Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Формирование правильной осанки на уроках физической культуры в начальной школе, ч. 2

Формирование правильной осанки на уроках физической культуры в начальной школе, ч. 2

В своей работе я использую тест «Осанка» для контроля за правильной осанкой.

Тест 1. «Осанка»

Оценивается умение школьника удерживать правильную осанку (не напрягаясь) в процессе ходьбы по скамейке без груза, а также с мешочком песка на голове и удерживать его при ходьбе по двум обручам ("восьмерке") и "зигзагу" (начерченному мелом на полу). Оцениваются слитность и плавность движения при ходьбе без груза на скамейке и удержании мешочка на голове при ходьбе по "восьмерке" и "зигзагу".

Правильная, или прямая, осанка характеризуется следующими признаками:

  • Положение головы прямое, подбородок слегка приподнят.
  • Плечи – на одном уровне, слегка отведены назад, лопатки симметричны, нижними краями прижаты к спине.

Оценка "отлично"(5) – слитные и плавные движения при ходьбе без груза на скамейке и удержании мешочка на голове при ходьбе по "восьмерке" и "зигзагу". Удержание в данном процессе правильной осанки. Все задания выполняются легко, пластично и без напряжения.

Оценка "хорошо" (4) – удержание в данном процессе правильной осанки. Все задания выполняются легко, пластично, но с иногда возникающим небольшим напряжением.

Оценка "удовлетворительно"(3) – правильная осанка нарушается периодически наклоном головы вперед, расслаблением мышц спины. Но все же задания выполняются легко, пластично, с небольшим напряжением.

Оценка "неудовлетворительно"(2-1) – правильная осанка нарушается сразу же после её фиксации у стены. Голова наклонена вперед, расслаблены мышцы спины, все задания выполняются

Способы контроля правильной осанки: обычно я осанку проверяю в положении стоя у стены. Если затылок, лопатки, ягодицы и пятки касаются стены, то осанка может быть признана в основном правильной. Если обнаружится, что голова слишком наклонена вперед (затылок не касается стены), вся спина касается стены (плоская спина), ягодицы не касаются стены – имеются признаки нарушения осанки.

Для оценки состояния дыхательной системы применяю функциональную пробу «Тенчи – Штанге».

Проба «Тенчи» – ребенок задерживает дыхание на выдохе, зажав нос пальцами. У здоровых школьников время задержки дыхания равняется 12 – 15 секунд.

Проба «Штанге» – ребенок задерживает дыхание на вдохе, прижав нос пальцами. У здоровых школьников время задержки дыхания равняется 30 – 40 секунд.

Приложение №4.

Упражнения для формирования правильной осанки

Упражнения на ощущение правильной осанки

Наиболее отчетливое ощущение правильной осанки появляется при касании спиной стены. Дети начинают хорошо чувствовать свое тело: уровень надплечий, положение лопаток, таза головы.

  1. Стать к стене в основной стойке так, чтобы затылок, лопатки, ягодичные мышцы и пятки касались ее. Сделать шаг вперед, стараясь сохранить то же положение тела, вернуться к стенке. Повторить несколько раз.
  2. Стать к стене (и. п. то же), присесть и встать или поднимать и сгибать поочередно ноги, сохраняя то же положение головы, таза, спины.
  3. Стать к стене (и. п. то же), сделать шаг вперед, повернуться на 360°, выпрямиться, вернуться к стене.

Упражнения из исходного положения стоя

  1. И. п. – о. с. , руки к плечам (кисти от плеч не отрывать). Круговые вращения рук вперед, затем назад (5-6 раз в каждую сторону).
  2. И. п. – о. с. , руки перед грудью. С напряжением, рывками разводим руки в стороны (вправо, влево) – вверх-вниз (по 3 раза в каждом направлении).
  3. И. п. – о. с. , руки вдоль тела. Медленно поднимаем руки вперед и вверх; сцепив их в замок над головой, поднимаемся на носочки и прогибаем спину; возвращаемся в и. п. (повторить 3-5 раз).
  4. И. п. – о. с. , руки в стороны. Поднимаем согнутую в колене ногу с одновременным подъемом рук вверх (носок тянем, спина прямая, 5-6 раз каждой ногой).
  5. И. п. – о. с. Активное вытяжение, спина прямая, руки над головой в замке. Ходьба на носках с прямой спиной (1-2 мин).
  6. И. п. – о. с. Спокойно, медленно, плавно на вдохе поднимаем руки вверх. На выдохе плавно опускаем руки через стороны вниз (4-5 раз).
  7. И. п. – стоя. Полуприседания, приседания на носках; руки в стороны-вверх-вперед. Вернуться в и. п.
  8. И. п. – о. с. Поднять руки в стороны ладонями вверх, развернуть руки ладонями назад, свести их за спиной, выполняя хлопки.
  9. И. п. – о. с. , руки за спиной собраны в замок. Поднять руки максимально вверх, при этом корпус надо держать прямо. Медленно выполняется наклон вперед-вниз, при этом руки смотрят вверх. Вернуться в и. п. (2-3 раза).
  10. И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны. Повороты туловища в стороны. Бедра неподвижны (6-8 раз).
  11. И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки внизу. Через стороны поднять руки вверх, ладони смотрят вперед, и сделать "ножницы", поочередно меняя положения рук, 4-6 раз, за головой.

Упражнения из исходного положения стоя

  1. "Малыши растут" И. п. – сидя на пятках, руки на коленях. Поднимаясь на колени, поднять обе руки через стороны вверх, ладони смотрят вверх. Вернуться в и. п. (5-6 раз).
  2. "Малыши тянутся" И. п. – сидя на пятках. Встать на колени, руки через стороны поднять вверх медленно, с напряжением. Вытягивать себя вверх, прогибаясь назад (4 раза).
  3. "Малыши ловят пяточку" И. п. – сидя на пятках, руки к плечам. Встать на колени, разворот туловища назад-вправо, правой рукой достать левую пятку, глазами посмотреть на свою пятку; задержаться в этом положении на 3-5 секунд. Вернуться в и. п. , повторить в другую сторону (4-6 раз).
  4. "Силачи" И. п. – сидя на пятках. Поднять руки вверх, с усилием вытягивать себя вверх, опуская через стороны руки вниз, согнуть их в локтях и прижать к туловищу сбоку, задержаться на несколько секунд. При этом лопатки сведены, грудь расправлена, спина ровная, живот втянут (4-5 раз).
  5. "Машут наши ручки" И. п. – стоя на коленях, руки внизу. Через стороны медленно на вдохе поднимаем руки вверх, на выдохе опускаем (6 раз).
  6. "Колечко" И. п. – стоя на коленях. Отклониться назад, руками достать пятки, прогнуться всем корпусом (1-2 раза).
  7. "Березка" И. п. – сидя по-турецки. Поднять руки вверх и сцепить в замок, ладонями кверху. Спина ровная. С силой вытягивать себя вверх, задерживаться на 15-30 секунд.
  8. "Ладошки встретились" И. п. – сидя на коленях, таз между ног. Соединить руки за спиной; одна сверху, другая снизу. Задержаться на некоторое время, затем поменять положение рук.
  9. "Складочка" И. п. – сидя ноги вперед. Наклониться вперед, взяться за носки, головой тянуться к коленям.
  10. "Треугольники" И. п. – сидя ноги вперед. Наклониться вперед, взяться за голеностоп правой ноги и поднять ее руками вверх, не сгибая колено. Удерживая ногу, подтянуть и выпрямить спину. Задержаться в этой позе на некоторое время. Повторить с другой ноги.

Упражнения, лежа на спине.

