Конспект урока в 11 классе по мировой художественной культуре
Конспект урока в 11 классе по мировой художественной культуре
Форма урока: творческая лаборатория.
Цель урока:
дать представление об особенностях развития зарубежной живописи, познакомить учащихся с такими направлениями в искусстве как фовизм, кубизм, сюрреализм.
Задачи урока:
Образовательные:
– познакомить с отдельными представителями новых направлений в искусстве на рубеже веков и их произведениями;
Развивающие:
– развитие способностей эстетического восприятия и осмысления работ художников зарубежной живописи;
– развитие образного, ассоциативного мышления на примере произведений живописи зарубежных художников;
– развитие умений анализировать произведение живописи и вырабатывать собственную эстетическую оценку;
– развитие коммуникативных умений на основе развития речевой и мыслительной деятельности;
Воспитательные:
– воспитание художественно-эстетического вкуса и культуры восприятия художественного произведения;
– воспитывать чувство такта, взаимоуважения, терпения и взаимопомощи.
Средства создания коммуникативной среды:
– телевизор;
– ПК;
– таблицы, полоски бумаги (раздаточный материал)
«Живописец должен изображать не то,
что он видит, а то, что будет увидено».
Поль Валери
Ход урока
I. Вступление (историческое время и культурное пространство эпохи).
В истории переход из одного века в другой – время всегда загадочное. Для общества это время удивительное и напряженное. История показывает – это время роковых событий и фатальных совпадений. Рубеж веков приносит миру великие открытия в науке, развитие индустрии и технический прогресс, с одной стороны и тяжелый экономический кризис, последствия которого еще не ясны, с другой стороны.
Любые перемены – это сложный процесс обновления, как действительности, так и духовного мира любого человека, в том числе человека-искусства.
Действительность открывает свои неизвестные стороны и новые аспекты восприятия; складывается новое художественное видение и мышление. Этот процесс несёт с собой неизбежные утраты и создаёт новые художественные ценности.
-Учитель: Чем же характеризуется рубеж веков в Европе?
-Ученики: Невиданным развитием науки и техники. Изменился быт, жизнь, мировоззрение, пошатнулись казавшиеся незыблемыми устои. Мир лишился стабильности.
-Учитель: Влияла ли нестабильная общественная обстановка на развитие художественной культуры?
– Ученики: Мироощущение цивилизованного человека начала XX века характеризуются непредсказуемостью и непредвиденными опасностями внешнего мира, которые рождают внутреннюю неуверенность и страх.
Вывод:
-Учитель:
Двадцатое столетие не только принесло художникам невиданные ранее возможности, но и заставило отказаться от привычного взгляда на мир.
Уже в начале века наука пересмотрела большую часть «бесспорных» истин.
Достижения прошлого казались бесполезными, и человечество осталось наедине с грозным и таинственным миром, словно в первобытные времена.
Не случайно огромную популярность в ХХ в. приобрело примитивное и доисторическое искусство.
– Скажите, пожалуйста, чем характеризуется конец 19 – начало 20 века в искусстве?
– Ученик: Появляется новое течение модернизм.
-Учитель: Какие направления включает в себя новое течение?
-Ученик: Модерн, импрессионизм, экспрессионизм, абстракционизм, дадаизм, фовизм, кубизм, сюрреализм…
-Учитель: Итак – «модерн». Что для него характерно?
-Ученик: Модерн (пер. новый, современный) – художественное направление в искусстве конца 19 – начала 20 века. Модерн проявился в рекламах, афишах, фотографиях, цветном стекле витражей, книжных иллюстрациях, предметах быта (мебель, посуда, ткани).
-Учитель: Что можете сказать об импрессионизме?
-Ученик: Импрессионизм – Течение в искусстве, получившее развитие в конце 19 – начале 20 веков. Название нового направления связано с картиной К. Моне «Впечатление. Восход солнца».
-Учитель: Что такое экспрессионизм?
-Ученик: Экспрессионизм (с лат. «выражение») – течение в Европейском искусстве эпохи модернизма получившее развитие в начале 20 века в Германии и Австрии. Эдвард Мунк «Крик».
Актуализация темы.
