная освещённость, подбор стола и стула по росту каждого ребёнка, чередование движений и покоя, полноценное питание, закаливание.

Важно постоянное наблюдение в процессе всей жизни за положением тела каждого ребёнка. Только общими усилиями педагогов, семьи, при активном участии и контроле медицинского персонала можно добиться формирования правильной осанки у детей.

Отклонения от нормальной осанки принято называть нарушениями, или дефектами осанки. Нарушения осанки не являются заболеванием. Они связаны с функциональными изменениями опорно-двигательного аппарата, при которых образуются прочные условно-рефлекторные связи, закрепляющие неправильное положение тела, а навык правильной осанки утрачивается.

К типичным видам нарушения осанки относятся: сколиоз (искривление позвоночника в левую или правую сторону), сутулость, впалая грудь и некоторые другие (рис. 1).

Рис. 1. Типичные виды нарушения осанки: а – сколиоз, б – лордоз, в – кифоз, г – правильная осанка.

Это основные нарушения, но их разновидностей может быть очень много и они не всегда могут быть определены "на глазок". Редко встречается один вид нарушений осанки, чаще одновременно возникает несколько ее видов: сутулость и впалая грудь, сколиоз и сутулость. Это происходит потому, что причины нарушений осанки примерно одинаковы. Если мышцы живота, поясницы и спины недостаточно тренированы, то можно ожидать самых разных нарушений осанки. Как говорит пословица, "Где тонко – там и рвется".

Причин неправильной осанки и её дефектов много: гиподинамия и, как следствие, недостаточное развитие мышц спины, живота, бёдер, шеи, груди, удерживающих позвоночник в нужном положении; ходьба с опущенной головой, сидение с опущенными плечами и согнутой спиной, плоскостопие. Развитию дефектов осанки способствуют несоответствующая росту ребёнка мебель, неудобная одежда, неправильные позы и привычки детей (например, опора при стоянии на одну ногу, чтение и рисование лёжа в постели на боку); однообразные движения (отталкивание одной и той же ногой при прыжках во время игр; ношение какого-либо груза в одной и той же руке). Значительную роль в возникновении нарушений осанки играет неудовлетворительный общий режим жизни ребёнка (пассивный отдых, отсутствие прогулок на открытом воздухе, недостаточный сон, нерациональный режим питания). Развитию нарушений осанки способствует также частые инфекционные и острые респираторные заболевания, ослабляющие организм и ухудшающие физическое развитие.

Чем раньше выявлено нарушение осанки, тем легче его исправить. Поэтому я провела исследование по выявлению дефектов осанки у учащихся 1-4 классов. Степень нарушения осанки я определила при помощи плечевого индекса (Приложение №1).

В результате исследований установила, что к четвертому классу наблюдаются значительные ухудшения осанки учащихся. Это связано с неправильной позой детей во время занятий, отсутствием ростовой мебели, ношением тяжелых ранцев и портфелей в начальной школе, недостаточной двигательной активностью. Восстановить уже нарушенную осанку на уроках физической культуры трудно и зачастую невозможно, но помочь в формировании правильной осанки и профилактике ее нарушений детям "формирующего" возраста можно.

Изучение осанки у учащихся 1-4 классов

Для того, чтобы решить эту проблему, мною была смоделирована система работы, тема которой «Формирование правильной осанки на уроках физической культуры в начальной школе».

Цель моей педагогической системы: формирование правильной осанки младших школьников средствами физической культуры.

Задачи:

  1. Сформировать навыки правильной осанки.
  2. Сформировать мышечный корсет, способствовать выработке силовой и общей выносливости мышц туловища.
  3. Сформировать навыки правильного дыхания.
  4. Скорректировать функциональные отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата.
  5. Способствовать овладению учениками навыков целенаправленного использования средств физической культуры для сохранения и укрепления здоровья.

Реализация данной цели возможна при соблюдении ряда основополагающих принципов.

1. Принцип сознательности и активности.

Принцип сознательности и активности предусматривает отчетливое понимание и сознательное усвоение учениками учебного материала, направлен на осознание значимости проводимых физических упражнений в укреплении здоровья и перенос их в свою повседневную жизнь; повышение интереса к уроку.

2. Принцип доступности. Он опирается на учет индивидуальных особенностей учащихся, состояния здоровья, физическую подготовленность. Он означает непрерывное усложнение упражнений и их возможность выполнения каждым учеником. Соблюдаю последовательность в переходе от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному.

3. Принцип систематичности и последовательности означает последовательное и регулярное прохождение учебного материала с таким расчетом, чтобы предыдущие простые упражнения были подводящими для более сложных, с закреплением и развитием достигнутых результатов.

4. Принцип наглядности обеспечивает наиболее полное представление об изучаемом упражнении. Целостное и правильное представление у учащихся о разучиваемых приемах и действиях при их образцовом показе позволяет быстро освоить технику выполнения упражнений.

5. Принцип прочности предусматривает закрепление сформированных двигательных навыков, сохранения высокого уровня развития физических и специальных качеств в течение длительного времени. Достигается многократным повторением упражнений в различных сочетаниях и разнообразной обстановке, а также систематической проверкой.