  1. И. п. – лежа на полу, руки вдоль тела; спина, затылок плотно прижаты к полу. Медленно на вдохе поднимаем через стороны руки (скользят по полу) вверх. На выдохе возвращаемся в и. п. (5-6 раз)
  2. И. п. – лежа на спине. С напряжением поднимаем руки вперед-вверх, возвращаемся в и. п. (5-6 раз).
  3. И. п. – лежа на спине, руки в стороны, ноги полусогнуты в коленях. На вдохе правую руку кладем на грудь, левую на живот. При выдохе возвращаемся в и. п. (5-6 раз). Положения рук чередовать.
  4. И. п. – лежа на спине; голова, туловище, ноги представляют прямую линию, руки прижаты к туловищу. Приподнять голову, плечи, посмотреть на ноги, вернуться в и. п. (2-3 раза).
  5. И. п. – лежа на спине. Подтянуть к себе согнутые ноги, вернуться в исходное положение (5-6 раз).
  6. И. п. – лежа на спине, ноги согнуты и подтянуты к животу. Поочередно выпрямлять ноги в коленях, не опуская их на пол (4-8 раз).
  7. И. п. – лежа на спине, руки за головой. Поочередно поднимать ноги вверх.
  8. И. п. – лежа на спине, ноги согнуты в коленях. Сделать вдох, медленно поднять таз (полумостик), на выдохе вернуться в и. п. (3-4 раза).
  9. И. п. – лежа на спине, руки вдоль тела. Имитировать ногами езду на велосипеде (8-10 раз).
  10. И. п. – лежа на спине, руки вверх. Отрывая плечи от пола, поднять навстречу друг другу правую руку и левую ногу, рукой достать колено. Повторить с другой руки и ноги (4-6 раз).
  11. И. п. – лежа на спине, руки за голову, ноги согнуты в коленях, слегка расставлены. Оторвать плечи от пола, вернуться в и. п. (8-10 раз).

Упражнения из исходного положения, лежа на животе.

  1. И. п. – лежа на животе, руки вверху. Поднять вверх правую руку и левую ногу, задержать. Повторить с другой руки и ноги (6-8 раз).
  2. И. п. – лежа на животе, руки, на спине сцепить в замок. Поднимать верхнюю часть туловища, руками тянуть себя назад (5-7 раз).
  3. И. п. – лежа на животе, руки сложены перед собой, голова на руках. Поочередно поднимать прямые ноги (6-8 раз).
  4. И. п. – лежа на животе, руки вдоль туловища. Поднять одновременно обе руки и ноги, прогнуться, задержаться. Взгляд – прямо (4-6 раз).
  5. И. п. – лежа на животе, руками взяться за голеностопы ног. Прогнуться – "корзиночка", покачаться (1-2 раза).
  6. И. п. – лежа на животе, руки вверх. Одновременно делать ножницы руками и ногами (5-7 раз).
  7. И. п. – лежа на животе, руки, на уровне груди упираются в пол. Упираясь на руки, поднять верхнюю часть туловища, повернуться вправо и правой рукой дотянуться до левого бедра, глазами увидеть ладошку, задержаться. Повторить в другую сторону (2-4 раза).
  8. И. п. – лежа на животе, руки, на уровне груди упираются в пол. Выполнять имитацию плавания, руками описывая круги, при этом приподнимается верхняя часть туловища (6-8 раз).
  9. И. п. – лежа на животе, руки за головой. Поднимать максимально вверх верхнюю часть туловища. Ноги удерживает напарник (6-8 раз).

Упражнения для формирования правильной осанки, выполняемые у вертикальной плоскости (стены, гимнастической стенки).

  1. И. п. – основная стойка у стены, касаясь её затылком, спиной, ягодицами и пятками; 1-2 поднять руки через стороны вверх; 3-4 вернуться в и. п. Повторить 5-6 раз в медленном темпе.
  2. И. п. – основная стойка у стены; 1-2 подняться на носки, руки вперёд; 3-4 опускаясь на пятки, вернуться в и. п. . Повторить 5-6 в медленном темпе.
  3. И. п. – основная стойка у стены; 1-2 – поднять правую ногу, согнутую в колене, руки в стороны; 3-4 – опустить правую ногу, руки вниз; 5-6 – то же другой ногой; 7-8 – вернуться в и. п. Повторить каждой ногой; 3-4 – раза в медленном темпе.
  4. И. п. – основная стойка у стены; 1-2 – шаг вперед правой (левой) ногой; 3-4 – вернуться в и. п. Повторить 5-6 – в медленном темпе.
  5. И. п. – стойка ноги врозь на ширине плеч, руки на поясе, касаясь стены затылком, пятками, спиной и ягодицами; 1-2 наклон вправо; 3-4 – вернуться в и. п. Повторить 3-4 раза в каждую сторону в медленном темпе.
  6. И. п. – основная стойка у стены; 1-2 – присесть, руки вверх; 3-4 – вернуться в и. п. . Повторить в медленном темпе 3-4 раза.
  7. И. п. – основная стойка у стены; 1-2 – поднять правую (левую) ногу, согнутую в колене, и захватить руками голень; 3-4 – опуская ногу вернуться в и. п. Повторить каждой ногой 3-4 раза в медленном темпе.

Упражнения для формирования правильной осанки, выполняемые с удержанием предметов на голове.

  1. И. п. – основная стойка с мешочком на голове; 1-2 – подняться на носки, руки на поясе; 3-4 – опускаясь на пятки, вернуться в и. п. (не уронить предмета). Повторить 5-6 раз в медленном темпе.
  2. И. п. – основная стойка с мешочком на голове; ходьба на носках, руки в стороны, удерживая на голове мешочек (10-15 с). Повторить 2 раза с интервалом 1-2 мин.
  3. И. п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе, на голове мешочек; 1-2 – подняться на носки, руки в стороны; 3-4 вернуться в и. п. . Повторить 5-6 раз в медленном темпе.
  4. И. п. – основная стойка с мешочком на голове; 1– 2 подняться на носки, повернуть туловище вправо (влево), руки в сторны;3-4 вернуться в и. п. Повторить 2-3 раза в каждую сторону в медленном темпе.
  5. И. П. -основная стойка с мешочком на голове; 1-2 присесть, руки в стороны; 3-4 вернуться в п. и. Повторить 5-6 раз в медленном темпе.
  6. И. П. – основная стойка с мешочком на голове; 1-4 два приставных шага на носах вправо, 5-8 – два приставных шага на носках влево. Повторить 2-3 раза в каждую сторону в медленном темпе.
  7. И. П. -основная стойка с мешочком на голове; ходьба на носках по гимнастической скамейке, руки на поясе. Повторить в медленном темпе 1-2 раза с интервалом 1,5-2 минуты.

Приложение №5.

Комплекс упражнений из системы хатха-йога, подобранный для учащихся младшего школьного возраста.

Упражнения для профилактики нарушений осанки. Все упражнения выполняются 10-30 с, в зависимости от уровня подготовленности школьника.

Комплекс упражнений, который можно выполнять безо всяких приспособлений и спортивного инвентаря.

Комплекс общеразвивающих упражнений для младшего школьника. Упражнения выполняются от 10 до 30 с. Между ними – период отдыха от 30 до 40 с.

Правила выполнения физических упражнений для формирования осанки. Все упражнения выполняются без излишнего напряжения, задержек дыхания (за исключением специально оговоренных случаев). Необходимо исключить возникновение всех неприятных ощущений. Если же они возникают, это служит признаком либо неверного выполнения упражнения, либо неподготовленности школьника. Постепенно нужно увеличивать время выполнения упражнений и интенсивность нагрузки. Но чувства усталости не должно наступать: ведь эти упражнения не предназначены для тренировки физических качеств, а формируют правильное положение головы, туловища, рук и ног. Если при тренировке физических качеств основное правило – достижение утомления, то при формировании осанки оно будет только мешать поддержанию правильной позы. Для сохранения правильной осанки очень важно иметь тренированные мышцы живота.

Разработка спортивного праздника: весёлые старты "Девчонки и мальчишки, а также их родители"

Цель: Пропаганда здорового образа жизни и активного отдыха.

Задачи:

1. Развивать двигательные умения и навыки, интеллектуальные способности.

2. Способствовать воспитанию целеустремленности, настойчивости, чувства взаимопомощи и коллективизма.

3. Приобщить детей и их родителей к занятиям физической культурой.

Содержание игрового материала.

1. Бег парами с препятствием Эстафета с бегом и прыжками через барьеры и проползанием под ними.
2. "Болото" Эстафета, требующая ловкости и быстроты.
3. "Рассыпал – собери" Эстафета, с использованием различных мелких предметов, требующая быстроты.
4. "Бег в мешках" Эстафета, с прыжками в мешках.
5. "Сбей кеглю" Эстафета с баскетбольными мячами, требующая ловкости.
6. Комбинированная эстафета Эстафета с различными заданиями.
7. "Мозаика" Эстафета, требующая воображения.
8. "Силачи" Эстафета с перетягиванием каната.

Ход праздника

Участники: ученики и их родители.

Оформление:

  • Музыкальное – "Вместе весело шагать" муз. В. Шаинского.
  • Наглядное – всевозможные шары и разноцветные флажки.

