Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума
Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума
Цель: определить особенности и своеобразие эпохи Просвещения
Задачи
Образовательные:
- Дать знания об основных идеях просветителей
- Показать, как мировосприятие деятелей эпохи Просвещения отразилось в их творчестве
- Продолжить работу по формированию у учащихся умения работать в группе, выполняя правило: «не учи другого, учи себя»
Развивающие:
- Активизировать интерес учащихся к предмету.
- Реализация принципа «обучение через сотрудничество» (работа в группах).
- Учить выделять главное и систематизировать выделенное
Воспитательные:
- воспитание умения работать в коллективе, организация совместной работы и поиска, продолжение работы по воспитанию нравственных качеств личности, умения отстаивать свой выбор
- Воспитание ощущения значимости каждого члена команды.
Здоровьесберегающие:
- создание комфортной психолого-эмоциональной обстановки на уроке
- профилактика утомляемости
- повышение двигательной активности учащихся
- Оборудование: 4 открытки, разрезанные на фрагменты; бумага формата А3, цветные карандаши, маркеры; тексты ко 2му заданию, разрезанные на фрагменты; репродукции к 8 и 10 заданию; листы с афоризмами к 12 заданию; 4 стихотворения Бернса, разрезанные на фрагменты.
Этапы урока | Работа учащихся | На что работает | |
Фрагменты 4х открыток получает каждый ученик | Объединяются в 4 команды | Создать команды для работы в малых группах | |
Объявляется тема урока | завязка | ||
Задание: придумать эмблему эпохи Просвещения | защита своей эмблемы. Другие группы могут задавать уточняющие вопросы | Выяснить, что помнят из уроков истории | |
Каждый член команды получает фрагмент текста «Эпоха Просвещения» | Каждый ученик изучает свой фрагмент в течение 2х минут, отдают тексты | Напомнить и дать новые знания | |
Обучение в технологии «зигзаг» | По очереди рассказывают, остальные делают пометки в тетради | Создание цельной «картинки». Реализация принципа «обучение через сотрудничество» | |
Создание кластера по теме: «Век Просвещения» | Рисуют кластер | Проверить, насколько умеют выделять главное и систематизировать выделенное | |
Защита кластера | 1 участник у доски защищает работу | Воспитывать умение слушать другого, возможность услышать то важное, на что твоя команда не обратила внимание | |
Команды получают репродукции – портрет или картина эпохи Просвещения | Задание: придумать, о чем мог бы рассказать изображенный человек. Можно ли его назвать «героем века Просвещения»? какими качествами (достоинствами или недостатками), по-вашему, обладает этот человек | Выяснить, насколько поняли суть идей просветителей | |
Каждый член команды получает фрагмент стихотворения | Задание: «собрать» и продекламировать целиком стих выразительно, по очереди, избегая пауз. Какова суть стихотворения? Как согласуется она с идеями эпохи? | Воспитание умения работать в коллективе, сконцентрировать внимание ребят на основных идеях Просвещения | |
развязка.
|
Задание: разобраться, в каком порядке должны располагаться картины Возможно: 1 из учеников идет к столу, где есть лист с «подсказкой». В произвольном порядке описание событий, происходящих на картине. Какова идея этого цикла? (обличает продажную систему выборов) |
Знакомство с творчеством одного из самых ярких представителей изобразительного искусства Просвещения | |
должна создать «живую картину» соответственно № из цикла «Выборы» | «живая картина». Остальные команды комментируют. Правильно ли расставили порядковые номера в соответствии с театральными принципами? | повышение двигательной активности учащихся, изменение мизансцены
|
|
На столах в центре – листы с афоризмами просветителей | Каждый ученик подходит к столу, выбирает афоризм, который ему понравился больше всего, возвращается на свое место, записывает в тетрадь. Можно записать несколько – времени 2 мин, можно вернуться к столу. Обмениваются мнениями, выбирают 1 от группы, который наиболее полно отражает суть века Просвещения | Тренировка памяти. Организация совместной работы и поиска, работа по воспитанию нравственных качеств личности
|
|
Задание: сочинить синквейн, посвященный эпохе Просвещения | Пишут синквейн | Кульминация | |
На счет «5» встать в круг в центре класса | Каждый называет слово или словосочетание, связанное с культурой Просвещения | Рефлексия |
И. В. Корина, ГОУ "Школа №41", Москва
Метки: Искусствоведение