Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • История и обществознание
  • Из опыта работы над темой "Деятельностно-практический способ обучения в процессе преподавания истории в средней школе". Урок новой истории. 8-й класс

Из опыта работы над темой "Деятельностно-практический способ обучения в процессе преподавания истории в средней школе". Урок новой истории. 8-й класс

Ориентиром моей работы или эпиграфом стали слова детского писателя С.Я. Маршака:

Он взрослых изводил вопросом – Почему?
Его прозвали маленький философ
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов
И с тех пор он больше никому
Не досаждал вопросом – Почему?

Поэтому задачу я вижу в том, чтобы:

  1. Научить учащихся добывать знания, используя различные источники: карту, учебник, документ, иллюстрации.
  2. Научить умению использовать полученные знания по другим предметам.
  3. Научить умению выделять из текста учебника, документа и других источников главное.
  4. Научить ставить проблемные вопросы и находить на них ответы.
  5. Научить сопоставлять факты, проводить их анализ.
  6. Научить устанавливать причинно-следственные связи различных исторических событий.
  7. Научить составлять характеристику исторических событий, характеристику исторического деятеля.

Объединяя все вышеперечисленное, можно выделить проблему: найти методы, позволяющие развить познавательную активность, пробудить желания овладевать знаниями. А это привело к поиску новых форм и методов обучения. В целом процесс обучения – это процесс двусторонний: с одной стороны это форма самоорганизации и самореализации учащихся, а с другой – результат усилий педагога в организации познавательной деятельности учащихся. При этом нельзя забывать, что конечный результат усилий педагога заключается в переводе специально организованной активности ученика в его собственную. Таким образом, оба вида познавательной активности между собой тесно связаны. Но как бы тесно они между собой не были связаны, в активном познании со счетов нельзя сбрасывать индивидуальные особенности учащихся, от этого зависит насколько быстро учитель сможет помочь ученику перейти от нулевого уровня деятельности к творческому. Поэтому, прежде чем ставить определенные задачи перед учащимися, необходимо определить уровень первичных знаний по предмету на данный учебный период, проверить определенные умения и навыки, необходимые для дальнейшей работы. Наилучшим условием для работы является комплектование учащихся по классам в соответствии с их подготовленностью – это в идеале, что по разным причинам не всегда является возможным. И чаще всего приходится работать в классах, где дети разного уровня подготовленности и поэтому необходимо учителю изучать детей и мысленно делить учащихся на разные группы в зависимости от типа урока, от вида задания или от цели, которую учитель ставит. Например: при выполнении сложного задания при использовании КСО лучше формировать разноуровневые группы, где не очень сильные учащиеся смогут внести посильный вклад в выполняемое задание, а не очень сильные, почувствовав свою сопричастность в выполненном получат импульс для дальнейшей деятельности. А при проведении таких видов работ, как работа с текстом документа, необходимо дифференцировать задания для различных групп учащихся, чтобы все учащиеся во-первых, были вовлечены в работу, во-вторых, смогли выполнить задание, в-третьих, из более и менее сложных вопросов и заданий складывался полный анализ документа.

В целом весь процесс познания – это формирование учителем у учащихся умения учиться, которое в процессе работы учителя складывается в систему, в которой главными компонентами являются следующие:

  1. Постановка целей.
  2. Отбор средств.
  3. Применение средств.
  4. Оценка результатов процесса обучения.
  5. Корректировка процесса обучения.

Взаимосвязь этих компонентов обеспечивает развитие репродуктивных и продуктивных умений учиться. Развитие всей системы происходит в соответствии с развитием формируемых качеств. По мере развития умений изменяются цели, педагогические средства, это ведет к изменению в самом процессе обучения, в контроле за его течением. Можно привести пример с применением деятельностно-практического способа обучения в 5 классе и в 8 классе при изучении темы войны:

  • 5 класс. Тема «Военные походы фараонов». Учащимся предлагается выполнить следующее задание, прочитав соответствующий текст параграфа, документа, рассмотрев предварительно иллюстрации учебника:
Куда отправлен фараон в поход С какой целью Каковы результаты этих походов

В качестве выводы ответить на вопрос: с какими целями фараоны содержали большое войско?

