Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Организация исследовательской деятельности учащихся как средство повышения мотивации к изучению истории

1. Информационный блок

1.1 Название темы опыта

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся как средство повышения мотивации к изучению истории. 

1.2. Актуальность опыта

Преподаватели, работающие долгие годы, знают, какое бесчисленное количество методов и форм обучения приходило и уходило вместе со временем. Новое время ставит перед нами новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений. Не столь новой, но востребованной в обучении является научно - исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. Без навыков исследовательской учебной деятельности сложно освоить предлагаемую современную учебную программу естественнонаучных дисциплин. В настоящее время практически каждому преподавателю рано или поздно приходится сталкиваться с этим видом деятельности.

1.3. Цели опыта

Совершенствование педагогического мастерства, сопровождающего развитие  исследовательской деятельности учащихся, формирование и развитие исследовательского поведения учащихся, расширение и интегрирование их знаний, вовлечение в активную научно - исследовательскую деятельность.

1.4. Задачи опыта:

  • изучить и систематизировать существующий педагогический опыт по формированию ключевых компетенций у учащихся, необходимых для проведения научных исследований;
  • разработать алгоритм формирования основ практических умений и навыков  в организации научно-исследовательской работы с учащимися;
  • раскрыть роль проведения научных исследований в формировании критического мышления у учащихся, в умении презентовать результаты своей работы, в повышении мотивации к изучению предмета.

1.5. Длительность работы над опытом

Работа над обобщением опыта работы продолжалась 2 года.

На первом этапе, столкнувшись с проблемой организации научно-исследовательской деятельности учащихся в колледже, я задумалась над способом ее решения и начала изучать научно-методическую литературу по данному вопросу. Из множества изученных методик была выбрана наиболее эффективная, на мой взгляд, методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся. На втором этапе была организована группа из заинтересованных учащихся и проводилась работа по организации научно-исследовательской деятельности учащихся согласно выбранной методике. Следующий этап нашей работы, представление на районной и областной конференциях научно-исследовательских работ учащихся. Работа была отмечена дипломом III степени на районной конференции и свидетельством участника конкурса работ исследовательского характера (конференции) учащихся учреждений образования Минской области. Также для оценки результатов деятельности по повышению мотивации  учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью, к изучению истории был проведен анализ их успеваемости по данному предмету до и после начала занятий данным видом деятельности, а также у учащихся, которые данной деятельностью не занимались. 

2. Описание технологии опыта

2.1. Ведущая идея опыта

Залогом эффективной работы в направлении организации исследовательской деятельности учащихся и в дальнейшем повышения мотивации к изучаемому предмету является формирование у обучающихся необходимых умений, навыков и компетентностей, а именно:

  • умения работать с литературой и другими источниками информации, а это является основой научного исследования;
  • умения критически осмысливать материал, представленный в научной литературе, т.е. умения самостоятельно сопоставлять факты и явления, делать собственные выводы;
  • умения чётко и ясно излагать свои мысли, доказывать свою точку зрения;
  • владения научными методиками организации и проведения исследований;
  • владения навыками оформления результатов наблюдений и исследований;
  • умения грамотно и доступно преподнести результаты научно-исследовательской работы и др. [4]

Следует помнить, что главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный, творческий продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде.

В своей работе “Стары Віленскі шлях” мы использовали натуралистические, описательные и исследовательские виды деятельности.

Необходимо обратить  внимание, что задача преподавателя-руководителя в процессе исследовательской деятельности заключается в выявлении избирательности обучающегося к содержанию, виду, форме учебного материала, процессу самореализации и виду деятельности. От педагога требуется умение постоянно совершенствовать свои знания, вносить в работу элементы творчества, осуществлять исследовательский подход к решению проблем, возникающих в образовательном процессе. В этих условиях современному педагогу необходимо осмысливать собственную деятельность с научных позиций, владеть навыками исследовательской работы. Преподаватель перестаёт быть ментором, он научный руководитель, который исследует вместе с учащимися, ищет доказательства, помогает сделать выводы [3]. Ни в коем случае не навязывать свои знания, а принимать точку зрения учащихся, режиссируя её, направляя в нужное русло. Считаю, что исследовательская деятельность предоставляет возможность показать учащимся систему межпредметных связей и помочь им увидеть, что история, краеведение, география – это не только язык дат, цифр и постулатов, но и целостная система, позволяющая лучше изучить особенности конкретной местности, дающая возможность изменить окружающий мир. 

