Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Тема: «Храмовый синтез искусств»

Тема: «Храмовый синтез искусств»

Цель урока:

познакомить учащихся с особенностями храмовой архитектуры христианства: внешним и внутренним обликом храмов, символическим значением частей здания храма, типами храмов; расширить знания учащихся о храмовой архитектуре христианства

Задачи:

1. познакомить с историей Древнерусских храмов: Дмитриевским собором во Владимире, храмом Покрова на Нерли, Успенским собором Московского Кремля.

2. формировать художественную и духовную культуру учащихся;

3. формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.

Тип урока:

комбинированный: рассказ учителя в сочетании с беседой, демонстрацией слайдов, макетов, докладами учащихся, викториной, работой с рисунками.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:

слайды, макеты храмов, учебник, таблицы, музыкальный фрагмент (звон колоколов), вопросы викторины – для учителя; учебник, тетрадь, рисунки фасада и плана храма, ручки – для учащихся

Тема урока: Новые термины

ПЛАН УРОКА:

1. Организационная часть урока (1-2 мин. )

2. Вводное слово учителя. (1-2 мин. )

3. Повторение изученного. (3-5 мин. )

Демонстрация слайдов и фронтальный опрос.

4. Изучение нового материала. (13-15 мин. )

1. Рассказ учителя в сочетании с демонстрацией слайдов, макета.

2. Практическая работа – работа по рисункам.

3. Беседа с учащимися о расположении храмов, символике храмов, первых храмах на Руси.

5. Доклады – сообщения учащихся о Древнерусских храмах.

1. «Дмитриевский собор». (3-4 мин. )

2 «Покрова на Нерли» (3-4 мин. )

3. «Успенский собор Московского Кремля» (3-4 мин. ).

4. Храм поселка Володарского. (2-3 мин. )

6. Закрепление – проверка знаний учащихся по теме урока.

Викторина. (6-8 мин. )

7. Подведение итогов урока – фронтальный опрос . (3-4 мин. )

-Что нового узнали на уроке?

– Чем отличаются христианские храмы от храмов других религий?

Оценка работы учащихся на уроке.

8. Задание на дом:

демонстрация слайдов, постановка задачи. (2-3 мин. )

9. Завершение урока.

ХОД УРОКА:

1. Приветствие.

2 -3. На предыдущем уроке мы начали знакомиться с храмовой архитектурой разных религий.

? Ребята, назовите, пожалуйста, самые массовые религии, существующие сегодня?

Ответ: буддизм, ислам и христианская религии.

? Как называются их храмы?

Ответ: буддийские храмы – это ступы погребальные холмы в виде полушарий, исламские храмы –

это мечети, минареты и медресе.

Мечеть – это самая ранняя храмовая архитектура. Здесьсобирались верующие для молитвы

(мусульмане). Рядом с мечетью располагался минарет – это стройная башня, с верхней

площадки которой их священник – муэдзин – 5 раз в день созывал верующих молиться.

Мечеть может иметь до 8 минаретов (таково количество минаретов в священной Мекке).

Мечеть и минарет составляют единый ансамбль. Минарет – символ Мусульманской

архитектуры.

Другой тип мечети – это медресе (семинарии). Он отличается тем, что галереи двора делятся

на мелкие помещения – худжи, в которых живут семинаристы.

Давайте, ребята еще раз посмотрим эти храмы.

Демонстрация слайдов.

4. Сегодня на уроке, ребята, мы более подробно познакомимся с храмовой архитектурой

христианства, одной из многочисленных религией в мире, так и в нашей стране.

? Ребята! Вспомните из истории, когда произошло крещение Руси, в каком веке?

Ответ: Крещение на Руси произошло в 10 веке.

Итак, появилась на Руси Новая религия. Значит, начали на Руси строить новые храмы.

Архитекторы придумывали их внешний вид, вспоминая при этом любимых сказочных героев,

героев былин – богатырей.

Демонстрация слайда (фасад храма).

Любой православный храм венчают купола с крестами – это образ неба.

Количество куполов могло быть различным: от 1 до 13.

Количество куполов имеет символический смысл.

? Ребята! Может быть кто-то из вас знает, что означают купола?

Ответ: определенное количество куполов над храмами означает:

1-бог;

2– проявление божественного и человеческого на Христе;

3– как ипостаси, т. е. сущности Бога (отец, сын и святой дух);

5– как Христос и 4 евангелиста;

Купола ставили обычно на разном уровне, чтобы они не затеняли друг друга.

Получалась красивая пирамидальная композиция.

Каждый купол опирался на барабан.

Своды и купола в храме поддерживают арки на мощных столбах или

колоннах.

? Ребята, а что такое арка?

Ответ: арка – это 2 опоры и перекинутая между ними дуга.

Чем обширнее храм, тем больше в нем столбов.

Один из древнейших храмов Древней Руси, например, Софийсекий собор в Киеве

насчитывает более 40 внутренних опор.

