Разработка урока в 6 классе по теме «Культура Руси в период раздробленности»
Разработка урока в 6 классе по теме «Культура Руси в период раздробленности» |
Задачи: Раскрыть основные направления культуры Руси XI-XIII в. Пробудить у школьников чувство уважения к произведениям искусства и их творцам. Воспитывать патриотическое отношение и любовь к Родине. Активизировать познавательный интерес к истории через различные исторические источники, репродукции картин, икон, музыкальные и литературные произведения. Оборудование: Проигрыватель, магнитофон, удлинитель, тройник. Репродукции: икона Владимирской Богоматери, Васнецов А. «После боя», картины Софийский собор в Киеве, ювелирные изделия, предметы вооружения. Книга «Слово о полку Игореве». Пластинки: «Хоровое пение», А.П. Бородин фр. оперы «Князь Игорь», Н.А. Римский-Корсаков фр.оперы «Сказание о невидимом граде Китеже», П.И. Чайковский 1ч. симфонии №1, песня «Про татарский полон». Подлинная икона XVIII в. Ход урока Оргомомент. Тема урока «Культура Руси периода феодальной раздробленности». Наша задача познакомиться с некоторыми направлениями культуры Руси: литературы, живописи, музыки. «О светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами и прославлена ты Всем ты преисполнена, земля Русская » (из «слово о погибели земли Русской» история Отечества.М.1983, стр.373) на фоне музыки П.И.Чайковского, на доске картина «Киев-столица Древнерусского государства» Так наши далекие предки гордились своей Отчизной. И было чем! Великолепные памятники архитектуры например, вам уже знакомый прекрасный Софийский собор в г.Киеве, расположенный на высоком берегу Днепра, блестя куполами. Храм поражал всех роскошью внутреннего убранства. Изумительной красоты были ювелирные изделия киевских ремесленников того времени: ожерелье, серьги, перстни и браслеты. Произведением искусства были предметы вооружения: шлем, кольчуга, меч, наконечники для стрел. До сих пор мы восхищаемся ими. Ведь это истоки русской культуры. (на фоне музыки Н.А. Римского-Корсакова «Сеча при Кержи») «О стонать Русской земле! Поминая прежнее время и прежних князей! Того старого Владимира». («Слово о полку Игореве», М.1964г., с.48) Как вы думаете, о каком Владимире здесь идет речь? А почему вспоминают именно этого князя? За что его прозвали Красное Солнышко? А почему в это время (конец XI-начало XII в.? А дело в том, что со II п. XI в. Киевское государство начинает распадаться на отдельные княжества. Владельцы спешили мечом решать споры между соседями, ото дня в день, истощая силы и лишая страну единства. Эти события нашли отражение в устном народном творчестве, литературных памятниках, живописи, музыке. 1185 год. Междоусобные войны. Жертвой их стал новгородский князь Игорь. Он собрал небольшой отряд и выступил против сильного войска половцев. Давайте вспомним, а кто такие половцы? А почему они стали нападать на русские земли? О судьбе этого похода рассказывает замечательный памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Неизвестный автор переживает за судьбу Родины, осуждает раздоры, ослабившие границы. Автор словами героя обращается к князьям: «уж ведь выпали вы из дедовой славы Вы ведь своими крамолами начали наводить поганых на землю русскую.» Почему так думает автор? Автор поэмы «Слово » выступает как патриот. Главное внимание он уделяет причине поражения русских дружин в борьбе с половцами. Он верит, что Русь будет спасена только в единстве. «Слово » вдохновляло многих авторов, живущих много веков спустя. Они преклонялись перед героической гибелью павших за Родину героев и воспевали их в своих произведениях. (на фоне музыки А.П.Бородина, фр.оперы «Князь Игорь», репродукция картины В.И.Васнецова «После побоища Игоря Святославовича») «Пали полки Игорева. Тут кровавого вина недостало, Тут пир окончила храбрые русские, Сватов напоили и сами полегли за Землю Русскую». Значение «Слово » в том, что оно является свидетельством высокой древнерусской культуры, образцом письменности. Но не только половцы разоряли землю. С Востока над Русью нависла новая угроза, страшнее прежней. (на фоне музыки Н.А.Римского-Корсакова звучит фрагмент оперы «Сеча при Кержи») «Золотая Орда пронеслась над Русью подобно туче саранчи, Подобно урагану, сокрушающем все, что встречалось на его пути » (Герцен М, 1956, т.7, с.158) Погибло огромное количество людей, уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесленников. Например смальта) Над Русью нависло ненавистное иго. В это время создаются музыкальные памятники: плачи, песни. Примеров является «Песня про татарский полон» (на фоне музыки звучит рассказ о песне) грудной младенец был увезен в Орду, а через несколько лет и мать попала в полон. В песне поется о встрече матери с дочерью, о боли унижении, которое перенесла мать, прежде чем встретилась с дочерью. Скорбь матери отражена в живописи через иконы. На фоне хорового пения смотрим на репродукции икон. Как вы думает, все ли они относятся к этому периоду? Как вы это определили? Кто из вас видел настоящую икону? Где? Мы коснулись совсем чуть-чуть некоторых направлений культуры. Но уже можно понять. Что история и культура это две нити. Которые вьются неразрывно. Закрепление Какие эпизоды истории Руси мы вспомнили сегодня на уроке? В каких музыкальных произведениях они отражены? В каких литературных ? А на картинах каких художников они изображены? (ответы записать в тетрадь) Вывод В период феодальной раздробленности происходит расцвет культуры. Очевидцы тех событий в своих произведениях стремились показать, что Русь должна быть единой, тогда она будет сильной, могучей и недосягаемой для врагов. М. Л. Волоскова, МКОУ СОШ №2 с УИОП, п. Восточный Омутнинского района, Кировская область |