Сегодня очень важно научить ребенка быть здоровым, создать условия для укрепления и развития физического здоровья, способствовать формированию у него сознательной потребности в здоровье, как залога будущего благополучия и успешности в жизни. Достигается это через здоровьесберегающее обучение, активизацию физического развития.

Укреплению физического здоровья содействуют дополнительные уроки физической культуры. В учебный план начальной школы введен третий урок физкультуры, который позволяет овладеть младшим школьникам комплексами для профилактики и коррекции нарушений осанки, основами дыхательной гимнастики, играми и упражнения для формирования основных двигательных качеств, знаниями по основам оздоровительной и развивающей физической культуры.

При планировании такого урока большую часть учебного времени (30%) отвожу на занятия с применением оздоровительной физической культуры. Таким образом, один урок в неделю носит непосредственно здоровьесберегающую направленность.

Главным условием проявления личностных способностей в образовательном процессе я считаю применение личностно-ориентированного подхода, при этом учитываю состояние здоровья и индивидуальные особенности каждого ребенка.

На своих уроках помогаю каждому ученику осознать свои способности, создаю условия для их развития, способствую сохранению и укреплению здоровья. На уроке активно работают и временно освобожденные от занятий по состоянию здоровья учащиеся, оценивают выполнение заданий одноклассниками. Личностно-ориентированный подход создает оптимальные условия для самовыражения учащихся, поскольку самовыражение выступает в роли эффективного способа закрепления тех или иных личностных качеств.

На уроках применяю элементы игровых технологий, что позволяет укрепить мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей. В играх учащиеся самым активным образом проявляют свои личностные качества, развиваются физически, лучше мобилизуются на выполнение поставленных мною задач.

Применение элементов технологии ненасильственного обучения помогает мне уйти от авторитарного и манипулятивного стиля управления на уроке, дает возможность увлекать, заинтересовывать учащихся учебным материалом, побуждать их к размышлению, а также позволяет использовать разнообразные формы коллективной деятельности. Это способствует созданию благоприятной обстановке на уроке, использованию приемов, влияющих на появление и сохранение интереса к учебному материалу, влияет на предупреждение гиподинамии через разнообразные формы коллективной деятельности

В своей работе я пользуюсь следующими правилами:

1. Учитываю возрастные особенности формирования и развития опорно-двигательного аппарата по признаку окостенения скелета человека.

У учащихся младших классов происходит довольно быстрый процесс окостенения, костная ткань еще богата органическими веществами и относительно бедна минеральными солями, в силу чего кости отличаются гибкостью, эластичностью, в скелете еще много хрящевой ткани. Процесс окостенения скелета завершается в различное время: в 6-7 лет фиксируются изгибы в шейном и грудном отделах позвоночника, к 12-13 годам – изгиб в поясничном отделе, грудная клетка приобретает форму взрослого, завершается окостенение скелета черепа, поперечный размер таза становится как у взрослого. Процесс окостенения остальных частей скелета человека завершается в основном к 25 годам.

Следовательно, вначале целесообразно приступать к формированию правильного положения головы, формы изгибов позвоночника в шейном и грудном отделах, затем в поясничном отделе.

2. Соблюдаю хронологию критических периодов развития физических качеств.

Критические периоды с наиболее высокими темпами развития основных физических качеств отмечаются с 7 до 17 лет. Особенно быстро развиваются функции организма детей 8-13 лет.

В соответствии с этими правилами процесс педагогического воздействия на ребенка с нарушением осанки будет направлен на выработку и закрепление навыка правильной осанки на основе гармоничного и пропорционального развития физических качеств, формирования привлекательного внешнего вида, красивой походки.

Предлагаю один из вариантов классификации используемых мною уроков. Он исходит не только из планируемых результатов обучения, но из стадий процесса учебного познания (усвоения учебного материала – формирование новых знаний, умений и навыков, их закрепления и совершенствования, контроля и оценки полученных результатов).

I тип. Вводный урок.

Вводные уроки провожу в начале учебного года, четверти, а также перед прохождением новых разделов программы, например гимнастика. На этом уроке знакомлю школьников с содержанием предстоящих уроков, с задачами, требованиями.

II тип. Урок ознакомления с новым материалом.

Урок такого типа единственный по каждому виду упражнений. Особенность урока в том, что каждая его часть содержит новые для детей упражнения.

III тип. Урок разучивания нового материала.

На этом уроке разучиваю технику основных двигательных действий. Урок разучивания нового материала строю с учетом особенностей учащихся, поскольку знание особенностей развития каждого ребенка создает условия для успешности не только отдельного урока, но и всей моей системы работы.

IV тип. Урок закрепления материала.

На этих уроках закрепляю технику выполнения упражнений, которые изучались ранее, формирую двигательный навык, довожу до определенной степени совершенства.

V тип. Комбинированные уроки.

Чаще всего провожу комбинированные уроки, в которых сочетаю задачи ознакомления с новым материалом и совершенствования в выполнении пройденного.

VI тип. Контрольный урок.

На контрольных уроках проверяю и оцениваю знания и умения учащихся. Особенность урока в том, что контрольные упражнения являются основными в уроке, и проведению контроля подчиняется все содержание и ход урока.

VII тип. Урок подвижных игр.

