Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Встреча на художественной выставке: диалог в Русском музее

Встреча на художественной выставке: диалог в Русском музее

В статье представлен опыт работы в музейном пространстве. Занятие с учениками второго класса по предмету «Изобразительное искусство» проходило на временной выставке «Праздники по-русски» в ГРМ. Подобные занятия показывают новую форму организации урока при переходе к новым образовательным стандартам. Представлен опыт обучения языку изобразительного искусства в процессе восприятия и анализа художественных произведений детьми младшего школьного возраста на временной выставке.

Ключевые слова: музейное пространство, временная выставка, общение ребенка с подлинником, восприятие произведения искусства, выразительные средства искусства.

В настоящее время российская школа находится на этапе реализации педагогических стандартов второго поколения, обновляется содержание художественного образования. ФГОС второго поколения строится на деятельностном подходе, а это значит, что процесс обучения понимается как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта, формирования толерантности, опыта жизни в поликультурном обществе.

Современная педагогика всерьез озабочена тем, как научить ребенка самостоятельно управлять процессом личностного роста. Одна из основных задач образовательной области «Искусство» – выбирать в поле мировой культуры необходимых в каждый момент жизни собеседников; добиваться сбалансированности своего эмоционального состояния с помощью произведений искусства, черпать из произведений искусства необходимую энергию, познавать окружающий мир.

Общение с искусством должно и может быть процессом самопознания и самовоспитания. «Результат художественно-эстетического воспитания – художественная грамотность, эстетическая образованность: широта кругозора в области искусства, развитое эстетическое чувство, основанное на умении ценить и понимать прекрасное; способность к художественному творчеству. Но итогом эстетического развития, приобщения к искусству и художественному творчеству должно стать нравственное совершенствование личности». [1]

С одной стороны, увлеченность современных детей мультимедийными технологиями влечет за собой недопонимание ими ценности подлинника. С другой стороны, современные дети интуитивно стремятся к интерактивному и креативному взаимодействию с окружающим их миром. Поэтому возникает необходимость переосмыслить место и роль устоявшихся ценностей, в том числе таких, как музеи, ресурсы которых можно и нужно успешно использовать в современном образовательном процессе.

Задача художественного образования – противопоставить массовой культуре, рассчитанной на удовлетворение примитивных потребностей молодежи, высокую культуру, основанную на глубоких, фундаментальных социально-культурных традициях. В организации всех форм работы учителя следует исходить из того, что Санкт-Петербург является мировым центром просвещения, образования и культуры, и использовать в собственной практике возможности, которые предоставляет нам город.

Опыт показывает, что одна из самых действенных форм работы с детьми в пробуждении их творческой и познавательной активности, – это занятия на временных выставках, которые неразрывно связаны с программой по изобразительному искусству. В процессе знакомства и активного взаимодействия с подлинными произведениями искусства у школьников формируется художественный вкус, развивается эстетическое восприятие, вырабатывается потребность в общении с искусством.

Именно в процессе восприятия подлинных произведений искусства дети учатся понимать содержание, смысл изображенного и видят, какие средства выразительности используют художники. Притягательная сила искусства состоит также и в том, что оно учит творчески воспринимать окружающую действительность, приучает образно мыслить и вносит элемент творчества в любую деятельность.

От форм работы зависит многое. Если, работая по программе В. С. Кузина, учитель поставит во главу угла только изобразительную грамотность, то тема «виды изобразительного искусства и основы их образного языка» покажется учащимся начальной школы сложной, непонятной, а отсюда и неинтересной. Устранить это противоречие помогает живая работа в музее.

Когда ребенок начинает понимать изобразительный язык, он переживает радость, он уже понимает содержание произведения и может его оценить эстетически. Это не быстрая работа, но результат стоит дорогого. Вначале оценки выражаются в предпочтении того, что просто нравится: вместе с художественным развитием человека они совершенствуются, приобретают характер высоких суждений об искусстве с точки зрения эстетического идеала.

Встреча с подлинником поможет ребенку понять язык изобразительного искусства, уяснить чувства автора, воспринять их и пережить как собственные. А формирование собственного отношения к окружающему миру, к добру и злу – это ли не главная задача уроков изобразительного искусства в целом?

Итак, перед нами стоит конкретная задача: научить ребенка понимать язык искусства. Стоит сразу заглянуть в будущее и определить и сверхзадачу: что даст ребенку, а потом и взрослому человеку это умение? Любое произведение искусства – это своеобразный рассказ художника об окружающем его мире, о людях, природе, волнующих его событиях. Каждый вид искусства имеет свой язык. Изобразительное искусство живет по своим определенным правилам, ясным и понятным, появившимся довольно давно и существующим до сих пор. И, познакомившись с этими приемами и правилами, впоследствии в любом музее, перед любой картиной, перед любым произведением изобразительного искусства человек будет чувствовать себя легко и свободно. Ему станет ясен смысл любого произведения искусства. Ему будет приятно осознавать: «Я смог понять, услышать, о чем хотел рассказать художник».

