На каком факультете учиться на маркетолога — 6 направлений для получения специальности
Маркетинг — сфера деятельности, у которой много ответвлений: product-менеджмент, бренд-менеджмент и другие. Поэтому абитуриент должен решить перед поступлением на направление «маркетинг», какой факультет его интересует. Эта статья — для абитуриентов, которые не знают, на каком факультете обучают на данную специальность и какой из них выбрать. А если вы не знаете, в какое учебное заведение поступать, рекомендуем изучить обзор 17 ВУЗов со специальностью «маркетинг».
Содержание:
На каком факультете учиться на маркетолога: основные направления
Что такое маркетинг
Этим термином называют совокупность процессов создания, продвижения и предоставления товара или услуги, в ходе которой удовлетворяют рыночные потребности покупателей для увеличения прибыли. Если говорить просто, то маркетинг направлен на выяснение потребностей (спроса) целевой аудитории продукта и предложение по их удовлетворению.
Когда дело доходит до реализации задач по продвижению товаров на практике, выясняется, что это подразумевает много нюансов, требует много разнородных знаний и навыков, которыми не может обладать один специалист. Из-за этого уже к середине ХХ века появилось много узкоспециализированных направлений, число которых стало еще больше с появлением интернета и стартом онлайн-продаж.
При этом даже при одинаковом направлении подготовки на разных факультетах выпускник получит разный набор знаний, что скажется на его дальнейшей профессиональной деятельности.
На каком факультете учиться на маркетолога: основные направления
Сегодня маркетологи могут относиться к одной из следующих категорий:
-
маркетолог-экономист;
-
product-менеджер;
-
бренд-менеджер;
-
интернет-маркетолог.
Это — далеко не полный перечень.
Но на каком факультете учиться на маркетолога, работающего по одному из этих направлений? В настоящее время российские учебные заведения предлагают несколько вариантов: общая экономика, стратегический менеджмент, интернет-профессии, социология, инженерный. В некоторых ВУЗах направление маркетинга отдельно.
Общая экономика
В большинстве российских высших учебных заведений маркетологов готовят на факультете общей экономики. В рамках первых двух курсов студенты изучают на нем общие дисциплины, среди которых:
-
финансовый учет;
-
макроэкономика;
-
микроэкономика;
-
международная экономика;
-
институциональная экономика;
-
управленческий учет;
-
история бизнеса.
На третьем курсе начинается изучение профильных дисциплин. К ним относятся маркетинг, стратегический менеджмент, информационные технологии в менеджменте и другие. Эта схема действует для бакалавриата, магистратуры и специалитета. Разница только в том, что бакалавры осваивают профильные дисциплины 2 года, специалисты 3, а магистры — 4 (с учетом обучения по программе бакалавриата).
Выпускники получают довольно обширные знания, которые позволяют им работать в смежных сферах, связанных с организацией экономической деятельности бизнеса. Выпускник получит универсальные знания и научится анализировать прибыль, убытки, прогнозировать показатели предприятия, выполнять калькуляцию.
Учиться можно в Московском Международном Университете, НИУ МЭИ, Московском технологическом институте.
Менеджмент
Менеджмент — деятельность, направленная на достижение долгосрочных целей, улучшение устойчивости и конкурентоспособности бизнеса. Неотъемлемая часть всего этого — продвижение товаров и увеличение прибыли с его помощью. В силу этого обучение часто проходит на менеджменте.
На первых двух курсах проходят общие дисциплины, среди которых:
-
методы исследований в менеджменте;
-
современный стратегический анализ;
-
экономико-математические методы в стратегическом управлении;
-
современные проблемы управления.
Начиная с третьего курса изучают профильные дисциплины. Среди них маркетинг, управление компанией, управление человеческими ресурсами, стратегический анализ рынков и другие.
Если на общей экономике учат в первую очередь работе с экономической стороной деятельности предприятия, на менеджменте готовят специалистов для управления. Его выпускники также научатся выработке стратегии, оргструктуры бизнеса, работе с кадрами. То есть решению организационных задач.
Направление менеджмента есть в Московском Институте Технологий и Управления, Московском педагогическом государственном университете.
Интернет-профессий
В отдельных российских ВУЗах есть факультет интернет-профессий. На нем изучают направления деятельности, связанные с сетью. Для обучения по специальности интернет-маркетолог этот факультет подойдет оптимально. Но у него своя специфика, так как продвижение товаров и услуг в сети имеет ряд особенностей, которые сильно отдаляют его от классического. Он включает следующие направления:
-
SEO (search engine optimization) — оптимизация веб-сайтов для повышения их позиций в поисковой выдаче;
-
контент-маркетинг — распространение информации о бренде и создание его репутации;
-
таргетинг — реклама, направленная на определенный сегмент аудитории.
Хотя все эти направления довольно сильно отдалены от традиционного продвижения товаров и брендов, их главная цель остается прежней — продвижение товаров и услуг, пусть и специфическое. Именно поэтому специалистов в этих сферах также называют маркетологами.
Сейчас в российских ВУЗах отдельное направление интернет-маркетинга — редкость. Его нет почти нигде, кроме университета «Синергия». А на традиционных экономике и менеджменте обучают более классическим приемам. Это нужно иметь в виду при выборе учебного заведения и направления подготовки.
Социологический
Маркетологов учат вместе с социологами. Там специфический уклон подготовки — особенности поведения участников рынка и инструменты продвижения товаров изучают в связи с процессами, происходящими в обществе. Поступить можно в МГУ, РГГУ.
Инженерный
В некоторых ВУЗах маркетологов готовят на инженерных факультетах. Их учат продвигать специфические продукты — например, программное обеспечение. Дополнительно студенты получают технические знания, связанные с этими продуктами. В частности, такое обучение возможно в Институте iSpring.
Маркетинга
В некоторых ВУЗах есть отдельный факультет маркетинга, где изучают только его: РЭУ им. Плеханова, Институт бизнеса и дизайна, Институт управления и регионального развития РАНХиГС . Это более узкая, более специализированная, но менее универсальная подготовка.
Что выбрать?
Выбирайте факультет в первую очередь исходя из того, чем вы планируете заниматься. Если вы хотите связать свою карьеру с продвижением товаров и услуг, лучше всего подойдет традиционное маркетинговое направление. Если планируется работа, смежная с управлением, организацией деятельности предприятия, лучше подойдет стратегический менеджмент. А если планируется работа, в большей мере связанная с экономической стороной деятельности компании, подойдет общая экономика.
Заключение
У выпускников школ, которые хотят связать свою профессию с маркетингом, часто возникает вопрос: маркетолог — это какой факультет? На самом деле — несколько разных. Специалистов в этой сфере готовят преимущественно на факультетах экономики и менеджмента. Направления подготовки отличаются, так как есть разница в базовых дисциплинах, которые изучают на первом и втором курсе, поэтому к выбору надо отнестись ответственно и хорошо его обдумать.
Особняком стоят интернет-маркетологи. Их могут готовить отдельно или вместе с менеджерами. Из-за особой специфики продвижение товаров и услуг в сети сильно отличается от традиционного, из-за чего разнится и подготовка.