Все участники соревнований делятся на равные команды. У каждой команды своё название. Ведущий приглашает участников в спортивный зал. Под звуки музыки команды входят в зал и строятся на стартовой линии. Ведущий представляет команды, судейский корпус, состоящий из классного руководителя и родителей, не принимающих участие в игре, и объявляет первый конкурс "Бег парами с препятствием". После завершения эстафеты подводятся итоги. Команда, первой закончившая эстафету, получает очко, которое фиксируют судьи в своих протоколах.

Ведущий сообщает о втором конкурсе, который называется "Болото". Объясняет, что родители выполняют задание, используя стулья, а дети деревянные кубики. После окончания эстафеты судьи отмечают победителя и объявляют счёт после двух конкурсов.

Перед третьим конкурсом ведущий говорит, что, как правило, в семьях за порядком в доме приходится следить мамам и папам и иногда убирать вещи за своими сыночками и дочками. А в этих соревнованиях всё будет наоборот. Игроки строятся поочерёдно. Сначала мама с ведёрком, в котором лежат предметы, потом ребёнок. Затем папа и опять ребенок. В эстафете родители будут рассыпать предметы, а дети их собирать. Слово опять предоставляется жюри, которое объявляет победителя в этом конкурсе.

Ведущий объявляет следующий конкурс. Он довольно сложный и потребует ловкости от всех участников. Конкурс называется "Бег в мешках". Дети просто прыгают в мешках по дистанции, а вот мамам и папам необходимо при этом преодолевать еще и барьеры. Самая быстрая команда получает очко за победу. Жюри подводит предварительный итог после четырех конкурсов и Ведущий предлагает участникам соревнований отдохнуть и посмотреть номер художественной самодеятельности.

После чего объявляет следующий конкурс "Сбей кеглю". В этой эстафете у всех будет свое задание. Так мамам необходимо прокатить баскетбольный мяч рукой до отметки и от нее бросить мяч так, чтобы сбить кеглю. У пап то же задание, но мячом они выполняют баскетбольное ведение, а детям надо до отметки допрыгать, сидя на мяче. Победа присуждается той команде, которая окажется самой быстрой и точной, о чем и объявит жюри.

Следующая эстафета комбинированная. В ней все на первом этапе выполняют прыжки через скакалку, на втором – пробегают по перевернутой скамейке, далее пролезают сквозь мешок без дна, а затем на четвертом этапе родителям необходимо забросить мяч в кольцо, а детям – просто попасть в щит. Как и в предыдущей эстафете, победу приносит и меткость и скорость.

В конкурсе "Веселые старты" ведущий предлагает из букв построить слово «Веселые старты». Побеждает команда, выполнившая задание быстро и без ошибок.

Ведущий объявляет последний конкурс – "Силачи". Он приглашает померяться силой мам, затем пап, потом соревнуются девочки, а за ними мальчики. Победное очко засчитывается каждой группе играющих. А затем команды соревнуются в перетягивании каната в полном составе.

Пока жюри подводит итоги, ведущий предлагает зрителям и участникам соревнований посмотреть номера художественной самодеятельности. (Свое творчество демонстрируют мамы и папы, они исполняют песню и частушки).

Слово для оглашения итогов соревнования предоставляется председателю жюри. Все участники награждаются почетными грамотами, а победители и сладкими призами.

Ведущий благодарит всех за участие в празднике и выражает надежду на будущую встречу.

Сценарий спортивного праздника "Папа, мама, я – спортивная семья"

Цели и задачи:

  1. Укрепление здоровья детей и их родителей.
  2. Воспитание любви к физической культуре и спорту, чувства дружбы.
  3. Пропаганда здорового образа жизни.
  4. Определение сильнейшей команды.

Место проведения: спортивный зал.

Оборудование и инвентарь:

Секундомер, свисток, рулетка, стойки (флажки или кегли), мячи (баскетбольные, волейбольные, футбольные, теннисные), воздушные шары, скакалки, обручи, мешки, канат.

Оформление: лозунги-плакаты:"Хочешь быть сильным – бегай!", "Хочешь быть красивым – бегай!", "Хочешь быть умным – бегай!", "Спорт – это здоровье", "Спорт – это успех", "Спорт – это дружба", "Спорт – сильнее всех", "Нет большей победы, чем победа над собой».

Награждение:

  1. Победитель награждается медалью, грамотой и призом.
  2. Призеры награждаются грамотами и сладкими призами.
  3. Семьи можно наградить по номинациям:
  • "Самая сплоченная семья";
  • "Самая волевая семья";
  • "Самая быстрая, ловкая, умелая".

Ход праздника

Под звуки спортивного марша команды заходят в спортивный зал, и строятся в одну шеренгу к жюри.

Ведущий I

Пожалуйте гости дорогие, пожалуйте!

Веселья вам да радости!

Давно мы вас поджидаем,

Праздник без вас не начинаем.

У нас для каждого найдется: и словечко, и местечко!

(команды занимают свои места)

Ведущий II

Здравствуйте! Здравствуйте! Здравствуйте!

Сегодня здесь, в спортивном зале

Мы спорт, уменье совместим.

Мы этот славный праздник с Вами

Прекрасным играм посвятим.

Ведущий I

Мы видим здесь приветливые лица

Спортивный дух мы чувствуем вокруг

У каждого здесь сердце олимпийца

Здесь каждый спорту и искусству друг.

Ведущий II

Тот победит в соревнованье

Кто меток, ловок и силен

Покажет все свое уменье

Кто духом, телом закален.

Ведущий I

О спорт, дорогой!

По жизни с тобой

Дружить нам всегда

Дай Бог, на долгие года!

Наполняет нас радость движенья.

Сердце бьется в груди веселей!

И спортивной победы мгновенья

Дополняют улыбки друзей.

Ведущий II

И учиться нам спорт помогает

Ведь здоровье – основа всего

Кто со спортом по жизни шагает

Тот и может пойти далеко.

О спорт, дорогой!

По жизни с тобой

Дружить нам всегда

Дай Бог, на долгие года.

Ведущий II

Позвольте открыть наш чемпионат по семейному многоборью "Папа, мама, я – спортивная семья!" И представить команды участников наших соревнований.

Ведущий I

папы - (делают шаг вперед)

Вот они перед нами – слегка бодрые, местами подтянутые и даже в чем-то непобедимые, а в чем именно – мы узнаем позже (папы встают на свои места).

Ведущий II

мамы(делают шаг вперед)

Они всегда в форме. Дают о себе знать постоянные тренировки: плита, бег по магазинам, прополка, стирка, уборка. И даже ежегодные передышки 8 марта не выбивают их из колеи. И мы уверены, что сегодня именно они будут задавать тон своим командам (мамы делают шаг назад).

Ведущий I

И, наконец, капитаны команд! (дети делают шаг вперед)

Это они еще с пеленок долгие годы закаляли постоянными тренировками и объединяли своих родителей в дружескую команду, ставя перед собой все новые задачи: тяжело в учении, легко в бою.

Ведущий I

По плечу победа смелым, ждет того большой успех

Кто, не дрогнув, если нужно вступит в бой один за всех.

Пусть жюри весь ход сраженья без промашки проследит

Кто окажется дружнее, тот в бою и победит.

Делу время, час забаве. Команды слово-то за вами

(пожелания соперникам, говорят команды)

Ведущий II

Представляем вам судейскую коллегию (организатор внеклассной работы, учителя физической культуры, представители родительского комитета, совета школы).

Спортивная часть праздника

Ведущий I

1 конкурс

Как хорошо, что есть игры на свете,

В которых радость движения с мячом.

Объединяет нас мяч на планете

И зажигает сердца наши огнем.

После первого задания

Внимательно слушайте

Второе испытание.

(Семьи расположение за общей линией старта)

Первыми начинают папы: обводят футбольным мячом стойки до флажка и возвращаются таким же способом. Вторыми начинают мамы: выполняют по прямой подбивание (волейбольного) мяча до стойки и обратно. Третьими начинают дети: ведение баскетбольного мяча (необходимо так же как папы обвести кегли или стойки). И назад финишировать.

Ведущий I

Второй конкурс все команды продемонстрировали отличное владение мячом и хорошую физическую подготовку. А сейчас проведем третий конкурс.

2 конкурс

Вот заданье потрудней,

Помудрей и посложней.

Чтобы Вам вперед идти,

Нужно воздушный шар вести.