Урок такого типа применяю строго целенаправленно, с учетом конкретных задач каждого отдельного урока, в тесной взаимосвязи со всем изученным на уроках учебным материалом.

VIII тип. Итоговые уроки.

На этих уроках обобщаю изучение наиболее значимых тем, привожу знания, двигательные умения и навыки учащихся в систему, подчеркиваю важное и готовлю учащихся к следующей теме.

Сочетание всех вышеперечисленных типов уроков, использование их в системе позволяет укрепить здоровье, улучшить различные функции организма, способствуя их гармоничному развитию, формировать стойкий интерес к предмету, развивать физические качества, способствует приобретению двигательных умений и навыков.

Планируя проведение урока, его структуру, определяя содержание и последовательность приемов обучения, в первую очередь учитываю состояние здоровья, пол, физическое развитие и физическую подготовленность учащихся.

Урочные занятия имеют чёткую структуру: подготовительную часть, основную и заключительную. Подготовительная часть составляет 15-17 минут. Физические упражнения, используемые в подготовительной части урока, активизируют функциональные системы для выполнения последующей физической работы в течение занятия и оказывают непосредственный лечебно-профилактический эффект.

Основными в подготовительной части являются:

  • упражнения в движении, направленные на профилактику плоскостопия (ходьба на разных частях стопы, ходьба по канату, передвижение по гимнастической стенке и др);
  • беговые упражнения невысокой интенсивности (на носках, приставными шагами, скрестными шагами);
  • дыхательные упражнения (комплексы упражнений, игры с элементами дыхательной гимнастики).

Наибольший интерес у школьников младших классов вызывают игры с элементами дыхательной гимнастики, когда в ходе игры обучающиеся делают выдох с максимальной силой (игра "Король ветров") или произносят отдельные звуки, например, игра "Самолетик".

Играющие, энергично выдыхая, произносят звуки:

1) "Тук-тук" – проверяют колёса

2) "Сы-сы" – накачивают колёса

3) "Джик-джик" – открывают бак

4) "Буль-буль" – наливают бензин

5) "Джик-джик" – закрывают бак

6) Глубокий выдох – протирают стекло

7) "Др-др" – заводят мотор

8) "У-у-у" – расправляют крылья и летят

Основная часть занятия решает основные оздоровительные задачи. Занимает 20-25 мин. урочного времени. Основное содержание составляют элементы оздоровительной гимнастики:

  • с предметами (с гимнастической палкой, мячами);
  • в положении лежа (на гимнастической скамейке, матах);
  • в положении стоя (у гимнастической стенки).

Предлагаемые упражнения направлены на устранение нарушений осанки, искривлений позвоночника, плоскостопия.

В заключительной части (5-7 мин) используются игры на внимание, упражнения в движении в сочетании с дыхательной гимнастикой, выполняющиеся в медленном темпе, объясняется домашнее задание.

Основными средствами проведения уроков являются физические упражнения, которые оказывают стабилизирующее влияние на позвоночник, укрепляя мышцы туловища, улучшают осанку, функцию дыхания, дают общеукрепляющий эффект. Физические упражнения подбираю в соответствии с видами нарушений осанки, они делятся на общеразвивающие, специальные и дыхательные.

Общеразвивающие упражнения (ОРУ) используются при всех видах нарушений осанки. Способствуют улучшению кровообращения и дыхания, трофических процессов. Выполняются из различных исходных положений, для всех мышечных групп – с предметами и без них. Регулярные занятия общеразвивающими упражнениями укрепляют мышечную систему ребенка, что предупреждает формирование неправильной осанки.

Коррегирующие, или специальные, упражнения. Обеспечивают коррекцию имеющихся нарушений осанки. При выполнении коррегирующих физических упражнений позвоночник делается более подвижным, устраняются дефекты физиологических кривизн. Укрепляются мышцы спины и грудной клетки, создается мышечный корсет, который удерживает позвоночник в правильном положении.

На своих уроках я обязательно сочетаю общеразвивающие, дыхательные и специальные упражнения.

В своей работе сочетаю различные формы организации учебной деятельности: индивидуальные, фронтальные и коллективные (в группах, в парах).

Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает мне учесть возрастные и психологические особенности каждого ученика. Под индивидуальной работой понимаю организацию двигательного режима учащихся, составленного с учетом вида нарушений осанки и возраста ребенка, изучение и использование их потенциальных возможностей.

Фронтальная форма работы позволяет обеспечить одновременное руководство всеми учащимися при выполнении упражнений для профилактики и коррекции нарушений осанки, систематическим повторением и закреплением умений и навыков учениками класса.

Работу в группах рассматриваю как средство развития коммуникативных умений (умение вместе работать, всегда быть готовым прийти друг другу на помощь), через общение как фундаментальный вид деятельности. Для работы в группах характерно непосредственное взаимодействие и сотрудничество между учениками и это принципиально меняет в их глазах смысл и значение физических упражнений.

Сочетание различных форм работы (работа в группах, в парах, индивидуальная работа с учащимися) позволяет сформировать навык правильной осанки, создать условия для профилактики и коррекции нарушений осанки каждого ребенка, прививает любовь к своему здоровью.

