Здоровое школьное питание – здоровые дети
Здоровое школьное питание – здоровые дети Пусть ваша пища будет вашей медициной и пусть вашими лекарствами будет ваша пища.
Гиппократ
Питание в школьном возрасте существенно влияет на формирование здоровья детей и является важнейшим фактором, определяющим здоровье нации. Сегодня в Российской Федерации на федеральном и региональном (местном) уровнях государственной власти и в сознании общественности четко обозначена необходимость широкой и комплексной модернизации системы питания школьников, под которой обычно понимается ремонт и современное технологическое переоснащение предприятий школьного питания.
Однако следует учесть и другие серьезные аспекты, ограничивающие внедрение системы здорового питания в школах, и преодоление негативных тенденций в состоянии здоровья учащихся.
Как ключевые необходимо рассматривать следующие проблемы:
1. Здоровое питание в школе сегодня не является популярным и востребованным среди большинства школьников. Гораздо более модными стали продукты, активно рекламируемые СМИ и не опознаваемые ими как неполезные для организма.
2. Возможности предприятий сферы школьного питания не сравнимы и не конкурентны с профессиональными методами продвижения своей продукции ведущими товаропроизводителями (прежде всего продуктов «быстрого питания»).
3. Дети часто отказываются от питания ввиду непопулярности в их среде самой школьной столовой, низкой эстетической и вкусовой привлекательности предоставляемой ею еды.
4. Родители и общественность не всегда осознают остроту проблемы питания в школе вследствие плохой информированности, не имеют достаточного влияния на детей, чтобы приучить их к здоровому питанию, а также объяснить им последствия неправильного питания.
5. Многие родители не осуществляют контроля за питанием своих детей как дома, так и в школе, они нередко считают организацию и финансирование школьного питания обязанностью государства.
6. Недооценивается значение грамотной рекламной и разъяснительной работы при внедрении системы здорового питания в среде учащихся. Общение с детской и родительской аудиторией происходит нерегулярно и без учета особенностей восприятия ими различных способов предоставления информации.
7. Остро ощущается потребность в доступных, популярных и профессионально подготовленных информационных ресурсах для разных аудиторий по всем аспектам проблемы здорового школьного питания – от пропаганды в детской и родительской аудиториях до консультаций по современным технологиям организации работы и рекламы предприятий социального питания.
Важнейшим фактором формирования здоровья подрастающего поколения является питание. На сегодняшний день в России проблема питания школьников приобретает все более серьезное значение.
Результаты мониторинга показывают, что горячим питанием охвачено около 63% российских школ, однако не везде качество питания отвечает требованиям сбалансированности состава, энергоемкости, вкусовых качеств.
Установлено, что одной из причин возникновения различных «школьных» болезней (задержка роста, анемия, кариес, болезни желудочно-кишечного тракта) более чем у 30% от общей численности детей является неудовлетворительное качество питания.
Вопрос восстановления индустрии школьного, а на ее основе и всего сектора социального массового питания сегодня актуален как никогда.
Результаты проведенного Министерством образования и науки России мониторинга организации питания в общеобразовательных учреждениях 57 регионов страны показали, что технологическое оборудование пищеблоков образовательных учреждений обновляется крайне медленно, его износ составляет от 80 до 90%.
Такое состояние пищеблоков общеобразовательных учреждений не обеспечивает качественного сбалансированного пита-
ния школьников с учетом норм их потребности в питательных веществах и энергии.
Причины сложившейся неблагоприятной ситуации заключаются в ряде факторов: недостаток финансирования статей на школьное питание в составе областных, краевых и муниципальных бюджетов в конечном итоге влияет на качество и разнообразие сырья, используемого для приготовления блюд, на профессионализм кадров, на уровень технического оснащения школьных столовых.
Важнейшей проблемой является отсутствие у детей и подростков знаний о здоровом образе жизни и принципах рационального питания. Так, по данным социологического исследования, лишь каждый третий школьник старается есть только полезную для здоровья пищу, принимает витамины или пищевые добавки. Пропаганда здорового образа жизни и обучение детей правилам здорового питания должны стать одним из направлений работы каждого образовательного учреждения.
Не менее значимой является проблема износа материально-технической базы школьных пищеблоков. Система обеспечения учащихся полноценным питанием нуждается в радикальных изменениях. Школьные столовые требуют проведения капитального ремонта, не оборудованы системой водоснабжения, не канализованы. Неуклонно возрастает тенденция к замене горячего питания буфетной продукцией. Отметим и недостаточно высокий уровень специалистов, занятых в сфере школьного питания, низкое качество блюд, непривлекательность школьных столовых. Таким образом, большинство общеобразовательных учреждений не может обеспечить качественное сбалансированное питание школьников с учетом норм их потребности в питательных веществах и энергии.
Оставляет желать лучшего рацион питания школьников. Не выдерживаются принципы его сбалансированности, не обеспечиваются потребности учащихся в энергии и пищевых веществах. Объясняется это тем, что меню составляется не с учетом физиологической потребности детей в биологически ценных веществах, а главным образом исходя из расчета стоимости продуктов.
В настоящее время финансирование школьного питания осуществляется только за счет средств бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований с привлечением родительских средств. Однако низкий уровень материального достатка многих семей не позволяет родителям не только оплачивать питание детей в образовательных учреждениях, но даже обеспечивать их полноценным питанием дома. Необходимы совершенствование финансирования школьного питания, оптимизация затрат, включая бюджетные дотации.