Папы двигаясь вперед до стойки подбивают гимнастической палкой воздушный шар и назад таким же способом (результат определяется по первому, прибежавшим на финиш). Мамы к ноге привязывают воздушный шарик, вторая нога свободна. Стоя в кругу по свистку начинают наступать друг другу на шарик (у кого шарик останется целым, та мама и выиграла).

Ведущий II

Вижу я со стороны

Команды в технике равны.

Взглянуть хочу я побыстрей

Чьи капитаны пошустрей.

На полу разложены шары (количество не ограничено). Капитаны команд должны садиться на воздушные шары так, чтобы они лопнули. Кто больше налопает шаров, тот и выиграл. После конкурса, все лопнувшие шары отдаются жюри для подсчета.

Ведущий I

3 конкурс

Баскетбольное волненье

Я люблю переживать.

Радости и огорченья

Для меня как благодать.

Красотой игры пленяюсь

Дух бойцовский поддержу.

Мастерством я восхищаюсь.

Ах! Баскетбол люблю!

Ведущий II

4 вид – в кольцо послать

Вам надо баскетбольный мяч.

Лишь точность рук и меткость глаз

Позволит Вам попасть не раз.

Ведущий I

Папы сажают ребенка на плечи. Мама подает баскетбольный мяч. Ребенок должен броском попасть в баскетбольное кольцо. На игру дается 90 секунд (считается количество попаданий).

(этот конкурс могут выполнять одновременно две или несколько команд, в зависимости от наличия баскетбольных колец).

Ведущий II

Вы хорошо попадали,

Ловко с мячом управляли.

Время вы зря не теряли.

Упорно тренировались.

Ведущий I

Пока судейская коллегия подводит итоги за четыре конкурса рекламная пауза.

(группа поддержки одной из команд показывает свой танец)

Ведущий II

Подведены итоги за четыре конкурса. Слово предоставляется судейской коллегии.

Ведущий I

Продолжаем наши состязания по семейному многоборью.

Ведущий II

4 конкурс

Что за чудо – скок да скок!

Гляньте, тронулся мешок!

Эй, хватай его, ловите,

Поскорей мешок держите!

Ведущий I

Команды строятся у стартовой линии в колонну и по свистку каждый участник команды на перегонки прыгает в мешке до стойки и возвращается тем же способом, передает эстафету следующему участнику.

Ведущий II

Завершился конкурс в мешках.

5 конкурс

Выбирай прыжки по нраву –

С высоту или в длину,

И толчковой левой, правой

Рви пространства тишину.

Если сильно размахнулся

Оттолкнулся побыстрей,

То считай, прыжок удался

Ты лети в полет смелей

Ведущий I

Сейчас Вы (команды) должны продемонстрировать свои прыжковые способности, такие физические качества как ловкость, быстроту, гибкость. От ваших личных результатов будет зависеть успех ваших команд.

"Прыжок в длину с места".

Все команды строятся в колонну по одному в произвольном порядке у общей линии старта. Первые номера прыгают в длину с места, отталкиваясь двумя ногами одновременно. Замер производится по пяткам первого касания пола. Вторые номера прыгают с места приземления первого и т. д. Места команд определяются по дальности отметок последних (3-х) участников.

Ведущий II

Команды прыгали отлично, задав высокий тон нам состязанием. Сегодня все достойны высшей похвалы, все команды проявили сплоченность и волю к победе. Но во всех соревнованиях есть кто-то лучший. Сейчас попросим судейскую коллегию подвести итоги по шести прошедшим конкурсам.

(один член из судейской коллегии объявляет результаты)

Ведущий I

6 конкурс

Приглашаются команды на эстафету.

1. Бег с эстафетной палочкой (выполняет вся семья).

2. Бег с гимнастической палкой (бег начинают папы сверху на палке, добегают до стойки, оббегают, возвращаются, забирают маму, затем ребенка).

3. "Каракатица" (упор руками и ногами, спина параллельно полу, передвигаться руками вперед).

4. Ведение "большого" теннисного мяча до отметки и метание мяча в цель.

5. Эстафета "Все сразу" – команды бегут одновременно в полных составах. Участники берутся за руки (или встают в колонну, берутся за пояс) бегут до стойки, оббегают ее и возвращаются к финишу.

Пообедает команда, участники которой, не расцепив руки, первой займут исходное положение. Места команд определяется по порядку финиширования.

Ведущий II

Молодцы! Молодцы!

Быстро бегать – это всем привычно,

С эстафетой справились отлично.

Вы нас всех здесь покорили

Вы силу духа проявили.

Пока судейская коллегия подводит итоги конкурса, пока наши команды дух переведут, отдохнут, а мы посмотрим как болельщики болеют за свою команду.

Ведущий I

Теперь болельщикам заданье. Свою команду поддержите. По одной болельщицы от каждой команды.

7 конкурс

А девочкам через скакалку,

По полминуте прыгать нужно.

Чтоб веселее им скакалось,

Поддержим их хлопками дружно.

Ведущий II

Скакалка, кто ее не знает,

Она расти нам помогает.

Попрыгать Вас я приглашаю,

И свой секундомер включаю.

(по одной девочке от команды одновременно прыгают со скакалкой. Считается количество прыжков за 30 секунд. Побеждает участница, у которой количество прыжков больше)

Ведущий I

Вы грациозно так скакали,

Как будто бабочки порхали.

Спасибо большое болельщицам.

(лучшая прыгунья получает сладкий приз или грамоту)

Ведущий II

8 конкурс

Спортивное соревнованье –

Это то же рисованье.

Ведь спортсмен, он как художник,

Его мир эмоций сложен.

Спорта чудные мгновенья,

Ищут в красках воплощенье.

И друзья мой, сейчас!

Рисовать пора для Вас!

Ведущий II

Я приглашаю "семьи" принять участие еще в одном конкурсе "Угадай, что нарисовано".

(участники конкурса получают по два листа с рисунками, изображающим часть спортивного инвентаря. Необходимо дорисовать его)

Ведущий I

Какие Вы замечательные художники.

9 конкурс

Да, очень славно потрудились,

И видно славно утомились.

Однако, что еще придумать,

Чтоб без падений и без шума.

Ага! Есть славная забава

Она придется Вам по нраву.

Ведущий II

Есть у нас одна игра

Вам понравится она,

Выходите на площадку

Стройтесь дружно по порядку.

Пап, мам и ребят

Вызываем на канат.

Ведущий I

Попрошу я, Вас на старт

На прочность испытать канат.

(команды соревнуются в перетягивании каната).

Ведущий II

Последний вид соревнований,

Мы завершили и сейчас

Итог всех наших состязаний,

Пусть судьи доведут до нас.

Ведущий I

(команды для подведения итогов праздника строятся в центре спортивного зала)

И вот подводим мы итоги

Какие не были б они,

Пускай спортивные дороги

Здоровьем полнят ваши дни.

Ведущий II

Пусть юность, дружба, спорт и мир

Всегда шагают с нами рядом.

Кого мир спорта закружил,

Тот смотрит дружелюбным взглядом.

Сегодня стали мы сильнее.

Сегодня стали мы дружнее.

Ведущий I

Сегодня проигравших нет,

Есть просто лучшие из лучших.

Пусть в каждом сердце дружбы свет,

Зажжет поступков добрых лучик.

Ведущий I

Для подведения итогов слово предоставляется жюри.

(объявляются итоги в командном зачете спортивного праздника, проводится награждение)

Ведущий I

Спасибо Вам, и до свиданья!

До новых встреч в спортзале этом.

Соединяйте спорт и знанья

И душу грейте добрым светом.

Ведущий II

Всем спасибо за внимание

За задор и звонкий смех.

За огонь соревнования

Обеспечивай успех.

Вот настал момент прощанья,

Будет краткой наша речь.

Говорим всем – до свиданья,

До счастливых новых встреч!

Приложение №6.

Игры для формирования правильной осанки.

«Замри». Ученик стоит прямо, прислонившись спиной к стене; пятки соединены и касаются стены; икры, ягодицы, лопатки касаются стены; руки свисают без напряжения, локтями касаясь стены. По команде учителя «Замри!» ученик пытается уменьшить пространство между стеной, шеей и поясницей, медленно считая до 10-ти, после чего возвращается в свободное положение.

