Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Методическое пособие для учителей истории «Пропедевтический курс "Введение в историю. Малая Родина"». 5-й класс

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Методическое пособие «Пропедевтический курс «Введение в историю. Малая Родина» 
для 5 класса общеобразовательной школы».

Нормативно-правовые основы разработки программы

- Конституция Российской Федерации;
- Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральные государственные стандарты основного, среднего общего образования;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;
- Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации;
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 05.10.2010 № 795;
- Ведомственная целевая программа «Патриотическое и духовно-нравственное воспитание граждан Российской Федерации, проживающих на территории Костромской области» на 2014 – 2016 годы, утвержденная приказом департамента образования и науки Костромской области от 9.10.2013 года №1776;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Концепции краеведческого образования детей и молодежи Костромской области;
- В соответствии с методическим письмом «Преподавание учебных предметов «История» и «Обществознание» в образовательных организациях Костромской области в 2018-2019 учебном году;
Данная программа соответствует образовательной программе образовательного учреждения, образовательной программе по предмету, учебному плану образовательного учреждения МОУ Павинская СОШ.

Автор-составитель

Программа курса составлена на основе Программы Майкова А.Н. История: Введение в историю: 5 класс.
Дополнена и апробирована Ивковой Л.П., (учитель истории и обществознания МОУ Павинская СОШ).

Исполнители Программы

Ученический коллектив 5-х классов МОУ Павинская СОШ, родительская общественность

Сроки реализации программы

Программа  курса  планируется на 10 учебных часов и включает в себя аудиторную и внеаудиторную  работу. Программа является составной частью  Рабочей программы курса «История России. Всеобщая история 5 класс»

Цели и задачи программы

Цели курса: Подготовить обучающихся к изучению систематического курса всеобщей истории и истории России в 5-11 классах, с использованием элементов изучения родного края.
Задачи курса:

Обучающие

  • Сформировать систему знаний и умений в использовании базовых понятий и терминов.
  • Научить определять историческое время, место, причинно – следственные связи событий.
  • Активизировать интерес к истории Костромской области и Павинского района у детей, проживающих на территории региона.

Развивающие:

  • Сделать шаг от элементарного курса «Ознакомление с окружающим миром» начальной школы к систематическому курсу истории  в 5 -11 классах.
  • Вооружить обучающихся основными приёмами и алгоритмами работы с историческим материалом.
  • Развивать познавательную, творческую деятельность обучающихся.

Воспитывающие:

  • Осуществлять главную воспитательную задачу курса истории – воспитание патриотизма, любви к Родине, готовности служить Отчизне на военном или гражданском поприще.
  • Формировать чувство ответственности за учебную трудовую деятельность.

Ожидаемые результаты
(и продукты деятельности)

Планируемые результаты

Личностными результатами является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации сточки зрения собственных ощущений в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
  • называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых предметов материальной среды, объяснять свое отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
  • самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в процессе наблюдения, рассуждения, самые простые, общие для всех людей правила поведения;
  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие и простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами является формирование следующих УУД:

Регулятивные:

  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • высказывать свое предположение на основе коллективного обсуждения заданий.

Познавательные:

  • ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в справочной литературе;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя энциклопедии, Интернет, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • преобразовывать полученную информацию, делать выводы о результате деятельности.

Коммуникативные:

  • доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, в проектах, в небольших исследовательских работах;
  • слушать и понимать речь других.

Предметными результатами является формирование следующих знаний и умений:

  • объяснять, что такое Краеведение, что оно изучает;
  • называть государственные символы Костромского края, символы родного города (посёлка);
  • ориентироваться на карте Костромского края, называть 2-3 соседей нашего края, 2-3 национальности, населяющих наш край;
  • рассказывать о своей семье, друзьях, классе, школе, домашних животных;
  • охранять природу родного края;
  • наблюдать и выделять характерные особенности природных объектов Костромского края;
    соблюдать общепринятые правила поведения в обществе, на природе, правила дорожного движения;
  • выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами;
  • ставить перед собой цель и достигать ее самостоятельно или с помощью учителя;
  • анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации;
  • создавать творческие работы, поделки, рисунки, доклады, фото-коллажи с помощью взрослых или самостоятельно;
  • вести исследовательскую работу и решать проектные задачи самостоятельно, во взаимодействии с учащимися или с родителями.

Порядок мониторинга хода и результатов реализации Программы

Объективный контроль знаний, умений и навыков обучаемых на соответствие требованиям программы включает:
1. Тематический контроль по темам курса «Пропедевтический курс «Введение в историю. Малая Родина» 5 класс.
2. Оценка работы над  выполнением творческой проектной работы «Люблю тебя мой край родной», оценку по конечному результату, рецензирование, взаимооценку.
2. Мониторинговое исследование сформированности ключевых компетенций участников исследовательской деятельности по итогам учебного года.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Пропедевтика изучения истории – это подготовка учащихся к сознательному усвоению школьного курса истории. Пропедевтический курс «Введение в историю. Малая Родина» предназначен для 5 классов, начинающих изучение систематического курса всеобщей истории и истории России в 5-11 классах. С 2011 года Министерством образования было рекомендовано проведение пропедевтического курса в 5 классе основной школы не менее 10 часов. Почему же необходим пропедевтический период в школе.