Так как наша работа – это конгломерат нескольких учебных предметов, при работе над ней четко вырисовываются межпредметные связи.

В дальнейшем это вызывает интерес у учащихся к более глубокому изучению данных предметов.

2.2. Описание сути опыта

Очень важно отметить, что секретом успешности научного исследования является выбор правильного алгоритма действий по его организации. Наш алгоритм состоял из четырёх этапов: 

I этап. Подготовка к проведению исследования. 

II этап. Проведение исследования.

III этап. Оформление исследовательской работы. 

IV этап. Защита результатов исследования. [1]

Рассмотрим более подробно каждый из них.

 I этап. Подготовка к проведению исследования

Алгоритм действий по подготовке к исследованию включает

1.1. Определение проблемы, выбор и формулировка проблемы, темы и обоснование их актуальности и практической значимости.

Наше исследование началось с определения проблемы. Формулировка проблемы является результатом осознания проблемной ситуации, ядром которой выступает противоречие между потребностями общества, человека и имеющимися средствами её удовлетворения. 

Проблемой нашего исследования являлась популяризация краеведческих исследований своей малой родины, в частности Борисовского района.

Тема – ракурс, в котором рассматривается проблема. Часто говорят, что выбор темы – залог успеха. Тема нашего исследования краеведческое исследование территории Борисовского района.

Актуальность и практическая значимость темы. 

Обосновать актуальность – значит объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания. Обосновывая актуальность избранной темы, мы обратили особое внимание на то, почему именно она и именно на данный момент является актуальной.

 1.2. Определение объектной области, объекта и предмета исследования.

Главной задачей исследования является четкое определение сферы научно-исследовательской деятельности – ее объекта и предмета, своеобразной «системы координат» проблемы исследования. Работа над нашим исследованием началасьс определения названной «системы». Ее составляют три элемента: «объектная область», «объект» и «предмет» исследования. Объектная область исследования – это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования, а точнее краеведения, истории, экологии, географии. Объект – это своеобразный носитель проблемы – то, на что направлена исследовательская деятельность, в нашем случае это так называемая Старая Виленская дорога и объекты, находящиеся на ее протяжении. С понятием объекта тесно связано понятие предмета исследования[2]. Предмет исследования – это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предметом нашего исследования явилась та часть старой дороги, которая проходит по современной территории Борисовского района от г. Борисова до д. Студенка. 

1.3. Изучение научной литературы и уточнение темы.

В первую очередь мы начинали с самостоятельной работы по составлению библиографического списка источников по теме. Следует отметить, что в составлении списка необходимой для изучения литературы обязательно участие самого исследователя, что позволяет учащемуся приобрести навык самостоятельной работы в библиотеке: знакомства с системой библиотечных, в том числе электронных, каталогов, с приемами правильного оформления библиографических данных [1]. 

При работе с научной литературой мы использовали следующиеприемы для фиксирования нужной информации: 

  • создали своеобразный «банк данных» по теме своей работы; 
  • делали выписки в виде конспектов (интересные мысли, факты, цифры, различные точки зрения); 

1.4. Формулирование цели и задач исследования.

Цель исследования – это то, чего хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Для достижения поставленной цели мы выделили конкретные задачи исследования. Задача исследования – это выбор путей и средствдля достижения цели. Задачи мы формулировали в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута [2]. 

Цель и задачи нашей научно-исследовательской работы были представлены следующим образом:

Цель: разработать краеведческий туристический маршрут (экскурсию) по историческим и живописным местам бывшей Виленской дороги.