«Исправить осанку!». Ученики становятся в две колонны по одному на расстоянии вытянутых рук. Впередистоящие получают по мячу и по сигналу учителя начинают передавать мячи над головой ученикам, стоящим сзади. Когда мяч доходит до последнего в колонне, все поворачиваются кругом и мяч передается тем же способом в обратном направлении. Впередистоящий ученик. Получив мяч, подает команду: «Исправить осанку!»; команда, быстрее других закончившая передачу мяча и имеющая лучшую осанку, побеждает. Второй вариант – передача мяча между ног с наклоном туловища вперед.

Общеразвивающее игры.

«Пустое место». Все играющее, за исключением водящего, становиться в круг не более чем на полшага один от другого и кладут руки за спину. Водящий-за кругом.

Водящий бежит вокруг круга, дотрагивается до кого-либо из играющих и после этого бежит в другую сторону по кругу, Игрок, которого он коснулся, бежит в обратную сторону, стремясь быстрее водящего прибежать на свое место. Встречаясь на пути, играющие здороваются: подают друг другу руки, приседают друг перед другом и т. д.

Водит тот, кто не успел занять пустое место.

«Удочка». Играющие образуют круг. Водящий, стоя в центре, вращает веревочку с привязанным на конце мешочком с песком (удочку). Играющие перепрыгивают через веревочку, когда она проходит под ногами, стараясь не задеть ее. Коснувшийся веревки становится водящим.

«Космонавты». По углам площадки чертят 5 – 8 больших кругов – ракетодромов. Внутри каждого ракетодрома рисуют 2 – 5 кружков – ракет.

Общее количество ракет на 5 – 8 меньше числа играющих. Ученики идут по кругу, взявшись за руки, и произносят: Ждут нас быстрые ракеты

Для прогулок по планетам,

На какую захотим,

На такую полетим!

Но в игре один секрет:

Опоздавшим места нет!

После этих слов все бегут к ракетодромам и занимают места на любой из ракет.

Оставшиеся без места, выбывают из игры.

«Перетягивание через линию». Участники игры встают друг к другу лицом на расстоянии1метра. Каждый игрок захватывает запястье соперника напротив, между ними.

По сигналу игроки начинают перетягивать друг друга. Побежденным считается тот, кто

переступит линию обеими ногами. Продолжительность игры для одной пары играющих3-5минут.

«Два мороза». На противоположных сторонах зала на расстоянии 10 – 20 м линиями отмечают «дом» и «школу». Выбираются два водящих – «Морозы», а остальные играющее – «ребята». Ребята располагаются в одну шеренгу за линией дома, а посредине площадки – «на улице» стоят два «Мороза». Морозы обращаются к ребятам со словами:

Мы два брата удалые, два Мороза молодые.

Я – Мороз Красный нос,

Я – Мороз Синей нос.

Кто из вас решиться

В путь – дороженьку пуститься?

Все ребята отвечают: «Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз!». После этих слов ребята бегут из дома в школу ( за черту на другой стороне). Морозы ловят и «замораживают» перебегающих, Осаленные тут же останавливаются и стоят на месте, где их заморозил Мороз. Затем Морозы опять обращаются к детям с теме же словами. А ребята, ответив. Перебегают обратно в дом, по дороге выручая «замороженных» ребят: дотрагиваются до них рукой, и те присоединяются к остальным игрокам.

«Вытолкни из круга». В круг диаметром 3-4 метра встают участники игры. По сигналу соперники (стоящие напротив) начинают выталкивать друг друга из круга. Выталкивать можно руками и туловищем. Побеждает тот, кто останется в кругу. Повторить 3-4 раза, меняя игроков местами.

«Конники-спортсмены». Раз, два, три, четыре,

Меня грамоте учили:

И читать и писать,

И на лошади скакать.

На полу, в 1 м от стен и таком же расстоянии один от другого, раскладываются кружки. Их должно быть меньше числа играющих на три. Ученики, став левым боком к центру, передвигаются вперед по кругу. Имитируется выездка спортивных лошадей. Учитель подает команды:

«Шаг коня» – ученики, согнув руки в локтях, ладони вниз, высоко поднимают колени, доставая ими до ладоней;

«Поворот» – повернувшись кругом, продолжают движение в противоположную сторону;

«На рысь» – бегут;

«Шаг коня» – переходят на ходьбу;

«По местам» – все разбегаются, стараясь занять кружок, оставшиеся без места проигрывают.

«Подними соперника». Дети садятся на пол друг против друга, упираясь ступнями и держась за спортивную палку прямыми руками. По команде начинают тянуть палку к себе, стараясь поднять соперника. Побеждает тот, кому это удается. Палку следует тянуть только на себя, неделая рывков вверх и в стороны. Повторить 4-5 раз.

«Белые медведи». В круг, изображающий «льдину», становиться два игрока («медведи»). Остальные играющие располагаются вне льдины. Медведи идут на «охоту», держась за руки. Настигнув кого-нибудь, они стараются охватить его свободными руками. Пойманного отводят на «льдину». Затем медведи ловят второго и ведут его туда же. Каждые пойманные в свою очередь, становиться медведями и, взявшись за руки, идут ловить других, еще оставшихся на площадке игроков. Последние два или три игрока, оставшиеся непойманными выигрывают

«Салки». Водящий поднимает руку и говорит: «Я – салка!». После этого он старается догнать кого-либо из играющих и коснуться его рукой. Убегающие пытаются увернуться от водящего. Игрок, которого водящий коснулся, становится салкой.

«Класс, смирно!». Ученики строятся в одну шеренгу. Учитель, стоя лицом к играющие, подает команды. Ученики должны выполнять команды только в том случае, если перед командой будет сказано слово: «Класс!». Если это слово отсутствует, то реагировать на команду не надо. Допустивший ошибку, делает шаг вперед и продолжает играть. Побеждает тот, кто не разу не ошибся.

«Мы – веселые ребята». Игроки стоят за чертой на одной стороне площадки. Сказав: «Мы веселые ребята, любим бегать и играть, ну попробуй нас догнать!», играющие бегут на другую сторону площадки за черту. Водящий, находящийся в середине площадке, между двумя чертами, должен догнать и коснуться рукой бегущих. Осаленный игрок помогает водящему. Победителем считается последний осаленный игрок.

«Правильно – неправильно». Раз, два, три, четыре, пять, -

Мы сейчас хотим играть.

«Да» и «Нет» не говорить -

Все равно тебе водить.

Ученики располагаются по кругу, учитель стоит в центре и дает интересные задания, которые нужно показать в движении, если оно верно – хлопаем в ладоши, а если задание неправильное, то приседаем.

– Играем, если болит голова – неправильно;

– дети дружные – правильно;

– прыгаем, если болит живот – неправильно;

– зимой выходим на улицу без шапки – неправильно и т. д.

«Кто обгонит?». По сигналу играющие прыгают на одной ноге до линии финиша (8-12 метров), стараясь обогнать друг друга.

«Салки с прыжками на одной ноге». Водящий, прыгая на одной ноге, старается догнать игроков, прыгающих также на одной ноге. После того, как салка догнал и коснулся любого игрока, они меняются местами. Коснувшийся земли двумя ногами, либо становится салкой, либо выбывает из игры (например, на 3 смены салки).

«Копна – тропинка – кочки». Все ученики строятся в колонны по четыре человека. Каждая колонна – команда. Команды двигаются за ведущим в разных направлениях, повторяя движения ведущего. По команде учителя «Копна!» игроки каждой команды образуют тесный круг и поднимают руки вверх, слегка наклонившись вперед.

Команда, сумевшая быстрее других «замаскироваться», т. е. принять соответствующее положение, считается победительницей.

Затем движения в колоннах возобновляются.

По команде учителя «Тропинка!» – игроки в каждой колонне останавливаются, вытягивают руки вперед и кладут их на плечи впереди идущим, образуя цепочку.

По команде учителя «Кочки!» игроки в каждой колонне приседают.

«Волк во рву». На площадке чертят две параллельные линии (ров) шириной 55-60 см. Играющие (козлята) находятся на одной стороне рва, а во рву (между линиями) 2-3 водящих (волка). По сигналу «козлята» прыгают через ров, а «волки» стараются их поймать (осалить). Пойманные (осаленные) «козлята» выходят из игры. Когда число не пойманных «козлят» сравняется с числом «волков» игра заканчивается. «Волки» и не пойманные «козлята» меняются ролями.