Демонстрация слайда. (Софийский собор).

Демонстрация слайда – (фасад храма)

Верхние части стен храма снаружи завершают полукруглые закомары, повторяющие очертания

сводов.

Восточная часть храма имеет полуцилиндрические выступы – апсиды, в которых размещается

алтарь.

Количество апсид зависит от размера храма. Их может быть: 1, 3, 5.

Вход в храм имеет красивое архитектурное оформление – портал.

Нередко храм украшает арктурный пояс.

Купола с крестами и апсиды – -самые характерные детали храма, отличающие его от других

построек.

? Но каково же внутреннее устройство храма?

Кто, ребята, из вас был в храме?

Вы сейчас мне и ребятам поможете выяснить, как располагаются и как называются внутренние помещения храма, совершить экскурсию по православному храму.

Демонстрация слайда и макета плана храма.

Из уроков ОБЖ вам всем хорошо известно, что православные храмы располагаются входом на запад, а алтарем на восток.

Поднимемся на паперть и теперь заглянем внутрь храма. Это притвор.

В притворе во время богослужения находятся те, кому за совершенные грехи запрещается вход в храм, а также те, кто только собирается принять крещение. Притвор от церкви отделяется глухой стеной с дверью.

Пройдем дальше. Это внутреннее пространство церкви. Оно делится на 2 части. В самой просторной, той что ближе к западному входу,

Во время богослужения находятся верующие.

В восточной части храма расположено святилище – алтарь.

В древние времена он был отделен невысокой преградой, установленной иконами.

В глубине алтаря стоит главная святыня храма – престол. Это

Четырехугольный каменный стол, символизирующий «Гроб Господень»

В северной части алтаря есть еще одно помещение – жертвенник, по названию каменного стола, стоящего посредине.

Во время главного православного богослужения – литургии на нем готовят для причащения священные дары – хлеб и вино.

В южной части алтаря находится особое помещение – диаконник, где перед началом службы священник и его помощник , диакон, облачаются в священные одежды – ризы. Здесь же ризы и хранятся, отсюда второе название –ризница.

По религиозным представлениям здание церкви олицетворяет собой космос, где купола и своды – символизируют небо, а стены и столбы– землю.

Первоначально церкви на Руси строили из дерева.

Ребята, как вы думаете, почему?

Ответ: На Руси очень много леса.

Но потом поняли, что деревянные постройки недолговечны. Они могут сгореть. И они действительно сгорали, удивительные архитектурные сооружения превращались в угольки.

И тогда решили строить церкви из камня. Такая постройка намного дороже, но жизнь ее длиннее. До нашего времени дошли древнерусские храмы, построенные еще в 12 веке. Все первые храмы были белые. Белый камень оказался очень подходящим материалом: морозостойкий,

прочный и долговечный. До сих пор стены Московского Кремля надежно покоятся на фундаменте из белого камня.

Позже, начиная с 15 века, научившись у итальянцев, русские зодчие стали возводить постройки из кирпича, но параллельно использовали белый камень, что позволило им придать храмам особую нарядность.

Они умело сочетали красный цвет кирпича и белый камень, вырезали из белого камня топором украшения для фасадов.

Из-за холодных суровых зим на Руси строили церкви двух типов:

Зимние – отапливаемые, небольшие по размеру. И летние, более просторные без печки.

5. А сейчас , ребята, мы познакомимся с древними храмовыми постройками 12 века и постройкой более позднего периода– 17 века. Вэтом нам помогут ребята которые занимались поисковой работой и подготовили дя вас сообщения.

1. Одна из древнейших построек – это Дмитриевский собор.

Демонстрация слайда.

Выступление докладчика.

2. А сейчас вы видите маленькую церковь, расположенную не на холме, а на берегу реки.

Демонстрация слайда.

Выступление докладчика.

? Кого напоминают эти 2 церкви?

Ответ: богатыря и девушку

3. Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран. Перед вами Успенский собор Московского Кремля. О нем вам сейчас расскажут .

6. Подведение итогов урока: фронтальный опрос.

1. Что нового о храмовой архитектуре вы узнали?

2. Оценка работы класса на уроке.

8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: подготовить сообщения о храмах, построенных на Руси в 16 -18 веках.

Внимание на экран. Демонстрация слайдов.

Перед вами красивейшее деревянное сооружение– Преображенская церковь. Постройка 18 века.

А это Архангельский собор. 16 век.

Ребята! А эта церковь вам знакома? Как она называется? Где она находится?

ОТВЕТ: Это храм – Покрова на рву или Собор Василия Блаженного.

Почему он так называется? Чем он отличается от других храмов? (возможны ответы)

Ребята, вы можете подготовить к следующему уроку сообщение об одном из показанных храмах.

О. В. Костенко, МАОУЛ № 1, г. Апшеронск, Краснодарский край

Метки: Искусствоведение