Выбор методов и приемов обучения, последовательность их применения зависит от состояния здоровья, возраста и физической подготовленности учащихся.

Ведущие методы, используемые мной в процессе преподавания: словесные, наглядные и практические.

Словесные методы обучения направлены на использование слова как средства воздействия на занимающихся и включают объяснение, рассказ, беседу, подачу команд, указаний, замечаний.

На своих уроках я применяю методические приемы, которые усиливают словесные методы:

  • Сравнение
  • Остановка в объяснении
  • Изменение громкости слов (нарастание и убывание силы звука)
  • Сочетание слов с мимикой
  • Сочетание слов с жестами
  • Тональность

Наглядные методы обучения: обычный показ упражнения, использование наглядных пособий, технических средств обучения, помогают сделать восприятие физических упражнений более доступным.

Методы выполнения физических упражнений: поточный, поочередный и одновременный. Поточный метод предусматривает выполнение упражнений непрерывно одно за другим в виде комплекса. Одновременный метод применяю при обучении физическим упражнениям, чтобы одновременно выполняло как можно большее число школьников. При ознакомлении с новым упражнением использую поочередный метод, провожу его с несколькими учениками в порядке очереди.

Практические методы обучения играют решающую роль в формировании двигательных навыков, развитии и совершенствовании физических и специальных качеств. Достигаю при помощи многократного повторения упражнений с постепенным усложнением и повышением нагрузки.

Методы практического разучивания: целостный, расчлененный и целостно-расчлененный.

Соблюдаю следующую структуру обучения при использовании различных методов:

Метод целостного разучивания Метод расчлененного разучивания Метод целостно-расчлененного разучивания

1. Ознакомление со всем упражнением

2. Освоение упрощенной основы техники

3. Освоение рациональной техники

4. Освоение вариативных основ техники

1. Ознакомление с упражнением

2. Освоение элементов и соединений

3. Соединение частей в целое упражнение

4. Освоение вариативных основ техники

1. Ознакомление с упражнением

2. Освоение упрощенной техники

3. Освоение и соединение элементов

4. Освоение рациональной техники

5. Соединение частей в целое упражнение

Игровой и соревновательный метод.

Подвижные игры подбираю так, чтобы дети применяли приобретенные на уроке умения и навыки в меняющейся обстановке игры. Это помогает закреплению основных упражнений и совершенствованию изученных движений.

С помощью игрового метода создаю радостную атмосферу общения, пробуждаю у детей желание скорее включиться в предложенную деятельность. Игра учит принимать самостоятельные решения.

Соревновательный метод повышает интерес детей, способствует лучшему выполнению упражнений, повышению результатов. Соревнование как метод я применяю после того, как у учащихся образовался некоторый навык при выполнении упражнения.

Метод предупреждения и исправления ошибок:

  • метод подводящих упражнений (применяется для создания или уточнения представлений об упражнении).
  • метод изменения техники (акцентирование, замедление выполнения упражнения).

Правильное выполнение физических упражнений способствует повышению оздоровительного эффекта урока. Очень важно постоянно работать над ошибками учащихся. Сначала я устраняю общие для большинства учеников ошибки, а затем беру под наблюдение то одного, то другого ученика и устраняю индивидуальные ошибки.

Отдельное внимание уделяю объему и сложности физических упражнений, задаваемых на дом. Основные его пункты разбираю на уроке совместно с учениками, чтобы дети усвоили их в процессе занятия, а дома осталось только повторить. Предварительно показываю задаваемые на дом физические упражнения, уточняю объем, темп, интенсивность выполнения. Домашние задания задаю систематически. Качество их выполнения контролируется мной на уроке физической культуры по правильности выполнения, по определенным сдвигам количественных показателей каждого ребенка.

Для повышения эффективности выполнения домашних заданий организую контроль со стороны родителей. Нередко родителям необходим опытный советчик, поэтому я предлагаю им свои рекомендации как оптимальный путь успешного развития детей (Приложение №2). Общее педагогическое наблюдение родителей за занятиями физическими упражнениями детей дома всегда необходимо и очень важно. Но я стремлюсь к тому, чтобы ребята проявляли больше самостоятельности, учились заниматься без непосредственной опеки взрослых. Учащийся должен ощущать потребность и способность к самоизменению, он должен приобретать мотив к саморазвитию. Важно, чтобы учащиеся выполняли физические упражнения не по принуждению. Для этого способствую развитию субъективности учащихся для того, чтобы они знали свои действия на уроке: как, с помощью каких средств и для чего он выполняет упражнение, что при этом измениться в нем самом и нужно ли это ему.

Одной из форм привития интереса к уроку физкультуры является оценка успеваемости. При текущем и итоговом оценивании учащихся учитываю индивидуальные особенности состояния здоровья каждого ребенка, овладение техникой осваиваемых упражнений и умений самосовершенствования. Такой подход позволяет всесторонне оценивать и достижения, и недостатки моих учеников. За последние два года 90% моих учащихся успевают на «4» и «5».