«Охотники и утки». На площадке на расстоянии 10-15 метров проводятся две параллельные линии. Все играющие делятся поровну на «охотников» и «уток». «Охотники» становятся снаружи линии, а «утки» между линиями. «Охотники» бросая мяч, стараются попасть им в «уток». Осаленные «утки» выбывают из игры. Когда все «утки» осалены, команду меняются ролями. Выигрывает команда, которая за меньшее время осалить всех «уток».

«Бой петухов». Чертится круг диаметром 1,5-2,0 метра, в который заходят два участника игры и располагаются на расстоянии полшага друг от друга. Оба сгибают одну ногу, придерживая ее рукой сзади за стопу, другая рука за спиной. Суть игры заключается в том, что, прыгая на одной ноге и, толкая соперника плечом, вывести его из равновесия и вытолкнуть из круга.

Приложение №7.

Дыхательные упражнения.

1. Дыхание через одну ноздрю. Цель упражнения – исправить неправильные привычки в дыхании. Сесть в удобную позу со скрещенными ногами, спину и голову держать прямо. Закрыть правую ноздрю большим пальцем и медленно вдыхать через левую ноздрю. Выдыхать через ту же ноздрю. Повторять упражнение 10 – 15 раз. Затем закрыть левую ноздрю безымянным пальцем и мизинцем правой руки и выполнить 10 – 15 дыхательных циклов.

2. Диафрагмальное дыхание (дыхание животом). Цель упражнения – научить ребенка экономичному дыханию, способствующему наиболее полной вентиляции легких. Неполное дыхание оставляет большую часть легких неактивной, при этом в них развиваются бактерии, провоцирующие легочные заболевания.

Сесть на мат со скрещенными ногами. Выполнить плавный выдох, сокращая мышцы живота и максимально втягивая живот. После этого без задержки выполнить максимальный плавный вдох, выпячивая живот. Выполнить упражнение в течение 30 – 40 с.

3. "Очистительное" дыхание. Цель упражнения – очистить дыхательные проходы. Сесть на мат со скрещенными ногами. Выполнить максимальный плавный вдох и резкий выдох, втягивая мышцы живота. За этим немедленно следуют расслабление мышц живота и глубокий вдох. Пассивный вдох и резкий выдох непрерывно чередуются один за другим. Выполнить 10 – 15 дыхательных циклов.

4. "Кузнечный мех". Упражнение позволяет быстро "насытить" организм кислородом, прекрасно очищает носовые ходы, является превосходным средством против простудных заболеваний, насморка. Для выполнения упражнения нужно сесть со скрещенными ногами, спина прямая. Спокойно сделать выдох, втянуть живот. После этого делается в быстром темпе 7 дыхательных циклов (вдох-выдох) с активной работой мышц живота: на вдохе живот выдвигается вперед, на выдохе – втягивается. После 7 циклов вдохов-выдохов делают полный вдох с затяжкой дыхания на 5-7 с. После этого переходят к обычному дыханию.

Комплекс дыхательных упражнений «Кто как дышит».

1. И. п. – основная стойка. Как пыхтит тесто? «пых – пых – пых »

2. Как паровоз выпускает пар? «Из – из – из »

3. Как шипит гусь? «Ш – ш – ш »

4. Как мы смеемся? «Ха – ха – ха »

5. Как воздух выходит из шарика? «С – с – с »

6. Подули на одуванчик. Дуем на раскрытые ладони. »Ф – ф – ф »

7. И. п. – лежа на спине на матах, правая рука лежит ладонью на животе, левая вдоль туловища. При дыхании меняем положения рук.

8. И. п. – сидя на мате, руки на поясе. Делаем затяжной выдох, производим в конце «фу – фу», каждый раз сильно втягивая живот.

9. Ходьба. 2 шага – вдох, 2 шага – выдох.

При выполнении упражнений существуют особые правила дыхания:

Подняли руки вверх и в стороны; отвели руки назад – делаем вдох.

Свели руки перед грудью и опустили вниз – выдох.

Наклонили туловище вперед, влево, вправо – делаем выдох.

Выпрямляем или прогибаем туловище назад – вдох.

Подняли ногу вперед или в сторону, присели или согнули ногу к груди – выдох.

Опустили ногу, отвели ее назад, выпрямили из приседа – делаем вдох.

Приложение №8

Упражнения для укрепления мышц брюшного пресса

Упражнения на укрепление мышц брюшного пресса не приводит к общему утомлению ребенка, и учат управлять мышечными сокращениями. Эти упражнения задаю школьникам в виде домашних заданий, и они смогут их выполнять самостоятельно. Не обязательно все предлагаемые упражнения включать в одно занятие. Можно чередовать их использование, комбинируя в разных сочетаниях. Между упражнениями рекомендуется отдых в течение 30с.

И. п. – лежа на животе. Согнуть ноги в коленях, взяться руками за голени. Прогнуться назад, голову запрокинуть. Зафиксировать позу 20-30 с, дыхание свободное. Вернуться в и. п.

И. п. – лежа на спине. Выполнить наклон вперед, головой коснуться коленей, руками обхватить лодыжки, зафиксировать позу в течение 60-90 с. Колени от пола не отрывать. Дыхание свободное. Вернуться в и. п.

И. п. – лежа на спине. Приподнять туловище, не отрывая ног от пола, руки сложить на затылке, зафиксировать позу 10-20 с. Дыхание при выполнении позы свободное. Вернуться в и. п.

И. п. – лежа на спине, руки подняты вверх. Не отрывая ноги от пола поднять туловище, одновременно поворачивая его в сторону. Зафиксировать позу 10-20 с и вернуться в и. п. Повторить в другую сторону.

И. п. – лежа на спине. Поднять прямые ноги примерно на 30о, зафиксировать позу, поднять ноги на 60о, зафиксировать позу. Поднять ноги на 90о, зафиксировать позу, вернуться в и. п. Продолжительность фиксации позы в каждом положении одинакова и зависит от индивидуальной подготовленности.

И. п. – основная стойка, ноги шире плеч, руки в стороны. Выполнить наклон до касания пальцами левой руки носка левой ноги. Правая рука вытянута вверх. Выдержать позу в течение 30 с, дыхание свободное. После этого выполнить упражнение с наклоном в другую (правую) сторону.

И. п. – основная стойка. Выдохнуть, задержать дыхание. На задержке дыхания втянуть живот и затем сразу же расслабить мышцы живота. Чередовать втягивание и расслабление мышц живота в быстром темпе, не прекращая задержки дыхания. Расслабить мышцы и сделать глубокий вдох. По мере роста тренированности увеличивать количество циклов.

Приложение №9

Комплексы упражнений направленные на коррекцию осанки при различных её нарушениях

К коррегирующим упражнениям относят гимнастические упражнения для мышц спины, брюшного пресса и плечевого пояса, выполняемых в различных исходных положениях, как правило, лежа (на спине, животе), сидя и стоя (у гимнастической стенки, у стены, касаясь лопатками стены).

Упражнения могут быть без предметов и с предметами, лазанье и перелезании, упражнения в равновесии и др. Включаю коррегирующие упражнения в сочетании с обще развивающими. Я постоянно объясняю детям, каким должно быть положение головы, плеч, спины, грудной клетки, живота при выполнении физических упражнений с целью сохранения правильной осанки.

УПРАЖНЕНИЯ У СТЕНЫ.

Ребенок встает спиной к стене (без плинтуса) и прижимается к ней затылком, спиной, ягодицами и пятками за поясничный прогиб долж­на плотно проходить его ладонь.

Пусть ребенок, не меняя этого положения:

– сделает несколько ша­гов вперед, в сторону, опять вернется к стене и примет исходное положение;

– присядет с прямой спи­ной, не отрывая затылка и спины от стены, затем повто­рит приседание, сделав шаг вперед, и вернется в исход­ное положение;

– стоя у стены, поднима­ет руки вперед, вверх, в стороны;

– поочередно поднимает согнутые в коленях ноги и, захватив их руками, прижимает к туловищу.

После нескольких занятий дети обычно хорошо выполняют эти упражнения, но не всегда могут сохранить правильную осанку в движении. Особенно трудно им запомнить правильное положение головы. А это очень важно. При опущенной голове расслабляются мышцы плечевого пояса, в результате плечи выдвигаются вперед, грудь западает, позвоночник сгибается. Приучить ребенка правильно держать голову помогаут упражнения с предметами, развивающие статическую выносливость мышц шеи.

УПРАЖНЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ.

Для их выполнения потребуются небольшой мешочек весом 200 – 300 граммов, наполнен­ный солью или песком.