При организации экскурсии обязательно надо учитывать возрастные особенности ребенка. Данные психологии и собственные наблюдения помогают определиться с формами педагогической работы. Дети 7-9 лет любят отвечать на вопросы о картине, любят рассуждать и любят слушать занимательные рассказы о картине и о художниках, сопоставляя свою художественную деятельность с работой художника.

Младшие школьники живо интересуются материалами и техникой искусства. Им особенно нравятся картины, в которых можно отличить мазки кисти, следы от работы художника, оттенки цвета. Хотя сюжет остается важным составляющим при рассмотрении картины, дети этого возраста часто задают вопросы о процессе работы над картиной и скульптурой, о технике живописи. Следовательно, 7-9 лет – это именно тот возраст ребенка, когда можно разговаривать с ребенком о технике живописи и графики, о выразительных средствах изобразительного искусства, приучать рассматривать произведения с точки зрения особенностей образного языка разных видов изобразительного искусства.

В педагогической практике использован опыт работы в Государственном Русском музее, рекомендации программы «Здравствуй, музей» центра музейной педагогики при ГРМ и новейшие методические разработки по занятиям с детьми Научно-методического отдела ГРМ. Все это позволяет проводить циклы занятий со школьниками в экспозиции ГРМ, расширяются возможности решения учебно-воспитательных задач.

Экскурсии в музей предшествовало подготовительное занятие, на котором были заданы важные для последующей работы на выставке вопросы и получены ответы.

1. Зачем мы ходим в музеи? Что такое подлинник? Эту информацию сообщил учитель. Любое настоящее произведение искусства неповторимо, как неповторим человек. У произведения искусства него есть своя биография, характер и настроение. И это единственное «живое», подлинное произведение так и называют – подлинником или оригиналом. Хранятся подлинники в музеях. На выставке могут быть картины из разных музеев, сотрудники (ученые и художники) музея придумают тему и собрали на выставке произведения искусства на тему праздников в России. И дальнейший разговор перерос в живой диалог.

2. Что такое выставка в художественном музее?

Где представлены картины художников разных времен: и старинные и современные.

– Еще там могут быть старинные вещи, посуда, мебель, костюмы.

3. Какие вы знаете праздники, ребята? Какой ваш самый любимый праздник? Мы говорили о том, что праздники бывают семейные, религиозные, общественные.

4. А что такое праздник?

– Когда радостно.

– Когда собираются родные и друзья, люди идут в церковь.

– Когда много угощенья.

– Какое-то событие, когда весело, можно, не стыдно, попеть, если даже не совсем хорошо умеешь, потанцевать, повеселиться!

Фрагмент занятия на художественной выставке «Праздники по-русски» См. Приложение 1

Особенность работы на выставке состоит в том, что произведения искусства объединены одной темой, это позволяет идти от сюжета к языку искусства, путем, наиболее понятным детям этого возраста. Тема одна, но произведения искусства – разные, что позволяет решать более наглядно многие задачи занятия: индивидуальность художника, дух времени, выразительные средства. Задавая общий настрой темы праздника, важно было настроить детей на язык искусства, «оторвать» восприятие от сюжета, так как сюжеты (праздники) уже были рассмотрены, с точки зрения этнографии, на предварительном занятии.

Выставка, в отличие от постоянной экспозиции, способствует большей сосредоточенности, и в то же время большей раскрепощенности ребенка (мы догадываемся, о чем будут говорить произведения искусства, осталось узнать – как). Посещение выставки вызывает у детей означенного возраста огромный интерес. Для них это радостное событие, которое имеет продолжение. После занятия выполняется обязательное домашнее задание (рисунок на заданную тему), и через неделю (по инициативе детей!) – обсуждение выставки. Кроме того, четыре ребенка отправились на выставку еще раз вместе с родителями.

Цели и задачи музейного занятия:

  1. Получение радости от общения с подлинными произведениями искусства. Вне увлечения искусством вне восторга, наслаждения его творениями не может быть не только сформирована потребность постоянного (на всю жизнь) общения с ним, но не может вообще происходить подлинного общения с искусством.
  2. Показать мастерство художников, способность передать в живописи богатство природной формы и цвета.
  3. Развить более тонкое видение цвета, прививать детям потребность наблюдать и любоваться красотой окружающего мира.

Создание эмоционально-образной атмосферы познания: доброжелательность, настрой на особое занятие-событие: общение с подлинными произведениями искусства в художественном музее – храме искусства.

Термины и понятия (не более 3-4 новых слов и понятий, 10-12 – повторение и закрепление).

Новые слова: Корпус Бенуа, временная выставка, элементы костюма (рубаха, сарафан, понева, передник-запон, кокошник).

Повторение и закрепление: композиция, ритм, живопись, цвет, оттенки цвета, колорит, теплые и холодные цвета.

ДПИ: стилизация, узор, орнамент

Отметим, что задействованы и межпредметные связи: в контексте разговора оказались русский язык и литература, музыка и история.

Организационный момент: продолжительность экскурсии не более 50 минут. При этом полная активность восприятия наблюдается в первые 20 минут.

