«Реализм. Творчество русских художников ХIХ – XX вв. » – на примере картины И. И. Левитана « Владимирка». 11класс (программа Емохоновой)
«Реализм. Творчество русских художников ХIХ – XX вв. » – на примере картины И. И. Левитана « Владимирка». 11класс (программа Емохоновой)
Тип урока: вводный
Форма урока: виртуальная экскурсия
Цель урока: художественное восприятие живописного образа
Задачи урока:
– знакомство с творчеством и творческой манерой И. И. Левитана;
– эстетическое развитие учащихся;
– развитие интеллектуальных способностей ( анализа и синтеза);
-построение межпредметных связей ( МХК, литература, история);
– формирование умения ставить вопросы и отвечать на них;
– выработка самостоятельной точки зрения и умения её отстаивать;
– развитие диалогической речи;
Оборудование урока: презентация, центр СД, мультимедиа-
проектор, художественные материалы.
ПЛАН УРОКА.
1. Восприятие художественного произведения.
2. Осмысление ( анализ) задания.
3. Рефлексия.
ХОД УРОКА.
Учитель: Здравствуйте!
Свой урок я начну со строк великого русского поэта
Сергея Есенина.
Запели тесаные дроги,
Бегут равнины и кусты.
Опять часовни на дороге
И поминальные кресты.
Опять я теплой грустью болен
От овсяного ветерка.
И на известку колоколен
Невольно крестится рука.
О Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку.
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
Холодной скорби не измерить,
Ты на туманном берегу.
Но не любить тебя, не верить-
Я научиться не могу.
И не отдам я эти цепи,
И не расстанусь с долгим сном,
Когда звенят родные степи
Молитвословным ковылём.
Сегодня, я поведу вас в музей, на выставку картин русских художников конца 19 начала 20 веков. Возьмите пожалуйста приглашения разного цвета
( деление на команды по цвету). Давайте начнём осмотр экспозиции. Идёт показ мультимедийной презентации. Во время просмотра звучит русская народная песня «В том краю, где желтая крапива ».
Учитель: Скажите, что объединяет эти произведения, что в них общего?
Ученики: На всех картинах изображена дорога.
Учитель: Неприглядная дорога
Да любимая навек,
По которой ездил много
Всякий русский человек….
Учитель: Эти дороги похожи?
Ученики: Нет, они все разные.
Учитель предлагает ученикам найти эти отличия.
Учитель: Вы видели разные дороги: просёлочные, лесные, железные ,прямые и извилистые ,большие тракты и т. д.
Учитель: А куда, по-вашему, ведут эти дороги? И что такое дорога?
Ученики: Дорога-это путь. И этот путь всегда куда-то ведёт.
Учитель: Хорошо, теперь давайте остановимся на одной из этих картин .
Показывается крупным планом « Владимирка» И. Левитана.
Учитель: В каком жанре написана картина?
Ученики: В жанре пейзажа.
Учитель: Что же интересного увидел художник казалось бы в самом обыденном, о чём хотел рассказать зрителю? Ведь на картине в сущности небо да земля.
Учитель: Какое общее настроение передает эта картина? Какие чувства она у вас вызывает?
Ученики: Тоска, уныние, скорбь, тревога, одиночество, безысходность и т. п.
Учитель: Давайте подберём сравнения для описания этого настроения.
Выполнение первого задания:
На лист бумаги вы выписываете: слева имена существительные, т,е. что вы видите на картине, а справа, прилагательные, т. е. что мы чувствуем, когда смотрим на картину.
Ученики выписывают слова.
Выполнение второго задания:
А, сейчас, попробуем соединить существительные с прилагательными (проводятся линии от слова к слову или ставятся номера).
Каждая команда называет по одной паре : существительное– прилагательное, которые передают настроение этой картины. Команды дополняют свой список недостающими парами.
Дорога какая?
нескончаемая, тяжкая, разбитая ,безжизненная;
небо – сумеречное ,сгущающееся, хмурое, пасмурное;
горизонт – низкий, серый, сизый, мрачный;
равнина – бескрайняя;
даль – неведомая, беспредельная;
трава – поблекшая;
облака – свинцовые, тяжелые, низкие;
путник – одинокий, сгорбленный;
Ученики: Настроение печальное, тяжелое . Все определения содержат чувство уныния и тоски.
Учитель: А, какими художественными средствами художник добивается передачи такого настроения зрителю?
Ученики: Это– цвет, линейная перспектива, композиция.
Учитель: И, тем не менее, так ли уж все плохо и безнадежно?
Вспомним цитату: « Куда ведёт дорога? Дорога ведет к храму». Обратите внимание: ноту светлой надежды вносит в образное звучание картины беле-ющая вдали церковь. И эту же надежду подкрепляют какие цвета?
Ученики: Зелёные нежные цвета полей, высокое небо, светлый тон дороги и т. п.
Учитель: Какое название вы бы дали этой картине?
Ученики: предлагаются различные варианты.
Учитель: Эту картину написал И. И. Левитан и называется она « Владимирка». Это чудесный пейзаж, блестяще исполненный и вобравший в себя трагическую красоту русской природы, но само название картины звучало для зрителя своеобразным сигналом, зовущим к размышлениям, указывающим им путь.
Картина сложилась под влиянием скорбных народных песен ,раздававшихся на этой дороге. Владимирка– начальный каторжный этап, по которому арестанты, гремя кандалами, шли до пересылочной тюрьмы во Владимире, а дальше их путь лежал в Сибирь. У картины оказалось двойное дно– это исторический социальный пейзаж и еще один пронзительный образ русской земли.
Учитель: Как вы считаете, к какому направлению можно отнести эту картину? Дайте определение этому направлению.
Ученики: К реализму.
Реализм – правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества.
Учитель: А теперь скажите, есть ли на этой картине главный персонаж? Кто или что это?
Ученики: Главное действующее лицо – дорога.
Учитель: А куда может привести эта дорога?
Выполнение третьего задания:
Вам предлагаются отрывки из литературных произведений. Они помогут вам ответить на этот вопрос и написать продолжение предложения: « Дорога – это……. »
- Дорога – это судьба, образ России;
- Дорога – это жизненный путь каждого( его выбор);
- Дорога – это испытания, боль, разлука;
- Дорога – это надежда, очищение, дорога к храму, дорога к Богу.
На выполнение задания даётся 10 минут.
Учитель:
Команды совещаются, затем зачитывают, что у них получилось. Учитель на экране записывает ключевые предложения.
Учитель: Сейчас выполняем следующее задание:
Каждая команда пишет синквейн на тему: «Дорога»
Потом каждый из вас при помощи цветового пятна изображает свой жизненный путь.
Во время выполнения задания звучит музыка.
Е. П. Давид, ГБОУ СОШ № 272, Москва
Метки: Искусствоведение