Стоя у стены, мешочек на голове:

– пройти до противопо­ложной стены и обратно, обойти стул, лабиринт из двух-трех стульев;

– отойдя от стены, но, сохраняя правильное поло­жение туловища, присесть, сесть "по-турецки", встать на колени и вернуться в исход­ное положение;

– стать на скамеечку и сойти с нее 15 – 20 раз

УПРАЖНЕНИЯ НА РАВНОВЕСИЕ.

Они помогают вы­работать умение удерживать позвоночный столб в прямом положении при любых движениях.

– стать поперек гимнастической палки, ноги вместе, руки в стороны. перенести тяжесть тела вперед на носки, затем назад на пятки;

– положить гимнастическую палку на две гантели, расположенные на расстоянии 60 сантиметров друг от друга. Постоять на палке с мешочком на голове.

– то же на доске шириной 15 – 30 сантиметров, положенной на гантели.

УПРАЖНЕНИЯ, УКРЕПЛЯЮЩИЕ МЫШЦЫ ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА.

Их рекомендую тем детям, у которых есть признаки сутулости.

Стать прямо, ноги врозь:

– положить ладони на лопатки (локти вверху); развести руки в стороны и назад так, чтобы лопатки касались друг другу;

– сцепить кисти за спиной – правая рука сверху над лопатками, левая внизу под лопатками; поменять положение рук.

Держа за концы гимнастическую палку на уровне лопаток:

– наклониться вправо и влево;

– повернуться в одну, затем в другую сторону;

– перенести палку над головой вперед, затем назад. Руки в локтях не сгибать.

Не следует стремиться выполнять все упражнения сразу. Я включаю в комплекс по одному уп­ражнению из каждой группы.

Число повторений упраж­нений для школьников 7 – 9 лет поначалу не должно пре­вышать 6 – 8 раз, 9 – 11 лет – 8 – 10 раз. Постепенно нагрузка увеличивается за счет повторения каждого уп­ражнения по 20 – 30 раз.

ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ПРИ НАЧАЛЬНОЙ СТАДИИ БОКОВОГО ИСКРИВЛЕНИЯ ПОЗВОНОЧНИКА (7 – 8 ЛЕТ)

1. И. п. основная стойка. Принять правильное положение, зафиксировать его .

2. Ходьба с правильной осанкой (1 мин).

3. Ходьба с высоко поднятыми руками (30 – 40 с) .

4. Ходьба на носках, разводя руки и сдвигая лопатки (30 – 40 с) .

5. Ходьба на наружных краях стопы, с согнутыми паль­цами на носках, легкий бег на носках .

6. И. п. стоя ноги на ширине плеч, правая рука на груди, левая – на животе. Дыхательные упражнения (3 – 4 раза) .

7. И. п. стоя ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, кисти сжаты в кулаки. С силой выбрасывать поочередно каждую руку вперед, имитируя движение боксера (6 – 8 раз).

8. И. п. стоя ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. С противоположной стороны вершины искривления позво­ночника поднять руку вверх, повернуть плечо вперед, не допуская поворота всего туловища (б – 8 раз).

9. И. п. стоя ноги вместе, руки на поясе. Присесть, держа спину прямой и вытянув руки перед собой. Вернуться в и. п. (6 – 8 раз).

10. И. п. стоя ноги на ширине плеч. Выполнять наклоны вправо и влево, скользя руками по корпусу.

11. Дыхательное упражнение. Поднять руки вверх, потя­нуться, глубоко вздохнуть, опустить руки – выдох .

12. И. п. ноги на ширине плеч, в опущенных руках гим­настическая палка. Поднять палку вверх с одновременным отведением ноги назад – вдох, вернуться в и. п. – выдох

13. И. п. – основная стойка, кисти рук сжаты в кулаки, опущены. Поворачивать кулаки тыльной стороной назад и внутрь, сближая лопатки, голову поднимать вверх .

14. И. п. лежа на спине, руки под головой, приподнять выпрямленные ноги, развести в стороны и скрестить, стараясь, чтобы они не касались пола, вернуться в и. п.

16. И. п. лежа на спине, правая рука на груди, левая на животе. Выполнить дыхательные упражнения (3 – 4 раза).

ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ПРИ СУТУЛОЙ СПИНЕ (КИФОТИЧЕСКОЙ ОСАНКЕ).

1. Свободная ходьба (20 -30 мин. ) с выпрямленной спи­ной, несколько прогнувшись в шейно-грудном отделе. Под­бородок поднять.

2. И. п. стоя, руки вдоль тела. Отвести руки назад с легким прогибом в грудном отделе позвоночника и одновре­менно отставить ногу назад на носок – вдох; вернуться в и. п. – выдох. Повторить 3 раза каждой ногой.

3. И. п. стоя, гимнастическая палка в опущенных руках. Полуприсесть, одновременно поднимая руки вперед, вер­нуться в и. п. Повторить 4 – 5 раз.

4. И. п. стоя, палка на лопатках. Наклониться вперед, вытянув руки вверх, вернуться в и. п. Повторить 5 – 6 раз. Дыхание произвольное.

5. И. п. стоя, руки перед грудью. Резко развести руки в стороны – вдох, вернуться в и. п. – выдох. Повторить 5 – 6 раз.

6. И. п. лежа на спине, руки вдоль тела, ноги полусогну­ты. Приподнять таз до положения "полумост" – вдох, вернуться в и. п. – выдох. Повторить 5 – 6 раз.

7. И. п. лежа на спине, руки согнуты в локтевых суста­вах. Прогнуться в позвоночнике (в грудном отделе) с опорой на локти – вдох, вернуться в и. п. – выдох. Повторить 4 раза.

8. И. п. лежа на животе, руки согнуты в локтевых суста­вах. Опираясь на предплечья, прогнуть корпус в грудном отделе – вдох, вернуться в и. п. – выдох. Повторить 5 – 6 раз.

9. И. п. лежа на животе, руки, на поясе. Прогнуться всем корпусом с одновременным разведением ног – вдох, вернуться в и. п. – выдох. Повторить 5 – 6 раз.

10. И. п. лежа на животе, руки согнуты в локтевых суставах, гимнастическая палка на лопатках. Прогнуться всем корпусом, вернуться в и. п. Повторить 5 – 6 раз. Дыха­ние произвольное.

11. И. п. лежа поперек гимнастической скамейки лицом вниз, ноги зафиксированы, руки в упоре на предплечьях. Слегка вытянув шею, одновременно выпрямить руки. Затем руки согнуть к плечам и прогнуться в грудном отделе позво­ночника. Вернуться в и. п. Повторить 6 – 8 раз. Следить за правильным дыханием.

12. И. п. лежа на спине, руки разведены в стороны, ноги вместе. Поочередно сгибать ноги в коленных и тазобедренных суставах. Повторить 15 – 20 раз. Следить, чтобы при выполнении упражнения пятки не касались пола, голени были параллельны полу.

13. И. п. стоя на четвереньках. Попеременно вытягивать левую руку и правую ногу и возвращаться в и. п. То же другой ногой и рукой. При вытягивании руки – выдох. Повторить 2 – 3 раза каждой рукой.

14. И. п. стоя на четвереньках. Сгибая руки в локтях, прогнуться в грудном отделе позвоночника, слегка продви­нуть корпус вперед, локти выпрямить, возвратиться в и. п. ("подлезание"). Повторить 3 – 4 раза. Дыхание произволь­ное.

15. И. п. стоя спиной к гимнастической стенке, руками взяться за планку на уровне пояса. Наклониться вперед с прогибанием в грудном отделе – вдох, вернуться в и. п. – выдох. Повторить 3 – 4 раза.

16. И. п. стоя на 4-й планке гимнастической стенки, держась руками за планку на уровне плеч. Глубоко присесть, выпрямляя руки. Повторить 3 – 4 раза. Дыхание произвольное.

19. И. п. стоя прямо, спиной к гимнастической стенке (касаясь ее затылком, лопаточной областью и тазом). Шагнуть вперед, стремясь сохранить правильное положение корпуса, вернуться в и. п. Повторить 2 – 3 раза.

ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ И ПРОФИЛАКТИКИ ЗАБОЛЕВАНИЙ ПОЗВОНОЧНИКА

1. 1 . И. п. – о. с. Проверка осанки, стоя у стены, 2 – 3 раза

2. Ходьба по кругу с правильной осанкой в течение 1 мин.

3. Ходьба с высоко поднятыми руками, немного сближая лопатки, в течение 30 – 40 сек.