В своей работе я использую предварительный контроль, т. е. фиксирую состояние здоровья и физическую подготовленность учащихся. Он основывается на данных, имеющих в личном деле, сведениях, полученных от родителей, результатах медицинского осмотра и моих наблюдений. Эти сведения позволяют мне определить степень участия детей в различных видах учебной и внеклассной работы. С целью контроля за результативностью урока физической культуры во всех классах провожу проверку физической подготовленности учащихся. Данный педагогический контроль помогает мне принимать меры к устранению выявленных недостатков в физической подготовленности учащихся, дифференцированно подбирать учебные и домашние задания. Контроль за физической подготовленностью школьников осуществляю с помощью тестов, характеризующих основные физические качества и двигательную активность школьников (Приложение №3). С помощью тестов я и сами учащиеся могут проследить, какие успехи в физической подготовленности достигнуты ими за определенный период по основным видам движений, что позволяет проследить динамику результатов от класса к классу.

При контроле часто применяю методику свободного выбора учащимися разноуровневых заданий. Используется работа по группам (командам), дополнительные индивидуальные занятия с отстающими учащимися во внеурочное время, консультации с сильными (подготовка к экзаменам, соревнованиям).

С целью контроля за выполнением правильной осанки использую тест «Осанка», а для оценки состояния дыхательной системы применяю функциональную пробу «Тенчи – Штанге». (Приложение №3).

При составлении тестов и других заданий учитываю способности учащихся к обучению и уровень их здоровья. Использование уровневой дифференциации дает мне возможность учесть физическое развитие, двигательную подготовленность всех учащихся, развивать каждого в меру его сил и способностей. Вот уже несколько лет использую элементы технологии уровневой дифференциации и могу сделать вывод, что это позволяет учащимся реально оценить свои возможности, видеть свои достижения. Это повышает интерес к предмету, снижает психологическое напряжение учащихся на уроке, формирует правильная осанка, повышает качество знаний, двигательных умений и навыков и активность слабоуспевающих учащихся. Что и приводит к решению поставленной мной задачи.

Для формирования навыка правильной осанки у школьников свою работу разделяю на три этапа.

На первом этапе я создаю у детей представление о правильной осанке, показываю правильное положение тела и объясняю значение. При этом учитываю, что зрительное восприятие действует на детей гораздо сильнее объяснений. Важно правильно выбрать место для показа, чтобы создать правильное представление о положении различных частей тела.

Для детей характерна большая неточность выполняемых движений, поэтому в процессе урока я создаю условия для осязательных ощущений, сопровождающих мышечную работу во время выполнения упражнений. Для выработки правильной осанки эффективны тактильные ориентиры, имеющие место при выполнении упражнений у гладкой, без плинтуса, стены (касаясь стены затылком, лопатками, с ягодицами и пятками), с удержанием на голове предмета (мешочка с песком).

На втором этапе разучивания двигательного действия уточняю правильность выполнения деталей техники разучиваемого движения, исправляю имеющиеся ошибки и добиваюсь точного выполнения двигательного действия в целом. У детей условные рефлексы вырабатываются быстро, но закрепляются не сразу, и навыки ребенка вначале непрочны. Для образования двигательных навыков эти упражнения следует чаще повторять. В этой связи рекомендую ежедневно включать в утреннюю зарядку упражнения, направленные на формирование навыка правильной осанки и развитие координации движений.

На третьем этапе реализуется конечная цель обучения – образование прочного двигательного навыка, доведенного до определенной степени совершенства. Движение можно считать освоенным в том случае, если ребенок правильно выполняет его и в привычных условиях, и в не привычных.

Средствами решения задач формирования правильной осанки являются физические упражнения, которые принято называть "упражнениями на ощущение правильной осанки". Они могут быть разнообразными, их внутренняя структура направлена на такое выполнение, при котором осуществлялось бы активное "вытягивание" позвоночного столба, препятствующее уплощению межпозвоночных дисков. Такие упражнения я включаю в каждый комплекс ОРУ в самом его начале и учащиеся выполняют их как без предметов, так и с предметами (гимнастическая палка, скакалка и др. ). Они оказывают непосредственное влияние на формирование правильной осанки.

Существует ряд упражнений, оказывающих опосредованное влияние на профилактику нарушений осанки. К таковым можно отнести разновидности ходьбы (на носках, пятках и др. ) и бега (с высоким подниманием бедра, приставными шагами и др. ). Они являются развивающими и специально-подготовительными, и выполнение их подразумевает сохранение правильной осанки. Такие упражнения в совокупности с упражнениями на ощущение правильной осанки оказывают существенное влияние на решение проблемы патологии опорно-двигательного аппарата школьников. (Приложение №4).

В своей работе по формированию правильной осанки я применяю специальный комплекс упражнений из системы хатха-йога, подобранный для учащихся младшего школьного возраста (Приложение №5).

Для детей младшего школьного возраста я провожу занятия разными видами физических упражнений на открытом воздухе. Осенью и весной это подвижные игры, футбол, общеразвивающие упражнения; зимой – прогулки на лыжах. Внеклассные мероприятия, которые я провожу, развивают у учащихся интерес к предмету; содействуют укреплению здоровья, формированию правильной осанки, разностороннему физическому развитию учащихся; углубляют знания, умения и навыки, полученные на уроках; прививают навыки самостоятельной работы. Каждый год провожу «Веселые старты» среди учащихся с родителями, между начальными классами. Особое внимание придаю игровым, занимательным формам. В рамках «Дня здоровья» в школе провожу турниры по игровым видам спорта, Дни бегуна, спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья», где родители являются активными участниками (Приложение №5).

