Методические приемы развития творческих способностей обучаемых на основе изучения композиции художественной народной росписи. 4 класс
Методические приемы развития творческих способностей обучаемых на основе изучения композиции художественной народной росписи. 4 класс
Цель:
Познакомить учащихся с различными направлениями декоративной народной росписи, с отличительными чертами художественных народных промыслов.
Задачи:
1. Дать представление об особенностях и характерных чертах народной декоративной росписи и познакомить с различными народными художественными промыслами.
2. Научить принципам анализа и обобщения предметов декоративно– прикладного искусства.
3. Познакомить с принципиальными особенностями композиции Мезенской росписи на основе орнаментального решения лопасти прялки.
4. Познакомить со строением прялки.
5. Изучить мотивы орнамента Мезенской росписи способом копирования орнамента.
6. Выполнить в коллективной работе орнаментальную композицию прялки, продумать расположение орнаментальных рядов, учитывая семантическое значение узора.
7. Развивать образно– декоративное мышление.
8. Сформировать устойчивый интерес и уважение к традициям народного декоративного искусства.
9. Воспитать творческое отношение к окружающему миру, эстетический вкус.
Форма работы: Коллективная, групповая, индивидуальная.
Методы работы с учащимися, используемые на уроке:
Игровой, исследовательский, аналитический, механический, творческий, работа в коллективе и группе.
Методическое обеспечение урока:
Наглядные пособия по народной кистевой росписи, образцы народных промыслов, карточки с кратким описание народных промыслов, схема сравнительного анализа народных художественных промыслов, таблица «Русская прялка».
Материалы и оборудование:
Бумага, кисти, краски, магнитофон и кассета с русской народной музыкой.
Используемая литература:
Бардина Р. А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. – М. 1986.
Соколова М. С. Художественная роспись по дереву. – «Владос», М. , 2002г.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Вводная беседа.
3. Выступление учащихся: сравнительный анализ образцов народных промыслов.
4. Рисование орнамента по образцу.
5. Присоединение орнамента к таблице «Русская прялка»
6. Анализ работ.
7. Подведение итогов урока.
8. Уборка рабочего места.
Ход урока:
1. Организация учащимися своего рабочего места.
2. Вводная беседа с учащимися о народных промыслах, культурном наследии (обобщение художественных национальных ценностей прошлых поколений), народных традициях (устойчивость древних форм, образов, приемов в росписи, их сохранение и дальнейшее развитие), о предметах народных промыслов (функции– праздничная, утилитарная, сувенирная, коммуникативная, эстетическая. Стилизация и семантика орнамента. Единство формы и содержания предмета)
Игровой момент: «Ребята, вообразите, что мы исследуем
Образцы декоративного, народного искусства прошлого. Найден старинный сундук с различными предметами. » Далее учащимся демонстрируются изделия народных промыслов и предлагается сделать по схеме и используя специальные карточки сравнительный анализ –исследование конкретного народного промысла.
3. Выступление учащихся перед классом: сравнительный анализ образцов народных художественных промыслов.
Учитель, после выступления учеников, предлагает записать в тетрадь виды народных промыслов.
4. Учитель обращает внимание учащихся на таблицу «Русская прялка» и предлагает дорисовать узоры. Для этого раздаются небольшие фрагменты орнаментов и предоставляется время для практической, самостоятельной работы.
5. Присоединение орнамента к таблице «Русская прялка».
6. Анализ работ.
7. Подведение итогов урока.
Вопросы на закрепление темы:
1. Что такое народные промыслы?
2. Какие народные промыслы вы запомнили?
3. В чем отличие одного вида народной росписи от другой?
Л. В. Кускунова, НГ МБОУ ДОД "Детская школа искусств", г. Нефтеюганск. , Ханты-Мансийский АО
Метки: Искусствоведение