Интегрированный урок (география ХМАО + история ХМАО) "С древности до наших дней". Тема урока "Географическое положение Ханты-Мансийского автономного округа. История исследования и формирования территории"
Цели:
Формирование и углубление знаний учащихся по
выявлению особенностей географического
положения территории ХМАО.
Выявление этапов освоения и формирования
территории нашего округа.
Задачи:
развить устную речь;
развить у учащихся способность применять имеющиеся знания; развивать умение классифицировать факты, делать обобщающие выводы; сформировать представление о выявлении особенностей географического положения территории ХМАО. сформировать представление о выявлении этапов освоения и формирования территории нашего округа воспитывать чувство любви к родному краю.Учебно-наглядный комплекс: карта
Тюменской области, компьютер, лазерный проектор,
программное обеспечение – презентация
“Географическое положение. История освоения и
формирования территории”, контурные карты.
1. Организационный момент.
Историк – Здравствуйте, садитесь.
Географ – Мы начинаем наш первый урок
географии ХМАО.
Слайд 1.
Песня “Западная Сибирь”.
2. Вступительное слово.
Географ
...Земля, моя земля!
Тебя увижу я –
И новую струну
Нежданно шевельну
И в дрожи той струны,
Как в глубине глубин,
Услышу шум волны
Разлившейся Оби.
Историк
И, солнца золотей,
Сверкнет далекий плес!
И лепет лебедей,
И звонкий смех берез!
И этою струной
Звенит весь край родной!
Юван Шесталов.
Географ – Сегодня вы начинаете изучать свою
малую Родину – ту часть России, где вы сейчас
живете, где большинство из вас родилось и
выросло.
Историк – Родина... Никому не дано выбирать
ее. Богатая или бедная, нежная или суровая, она у
человека как мать, одна, общие у них испытания,
единая судьба.
Географ – Потребность знать край, в котором
живешь, возникает у каждого. В разное время и с
разной силой, но возникает.
Историк – Каждый из нас тысячами нитей
связан со своей территорией. Мы
приспосабливаемся к ее природным условиям (или
сами частично изменяем их), общаемся с людьми,
которые проживают рядом с нами, выбираем ту или
иную профессию, то или иное место работы и т.д.
Географ – Изучение своего края – это не
просто усвоение тех знаний, которые вы получаете
от учителя или из учебного пособия. Это еще и
стремление самому узнавать новое, получать
информацию из газет, журналов, теле- и
радиопередач, бесед с жителями. Краеведение- это
путь изучения своей малой Родины, который
приведет вас к действительному познанию своего
края, наполнит память и ум, обогатит душу и
сердце.
Историк – Чтобы иметь бесспорное право
называться жителями Ханты-Мансийского
автономного округа, вы должны усвоить то
культурное наследство, что досталось нам от
предков, глубже знать край, где вы живете.
Географ – Итак, мы отправляемся в страну
ЮГОРИЮ!
Слайд 2.
Географ – Тема сегодняшнего урока:
“Географическое положение Ханты-Мансийского
автономного округа.
Историк – История исследования и
формирования территории”.
Географ – Цель нашего урока выявить
особенности географического и
экономико-географического положения ХМАО
Историк – … и выявить этапы освоения и
формирования территории нашего округа
3. Изучение нового материала.
I. Географическое положение ХМАО.
Географ. – ХМАО – один из десяти автономных
округов Российской Федерации. Административный
центр округа – город Ханты-Мансийск.
Площадь округа – 523,1 тыс. кв. км, что составляет
3,1% площади нашей страны.
Среди 89 субъектов Российской Федерации
Ханты-Мансийский автономный округ по площади
занимает 12-е место, среди автономных округов –
5-е.
Слайд 3.
– Площадь Ханты-Мансийского автономного
округа превосходит территорию любого
европейского государства, кроме Франции.
Слайд 4.
– Сравните площадь ХМАО с площадью европейских
государств?
– Площадь какого европейского государства
почти в 2 раза меньше площади ХМАО?
(Великобритании)
– С какими государствами округ имеет
практически равную по площади территорию?
Слайд 5. (Контурная карта)
Работа по физической карте и слайду.
Крайняя северная точка округа расположена в
горах Приполярного Урала в Березовском районе у
истоков р. Хулга. Крайняя южная – в Кондинском
районе, недалеко от пос. Куминский. На западе
крайняя точка находится в горах Северного Урала
у истоков р. Северная Сосьва. На востоке – в
Нижневартовском районе у истоков р. Вах.