На всех уроках обязательным этапом является проведение подвижных игр. В игре я нахожу все основные виды движений: ходьбу, бег, прыжки, преодоление препятствий, лазание и перелезание. С помощью специально подобранных игр я развиваю физические качества, закрепляю и совершенствую навыки. (Приложение№6).

Младший школьный возраст характеризуется достаточным развитием сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Это позволяет проводить игры со значительной интенсивностью действий. Однако, несмотря на большую подвижность, дети быстро утомляются, внимание их неустойчиво. Поэтому в ходе игры делаю короткие перерывы для отдыха («Салки», «День и ночь»).

Дети любят фантазировать, имитировать движения и перевоплощаться, поэтому я использую сюжетно-ролевые игры. Ребята на моих уроках могут превратиться из карликов в великанов, из гадких утят в прекрасных лебедей, из цветочного бутона в прекрасную розу.

Подвижная игра эффективно содействует нормальному росту, развитию и укреплению важнейших функций и систем организма, обеспечивает правильное физическое развитие, а также формирует правильную осанку. В ходе каждой игры я объясняю ученикам ее значение для укрепления здоровья, для овладения учебным материалом по физической культуре.

Для формирования правильной красивой осанки на своих уроках я дополнительно использую упражнения дыхательной гимнастики, которые направлены на укрепление мышцы живота. Осанка имеет прямое отношение к дыханию. Правильная поза во время сидения, в положении стоя или в ходьбе содействует правильному дыханию.

Считается, что с помощью правильного дыхания можно избежать гайморита, астмы, неврозов, навсегда избавиться от головной боли, насморка, простуд, расстройств пищеварения и сна, быстро восстановить работоспособность после умственного или физического утомления. Правильным, нормальным дыханием является дыхание через нос. В целях сохранения и укрепления здоровья необходимо вырабатывать привычку к правильному дыханию – дышать через нос, глубоко, ровно, ритмично. Выработке правильного дыхания способствуют специальные дыхательные упражнения, которые я включаю в комплексы упражнений на своих уроках. (Приложение №7). Специальные дыхательные упражнения способствуют очистке слизистой оболочке дыхательных путей, укреплению дыхательной мускулатуры, что сказывается на самочувствии ребенка.

Опыт работы в школе показал, что у многих детей недостаточно тренирован брюшной пресс. Мышцы брюшного пресса играют огромную роль не только в формировании хорошей осанки, они определяют красоту походки и, что очень важно, формирование правильного дыхания. В этой ситуации я применяю простые, не требующие специального оборудования, но чрезвычайно эффективные упражнения (Приложение№8). Овладение этими упражнениями не требует длительной подготовки, а выполнение комплексов не занимает много времени.

Сохранения правильной осанки достигаю за счет ее постоянной коррекции точно дозированными физическими упражнениями. Восстановить уже нарушенную осанку на уроках физической культуры трудно и зачастую невозможно, но помочь в формировании правильной осанки и профилактике ее нарушений детям "формирующего" возраста можно. Для этого в каждый урок с учетом возраста ввожу упражнения общей коррекции тренирующего характера, направленные на избирательное укрепление мышечной системы (создание "мышечного корсета"), закрепление навыков правильной осанки, развитие и совершенствование двигательных навыков и физических качеств. В процессе каждого занятия упражнения, несущие сильную нагрузку, чередуются с ограничением физиологической активности, достигаемым включением дыхательных упражнений.

Свою работу я строю по принципу «сделать то и только то, что необходимо и достаточно» для формирования правильной осанки. На уроках провожу специальные или коррегирующие физические упражнения. Они направлены на исправление (коррекцию), устранение или уменьшение имеющихся у ребенка нарушений, нормализацию осанки. (Приложение №9).

Очень важна в работе педагога обратная связь: как дети участвуют в процессе обучения? Я стремлюсь, чтобы мои ученики становились главными действующими лицами процесса обучения, поскольку ради них и построена вся система работы. Меня очень радует, что на уроках присутствует дух сотрудничества. Дети с удовольствием выполняют физические упражнения, играют в игры, придумывают новые варианты знакомых подвижных игр, принимают участие в соревнованиях и спортивных мероприятиях.

Опрос школьников продемонстрировал, что занятия физической культурой – это любимые увлечения ребят. 84,2% школьников считают, что уроки физкультуры помогают укрепить здоровье, направлены на формирование правильной осанки. По результатам анкетирования 96,4% учащихся любят уроки физической культуры; 64,8% детей считают, что могут самостоятельно составить комплексы упражнений, делают зарядку дома и помогают учителю на уроке.

Я считаю, что данная система работы является действительно эффективной.

Уроки с оздоровительной направленностью проводила во 2 – 4 классах на протяжении 2011 – 2013 гг. Полученные результаты говорят о положительной динамике состояния здоровья школьников.