  • 8 класс. Тема «Крымская война». В ходе изучения данной темы учащимся предлагается разделить события на II периоде, определить их хронологические рамки и заполнить таблицу:
  I период войны II период войны
1. Хронологические рамки периода.
2. Основные события периода.
3. Имена участников событий.
4. Результаты.
   

Сделать вывод: какие просчеты русского командования привели к столь плачевным результатам.

Развитие такой системы обучения можно охарактеризовать с помощью понятия «состояние». Это цепь переходов из одного состояния в другое до тех пор, пока не убедитесь, что сформировано умение определенного уровня развития, которое отвечает заданным целям. Например, в 5 классе по теме «Древняя Греция» есть благодатный материал для составления рассказов от имени участника («Олимпийские игры», «Школа», «Театр», «События греко-персидских войн» и т.д.), учитывая и то, что сложность заданий возрастает от урока к уроку и дифференцируются в связи с индивидуальными способностями и степенью овладения определенной сложности навыками. Совершенствование умений учащихся – процесс сложный и должен осуществляться диалектически от низших форм к высшим. А для того, чтобы эта цепочка не прерывалась, а становилась прочнее, необходимо закрепить результаты из урока в урок, совершенствуя их и усложняя. Эту цепь можно выстроить в следующей последовательности:

  1. Определение уровня развития у учащихся умений учиться и мотивов учебной деятельности.
  2. Осуществить поэлементарный анализ учебного материала, выделить понятия, правила, законы, теории, подбирать дополнительный материал, наметить вид деятельности (репродуктивный, частично-поисковый, поисковый, творческий и т.д.).
  3. Сформулировать цели урока (обучающие, развивающие и воспитательные), в том числе по формированию у учащихся умений учиться и саморазвитие этих умений.
  4. Подобрать методы и организационные формы обучения.
  5. Выстроить урок в виде плана, в котором я, как правило, для себя на всех этапах урока выделяю две части: деятельность учителя и параллельно деятельность учащихся.
  6. Способы реализации данного плана.
  7. Самоанализ урока.
  8. Корректировка в зависимости от промежуточных и конечных результатов.
  9. Постановка дальнейших целей и задач обучения.

Данная последовательность позволяет от урока к уроку выполнять те задачи, о которых говорилось в начале в течение учебного года и из года в год, отслеживая сформированность умений добывать знания учащимися. Одним из продуктивных методов в достижении этой последовательности – это применение деятельностно-практического способа обучения, который может быть применен при изучении любой темы при преподавании школьного курса истории, а умелое его использование, особенно при изучении новой темы повышает продуктивность урока, способствует обеспечению полной занятости учащихся, применению дифференцированного подхода и ускоряет процесс перехода учащихся от нулевого уровня обученности к творческому.

Конспект урока по новой истории в 8 классе

Тема: «Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность».

Цель:

  1. Познакомить учащихся с новыми явлениями в материальной культуре и в повседневной жизни, произошедшими в период перехода от традиционного общества к индустриальному.
  2. Учить составлению рассказа, анализу текста учебника с целью нахождения способов решения проблем учить делать вывод по изученному.
  3. Привитие интереса к изучаемому предмету через привлечение фактического и дополнительного материала по теме.

Оборудование:

  • карта «Европа в начале нового времени»;
  • семейные фотографии конца XIX – начала XX века.

Тип урока: урок – лабораторная работа с элементами КСО.

Понятия, повторение которых задано на дом: индустриальная революция, культура материальная и культура духовная, промышленный переворот, технический прогресс.

Ход урока

Урок начинается с вступительного слова учителя, в котором учитель объясняет тему урока и ставит задачу перед учащимися:

- На сегодняшнем уроке мы узнаем какое влияние на жизнь человека оказывал технический прогресс, который врывался в повседневную жизнь, резко менял среду обитания человека. Менялся транспорт, быстрее мчалось время. Радио, телефон, телеграф позволяли в невероятно короткие сроки устанавливать связь с другой страной и континентом. В дома пришло современное освещение и отопление. Жизнь становилась интереснее – расширялся мир увлечений. Одно изобретение тянуло собой появление другого. Но не так быстро и не на голой почве появлялись эти изобретения, а появлялись они в связи с появляющимися проблемами и необходимостью их разрешения. Ваша работа заключается сегодня в том, чтобы вы сумели, используя данные учебника, найти, как же общество разрешило возникающие проблемы и сделайте вывод, каковы же были успехи решения этих проблем.