-Учитель: Каков наш мир? Открытый, изученный, понятный каждому, кто хочет его понять и принять, или непостижимый, не поддающийся не только нашим чувствам, но и нашему разуму. То же самое, наверное, можно сказать и о произведениях искусства.
Сегодня на уроке мы познакомимся с произведениями зарубежных художников 20 века: Сальвадором Дали, Анри Матиссом, Пабло Пикассо. Каждый их них творил в своей манере, каждый их них развивал своё направление живописи. , каждый их них создал уникальные творения, которые получили широкую известность в мире.
Итак, рубеж веков – время потрясений, катастроф, революций, войн, экономических кризисов. Научные открытия освободили человека от физической нагрузки. Но возросли скорости. В искусстве появилось множество течений, много свободы и право на ошибку. Сегодня мы вместе с вами узнаем, как решает эпоха вечные вопросы.
Для работы по теме Вам потребуется таблица.
1. Фовизм Анри Матисса (краткие биографические сведения – подготовлен. ученик).
Фовизм – направление из Франции, родоначальником является Анри Матисс. Фовизм в переводе «дикий» – яркий цвет полотен художника. «Дикий по отношению к цвету»
А. Матисс «Красные рыбки». В центре картины красные рыбки. Цвета: красный, зелёный, фиолетовый.
«Танец» – движение людей, динамичность, пластика.
«Музыка» – статичность.
3 основных цвета: синие, коричнево-красные, жёлтый цвет в картинах. Мир яркий, контрастный, детский.
2. Кубизм Пикассо (краткие биографические сведения – подготовлен. ученик).
Основоположник Пабло Пикассо. Стиль сформировался в начале 20 века. Пикассо испанец, но долго жил во Франции (Пикассо – ударение на посл. слог (франц) или Пикассо – ударение на «а» (испанск. ). Два ударения верны.
2 периода в творчестве
Голубой период – мрачные картины (потеря, горечь). «Старый еврей с мальчиком», «Трапеза слепого»
Розовый период (использует тёплые тона, тема цирка). Серия картин, посвящённых комедиантам «Девочка на шаре» – атлет и девочка; контраст хрупкого и крупного.
«Авиньенские девицы» – изображает девушек авиньёнских проституток (глаза миндалевидные, руки похожи на цилиндры, торсы на треугольники, изображены обнажёнными).
«Герника» (1937), сюжет 1937 года – страшный год для Испании. Герника – это испанский город: фрагменты тел людей, лошадей. Довоенное время – нападение. Использует геометрические сегменты (искажённые лица, страдающие угловатые формы, миндалевидные глаза. Образ лошади, корриды – символ Испании). Пикассо был реалистом, кубистом и графиком.
3. Сюрреализм Дали (краткие биографические сведения – подготовлен. ученик).
Сюрреализм – направление в искусстве XX века. Дословно переводится как «сверхреальность».
Игра «Изысканный труп». Механический автоматизм (4 мин)
Учитель: Отдохните немного. Поиграем в слова. На листе бумаги ученик пишет любое слово, лист сгибает, передаёт другому. Когда все напишут по 1 слову, читаем фразу.
Любимая игра сюрреалистов, для них характерно коллективное творчество. Литераторы и художники очень любили игру слов и образов. Вот так играя, однажды поэты составили фразу, которая восхитила и потрясла участников игры: «Изысканный труп будет пить прекрасное вино». С тех пор игру назвали «Изысканный труп». А со временем её видоизменили и стали не писать, а рисовать.
Учитель: На каком уровне человеческого сознания могут возникать такие последовательности? (На уровне подсознания).
Сальвадор Дали (испанец), направление сформировалось в начале 20 века. «Сюрреализм – это я» – говорил он.
Учитель: Мнения людей о творческой манере этого художника самые разные, зачастую звучат слова «абсурд», «непостижимый», «непонятный». Мы попытаемся заглянуть в мир художественных образов Сальвадора Дали и решить для себя: так ли уж непостижим и непонятен этот художник.
На открытие выставки художник мог придти обнажённым. Был женат. Гала́ (с фр. праздник, торжество) (настоящее имя Елена Дмитриевна Дьяконова (26 августа 1894, Казань – 10 июня 1982, Фигерас, Испания) – жена Поля Элюара, любовница Макса Эрнста, позднее жена, муза и модель Сальвадора Дали.