Задачи:

  1. Ознакомиться с историческим прошлым и современностью населенных пунктов Староборисов, Бытча и Студенка.
  2. Оценить экологическое состояние природы в данных населенных пунктах.
  3. Составить карту и план туристического маршрута.

1.5. Определение методов ведения исследования.

Метод – это способ достижения цели исследования. Уже отсюда очевидна решающая роль метода в успехе той или иной исследовательской работы. Нами были использованы следующие методы исследования:

  • теоретические методы (анализ и синтез, восхождение от абстрактного к конкретному);
  • эмпирические методы (наблюдение, сравнение); 
  • математические методы (статистический метод) [1]. 

Для овладения методами, которые применялись в исследовании, проводилась подготовка в форме индивидуальных занятий в рамках факультативных занятий «Беларусь с древних времен до начала ХХ века» и  «Зямля беларуская»:

  • Дискуссии по проблемным, слабо разработанным в науке темам.
  • Практикум и задания по планированию собственного ответа на учебный вопрос, по составлению планов выступлений. 
  • Практикум по разработке целей, задач и плана предстоящего исследования. 
  • Задания по теоретическому осмысливанию собранного материала 
  • Практикум по составлению схем и таблиц. 
  • Практикум по иллюстрированию научных текстов (используются рисунки, значки, символы, фотоснимки). 
  • Практикум по оформлению результатов исследований. 

II этап. Проведение исследования

Проведение нашего исследования включало в себя четыре последовательных блока: собственно проведение (так называемый технологический этап), аналитико-рефлексивный, представление результатов и заключительный. 

В рабочий план первого блока включались все элементы, обозначенные в части подготовки проведения исследования и обозначались этапы непосредственно практики проведения исследования – от определения его объекта и предмета до выбора метода. Второй блок содержал собственно практическую  часть работы. 

Третий блок включал в себя оформление результатов исследования. 

В четвертом заключительном блоке мы продумывали способ представления результатов своего исследования на районную конференцию, отработали формы представления работы, осмысливали возможные рекомендации по практическому применению результатов, т.е. спланировали внедренческий этап исследования. 

Выступление на районной конференции лишь условно можно назвать заключительным этапом исследовательской работы. На самом деле, это была некая заметная веха, позволяющая продолжить исследование уже на более высоком уровне – с обновленными в обсуждениях результатами, обогащенными замечаниями коллег-исследователей и специалистов, со сравнительным анализом других работ близкой тематики. Результатом усовершенствования и некоторого углубления нашей работы стало участие в областной конференции исследовательских работ учащихся.

III этап. Оформление исследовательской работы

Оформление результатов исследования – один из самых трудоемких этапов работы. Наша исследовательская работа была представлена в виде доклада с предоставлением продукта нашей деятельности – методической разработки краеведческого экскурсионного маршрута и рекламной брошюры.

IV этап. Защита результатов исследования

После окончания исследования, оформления полученных результатов, прочтения и одобрения последний этап – защита. Чтобы сформировать у ребят навыки участия в научной дискуссии, мы тщательно подготовились к процедуре публичной защиты своего доклада на первом этапе перед учащимися и преподавателями колледжа. При этом мы учитывали, что на все выступление отводится не более 5-7 мин. и за это время необходимо заинтересовать аудиторию. При изложении основных результатов мы использовали заранее подготовленную мультимедийную презентацию. В заключении мы постарались создать кульминацию выступления, показать возможные варианты дальнейших исследований. Особое внимание мы обратили на речь докладчика, тем более что работа, а соответственно и ее представление слушателям были представлены на белорусском языке. После выступления слушатели задавали вопросы. Умение задавать вопросы пригодится не только на учебных конференциях, но и в последующей учебе в вузах, работе, а также в повседневной жизни. 