Учащиеся делятся на 5 групп (по 5 проблемам, которые ставит учитель, исходя из изучаемого материала). На доске и у учащихся заготовки таблицы, которая будет заполняться по ходу урока (на доске таблица, где записываются и озвучиваются все 5 проблем, у каждой группы учащихся таблица с теми же разделами, но по одной проблеме).
После объяснения (у каждой группы учащихся указаны соответствующие страницы параграфа), учащиеся приступают к работе. По мере выполнения получают индивидуальную помощь учителя и под контролем учителя заполняют свою таблицу в тетради и свою часть таблицы на доске, по мере готовности выходят к доске. После выполнения всего задания таблица должна выглядеть следующим образом:

Технический прогресс и человек.

Проблема Пути решения Успехи
I. Рост городов (как преодолеть расстояние внутри города). 1. Омнибусы.
2. Конке (трамвай).
3. Метро.
1. Менялся облик города.
2. Устранены препятствия для его роста.
3. Улицы разгружены от транспорта.
II. Рост информационного голода.
1. Спрос на книги и информацию.
1. Совершенствование печатного дела.
2. Дешевая бумага.
3. Автоматическое питание.
4. Увеличен штата почтальонов.
1. Удовлетворена потребность в бумаге и книгах.
2. Информированность населения.
2. Увеличение объема переписки. 1. Единый тариф на почтовые отправления.
2. Почтовые марки.
1. Улучшилась связь между населением.
2. Облегчен труд почтовых служащих.
III.
1. Как сделать отдых более активным.
1. Самокат.
2. Велосипед.
1. Развитие велосипедного спорта.
2. Сохранение окружающей среды.
3. Доступность по цене.
4. Облегчен труд почтальонов.
2. Как улучшить быт горожан. 1. Изменить планировку квартир.
2. Изменить стиль мебели.
3. Паровое и водное отопление.
4. Газовое освещение – электричество.
5. Водопровод и канализация.
1. Появились условия для личной гигиены.
2. Отступили болезни.
3. Увеличилась продолжительность жизни.
3. Как разнообразить отдых. Граммофон. Эстетический отдых.
IV.
1. Как создать механизмы воспроизводства (копирование).
Создание пишущей машинки. 1. Появилась профессия для женщин.
2. Развитие торговли.
3. Появление рекламы.
4. Облегчение труда редакторов и писателей.
2. Как облегчить труд швеи. Ножная и ручная швейная машинка. 1. Одеваться лучше стали.
2. Появились магазины готового платья.
3. Занятость женщин.
V.
1. Как сохранить образ любимых и родных.
Фотография. 1. Возможность иметь семейный альбом.
2. Интерес к роду, семье.
3. Изменеия в духовной жизни.
2. Что делать с модой?
а) Как за ней угнаться?
б) Как сделать ее удобной?
1. Юбки, расширенные к низу.
2. Шаровары.
3. Шляпы с перьями, цилиндр.
4. Костюм «тройка», фрак, смокинг.
1. Стала более удобной одежда.
2. Одежда имела определенное назначение.
  1. После проверки выполненного задания «перекидывается» мостик к изучению следующей темы:
  2. К 1886г. население Европы составляло 200 млн. человек, а 1990 г. – около 400 млн. человек. Можете ли вы объяснить это явление?
  3. Назовите столицы крупнейших европейских государств и покажите их на карте.
  4. Назовите явления в повседневной жизни, которые удивляли человека того времени, но для нас стали обыденными.

Домашнее задание:

  1. Назовите явления сегодняшней жизни, начало которой было положено в эпоху перехода от традиционного общества к индустриальному.
  2. Обыграйте ситуацию: человек средневековья (XVI века) попадает в город изучаемого периода (конец XIX века). Какие изменения поразят его?

- Сделайте вывод о значении технического прогресса.

Вывод делают сами учащиеся. Ответ должен звучать приблизительно так:

- Технический прогресс менял повседневную жизнь людей. Удобный и общедоступным становился транспорт, совершенствовалась планировка квартир. Современные средства связи облегчили общение, а газеты и радио приносили прямо в дом все новости. Расширялись мир увлечений и возможность найти работу.

7.10.2012