Культура Руси IX – XII веков, 6 класс
Культура Руси IX – XII веков, 6 класс |
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации; Цели по содержанию:
Эпиграф «О, светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская, многими красотами прославлена ты Всем ты преисполнена, земля Русская План урока:
Ход урока Вступление, цель урока, мотивация. Приступая к изучению темы, необходимо подробнее остановиться на определении термина «культура». В современном мире существуют различные толкования понятия «культура».
которые постоянно создаются и накапливаются человечеством; Культура - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Работа над этими понятиями. Подходят ли нам эти определения, ребята сами должны этот усвоить. 1. Дальше приступаем к разговору об особенностях культуры Древней Руси. Мы отмечаем Византийское влияние и находим положительное значение для Руси. В чем оно проявлялось? Ребята пытаются самостоятельно называть.
В.Н.Лазарев писал: «Усвоить принципы византийского искусства стремились буквально во всех странах. Но далеко не всем это было под силу. Киевская Русь не только сделала византийское наследие своим достоянием. Она дала ему глубокое творческое претворение, целиком подчинив тем задачам, которые стояли перед ее художниками». Какие задачи стояли перед русскими мастерами?
Наиболее интенсивными культурные связи с Византией были до середины XII века. Самобытная культура Древней Руси развивалась в постоянных контактах с культурами других стран и народов, особенно в области церковной идеологии и изобразительного искусства. Таким образом, мы делаем вывод, что культурное взаимодействие Русского государства с зарубежными странами складывалось по-разному и различались по степени их интенсивности. Наиболее многогранными они были после принятия Русью христианства. 2. О богатстве и разнообразии фольклора Древней Руси свидетельствуют письменные источники. Значительное место занимала календарная обрядовая песня: заговоры, заклинания, обрядовые песни. Обрядовый фольклор включал в себя свадебные песни, похоронные плачи причитания, песни на пирах и тризнах (слушаем фрагменты народных песен). Существовали такие формы фольклора, как пословицы, загадки, сказки, трудовые песни (ребята сами приводят примеры). Письменные памятники донесли до нас многочисленные предания о родоначальниках племен и княжеских династий, об основании городов, о борьбе с чужеземцами. Народные сказания отразились в «Слове о полку Игореве», и в «Повести временных лет». Летописное повествование о событиях IX-X веков практически целиком основано на фольклорном материале. Вершиной устного народного творчества является былина. В ней отразилось единство государства, борьба с иноземными захватчиками, дух патриотизма, гордость за свою Родину. Какие былины вы можете назвать? (ребята называют известные им былины) Появление письменности означало качественный скачок в развитии культуры, так как письменность является важнейшим средством закреплении и передачи во времени и в пространстве знаний, мыслей, идей, сохранения и распространения достижений культуры. Развитие письменности привело к распространению грамотности среди слоев городского населения. Об этом свидетельствуют берестяные грамоты, обнаруженные в Новгороде (рисунок в учебнике). Одними из основных оригинальных жанров литературы стало летописание. Дошедшая до нас летопись «Повесть временных лет» была создана около 1113 года монахом Киево-Печерского монастыря Нестором (иллюстрация в учебнике) Дальше идет работа с «Повестью временных лет» по вопросам:
Таким образом, мы делаем вывод, что в Киевской Руси данного периода люди стремились отразить события в устном народном творчестве и в письменных источника. 3. До конца X века на Руси не было монументального зодчества, но существовали богатые традиции деревянного строительства, некоторые формы которого повлияли на развитее каменной архитектуры.(рассматриваем по учебнику схему храмов). Вершиной зодчества является Софийский собор в Киеве, построенный в 1037-1054 годах греческими и русскими мастерами (иллюстрация в учебнике). Вслед за киевской Софией были построены Софийские соборы в Новгороде, Полоцке (иллюстрации в учебнике) Сравнение соборов, вывод: единство Древнерусского государства, растущая сила и могущество местных князей, стремление состязаться с Киевом, утвердить растущую самостоятельность. С принятием христианства из Византии на Русь пришли новые для нее виды монументальной живописи мозаика, фреска, иконопись (работа над понятиями)
назначение. Роспись храма должна была передать основные положения христианского вероучения, служить своеобразным «евангелием для неграмотных». Фигуры писались плоскими и неподвижными. Условный золотой фон иконы символизировал божественный свет. Суровой красотой отличаются мозаики и фрески. Все изображения пронизаны идеей величия, торжества и незыблемости православной церкви и земной власти. Из всего увиденного можно сделать вывод, что древнерусские зодчие всегда хорошо выбирали места для строительства зданий. Они были людьми одухотворенными, понимали и ценили красоту. Отсюда органическое слияние их творений с природой. 4. Каждая вещь, созданная ремесленником, была неповторимой, заставляла собой любоваться, являлась истинным произведением искусства. Выписывают понятия:
искусства;
быта;
на металле;
тонкой крученой проволоки. (Рассмотрим иллюстрации в учебнике). Учащиеся сами делают вывод. Таким образом, все эти иллюстрации говорят о высоком художественном вкусе и таланте русских ремесленников и о том, что город являлся центром ремесла. Сегодня на уроке мы только приоткрыли страничку культуры Древней Руси. Древнерусское искусство это великое творение своего времени. Оно неповторимо, как и та эпоха, которая его породила. И оно входит в духовную культуру современного человека как неповторимая ступень в художественном развитии нашего народа, как живое свидетельство его могучей созидательной деятельности на заре национальной истории. Тест для закрепления материала 1. Византийские монахи создали во второй половине IX века славянскую азбуку, которая получила название:
2. Живописное художественное произведение малых размеров, которым украшали книги, называлось:
3. Автором «Повести временных лет» был:
4. Первый православный храм, построенный в Киеве:
М. Л. Волоскова, МКОУ СОШ №2 с УИОП, п. Восточный Омутнинского рйона, Кировская область |