Появление методических разработок данного курса актуально, так как Государственный образовательный стандарт не предполагает в начальной школе преподавание истории и обществознания в качестве отдельных пропедевтических курсов. С содержательными линиями «История России» и «Обществознание» учащиеся знакомятся только  в рамках курса «Окружающий мир». Историческое образование передается через изучение отдельных, исторических картин быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Представленное таким образом историческое образование не позволяет решать комплексные задачи пропедевтической подготовки. Поэтому, отсутствие пропедевтического курса истории в начальной школе восполняется введением в 5 классе основной школы пропедевтического курса объемом 10 учебных часов «Введение в историю. Малая Родина». В ходе изучения вопросов курса, обучающиеся должны овладеть первоначальными историческими понятиями,  ознакомиться с видами исторических источников, усвоить главное назначение курса истории как науки – давать представление о прошлом, учить анализировать настоящее, возможность предвидеть будущее.

Программа курса также направлена на формирование у обучающихся школьников представления о событиях по истории малой Родины – Костромского края и Павинского края, что очень важно для формирования интереса и любви к малой Родине.

Перед системой образования в современной России остро обозначена проблема этнокультурного воспитания и обучения детей, приобщения новых поколений к исторической памяти народа, сохранение ее в наших потомках. Традиционное наследие своего народа необходимо знать каждому человеку. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полноценной жизни в настоящем и залог плодотворного развития в будущем. Сегодня у нашего народа, в том числе и у подрастающего поколения, заметно стремление познать самих себя, ответить на вечные вопросы: кто мы? откуда мы? что берем из прошлого, во имя чего живем в настоящем, что передадим потомкам? Изучение в школе родного языка, литературы, отечественной истории, географии помогает ответить только на часть этих вопросов. Актуальными и открытыми остаются вопросы, касающиеся различных сторон жизни и культуры как всего русского народа, так и самобытного развития отдельных регионов. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека.

Идея изучения родного края и использования краеведческого материала в учебно-воспитательной работе не новая. Она получила педагогическое обоснование в трудах великого чешского педагога Я.А.Коменского, французского мыслителя и педагога Ж.-Ж.Руссо, великого русского учёного и просветителя М.В.Ломоносова. Большой интерес к школьному краеведению проявлял основоположник научной педагогики Я.Д.Ушинский. Идея не нова, но и сейчас актуальна, отвечает запросам общества и на данном этапе. Ведь краеведческая деятельность способствует профильному обучению, развивает ключевые компетенции, включает в себя проектно-исследовательскую работу, что сейчас очень востребовано в образовательном процессе. Изучение родного региона помогает ребенку установить связь с историей России, воспитывает чувство гражданственности и любви к краю и стране, в которой он живет. Школьник должен знать историю родного края, чтобы полюбить землю, на которой он живет, и участвовать в развитии родного края.

Цели курса: Подготовить обучающихся к изучению систематического курса всеобщей истории и истории России в 5-11 классах, с использованием элементов изучения родного края.

Задачи курса:

Обучающие

  • Сформировать систему знаний и умений в использовании базовых понятий и терминов.
  • Научить определять историческое время, место, причинно-следственные связи событий.
  • Активизировать интерес к истории Костромской области и Павинского района у детей, проживающих на территории региона.

Развивающие:

  • Сделать шаг от элементарного курса «Ознакомление с окружающим миром» начальной школы к систематическому курсу истории  в 5 -11 классах.
  • Вооружить обучающихся основными приёмами и алгоритмами работы с историческим материалом.
  • Развивать познавательную, творческую деятельность обучающихся.

Воспитывающие:

  • Осуществлять главную воспитательную задачу курса истории – воспитание патриотизма, любви к Родине, готовности служить Отчизне на военном или гражданском поприще.
  • Формировать чувство ответственности за учебную трудовую деятельность.

Методы и формы работы

В осуществлении поставленных целей и задач курса основное внимание отводится отбору   материала для изучения. Предмет «история» для обучающихся абсолютно новый, в начальной школе не изучавшийся. Незначительные сведения, полученные при изучении интегрированного курса «Ознакомление с окружающим миром», сути нового предмета не раскрывают. Главная методическая задача заключается в том, чтобы правильно подобрать технологии, методы, приёмы в соответствии с целями и задачами курса, учётом особенностей детей данного возраста. Поэтому в основу программы положены следующие принципы образования: природосообразность (как соответствие возрастным особенностям ребят), культуросообразность (традиции, история, этнические, природные особенности родного края), деятельность, личностный подход, опора на цели, интересы.

