Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Рефлексивное управление развитием здоровьесберегающей среды в школе на ресурсной основе

Рефлексивное управление развитием здоровьесберегающей среды в школе на ресурсной основе В России осуществляется эксперимент по модернизации образовательного процесса в общеобразовательной школе. Перестройка образования с повышением качества и совершенствованием его структуры производится в интересах охраны здоровья обучающихся.

В сложившейся ситуации, когда общество практически потеряло поколение абсолютно здоровой молодежи, здоровьесберегающая направленность проводимой модернизации школьного образования сближает профессиональные интересы медиков, педагогов и психологов.

Здоровьесберегающая педагогика, позиционирующая организацию обучения в соответствии с индивидуальными возможностями ученика, не является альтернативной всем другим системам и подходам.

Мы обратились к использованию комплексной системы воздействия, составляющими которой являются процессы, методы, предметы, объекты, субъекты, ценности, возможности, т. е. средства (ресурсы), необходимые для полноценного формирования, развития и эффективного функционирования лич­ностно-ориентированной здоровьесберегающей образовательной среды.

Использование ресурсных возможностей, включающих образовательные ресурсы, материальные, человеческие, психологические, здоровьесберегающие, социальные, управленческие, должно быть концептуально обосновано, и в большей степени актуализируется в связи с принятием Правительством Постановления «О приоритетных направлениях развития образовательной системы России» (2004), становясь одним из основных направлений модернизации российской общеобразовательной школы и находясь на стыке интересов основных национальных проектов: медицинского, образовательного и демографического.

Мы обосновали систему и физиолого-гигиенические принципы личностно-ориентированного обучения в условиях ресурсного обеспечения полноценного формирования и динамичного развития здоровьесберегающей образовательной среды в гуманитарно-экономической общеобразовательной школе полного дня, с возможностью развития каждого ученика в соответствии с его интересами и состоянием здоровья.

Здоровьесберегающая образовательная среда, концептуально направленная на сохранение имеющегося здоровья по принципу «не навреди», укрепление и развитие здоровья, профилактику острых и хронических заболеваний и контроль состояния предболезни, а также формирование отношения к своему здоровью, ценности здорового образа жизни, мотивации к участию в процессе сохранения и укрепления здоровья; использует систему ресурсов, каждый из которых в отдельности не может справиться с поставленными задачами, а в системе ресурсы, интегрируя свой потенциал, дают новый саногенетически подтвержденный результат, реформируя здоровьесберегающую образовательную среду в здоровьесозидающую.

В исследовании мы ставили целью рассмотрение вопросов управления ресурсами для полноценного формирования здоровьесозидающей образовательной среды, сбережения и развития здоровья детей, подготовки к здоровому образу жизни, воспитания отношения к своему физическому и нравственному здо­ровью.

Под здоровьесберегающими ресурсами следует понимать факторы, влияющие на формирование здоровьесберегающей образовательной среды с использованием арсенала медицинских средств для системной диспансеризации, морфофункциональных исследований, профилактической работы и лечения выявленных патологий или состояния предболезни учащихся; участие в формировании новой компетенции приоритетности осознания здорового образа жизни у учителя и всех участников образовательного процесса; участие в формировании персональной траектории психолого-педагогического сопровождения учеников. Т. е. цель использования здоровьесберегающих ресурсов:

создание в школе условий, не ухудшающих, а способствующих сохранению и укреплению здоровья;

создание в школе системы работы по формированию ценности здоровья, здорового образа жизни, профилактики рисков здоровья, эффективности использования физической культуры.

Человеческие ресурсы (профессиональные) – это готовность учителя выйти на новые компетенции, подготовка учителя для участия в создании и развитии здоровьесберегающей среды, участие всех сотрудников школы и родителей в формировании среды.

В школе разработана и внедрена система рефлексивного управления в условиях личностно-ориентированного здоровьесберегающего процесса обучения. Учитывая необходимость использования всех ресурсов для достижения цели здоровьесохранения и развития, мы определили концептуальность образовательного

процесса школы «Самсон», который состоит из трех основных составляющих: процесса обучения, процесса воспитания и процесса сохранения здоровьесберегающего потенциала. Каждое из направлений имеет собственную систему деятельности и развития. Интегрируясь, эти процессы выполняют триединую основную задачу воспитания и развития ребенка для достижения цели – формирования полноценной, грамотной, интеллигентной, гуманной, аналитически мыслящей личности ученика, способного видеть и решать проблемы современного мира, достойного гражданина будущего российского общества.