Задания:
1. На контурных картах отметьте крайние точки на
контурной карте. Определите их географические
координаты и подпишите географические
координаты этих точек на к\карте. (Приложение 2)
2. Определите протяженность ХМАО с севера на юг
в градусах и километрах по меридиану 66° в.д.
Площадь округа – 523,1 тыс. кв. км, что составляет
3,1% площади нашей страны. Среди 89 субъектов
Российской Федерации Ханты-Мансийский
автономный округ по площади занимает 12-е место,
среди автономных округов – 5-< Площадь
Ханты-Мансийского ai тономного округа
превосходит тех риторию любого европейского г<
сударства, кроме Франции.
Какие действия нам необходимо выполнить, чтобы
узнать протяженность территории с севера на юг?
(С севера на юг максимальная протяженность
составляет приблизительно 900 км)
С запада на восток округ простирается на 1400 км
Работа по физической карте Тюменской области.
- ХМАО занимает центральную часть
Западно-Сибирской равнины, одной из крупнейших
низменных равнин земного шара. Равнинный
характер территории нарушается лишь на крайнем
западе, где простираются горные районы –
Северный и Приполярный Урал. Центральную часть
округа пересекают две великих рек России – Оби и
Иртыша. Ханты-Мансийский автономный округ – край
рек, озер и болот, занимающих более половины его
территории.
Слайд 6. “Административная карта
ХМАО”
– Назовите субъекты РФ, с которыми граничит наш
округ. (На северо-западе округ граничит с
Республикой Коми, на севере – с ЯНАО, на востоке и
юго-востоке – с Красноярским краем и Томской
областью, а на юге – с Тюм. областью, на юго-западе
он имеет общую границу со Свердловской областью)
Задание: Посмотрите внимательно на карту, еще
раз повторите субъекты РФ, граничащие с округом,
и подпишите их на контурной карте.
Слайд 7. (Проверка выполнения
работы)
- Географическое положение округа своеобразно:
он располагается в срединной части и
Евразийского материка, и России.
Слайд 8.
Расстояние от Ханты-Мансийска до:
Москвы– 2050 км
Санкт-Петербурга – 2130 км
Екатеринбурга – 690 км
Тюмени – 480 км
– Общая протяженность внешних границ округа
достигает 4750 км.
Задание: Дайте оценку
экономико-географического положения ХМАО в
Западной Сибири.
(Округ занимает глубинное материковое
положение и не имеет прямого выхода в океан.)
– Вся территория Ханты-мансийского
автономного округа специальным постановлением
правительства страны отнесена к районам
Крайнего Севера.
– Дайте оценку экономико-географического
положения ХМАО в России.
(Территория округа на тысячи километров
удалена от западных и восточных границ России, от
экономически развитых регионов страны (см. слайд
). )
Географ – Ребята, с историей исследования и
формирования территории ХМАО Вас познакомит наш
учитель истории.
II. История исследования и формирования
территории ХМАО
Историк – Великий Югорский край… Его
история уходит корнями в глубокую старину…Не
сразу Югра стала частью России.
Особая страница в истории округа связана с
освоением Сибири русскими первопроходцами.
Первое упоминание о Югре в исторических
источниках относится еще к XI веку. В "Повести
временных лет" говорилось, что "…богатый
новгородец Гюрята Рогович направил своих людей в
Печеру и дальше в Югру…". В XII веке Югорская
волость стала упоминаться в грамотах как
новгородское владение, с которого даже
собиралась дань. В XIV веке новгородские ратники
дошли до низовьев р. Оби. К этому времени
относится и строительство первых русских
городков, таких, например, как Ляпин на р. Сосьве.
С XV в. по мере усиления Великого Московского
княжества все чаще на Югорской земле стали
появляться московские дружины. А в 1465 г.
московский воевода впервые собрал дань в пользу
Московского великого князя. После присоединения
Новгорода к Московскому государству в 1478 г.
Югорская земля вошла в состав первого русского
государства.
Окончательно Сибирь была присоединена к
Московскому государству после легендарного
похода Ермака Тимофеевича.
Слайд 9. “Ермак”
Достоверных сведений о жизни покорителя Сибири
историкам известно мало. Предполагается, что имя
Ермак – сокращенное от имени Ермолай.
Неоспоримым является такой факт: свой поход в
Сибирь он начал, будучи уже атаманом волжских
казаков, что находит подтверждение в различных
документах. Ко времени похода в Сибирь Ермаку
было не менее 40 лет.
Слайд 10.