Жене Гала посвящалась серия картин: «Покорение Америки», «Леда и лебедь», «Похищение Европы». Писал жену в обнажённом виде. «Постоянство времени, постоянство памяти» (расплывающиеся часы по веткам, столу, время тянется, он ждал когда придёт Гала).
Соединяет фантастическое с реалистичным (образ пылающего жирафа на фоне пустыни – пылающий жираф – сюрреализм, пустыня – реальное)
«Загадки Гитлера» (блюдо, фото Гитлера)
«Сон, навеянный полётом пчелы вокруг граната за миг до пробуждения»
«Мягкая конструкция с варёными бобами (предчувствие гражданской войны)»
-Учитель: Сопоставьте ваши высказывания с высказыванием художника-сюрреалиста Рене Магритта: «Сюрреализм – это реальность, освобожденная от банального смысла».
Вывод, понять произведения сюрреализма невозможно и не нужно. Для того чтобы разобраться в истине этого утверждения, проанализируем картину С. Дали « Пылающий жираф ». (На экране появляется изображение картины).
Учитель: Какие вопросы возникли у вас при первом взгляде на эту картину?
Ученики:
– Почему жираф такой маленький по сравнению с другими персонажами картины, если она называется « Пылающий жираф?
– Почему жираф пылает?
Учитель: Прозвучали первые вопросы. Давайте попробуем найти на них ответы.
Обсуждение.
– Почему Сальвадор Дали изобразил жирафа?
– Почему не оленя, не лошадь, не льва? Ведь в природе достаточно красивых и благородных животных, достойных того, чтобы их изобразить на картине.
Жираф единственное животное, которое является обладателем такой длинной шеи, оно грациозно и гармонично поэтому, возможно, именно он и привлек художника.
Жираф является символом индивидуальности, неповторимости, оригинальности.
На картине мы видим столкновение серости, безликости с оригинальностью, яркостью, индивидуальностью.
– Но почему же жираф пылает?
– Что может символизировать собой огонь?
Огонь – это символ жизни, духовного горения, но в то же время огонь уничтожает, сжигает дотла. И поэтому картину можно понять двояко: жираф сгорает под натиском серых сил, как все безликое уничтожает индивидуальность; серость жизни наступает, однако жираф под натиском безликости продолжает пылать все ярче.
Учитель: Таким образом, мы с вами стали свидетелями того, как безликий на первый взгляд холст, наполненный «странными» символами, вдруг заговорил с нами.
Самостоятельная работа в группах.
Учитель предлагает работать в парах, представить свое видение других картин Сальвадора Дали:
«Постоянство памяти».
«Загадка Гитлера».
«Сон, навеянный полётом пчелы вокруг граната за миг до пробуждения»
«Мягкая конструкция с варёными бобами (предчувствие гражданской войны)»
Выводы учащихся:
Учитель: Что объединяет эти произведения и что отличает их от искусства прошлых эпох?
Учащиеся делают вывод, учитель обобщает:
n Отказ от норм классического изображения
n Деформация формы
n Экспрессия
n Это искусство рассчитано на диалог художника со зрителем.
Подведение итогов.
Учитель: Сегодня мы вновь убедились в правоте известной истины: в искусстве нет единого мнения, каждое имеет право на существование. Одно бесспорно – любое произведение искусства, каким бы странным и непостижимым на первый взгляд оно нам ни казалось, – неразрывная часть единого культурного пространства.
Домашнее задание:
Занести в таблицу ещё одно произведение одного из трёх рассмотрен. нами художников.
Итог урока – оценки.
А теперь я предлагаю Вам посмотреть видеоряд живописных картин сюрреализма в музыкальном сопровождении, это направление актуально и сейчас. Наслаждайтесь.
(Вкл. видеозапись).