Для достижения цели и реализации программ необходима высокая компетентность педагогов, желание педагогического коллектива поддерживать и реализовывать на практике поставленные руководством задачи, постоянное совершенствование, развитие профессионализма, ощущение сопричастности, чувство самореализации, удовлетворение успешностью, самоанализ. Нами разработана и используется система управленческой поддержки успешности учителя, разработана внутренняя аттестация, система поощрения, которая включает не только материальные, но и социальные премирования.

Результатом такой работы стала психологическая позитивность, профессиональная готовность к участию в управлении ресурсами.

Образовательные ресурсы, выраженные в использовании образовательных технологий, личностно-ориентированном подходе, сформированной высокомотивированной образовательной среде, выстроены в систему урочного, внеурочного, дополнительного и развивающего обучения, в систему воспитательного процесса, внутришкольного самоуправления, рейтинговых интеллектуальных конкурсов, марафонов и олимпиад учеников.

Педагогический процесс построен по системе преемственности обучения, при проведении уроков используется от 4 до 7 видов учебной деятельности (опрос, слушание, письмо, ответы на вопросы, самостоятельная работа и т. д. ). Они регулярно (через 7–10 минут) чередуются. Используются задачно-целевая, адаптивная, рефлексивная и другие формы поурочного обучения с использованием ведущих каналов восприятия информации (аудиовизуальный, кинестетический и др. ). Обеспечивается персонализированный подход к учащимся с учетом личностных возможностей. Осуществляется выбор педагогических технологий, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учеников.

В школе используются игровые педагогические технологии, технологии интенсификации обучения, перспективно-опережа­ющего обучения, проектно-исследовательская деятельность и технология по модели «ученик – класс».

Специфика организации учебно-воспитательного процесса заключается в превышении по сравнению с существующими нормативами аудиторной нагрузки (от 2 до 7 часов в неделю по разным возрастам), однако наличие ресурсного обеспечения для персонализации обучения и воспитания (малая наполняемость классов, личностно-ориентированная технология, современное учебное оборудование, психологический комфорт) и увеличение (по сравнению с привычной) объема двигательной активности, успешно нивелируют этот процесс.

Обоснованы и внедрены такие педагогические технологии в области физической культуры, как «единый спортивный час» (5 часов физкультуры в неделю), реализующий рекомендации ВОЗ по двигательной активности, разработка которого является интеллектуальной собственностью школы «Самсон», уроки физической культуры с образовательной и тренирующей направленностями, динамические прогулки, занятия ЛФК, индивидуальные занятия с учащимися, дающие выраженный эффект.

Психологические ресурсы выражены в психолого-педагоги­ческом сопровождении всех участников образовательного процесса: ученик, учитель, кураторы, администрация, родители.

Психологическая служба школы на основе разработанных принципов обеспечивает создание эмоционального комфорта и условий для самовыражения, самосознания и саморазвития каждого учащегося; гуманизацию школьных отношений, выстраивание гармоничных взаимоотношений между детьми, педагогами и родителями; определение возможностей и личностного потенциала каждого ученика, выявление генетически обусловленных способностей, их развитие и превращение в условиях психолого-педагогического сопровождения в качества перспективной успешности; стимулирование инновационно-образовательной деятельности педагогов, связанной с внедрением личностно-ориентированных и эффективных психологических технологий в практику образования.

Управленческие ресурсы являются составной частью системы ресурсного обеспечения и в то же время находятся в прямой зависимости от слаженности взаимодействия и интеграции всех остальных ресурсов. Управление развивается тогда, когда меняется, т. е. развивается объект управления (образовательное учреждение), в котором сформирована личностно-ориентированная здо­ровьесберегающая образовательная среда, обеспеченная ресурсами, дающими возможность изменить сам объект (школу).

Важный компонент ресурсного обеспечения – материальные ресурсы, которые являются питающей системой любой эффективно работающей организации.

Основные показатели финансового плана школы на учебный год определены в соответствии с основными направлениями программы «Здоровьесберегающие технологии в личностно-ориентированном обучении в условиях «Некоммерческого образовательного учреждения «Частная гуманитарно-экономическая школа «Самсон».

Организация и финансирование программы связаны с наличием в составе расходной части баланса специализированных статей расходов, что приводит к увеличению сметы расходов на 40%:

1. Финансирование службы медицинского сопровождения включает:

проведение диспансеризации;

выполнение медицинских назначений в соответствии с консультациями узких специалистов;

проведение профилактических мероприятий, иммунизация, аромотерапия, куфотерапия, фитопрофилактика;

проведение вакцинации и ревакцинации;

оказание первой медицинской помощи;

проведение мероприятий по обеззараживанию помещений (кварцевание), ионизации воздуха в учебных классах, обеззараживанию воды в бассейне;

проведение занятий ЛФК, массажа, физиотерапии в соответствии с назначением врачей-консультантов.