Динамика изменения количества школьников 2 – 4 классов,

имеющих отклонения в состоянии здоровья

Характер отклонений в состоянии здоровья. Количество школьников, имеющих отклонения в здоровье
2011-2012 учебный год 2012-2013 учебный год
Кол-во % Кол-во %
Нарушения осанки 48 44,0 35 32,1
Сколиоз 9 8,2 7 6,4
Плоскостопие 18 16,5 12 11,0

Анализ результатов показывает значительное улучшение состояния здоровья учащихся. Поэтому я могу говорить о положительном профилактическом эффекте предлагаемого комплекса здоровьясбережения, так как количество школьников с нарушением осанки не увеличилось. Данная педагогическая система способствует формированию красивой, пропорционально сложенной фигуры, развитию двигательной активности, мышечной выносливости, стабилизации функциональных нарушений позвоночника.

Динамика изменения состояния здоровья школьников 2-4 классов

Резюмируя, следует отметить перспективность продолжения работы в данном направлении, а именно: все больше объединять свои действия, как учителя физической культуры, родителей и учителей других учебных дисциплин для укрепления здоровья школьников.

И. П. Павлов сказал: «Человек – высший продукт земной природы». Но для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы, человек должен быть здоровым, сильным и умным. И вся наша работа должна быть направлена прежде всего на сохранение и укрепление здоровья, на формирование здоровьесберегающего сознания педагогов, учеников, их родителей как главного успеха будущего благополучия и успешности подрастающего поколения.

Приложение №1

Определение плечевого индекса у учащихся 1,2,3,4 классов.

Плечевой индекс = (ширина плеч: плечевая дуга ) х 100 %. Ширина плеч измеряется сантиметровой лентой спереди и равна расстоянию по прямой между плечевыми точками. Плечевая дуга измеряется сзади и равна расстоянию по дуге между этими же точками. Если плечевой индекс равен 90 – 100 у ребенка правильная осанка. Меньшая величина индекса свидетельствует о ее нарушении.

Я измерила плечевой индекс у учащихся 1,2,3,4 классов

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Определение плечевого индекса у учащихся 1– го класса

Таблица №1

Ф. И. Ширина по груди Ширина по спине индекс
А. Ж. 30 35 85
А. М. 33 34 97
А. Ф. 32 35 91
А. У. 34 34 100
А. М. 28 32 87
Б. И. 32 35 91
А. К. 32 45 71
Г. Э. 29 30 96
З. Д. 30 32 93
И. С. 30 33 90
М. М. 31 34 91
М. М. 32 31 103
Н. Д. 31 34 91
Н. К. 32 35 91
Н. А. 27 30 90
П. К. 29 30 96
П. С. 31 34 91
Р. Р. 30 30 100
С. А. 32 35 91
С. Р. 31 33 93
С. А. 34 35 97
С. А. 31 37 83
Т. А. 35 37 94
Ш. А. 31 31 100

Определение плечевого индекса у учащихся 2– го класса

Таблица №2

Ф. И. Ширина по груди Ширина по спине Индекс
1. А. И. 32 34 94
2. Б. К. 30 33 90
3. Б. А. 30 32 93
4. В. Ж. 31 30 103
5. Г. Н. 31 35 88
6. Г. Н. 30 32 93
7. Г. В. 36 36 100
8. К. С. 33 34 97
9. К. Ю. 29 32 90
10. М. М. 35 37 94
11. П. И. 33 36 91
12. М. А. 33 36 91
13. С. М. 33 34 97
14. Т. А. 30 34 88
15. С. Г. 32 36 88
16. Ф. А. 31 33 93
17. Ф. Д. 30 34 88
18. Ч. М. 29 33 87
19. К. А. 31 33 93

Определение плечевого индекса у учащихся 3– го класса

Таблица №3

Ф. И. Ширина по груди Ширина по спине Индекс
1. Б. В. 33 35 94
2. Б. К. 31 34 91
3. Б. О. 31 34 91
4. В. Т. 32 35 91
5. В. Ж. 32 36 88
6. В. А. 37 42 88
7. В. А. 33 35 94
8. Ж. А. 35 35 100
9. К. М. 34 35 97
10. М. Н. 34 38 89
11. Н. В. 34 33 103
12. П. А. 34 35 97
13. С. Д. 36 38 94
14. С. В. 32 36 88
15. С. К. 33 35 94
16. С. Д. 35 40 87
17. Т. А. 32 36 88
18. Т. А. 34 36 94
19. Т. А. 34 35 97

Определение плечевого индекса у учащихся 4– го класса

Таблица №4

Ф. И. Ширина по груди Ширина по спине Индекс
1. Б. К. 35 40 87
2. В. К. 31 35 88
3. В. А. 31 34 91
4. Г. А. 33 38 86
5. Г. М. 31 34 91
6. Д. К. 33 35 94
7. К. Т. 36 37 97
8. К. Д. 33 38 86
9. К. И. 36 38 94
10. К. М. 38 43 88
11. Л. А. 31 34 91
12. Л. Л. 31 33 93
13. М. В. 32 37 86
14. М. К. 30 36 83
15. М. Д. 33 37 89
16. М. К. 31 35 88
17. М. Г. 34 35 97
18. Н. М. 32 35 91
19. П. С. 32 34 94
20. П. И. 31 37 83
21. С. О. 36 39 92
22. Т. М. 32 36 88
23. Ч. А. 34 39 87
24. Ч. М. 32 36 88

Приложение №2.