Требует доработки нормативно-правовая база в сфере организации школьного питания.
Отметим также неразвитость централизованной системы питания школьников и ее инфраструктуры, отсутствие эффективного управления и контроля системы производства школьного питания.
Чтобы принципиально изменить к лучшему сложившуюся ситуацию, одной заменой оборудования не обойтись. Необходимо комплексное решение проблем, учитывающее и медицинские, и правовые, и социальные, и финансовые, и технологические аспекты.
Цель, задачи и сроки, этапы реализации проекта
Цель проекта – создание оптимальной системы школьного питания, способной обеспечить обучающихся в общеобразовательном учреждении качественным питанием в соответствии с действующей нормативной базой.
Задачи проекта:
обеспечение питанием школьников в соответствии с единым рационом питания, соответствующим потребностям детей и установленным нормам;
повышение качества реализуемых в школе продуктов питания;
повышение эффективности организации и регулирования школьного питания;
индустриализация школьного питания;
развитие системы производственного контроля за качеством и безопасностью используемого сырья и вырабатываемой продукции;
увеличение объемов и повышение технического уровня производства продукции школьного питания;
создание новых и модернизация существующих производственных мощностей в системе школьного питания;
относительное снижение затрат на закупку товаров и услуг для организации школьного питания;
снижение стоимости школьного питания произвести за счет выращивания на пришкольном участке фруктов и овощей;
повышение профессионализма кадрового состава работников;
проведение постоянной пропаганды принципов здорового питания среди обучающихся и родителей на основе современных требований медицины.
Механизм реализации
Направления деятельности:
развитие и укрепление материально-технической базы школьной столовой;
формирование унифицированных подходов к применяемым схемам организации питания и требованиям к качеству и безопасности продукции;
совершенствование нормативно-правовой базы;
кадровое обеспечение организации школьного питания;
осуществление контроля качества школьного питания;
осуществление мониторинга здоровья школьников.
Наименование мероприятий:
проведение классных часов: «Здоровое питание школьника», «Азбука здорового питания», «Правила гигиены питания», «Пища для мозга», «Рациональное питание», «Лечебные свойства продуктов питания»;
проведение праздников в столовой школы с обучением нормам поведения за столом;
мониторинг заболеваемости, связанной с органами пищеварения;
анкетирование учащихся и родителей;
организация выставки-продажи различных блюд;
конкурс сочинений «От здоровой пищи к здоровой нации»;
конкурс рисунков «Пища наша хороша»;
конкурс медиапроектов по здоровому питанию.
Ресурсное обеспечение проекта
Кадровые – учащиеся, родители, администрация школы, учителя, медперсонал.
Методические – нормативные требования СанПиН.
Ожидаемые результаты
Реализация проекта позволит добиться результатов в социальной и экономической областях, а также в сфере управления.
К ожидаемым социальным эффектам можно отнести:
создание инфраструктуры для обеспечения качественным горячим питанием 100% обучающихся;
повышение уровня здоровья обучающихся благодаря научно обоснованному рациону питания, сформированному с учетом индивидуальных особенностей детей;
улучшение качества питания за счет использования экологически чистого сырья, современных технологий производства, хранения и транспортировки пищевой продукции, ежегодного повышения уровня квалификации специалистов, занятых в сфере школьного питания.
К экономическим эффектам, несомненно, относится снижение затрат на производство единицы продукции. Достижение такого эффекта становится возможным за счет:
снижения закупочных цен на сырье до 25% с учетом больших единовременных поставок, гарантированного годового заказа;
сокращения потерь на всех этапах производства и реализации готовой продукции до 10% вследствие применения высокотехнологичного оборудования, специальных систем производственного учета и контроля;
уменьшения энергопотребления;
оптимизации штатов школьных столовых.
заготовки овощей и фруктов на пришкольном участке.
Кроме того, централизация процесса приготовления пищевой продукции обеспечит высокий уровень производственного, санитарно-гигиенического и финансового контроля, приготовление рационов единого качества. Будет достигнуто соответствие современным требованиям к организации питания в столовой за счет полного технологического переоснащения, изменения режима, стиля, форм и методов работы персонала.
Направление в сферу школьного питания единовременных целевых инвестиций для осуществления качественных изменений позволит ей стать экономически самостоятельной, развиваться и приносить прибыль.
Риски реализации проекта
1. Необеспеченность в финансировании.
2. Невозможность заключения длительных договоров с поставщиками продуктов питания из-за регулярного скачка цен.
Методическое обеспечение
1. Нормативно-правовое постановление СанПиН от 29. 12. 2010 г.
2. Сборник документов по организации питания учащихся образовательных учреждений ЧР.
Список использованной литературы
1. Химический состав и энергетическая ценность пищевых продуктов. – 2006.
2. Таблица замены некоторых продуктов питания детей.
3. Система обучения здоровью в образовательных учреждениях. – Казань, 2005.
цоры:
1. http://pitanie2007. ru.
Н. Л. Зоткина,
методист,
колледж педагогического образования, информатики и права
Хакасского государственного университета
им. Н. Ф. Катанова,
г. Абакан
Н. П. Никитина,
учитель родного края
МОУ «Алманчиковская СОШ»,
Батыревский район, Чувашская Республика
Руководитель:
И. В. Романова,
к. п. н. , доцент,
зав. кафедрой педагогики и психологии развития личности,
Батыревский район, Чувашская Республика