Обратите внимание, на слайдах отображены
события, относящиеся к походу Ермака (1--
нападение на стан казаков; 2 – гибель дружины
Ермака; 3 – поминки по Ермаку у татар;).
Из версий летописных рассказов об организации
похода Ермака. Кунгурская летопись: “…в 1582 году,
1 сентября, Строгановы отправили из крепостей
своих в Сибири… Ермака Тимофеевича с
соратниками, а с ними отпустили…своих разных
служилых людей…и в различные доспехи облачили
их, вооружением – пушками, и пищалями, и всяким
оружием, и разными припасами, и всем остальным в
достатке снабдили их.
Слайд 11.
- С продвижением русских в Сибирь стали
возникать первые города: (показываю, называю годы
основания) Березов, Сургут, Тобольск, Тюмень. А
сейчас более подробно остановимся на некоторых
моментах из истории городов.
Сообщение учащегося о Березове. (Приложение 3)
Слайд 12. “Березово”
- На гербе Березово вы видите березы, которые
наглядно демонстрируют происхождение названия
города. Следующая иллюстрация – это макет
острога, где в 18 веке содержали государственных
преступников. Вообще XVIII век стал временем, уже
напрямую связанным с событиями, происходившими в
России. Березов становится местом царской ссылки
именитых вельмож. В свое время здесь побывали: А.
Меншиков – в 1728 г., безвременно почивший здесь
вместе со своей дочерью Марией, князья
Долгоруковы – в 1729 г., граф Остерман – в 1742 г.
Могилы их находятся в п. Березово. Побывали в
березовской ссылке декабристы – И. Фохт, А.
Черкасов, А. Ентальцев, известные революционеры
Л. Троцкий, С. Гусев и В. Ногин. В 30-40-е годы XX века
сюда шли потоки спецпереселенцев. А вот так
выглядит город сегодня.
Слайд 13. “Березово сегодня”
Слайд 14. “Сургут”
Сообщение о Сургуте. (Приложение 3)
Слайд 15. “Сургут сегодня”
Особое место в ряду русских городов занимала
Мангазея.
Слайд 16. “Мангазея”
Опытные мореходы Поморья еще до Ермака
побывали в Мангазее, так называли район в
низовьях Таза. Оттуда привозили красивые, с
густым пушистым мехом шкурки соболей, стоили они
дорого. Постепенно слава о соболиных богатствах
края разнеслась по всей России. Решено было
построить в том краю острог и послать для службы
воевод с казаками, чтобы они начали собирать дань
с коренных жителей Мангазеи, а охотников
заставили платить пошлину за промысел соболя –
одну десятую часть от числа добытых шкурок.
Слайд 17. “Мангазея” (1-острог,
2-деревянные башни Мангазеи)
Сообщение о Мангазее. (Приложение 4)
Слайд 18. (Русские города в Сибири)
Задание: На контурных картах отметьте те
города, которые в настоящее время находятся на
территории ХМАО и даты их основания (Сургут – 1594,
Березово – 1593).
- Если мы внимательно посмотрим на карту, то
обратим внимание, что интенсивное освоение края
происходило в XVI-XVII вв.
Слайд 19. “Рост территории
Русского государства”
- Среди фамилий исследователей, мы встречаем
такие известные, как Хабаров Е. П., Поярков В. Д. и
другие.
Слайд 20, 21. “Хабаров, Поярков”
- После того, как территория окончательно вошла
в состав Русского государства, начинает
формироваться ее
административно-территориальное деление.
Основные вехи этого процесса мы вам напомним.
Слайд 22.
Слайд 23.
Географ – 25 июля 2003 года Президент России
Владимир Путин подписал Указ об изменении
официального названия Ханты-Мансийского
автономного округа.
Историк – Отныне 86-й субъект Российской
Федерации именуется “Ханты-Мансийский
автономный округ – Югра”.
4. Закрепление изученного на уроке материала.
Историк – Что нового вы узнали на уроке?
Географ – В настоящее время в состав
Ханты-Мансийского автономного округа входят 9
районов, 15 городов, множество поселков
городского типа (рабочих поселков), сельских
населенных пунктов.
Слайд 24.
5. Итог урока.
6. Домашнее задание.
Историк – Наш урок завершается, но ваше
путешествие по родному краю продолжится на
уроках истории и географии ХМАО.
Слайд 25.
Географ
Я Родины себе не выбирал.
Она, как жизнь, дается от рожденья,
Мне стала вьюжная суровая Югра
Отечеством, той точкой становленья,
Откуда в жизнь шагнул и где иду
У всех, как свечка в юрте, на виду.
В. Плесовских
26.03.2008