Основными методическими приемами являются: исследовательская деятельность, поисковая деятельность, организационная деятельность, индивидуальная работа.

Учащиеся обучаются комплексному изучению исследуемой темы, приобретают навыки работы в музеях, сбора материала в библиотеке и в интернете. Учащиеся 5-х классов работают индивидуально или делятся на небольшие группы по интересам. Каждая группа выбирает тему исследования, над которой она работает. Целью исследовательской работы является открытие новых сведений по краеведению и оформление их. Представление работы может быть в виде презентации или альбома. Также, краеведческую работу можно оформить в виде экспозиции в школьном музее, на планшете, сделать выставку материалов в кабинете истории и др. Требования к работе: новизна исследования, краеведческий характер, самостоятельный поиск, грамотность изложения, обоснованность выбора темы, актуальность, практическая значимость.

Используются современные педагогические технологии: технология проектной деятельности (Д.Дьюи., У.Х.Килпатрик, Коллингс и др.), технология активного обучения (Д. Дьюи, Г.П.Щедровицкий и мн. др.), технология коллективного творческого воспитания (И.П.Иванов), а также, проблемное обучение; здоровьесберегающие технологии; информационно-коммуникационные технологии; технология ТРИЗ: ролевых, деловых и других видов обучающих игр; технология «Развитие критического мышления» и др.

Основной используемой технологией является проектная технология. Учащиеся осуществляют работу над проектом «Люблю тебя мой край родной».

Обязательным требованием при организации образовательной деятельности по изучению курса является соблюдение следующих принципов:

  • системность и последовательность занятий: обеспечение преемственности обучения;
  • научность:
    • соблюдение логики изложения материала в соответствии с развитием современных научных знаний;
    • доступность: от простого к сложному, от неизвестного к известному; адаптированность научных понятий и терминов;
    • учёт возрастных и индивидуальных особенностей;
  • наглядность:
    • использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;
    • деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно, рефлексия и самооценка результатов деятельности;
  • активность и сознательность:
    • понимание учеником цели и задач; ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, учится опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;
  • принцип уважительного отношения к детскому творчеству:
    • представление свободы выбора, создание атмосферы доброжелательности и талантливости, оценка педагогом художественных достоинств детских работ.

Новизна программы

Целью программы является не только овладение учащимися первоначальных исторических понятий, ознакомление с видами исторических источников, усвоение главного назначения курса истории как науки – давать представление о прошлом, но и воспитание патриота малой родины, знающего и любящего свой край, выявление и поддержка одаренных детей, в том числе в области художественного творчества. На протяжении изучения курса учащиеся работают над проектом «Люблю тебя мой край родной».

Место курса в Рабочей программе курса «История России. Всеобщая история 5 класс»

Рабочая программа всего курса рассчитана на 68 учебных часов, из расчета 2 часа в неделю. В календарно-тематическое планирование внесены изменения. При подготовке календарно-тематического планирования по курсу истории в 5 классе, учтены 10 часов для изучения пропедевтического модуля «Что изучает история». В связи с этим, сокращены следующие темы по истории древнего мира: Введение, Жизнь первобытных людей – 1,  Древний Восток – на  3 ч. Древняя Греция - на 3 ч.  Древний Рим - на 3 ч.

Количество часов программы курса может быть изменено на усмотрение учителя. 

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ПРОГРАММЫ

В результате прохождения программы кружка у обучающихся будет сформирована системы ценностей:

  • Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
  • Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
  • Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
  • Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви к родному краю.
  • Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
  • Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
  • Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:

Личностными результатами является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации сточки зрения собственных ощущений в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
  • называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых предметов материальной среды, объяснять свое отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
  • самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в процессе наблюдения, рассуждения, самые простые, общие для всех людей правила поведения;
  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие и простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами является формирование следующих УУД:

Регулятивные:

  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • высказывать свое предположение на основе коллективного обсуждения заданий.

Познавательные:

  • ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в справочной литературе;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя энциклопедии, Интернет, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • преобразовывать полученную информацию, делать выводы о результате деятельности.

Коммуникативные:

  • доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, в проектах, в небольших исследовательских работах;
  • слушать и понимать речь других;

Предметными результатами является формирование следующих знаний и умений:

  • объяснять, что такое Краеведение, что оно изучает;
  • называть государственные символы Костромского края, символы родного села;
  • ориентироваться на карте Костромского края, называть 2-3 соседей нашего края, 2-3 национальности, населяющих наш край;
  • рассказывать о своей семье, друзьях, классе, школе, домашних животных;
  • охранять природу родного края;
  • наблюдать и выделять характерные особенности природных и исторических объектов Костромского края;
  • создавать творческие работы, поделки, рисунки, доклады, фото-коллажи с помощью взрослых или самостоятельно;
  • вести исследовательскую работу и решать проектные задачи самостоятельно, во взаимодействии с учащимися или с родителями.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

28.02.2020