Для ученика
Направление | Определение. Основные черты. | Художник и его произведения. | Особенности художественного произведения |
фовизм | Фовизм "Дикие" От фр. Fauve – дикий Фовизм – направление во французской живописи начала 20 века, для которого характерны: – предельно интенсивное звучание открытых цветов; – сведение формы к простым очертаниям при отказе от светотеневой моделировки и линейной перспективы. Особенность художественного метода-цвет. |
||
кубизм | Кубизм фр. Cubisme От фр. Сube – куб Кубизм – авангардистское направление в изобразительном искусстве первой четверти 20 века, представители которого изображают предметный мир в виде комбинаций правильных геометрических объемов: куба, шара, цилиндра, конуса. Кубизм выдвинул на первый план эксперименты с формой: – конструирование объемной формы на плоскости; – выявление простых устойчивых геометрических форм; – разложение сложных форм на простые.
|
|
|
сюрреализм | Сюрреализм (от франц. Surreulisme-сверхреализм) – направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920-х годов во Франции, провозгласившее источником искусства подсознание человека, его сновидения, галлюцинации, инстинкты, освобожденные от контроля разума. Отличается использованием иллюзий и неожиданным сочетанием форм (иногда взятых в абсурдных сочетаниях). Основное понятие сюрреализма, сюрреальность – совмещение сна и реальности. |
|
Итоговый вариант
Направле ние |
Определение. Основные черты. | Художник и его произведения | Особенности художественного произведения |
фовизм | Фовизм "Дикие" От фр. Fauve – дикий Фовизм – направление во французской живописи начала 20 века, для которого характерны: – предельно интенсивное звучание открытых цветов; – сведение формы к простым очертаниям при отказе от светотеневой моделировки и линейной перспективы. Особенность художественного метода-цвет. |
Анри Матисс «Красные рыбки»,
«Танец»,
«Музыка» |
В центре картины красные рыбки. Цвета: красный, зелёный, фиолетовый. Движение людей, динамичность, пластика. Статичность. 3 основных цвета: синие, коричнево-красные, жёлтый цвет в картинах. Мир яркий, контрастный, детский.
|
кубизм | Кубизм фр. Cubisme От фр. Сube – куб Кубизм – авангардистское направление в изобразительном искусстве первой четверти 20 века, представители которого изображают предметный мир в виде комбинаций правильных геометрических объемов: куба, шара, цилиндра, конуса. Кубизм выдвинул на первый план эксперименты с формой: – конструирование объемной формы на плоскости; – выявление простых устойчивых геометрических форм; – разложение сложных форм на простые.
|
Пабло Пикассо Голубой период: «Старый еврей с мальчиком», «Трапеза слепого»; Розовый период: «Девочка на шаре»,
«Авиньенские девицы»,
«Герника» (1937) |
Мрачные картины (потеря, горечь).
Использует тёплые тона. Тема цирка: атлет и девочка; контраст хрупкого и крупного. Глаза миндалевидные, руки похожи на цилиндры, торсы на треугольники, изображены обнажёнными. Геометрические сегменты (искажённые лица, страдающие угловатые формы, миндалевидные глаза. Образ лошади, корриды – символ Испании).
|
сюрреализм | Сюрреализм (от франц. Surreulisme-сверхреализм) – направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920-х годов во Франции, провозгласившее источником искусства подсознание человека, его сновидения, галлюцинации, инстинкты, освобожденные от контроля разума. Отличается использованием иллюзий и неожиданным сочетанием форм (иногда взятых в абсурдных сочетаниях). Основное понятие сюрреализма, сюрреальность – совмещение сна и реальности. |
Сальвадор Дали «Постоянство времени, постоянство памяти»,
« Пылающий жираф »,
«Загадки Гитлера», «Мягкая конструкция с варёными бобами» (Предчувствие гр. Войны), «Сон, навеянный полётом пчелы вокруг граната за миг до пробуждения» |
Расплывающиеся часы по веткам, столу, время тянется.
Соединение фантастического с реалистичным (образ пылающего жирафа на фоне пустыни – пылающий жираф – сюрреализм, пустыня – реальное).
«Громадное чел. тело, с уродливыми наростами рук и ног, которыми в припадке удушения терзало само себя». Изображение связного сна, вызванного мгновенным воздействием, от кот. И произошло пробуждение (укус пчелы) – тип сна открыт Фрейдом |
Ю. А. Ситникова, ГБОУ школа № 543, Санкт-Петербург
Метки: Искусствоведение