Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Здоровое школьное питание – здоровые дети

Здоровое школьное питание – здоровые дети Пусть ваша пища будет вашей медициной и пусть вашими лекарствами будет ваша пища.

Гиппократ

Питание в школьном возрасте существенно влияет на формирование здоровья детей и является важнейшим фактором, определяющим здоровье нации. Сегодня в Российской Федерации на федеральном и региональном (местном) уровнях государственной власти и в сознании общественности четко обозначена необходимость широкой и комплексной модернизации системы питания школьников, под которой обычно понимается ремонт и современное технологическое переоснащение предприятий школьного питания.

Однако следует учесть и другие серьезные аспекты, ограничивающие внедрение системы здорового питания в школах, и преодоление негативных тенденций в состоянии здоровья учащихся.

Как ключевые необходимо рассматривать следующие проблемы:

1. Здоровое питание в школе сегодня не является популярным и востребованным среди большинства школьников. Гораздо более модными стали продукты, активно рекламируемые СМИ и не опознаваемые ими как неполезные для организма.

2. Возможности предприятий сферы школьного питания не сравнимы и не конкурентны с профессиональными методами продвижения своей продукции ведущими товаропроизводителями (прежде всего продуктов «быстрого питания»).

3. Дети часто отказываются от питания ввиду непопулярности в их среде самой школьной столовой, низкой эстетической и вкусовой привлекательности предоставляемой ею еды.

4. Родители и общественность не всегда осознают остроту проблемы питания в школе вследствие плохой информированности, не имеют достаточного влияния на детей, чтобы приучить их к здоровому питанию, а также объяснить им последствия неправильного питания.

5. Многие родители не осуществляют контроля за питанием своих детей как дома, так и в школе, они нередко считают организацию и финансирование школьного питания обязанностью государства.

6. Недооценивается значение грамотной рекламной и разъяснительной работы при внедрении системы здорового питания в среде учащихся. Общение с детской и родительской аудиторией происходит нерегулярно и без учета особенностей восприятия ими различных способов предоставления информации.

7. Остро ощущается потребность в доступных, популярных и профессионально подготовленных информационных ресурсах для разных аудиторий по всем аспектам проблемы здорового школьного питания – от пропаганды в детской и родительской аудиториях до консультаций по современным технологиям организации работы и рекламы предприятий социального питания.

Важнейшим фактором формирования здоровья подрастающего поколения является питание. На сегодняшний день в России проблема питания школьников приобретает все более серьезное значение.

Результаты мониторинга показывают, что горячим питанием охвачено около 63% российских школ, однако не везде качество питания отвечает требованиям сбалансированности состава, энергоемкости, вкусовых качеств.

Установлено, что одной из причин возникновения различных «школьных» болезней (задержка роста, анемия, кариес, болезни желудочно-кишечного тракта) более чем у 30% от общей численности детей является неудовлетворительное качество питания.

Вопрос восстановления индустрии школьного, а на ее основе и всего сектора социального массового питания сегодня актуален как никогда.

Результаты проведенного Министерством образования и науки России мониторинга организации питания в общеобразовательных учреждениях 57 регионов страны показали, что технологическое оборудование пищеблоков образовательных учреждений обновляется крайне медленно, его износ составляет от 80 до 90%.

Такое состояние пищеблоков общеобразовательных учреждений не обеспечивает качественного сбалансированного пита-

ния школьников с учетом норм их потребности в питательных веществах и энергии.

Причины сложившейся неблагоприятной ситуации заключаются в ряде факторов: недостаток финансирования статей на школьное питание в составе областных, краевых и муниципальных бюджетов в конечном итоге влияет на качество и разнообразие сырья, используемого для приготовления блюд, на профессионализм кадров, на уровень технического оснащения школьных столовых.

Важнейшей проблемой является отсутствие у детей и подростков знаний о здоровом образе жизни и принципах рационального питания. Так, по данным социологического исследования, лишь каждый третий школьник старается есть только полезную для здоровья пищу, принимает витамины или пищевые добавки. Пропаганда здорового образа жизни и обучение детей правилам здорового питания должны стать одним из направлений работы каждого образовательного учреждения.

Не менее значимой является проблема износа материально-технической базы школьных пищеблоков. Система обеспечения учащихся полноценным питанием нуждается в радикальных изменениях. Школьные столовые требуют проведения капитального ремонта, не оборудованы системой водоснабжения, не канализованы. Неуклонно возрастает тенденция к замене горячего питания буфетной продукцией. Отметим и недостаточно высокий уровень специалистов, занятых в сфере школьного питания, низкое качество блюд, непривлекательность школьных столовых. Таким образом, большинство общеобразовательных учреждений не может обеспечить качественное сбалансированное питание школьников с учетом норм их потребности в питательных веществах и энергии.

Оставляет желать лучшего рацион питания школьников. Не выдерживаются принципы его сбалансированности, не обеспечиваются потребности учащихся в энергии и пищевых веществах. Объясняется это тем, что меню составляется не с учетом физиологической потребности детей в биологически ценных веществах, а главным образом исходя из расчета стоимости продуктов.

В настоящее время финансирование школьного питания осуществляется только за счет средств бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований с привлечением родительских средств. Однако низкий уровень материального достатка многих семей не позволяет родителям не только оплачивать питание детей в образовательных учреждениях, но даже обеспечивать их полноценным питанием дома. Необходимы совершенствование финансирования школьного питания, оптимизация затрат, включая бюджетные дотации.