2. Финансирование мероприятий по обеспечению личностно-ориентированного образовательного процесса предусматривает организацию и финансирование деятельности специализированных служб:

центр психолого-педагогического сопровождения с проведением мониторинга и корректировки психического развития детей;

методический центр по разработке и внедрению индивидуальных учебных программ по предметам, проведению мониторинга и корректировки эмоционально-волевой сферы и уровня обученности школьников, разработке системы воспитательной работы, способствующей привитию ценностей здорового образа жизни;

кафедра кураторов с проведением ежедневного контроля выполнения режима дня, качественной подготовки домашних заданий, организацией целенаправленной работы по воспитанию культуры поведения на уроках, переменах, внеурочных мероприятиях, воспитание самоконтроля, саморегуляции, самоорганизации учащихся;

кафедра иностранного языка с проведением углубленной языковой подготовки и ранним изучением второго языка;

элективные курсы с профилизацией обучения в старшей школе;

кафедра эстетического воспитания по формированию ценностных компетенций через интеграцию знаний;

дополнительное образование, предусматривающее включение в учебный план экскурсии, уроки музыки, изо, хореографию, этику; а также организацию работы творческих объединений и студий.

3. Предусмотрено финансирование деятельности службы транспортной доставки и сопровождения учащихся.

4. Формирование образовательного пространства предусматривает:

расходы по капитальному строительству и оснащению дополнительных учебных помещений с учетом санитарно-эпидемиологических норм для организации системы индивидуального обучения;

строительство и организацию зон релаксации, аэрации, занятий физкультурой и спортом, предусматривающих сбалансированное чередование видов нагрузки, времени занятий и отдыха;

приобретение основных средств, учебных и методических пособий;

предоставление учащимся школьной формы и других материалов, необходимых в учебном процессе.

Для обеспечения содержания имущественного комплекса школы организована специализированная инженерная служба, включающая в себя специалистов по обслуживанию бассейна и зимнего сада.

5. Финансирование деятельности школьной столовой по организации сбалансированного трехразового горячего питания производится на основании медицинских рекомендаций с возможностями диетического питания (столы №№ 1, 4, 5, 7, 9).

Питание трехразовое:

09. 40 – завтрак;

13. 05 – горячий обед из трех блюд с холодными закусками, сок;

15. 50 – полдник с фруктами, выпечкой.

(15. 30 и 17. 00 – полдник для подготовительного центра. )

Ежемесячно в смету расходов включаются статьи, связанные с приобретением хозяйственного инвентаря, моющих и дезинфицирующих средств.

6. Финансирование организации системы занятий физической культурой и спортом.

С целью соблюдения необходимого двигательного режима, способствующего сохранению здоровьесберегающего потенциала ребенка, организована система «Единый спортивный час» (5 часов физкультуры в неделю), реализующая рекомендации ВОЗ по двигательной активности, которая проводится ежедневно для всех классов, секционные занятия в спортивном зале, бассейне, тренажерном зале, динамические прогулки на открытой спортивной площадке, занятия ЛФК, а также участие команд школы по различным видам спорта в выездных соревнованиях.

В смете финансирования предусмотрены статьи расходов, связанные с организацией службы обеспечения правопорядка, работающей в круглосуточном режиме, оплатой услуг Управлению вневедомственной охраны при УВД ЮАО г. Москвы, оплатой услуг по инженерно-техническому сопровождению работы системы противопожарной безопасности.

Социальные условия страны, региона, города, округа, района, муниципалитета, органов управления исполнительной власти, органов законодательной власти, управления образования, здравоохранения и другие социально значимые структуры являются социальными ресурсами.

Ведущим условием создания устойчивого развития здоровьесберегающего образовательного пространства школы является постоянное совершенствование ресурсов, среди которых главное состоит в повышении профессиональной компетентности учителей и медицинского персонала в области педагогики.

Общеобразовательная школа не только обучает, на мой взгляд, ее основная задача – формирование личности, личности физически, социально и нравственно здоровой, интеллектуальной и гуманной, интеллигентной и воспитанной, умеющей аналитически мыслить, видеть и решать проблемы.

Из личностей состоит общество. Если школа выполнит поставленные перед ней социальные задачи, наше российское общество будет во всех смыслах здоровым, процветающим и перспективным. На мой взгляд, нам удалось успешно справиться с решением этих задач.

А. Р. Вирабова,

профессор, д. м. н. ,

кафедра гигиены детей и подростков

факультета послевузовского профессионального образования педиатров

Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова,

г. Москва