Рекомендации для родителей.

Как подготовить место для занятий? Правила подготовки мест для занятий утренней гимнастикой: комната должна быть достаточно просторной для выполнения основных движений руками, ногами, туловищем (махи, наклоны, повороты, сгибания, выпады и т. д. ), поблизости от места занятий не должно быть предметов, о которые можно удариться. Комната для выполнения утренней гимнастики должна быть тщательно подметена, пыль с окружающих предметов удалена, а все помещение хорошо проветрено. Если планируется выполнять упражнения, лежа (наклоны вперед, поднимания ног), необходимо приготовить коврик или сложенное одеяло. Следует попросить домашних, чтобы ребенку не мешали и не отвлекали его какими-либо поручениями.

Где лучше выполнять упражнения для формирования осанки? Планирование занятий в помещении либо на открытом воздухе зависит от имеющихся условий и физического состояния ребенка. Если есть возможность выбирать, то следует отдавать предпочтение занятиям на открытом воздухе. Если во дворе воздух загазован, много автомашин, очень людно, занятия утренней гимнастикой нужно перенести в другое место или в помещение. При низких температурах воздуха (ниже -12-14о) и порывистом ветре, а также при плохом самочувствии ребенка занятия также проводятся в помещении.

Основные требования к правильной осанке. Правильная осанка характеризуется следующими признаками – прямое положение туловища, развернутые плечи, приподнятая голова, немного втянутый живот. Идеальной осанки добиться сложно, так как она индивидуальна для каждого человека. Вместе с тем указанные требования едины для всех и могут служить "индикатором" нарушений в осанке. Если какой-либо компонент из указанных не отвечает требованиям правильной осанки, нужно обратить на него особое внимание. Полезно выяснить, по какой причине возникает то или иное отклонение. Обычно это несоблюдение рационального режима дня, большие статические нагрузки (например, при сидении в неудобной позе, наклонившись, искривляя позвоночник), недостаточная физическая активность в течение дня, слабое развитие так называемого мышечного корсета – прямых и боковых мышц живота, мышц спины и поясницы. Эти мышцы в наибольшей степени участвуют в поддержании правильной осанки, и если они слабо развиты, то, как правило, происходит искривление позвоночного столба.

Во внеклассной работе даю полезные рекомендации родителям, как сделать воспитание здорового ребенка более радостным с помощью игр, упражнений и движений. Доказано, что подвижные игры и физические упражнения оказывают значительное влияние на нормальный рост и развитие ребенка, на формирование правильной осанки, развитие всех органов и тканей, а если эти занятия проводятся на свежем воздухе – то и закаливают организм. Правильно проводимые физические упражнения способствуют развитию таких положительных качеств, как самостоятельность и самообладание, внимание и умение сосредотачиваться, находчивость и мужество, выносливость и пр.

Во время совместных занятий сами родители развиваются физически, становятся более сильными, ловкими и выносливыми. Такое использование свободного времени полезно для обеих сторон. Ребенок восхищается отцом, какой папа сильный, ловкий, быстрый! Подражает матери в грациозности и координации движений. Только систематическая забота о здоровье детей может принести желаемые результаты.

Приложение №3.

Контроль за физической подготовленностью школьников осуществляю с помощью тестов, характеризующих основные физические качества и двигательную активность

школьников: бег на 30 м, челночный бег 3х10 м, прыжок в длину с места, наклон вперед из исходного положения, сидя ноги врозь, метание набивного мяча двумя руками из – за головы, метание малого мяча на дальность, метание мяча в цель, прыжки в длину с разбега.

Бег 30 метров с высокого старта провожу на беговой дорожке. Время учитываю по секундомеру.

Челночный бег 3х10 м провожу на беговой дорожке, но можно и в спортивном зале. Время учитываю по секундомеру.

Прыжок в длину с места провожу на спортплощадке или в зале. Результат учитывается в сантиметрах. Каждый ученик делает три попытки, из которых фиксируется лучшая.

Наклон вперед из исходного положения, сидя ноги врозь, выполняется в спортивном зале. Результат учитывается в сантиметрах. Каждый ученик делает три попытки, из которых фиксируется лучшая.

Метание набивного мяча двумя руками из – за головы я провожу и на спортплощадке и в зале. Из положения, сидя ноги прямые слегка врозь, ученик делает бросок мяча из – за головы вперед – вверх. Дальность броска учитывается в сантиметрах. Дается три попытки, учитывается лучшая.

Метание малого мяча на дальность провожу на площадке, по коридору шириной 10 метров. Результат измеряется в метрах. Из трех попыток учитывается лучшая.

Метание мяча в цель. Каждый ученик метает шесть мячей с расстояния 6 метров. Цель расположена на высоте 2 метра, на которой обозначены концентрические круги диаметром 100, 80, 60, 40, 20см. Результат учитывается в количестве попаданий в цель.

Прыжки в длину с разбега провожу на спортивной площадке, в секторе для прыжков. Из трех попыток учитывается лучшая. Результат измеряется рулеткой, с точностью до 1 сантиметра.

Т. А. Залата, МБОУ СОШ №11, г. о. Спасск-Дальний, Приморский край