Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Искусствоведение
  • «Реализм. Творчество русских художников ХIХ – XX вв. » – на примере картины И. И. Левитана « Владимирка». 11класс (программа Емохоновой)

«Реализм. Творчество русских художников ХIХ – XX вв. » – на примере картины И. И. Левитана « Владимирка». 11класс (программа Емохоновой)

«Реализм. Творчество русских художников ХIХ – XX вв. » – на примере картины И. И. Левитана « Владимирка». 11класс (программа Емохоновой)

Тип урока: вводный

Форма урока: виртуальная экскурсия

Цель урока: художественное восприятие живописного образа

Задачи урока:

– знакомство с творчеством и творческой манерой И. И. Левитана;

– эстетическое развитие учащихся;

– развитие интеллектуальных способностей ( анализа и синтеза);

-построение межпредметных связей ( МХК, литература, история);

– формирование умения ставить вопросы и отвечать на них;

– выработка самостоятельной точки зрения и умения её отстаивать;

– развитие диалогической речи;

Оборудование урока: презентация, центр СД, мультимедиа-

проектор, художественные материалы.

ПЛАН УРОКА.

1. Восприятие художественного произведения.

2. Осмысление ( анализ) задания.

3. Рефлексия.

ХОД УРОКА.

Учитель: Здравствуйте!

Свой урок я начну со строк великого русского поэта

Сергея Есенина.

Запели тесаные дроги,

Бегут равнины и кусты.

Опять часовни на дороге

И поминальные кресты.

Опять я теплой грустью болен

От овсяного ветерка.

И на известку колоколен

Невольно крестится рука.

О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку.

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Холодной скорби не измерить,

Ты на туманном берегу.

Но не любить тебя, не верить-

Я научиться не могу.

И не отдам я эти цепи,

И не расстанусь с долгим сном,

Когда звенят родные степи

Молитвословным ковылём.

Сегодня, я поведу вас в музей, на выставку картин русских художников конца 19 начала 20 веков. Возьмите пожалуйста приглашения разного цвета

( деление на команды по цвету). Давайте начнём осмотр экспозиции. Идёт показ мультимедийной презентации. Во время просмотра звучит русская народная песня «В том краю, где желтая крапива ».

Учитель: Скажите, что объединяет эти произведения, что в них общего?

Ученики: На всех картинах изображена дорога.

Учитель: Неприглядная дорога

Да любимая навек,

По которой ездил много

Всякий русский человек….

Учитель: Эти дороги похожи?

Ученики: Нет, они все разные.

Учитель предлагает ученикам найти эти отличия.

Учитель: Вы видели разные дороги: просёлочные, лесные, железные ,прямые и извилистые ,большие тракты и т. д.

Учитель: А куда, по-вашему, ведут эти дороги? И что такое дорога?

Ученики: Дорога-это путь. И этот путь всегда куда-то ведёт.

Учитель: Хорошо, теперь давайте остановимся на одной из этих картин .

Показывается крупным планом « Владимирка» И. Левитана.

Учитель: В каком жанре написана картина?

Ученики: В жанре пейзажа.

Учитель: Что же интересного увидел художник казалось бы в самом обыденном, о чём хотел рассказать зрителю? Ведь на картине в сущности небо да земля.

Учитель: Какое общее настроение передает эта картина? Какие чувства она у вас вызывает?

Ученики: Тоска, уныние, скорбь, тревога, одиночество, безысходность и т. п.

Учитель: Давайте подберём сравнения для описания этого настроения.

Выполнение первого задания:

На лист бумаги вы выписываете: слева имена существительные, т,е. что вы видите на картине, а справа, прилагательные, т. е. что мы чувствуем, когда смотрим на картину.

Ученики выписывают слова.

Выполнение второго задания:

А, сейчас, попробуем соединить существительные с прилагательными (проводятся линии от слова к слову или ставятся номера).

Каждая команда называет по одной паре : существительное– прилагательное, которые передают настроение этой картины. Команды дополняют свой список недостающими парами.

Дорога какая?

нескончаемая, тяжкая, разбитая ,безжизненная;

небо – сумеречное ,сгущающееся, хмурое, пасмурное;

горизонт – низкий, серый, сизый, мрачный;

равнина – бескрайняя;

даль – неведомая, беспредельная;

трава – поблекшая;

облака – свинцовые, тяжелые, низкие;

путник – одинокий, сгорбленный;

Ученики: Настроение печальное, тяжелое . Все определения содержат чувство уныния и тоски.

Учитель: А, какими художественными средствами художник добивается передачи такого настроения зрителю?

Ученики: Это– цвет, линейная перспектива, композиция.

Учитель: И, тем не менее, так ли уж все плохо и безнадежно?

Вспомним цитату: « Куда ведёт дорога? Дорога ведет к храму». Обратите внимание: ноту светлой надежды вносит в образное звучание картины беле-ющая вдали церковь. И эту же надежду подкрепляют какие цвета?

Ученики: Зелёные нежные цвета полей, высокое небо, светлый тон дороги и т. п.

Учитель: Какое название вы бы дали этой картине?

Ученики: предлагаются различные варианты.

Учитель: Эту картину написал И. И. Левитан и называется она « Владимирка». Это чудесный пейзаж, блестяще исполненный и вобравший в себя трагическую красоту русской природы, но само название картины звучало для зрителя своеобразным сигналом, зовущим к размышлениям, указывающим им путь.

Картина сложилась под влиянием скорбных народных песен ,раздававшихся на этой дороге. Владимирка– начальный каторжный этап, по которому арестанты, гремя кандалами, шли до пересылочной тюрьмы во Владимире, а дальше их путь лежал в Сибирь. У картины оказалось двойное дно– это исторический социальный пейзаж и еще один пронзительный образ русской земли.

Учитель: Как вы считаете, к какому направлению можно отнести эту картину? Дайте определение этому направлению.

Ученики: К реализму.

Реализм – правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества.

Учитель: А теперь скажите, есть ли на этой картине главный персонаж? Кто или что это?

Ученики: Главное действующее лицо – дорога.

Учитель: А куда может привести эта дорога?

Выполнение третьего задания:

Вам предлагаются отрывки из литературных произведений. Они помогут вам ответить на этот вопрос и написать продолжение предложения: « Дорога – это……. »

  1. Дорога – это судьба, образ России;
  2. Дорога – это жизненный путь каждого( его выбор);
  3. Дорога – это испытания, боль, разлука;
  4. Дорога – это надежда, очищение, дорога к храму, дорога к Богу.

На выполнение задания даётся 10 минут.

Учитель:

Команды совещаются, затем зачитывают, что у них получилось. Учитель на экране записывает ключевые предложения.

Учитель: Сейчас выполняем следующее задание:

Каждая команда пишет синквейн на тему: «Дорога»

Потом каждый из вас при помощи цветового пятна изображает свой жизненный путь.

Во время выполнения задания звучит музыка.

Е. П. Давид, ГБОУ СОШ № 272, Москва

Метки: Искусствоведение