Требует доработки нормативно-правовая база в сфере организации школьного питания.

Отметим также неразвитость централизованной системы питания школьников и ее инфраструктуры, отсутствие эффективного управления и контроля системы производства школьного питания.

Чтобы принципиально изменить к лучшему сложившуюся ситуацию, одной заменой оборудования не обойтись. Необходимо комплексное решение проблем, учитывающее и медицинские, и правовые, и социальные, и финансовые, и технологические аспекты.

Цель, задачи и сроки, этапы реализации проекта

Цель проекта – создание оптимальной системы школьного питания, способной обеспечить обучающихся в общеобразовательном учреждении качественным питанием в соответствии с действующей нормативной базой.

Задачи проекта:

обеспечение питанием школьников в соответствии с единым рационом питания, соответствующим потребностям детей и установленным нормам;

повышение качества реализуемых в школе продуктов питания;

повышение эффективности организации и регулирования школьного питания;

индустриализация школьного питания;

развитие системы производственного контроля за качеством и безопасностью используемого сырья и вырабатываемой продукции;

увеличение объемов и повышение технического уровня производства продукции школьного питания;

создание новых и модернизация существующих производственных мощностей в системе школьного питания;

относительное снижение затрат на закупку товаров и услуг для организации школьного питания;

снижение стоимости школьного питания произвести за счет выращивания на пришкольном участке фруктов и овощей;

повышение профессионализма кадрового состава работников;

проведение постоянной пропаганды принципов здорового питания среди обучающихся и родителей на основе современных требований медицины.

Механизм реализации

Направления деятельности:

развитие и укрепление материально-технической базы школьной столовой;

формирование унифицированных подходов к приме­няемым схемам организации питания и требованиям к качеству и безопасности продукции;

совершенствование нормативно-правовой базы;

кадровое обеспечение организации школьного питания;

осуществление контроля качества школьного питания;

осуществление мониторинга здоровья школьников.

Наименование мероприятий:

проведение классных часов: «Здоровое питание школьника», «Азбука здорового питания», «Правила гигиены питания», «Пища для мозга», «Рациональное питание», «Лечебные свойства продуктов питания»;

проведение праздников в столовой школы с обучением нормам поведения за столом;

мониторинг заболеваемости, связанной с органами пищеварения;

анкетирование учащихся и родителей;

организация выставки-продажи различных блюд;

конкурс сочинений «От здоровой пищи к здоровой нации»;

конкурс рисунков «Пища наша хороша»;

конкурс медиапроектов по здоровому питанию.

Ресурсное обеспечение проекта

Кадровые – учащиеся, родители, администрация школы, учителя, медперсонал.

Методические – нормативные требования СанПиН.

Ожидаемые результаты

Реализация проекта позволит добиться результатов в социальной и экономической областях, а также в сфере управления.

К ожидаемым социальным эффектам можно отнести:

создание инфраструктуры для обеспечения качественным горячим питанием 100% обучающихся;

повышение уровня здоровья обучающихся благодаря научно обоснованному рациону питания, сформированному с учетом индивидуальных особенностей детей;

улучшение качества питания за счет использования экологически чистого сырья, современных технологий производства, хранения и транспортировки пищевой продукции, ежегодного повышения уровня квалификации специалистов, занятых в сфере школьного питания.

К экономическим эффектам, несомненно, относится снижение затрат на производство единицы продукции. Достижение такого эффекта становится возможным за счет:

снижения закупочных цен на сырье до 25% с учетом больших единовременных поставок, гарантированного годового за­каза;

сокращения потерь на всех этапах производства и реализации готовой продукции до 10% вследствие применения высокотехнологичного оборудования, специальных систем производственного учета и контроля;

уменьшения энергопотребления;

оптимизации штатов школьных столовых.

заготовки овощей и фруктов на пришкольном участке.

Кроме того, централизация процесса приготовления пищевой продукции обеспечит высокий уровень производственного, санитарно-гигиенического и финансового контроля, приготовление рационов единого качества. Будет достигнуто соответствие современным требованиям к организации питания в столовой за счет полного технологического переоснащения, изменения режима, стиля, форм и методов работы персонала.

Направление в сферу школьного питания единовременных целевых инвестиций для осуществления качественных изменений позволит ей стать экономически самостоятельной, развиваться и приносить прибыль.

Риски реализации проекта

1. Необеспеченность в финансировании.

2. Невозможность заключения длительных договоров с поставщиками продуктов питания из-за регулярного скачка цен.

Методическое обеспечение

1. Нормативно-правовое постановление СанПиН от 29. 12. 2010 г.

2. Сборник документов по организации питания учащихся образовательных учреждений ЧР.

Список использованной литературы

1. Химический состав и энергетическая ценность пищевых продуктов. – 2006.

2. Таблица замены некоторых продуктов питания детей.

3. Система обучения здоровью в образовательных учреждениях. – Казань, 2005.

цоры:

1. http://pitanie2007. ru.

Н. Л. Зоткина,

методист,

колледж педагогического образования, информатики и права

Хакасского государственного университета

им. Н. Ф. Катанова,

г. Абакан

Н. П. Никитина,

учитель родного края

МОУ «Алманчиковская СОШ»,

Батыревский район, Чувашская Республика

Руководитель:

И. В. Романова,

к. п. н. , доцент,

зав. кафедрой педагогики и психологии развития личности,

Батыревский район, Чувашская Республика