При неоднократном представлении результатов своей работы перед различными аудиториями мы сделали вывод, что успех выступления с устным докладом в первую очередь определяется качеством проведённой работы и ценностью полученных результатов, а уже во вторую – ораторскими и актёрскими способностями выступать публично. 

2.3. Результативность и эффективность опыта

Результативность участия в исследовательских конференциях  учащихся представлена нами в виде таблицы:

Таблица 1. Результативность участия в исследовательских конференциях

Учебный год

Районная конференция

Областная конференция

2015/2016

Диплом 3 степени

-

2016/2017

-

Участие во втором этапе

 Для оценки результативности опыта мы сравнили успеваемость учащихся гр. 202-пп по истории:

Таблица 2. Успеваемость учащихся гр. 202-пп по истории

Полугодия 2015/2016 года

1 полугодие

2 полугодие

Андарала Максим 

6

8

Ипатович София 

8

9

Славинский Никита 

7

8

Таратуткин Герман 

8

9

Филон Андрей 

8

8

Средний балл по группе

6,7

6,9

Анализируя данные таблицы 2, можно сделать вывод, что успеваемость учащихся, вовлеченных в исследовательскую деятельность, возросла в среднем на 1 балл, что объясняется повышением интереса к изучению предмета. 

Заключение

Исходя из собственного опыта работы, можно сделать следующие выводы:

1. Для вовлечения обучающихся в исследовательскую деятельность необходимо: общий интерес, как со стороны учащихся, так и педагога к проблеме; актуальность выбранной темы, ее теоретическая и практическая значимость; необходимость разработки темы в связи с местными условиями, учитывая при этом приоритетные направления в системе образования.

2. Разнообразие объектов и процессов, изучаемых на учебных занятиях и факультативах, обеспечивает огромные возможности для исследовательской деятельности, в процессе которой обучающиеся учатся излагать свои мысли, работать индивидуально, в группе и в коллективе, конструировать прямую и обратную связь.

3. Для активизации исследовательской деятельности у учащихся и формирования мотивации, целесообразно их знакомство с исследовательскими работами других учащихся, участие в различных конкурсах исследовательского характера. Данная система поэтапного приобщения учащихся к исследовательской деятельности содействует развитию у них интереса к знаниям, а так же выявлению талантливых и одаренных детей.

Результаты, полученные от работы в данном направлении, позволяют сделать вывод о формировании навыков и умений научно-исследовательской деятельности у учащихся 2 курса. Фактор успешности привёл к изменению отношения учащихся к образовательному процессу. Данные работы доказывают и подтверждают необходимость занятий с учащимися научно-исследовательской деятельностью.

Таким образом, насыщенное и достаточно плодотворное сотрудничество с учащимися в ходе разработки и реализации проектов способствует не только активизации их познавательной деятельности, но и повышению профессионально-педагогической культуры учителя.

Так стоит ли заниматься научно-исследовательской деятельностью среди учащихся? Ответ, безусловно, положительный, так как результат, достигаемый в процессе исследований, – развитие интеллектуальной и творчески развитой личности, профессионально ориентированной в современном мире. 

Список использованной литературы

  1. Виленчик Л. В. Организация исследовательской деятельности учащихся: Методическое пособие/ Виленчик Л.В. – Витебск: ВОИРО, 2009. – 40 с.
  2. Запрудский, Н. И. Технология исследовательской деятельности учащихся: сущность и практическая реализация / Н.И. Запрудский // Фiзiка: праблемы выкладання. – 2009г. – №4. – С. 51 – 57, №5. – С. 19 – 27. 
  3. Лопатик Т. А. От проектной и исследовательской деятельности учащихся к научно-исследовательской работе / под ред. Лопатик Т.А. // АПО. Мн.: №Белорусская ассоциация «Конкурс», 2013. – 680 с.
  4. Тяглова, Е. В. Методика апробации результатов исследовательской деятельности учащихся / Е. В. Тяглова // Школьные технологии. – 2007. – №1. – С.103 – 118.

Телова Марина Петровна,
преподаватель общественных дисциплин