4. Ходьба на носках с разведенными руками, немного сближая лопатки, в течение 30 – 40 сек,

5. Ходьба на пятках, с согнутыми пальцами стопы в течение 20 – 30 сек.

6. Ходьба на носках, на прямых ногах в течение 20 – 30 сек.

7. Ходьба на наружном крае стопы с согнутыми пальцами стоп в течение 20 – 30 сек.

8. Быстрый шаг, переходящий в бег, замедление шага, спокойная ходьба по залу с дыхательными упражнениями в течение 2 – 3 мин.

9. Ноги на ширине плеч, стопы параллельны, расслабиться. Дыхательные упражнения 3 – 4 раза.

10. Стоя, ноги на ширине плеч, стопы параллельны, руки согнуты, кисти в кулак сжаты. Поочередно выбрасывать вперед разогнутую руку – "бокс" 6 – 8 раз

11. После упражнения расслабить мышцы рук 6 – 8 раз.

12. Руки к плечам, плечи развернуты, кисти сжаты в кулаки. Поочередное выбрасывание прямых рук вверх. .

13. Стоя, ноги на ширине плеч. Наклоны туловища вправо и влево 5 – 6 раз.

14. Руки на пояс, пятки вместе, носки врозь. Приседание 1 – руки вперед, присесть; 2 – и. п. 10 – 15 раз.

15. Дыхательные упражнения 4 – 5 раз.

16. Ноги на ширине плеч, в опущенных руках палка. Поднять палку вверх с одновременным отведением прямой ноги назад – вдох, вернуться в и. п. – выдох 4 – 6 раз.

17. И п. – о. с. кисти рук сжаты в кулак. Кисти рук поворачивать тыльной стороной назад и внутрь, сближая лопатки, головой тянуться вверх, вернуться в и. п. 4 – 6 раз.

18. Лежа на спине, голова лежит ровно, плечи опущены, руки вдоль тела, ладони обращены вверх, ноги выпрямлены Одновременно сгибание и разгибание пальцев рук и ног 8 – 10 раз.

19. Лежа на спине, руки за головой, локти прижаты к полу, ноги вместе. Одновременное сгибание и разгибание ног в коленных и тазобедренных суставах 6 – 8 раз (медленно).

20. Лежа на спине, одна рука на груди, другая на животе. Дыхательные упражнения 4 – 5 раз. Следить за одновременным движением живота и груди.

21. Лежа на животе, руки согнуты в локтях, ноги вместе. Слегка потянуться головой вперед, одновременно выпрямить ноги, затем руки согнуть к плечам и прогнуться в грудном отделе, вернуться в и. п. "рыбка" 6 – 8 раз.

22. Лежа на животе, поочередное поднимание прямых ног 4 – 6 раз,

23. Лежа на спине, проделать дыхательное упражнение 3 – 4 раза

24. Лежа на спине дыхательные упражнения 4 – 5 раз.

25. Лежа на животе, руки вдоль туловища, ладони вниз, лбом касаться пола, слегка потянуться головой вперед, прогнуться в грудном отделе, отвести плечи назад, сблизить локти, слегка приподнять прямые ноги, вернуться в и. п. и расслабить мышцы. 4 – 6 раз.

26. Лежа на спине, проделать дыхательные упражнения 3 – 4 раза

27. Лежа на спине, руки за головой, ноги вместе. Поочередно сгибать ноги в коленных и тазобедренных суставах – "пистолетик" 6 – 8 раз.

28. Лежа на спине, руки согнуты в локтях. Прогнуться с упором на локти и пятки – "мостик" 3 – 4 раза

29. Лежа на животе, руки согнуты в локтях, ноги выпрямлены, руки вытянуть вперед, немного приподнять прямые ноги, затем медленно развести прямые руки в стороны и одновременно развести прямые ноги, руки согнуть к плечам, ноги соединить вместе, вернуться в и п. 4 – 6 раз.

30. Лежа на спине, дыхательные упражнения 4-6 раз.

31. Лежа на спине, ноги выпрямлены, руки за головой. Поочередное приподнимание прямых ног 10 – 12 раз.

32. Дыхательные упражнения 4 – 6 раз.

33. Стоя, ноги на ширине плеч, в опущенных руках мяч. Поднять мяч на вытянутых руках и бросить назад, руки через стороны опустить вниз 8 – 10 раз.

34. Поднять мяч вверх, прогнуться и бросить его вперед, руки через стороны опустить вниз 6 – 8 раз.

35. Ходьба по залу в течение 2 – 3 мин. Энергично работать руками.

36. О. с. Поднять руки вверх, через стороны, опустить вниз, выдох 4 – 5 раз.

40. О. с. Проверка и закрепление осанки 2 – 3 раза.

41. Ходьба по залу с замедлением темпа в течение 1 – 2 мин.

Значение физических упражнений при плоскостопии.

Нормальная стопа человека имеет два свода – продольный и поперечный, обеспечивающие её рессорность, т. е. способность амортизировать сотрясение тела при ходьбе, беге, прыжках и повышающие выносливость к осевой нагрузке. Уменьшение высоты сводов стопы носит название "плоскостопие". При плоскостопии одновременно с уменьшением высоты сводов происходит скручивание стоп, поэтому осевая нагрузка приходится на уплощённый внутренний свод. Рессорность стопы при этом резко снижается. При уплощении свода стопы происходит натяжение связок и подошвенного нерва, что вызывает боли при ходьбе.

Наиболее ранние признаки плоскостопия – ноющая боль в стопе, мышцах голени, бедра, в пояснице. К вечеру может появиться отёк стопы, исчезающий за ночь. В дальнейшем стопа деформируется, удлиняется и расширяется в средней части. При тяжёлых степенях плоскостопия значительно изменяется походка: становиться неуклюжей, скованной.

Плоскостопие развивается чаще в детстве, когда нагрузка на стопу не соответствует выносливости её мышц. В целях профилактики необходимо выполнять специальные упражнения, направленные на укрепление мышц и связочного аппарата стопы. Особенно полезна ходьба босиком.

Физические упражнения направлены на повышение общей и силовой выносливости мышц (мышц нижних конечностей), формирование правильной осанки, коррекция деформации стоп. В занятиях применяются ОРУ для мышц верхних и нижних конечностей, туловища, СУ (специальные упражнения) для мышц голени и стопы, сжатие пальцев ног, захватывание пальцами ног различных предметов и поднимание их, приседания в положении носки внутрь, пятки разведены, в положении со скрещенными ногами, ходьба на наружных краях стопы и на носках, лазанье по гимнастической лестнице и канату с захватыванием пальцами ног реек и каната, ходьба по ребристой скошенной поверхности и др.

Упражнения выполняются в и. п. лежа, сидя, стоя, а также во время ходьбы, что дает возможность регулировать нагрузку на определенные мышцы голени и стоны. Вначале необходимо ограничиться выполнением упражнений в и. п. лежа и сидя, с чередованием сокращения и расслабления мышц, В дальнейшем в занятия рекомендую включать упражнения со статической нагрузкой.

Упражнения для профилактики плоскостопия.

И. п. -– лежа на спине

1) поочередное и одновременное оттягивание носков, приподнимая и опуская наружный край стопы;

2) согнув ноги и упираясь стопами в пол, разведение пяток в стороны;

З) скольжение стопой одной ноги по голени другой;

4) согнув ноги и упираясь стопами в пол, поочередное и одновременное приподнимание пяток.

И. п. -– сидя

1) приведение и супинация стоп с одновременным сгибанием пальцев;

2) захватывание стопами мяча и приподнимание его;

З) подгребание пальцами матерчатого коврика;

4) захватывание пальцами какого-либо предмета и приподнимание его;

5) максимальное разведение и сведение пяток, не отрывая носки от пола,

6) поставив стоны на наружные края, разведение коленей с максимальным сгибанием пальцев;

7) поднимание из положения сидя «по-турецки», опираясь на кисти и тыльную поверхность стоп.

И. п. стоя

1) поднимание на носках с упором на наружные края стоп;

2) повороты туловища при фиксированных стонах;

3) упражнение «ласточка» с последующим поворотом туловища в сторону опорной ноги;

4) полуприседания и приседания, стоя на гимнастической палке вынося руки вперед или в стороны;

5) захватывание пальцами каких-либо предметов и приподнимание их,

Т. А. Залата, МБОУ СОШ №11, г. о. Спасск-Дальний, Приморский край