Из опыта наблюдений в процессе работы в экспозиции

Младшие школьники продемонстрировали открытость и активность в процессе восприятия произведений искусства.

Главным средством был метод диалога и совместного обсуждения, направленный на активизацию восприятия и на формирование способности к рассматриванию, переживанию и осмыслению зрительного образа. Дополнительной задачей в данном случае являлась необходимость пробудить у детей переживания от встречи с подлинником. Учителю необходимо дать ребенку возможность высказать свои первые впечатления. На уроке, работая с репродукцией, дети не испытывают такого восторга. Первый вопрос у подлинника может отличаться от вопроса в работе с репродукцией. Если в классе на уроке, первый вопрос к картине может звучать: «Что ты видишь на картине?», то при встрече с подлинником: «Что ты чувствуешь, рассматривая картину? Какое настроение (ощущение) вызывает у тебя произведение искусства?»

Чередование показа разных произведений, сопоставление разных видов изобразительного искусства активизирует восприятие детей. Создание игровых ситуаций, сказки и художественная деятельность детей также способствуют улучшению восприятия (и запоминания).

Рассказ о произведении искусства, о художнике (особенно о детстве, начале творческого пути) может опираться на наблюдения самих детей, на их впечатления, жизненный опыт, зрительные и эмоциональные ассоциации.

Детям важно знать имя художника и название картины. Практика подсказала, что для детей эта информация необходима. Обращая внимание на выразительные возможности различных художественных материалов, можно апеллировать к изобразительной деятельности детей.

Маленькие зрители внимательно рассматривают дальний план, даже быстрее замечают, что вдалеке, очень любят рассматривать детали разгадывать загадки, которые художник «зашифровал», и искать подсказки. В конце дети очень внимательно слушают рассказ о художниках и вновь рассматривают картину.

При подготовке к занятию на выставке с детьми младшего школьного возраста особенно важен подбор зрительного ряда, нужно выбирать произведения искусства, которые наиболее ярко выражают те или иные выразительные средства, и при этом ярко раскрывают природу праздника. Кроме того, надо выбирать произведения искусства, созданные в разные эпохи, формировать исторический контекст.

Вместо заключения

Посещение музея, общение с искусством на выставке «Праздники по-русски» для второклассников имело большой резонанс, так называемую рефлексию: они выполнили рисунки на тему «Воспоминания о выставке», рассказали о своих семейных праздниках, о семейных реликвиях. Более того, на выставку в музей дети пригласили родителей. Это позволяет надеяться на то, что усилия по организации и проведению экскурсии были не напрасны. Надеюсь также, что этот опыт будет полезен не только педагогам изобразительного искусства, но и широкой общественности– всем тем, кто понимает, что, искусство, входя в нашу жизнь, прежде всего через воспитание и обучение в семье и школе, формирует культуру чувств, а это-богатство и разнообразие переживаний, умение владеть собой и находить выход в любой ситуации, и способность понимать другого и сопереживать ему. Общение с искусством, а точнее его восприятие является непременным условием здорового развития души ребенка.

Библиография

1. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие. – М. Прогресс, 1974

2. Волков Н. Н. Восприятие картины. – М. : Просвещение, 1976

3. Выготский, Л. С. Психология искусства– Минск: Современное слово, 1998

4. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы: Программы общеобразовательных учреждений/ Под ред. Б. Н. Неменского М. : Просвещение, 2010

5. Кузин, В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. М. Просвещение, 2004

6. Соколова Н. Д. Столяров Б. А. Бельфор Н. Н. Мир музея. Музейно-педагогическая программа «Здравствуй музей». СПб. : СпецЛит, 2000

7. Мировая художественная культура в современной школе. Рекомендации. Размышления. Наблюдения. Научно-методический сборник АППО. СПб. : Диалект, 2006

8. Программа воспитания учащихся общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга на 2011-2015 годы Сайт комитета образования СПб. http://k-obr. spb. ru/ 27. 01. 2012

9. Праздники по-русски. Каталог выставки. / науч. руков. Е. Петрова СПб. : Palace Editions, 2011

10. Федеральные государственные образовательные стандарты http://минобрнауки. рф/ 27. 01. 2012

11. Федеральная целевая программа образования Сайт комитета образования СПб. http://k-obr. spb. ru/ СПб 27. 01. 2012

12. Француза Барб-Галь. Как говорить с детьми об искусстве. – СПБ: Арка, 2007

13. Яковлева Н. А. Чаговец Т. П. Дегтярева Т. Ю. Практикум по истории изобразительного искусства. Учебн. -метод. пособие. М. : Высшая школа, 2004.

14. Яковлева Н. А. Мозговая Е. Б. Чаговец Т. П. – Анализ и интерпретация произведения искусства. Учеб. пособие М. : Высшая школа, 2005

Л. Г. Алексеева, МБОУ "Хучельская ООШ", Канашский район, Чувашская Республика



[1] Программа воспитания учащихся общеобразовательных учреждений

Санкт-Петербурга на 2011-2015 годы

Метки: Искусствоведение