Тема урока: Образ человека – главная тема в искусстве. 6 класс
Тема урока: Образ человека – главная тема в искусстве. 6 класс
Цели урока.
Образовательные:
- Знакомство учащихся с видами портрета.
- Расширение знаний об истории развития жанра.
Развивающие:
- Развитие познавательного интереса, межпредметные связи.
- Развитие творческой фантазии, умений и навыков владения графическими и живописными приемами изобразительного искусства.
Воспитательная:
- Приобщение детей к культурному наследию человечества.
- Формирование навыков передачи настроения при выполнении учебного изображения головы через аппликацию.
Основные практические задачи:
- сформировать навыки изображения головы человека в соответствии с пропорцией.
Оборудование урока: интерактивная доска с презентацией, цветная бумага, карандаш, клей, ножницы.
Тип урока: изучение нового материала и его первичное закрепление.
Технологическая карта урока
Методическая составляющая урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Слайды | Описание инструментария работы на интерактивной доске |
Активизация учебно-познавательной деятельности. | Здравствуйте, ребята! Занимайте свои места. | Входят в класс и рассаживаются по местам | демонстрация слайда в полноэкранном режиме (для создания слайда использовались панель захвата изображения и текст). | |
Сообщение новых знаний. | Все виды и жанры изобразительного искусства непосредственно или косвенно рассказывают о человеке. Главным предметом искусства всегда был человек, его внешний облик, сложный духовный мир, характер, настроение, строй его мыслей и чувств – словом, все богатство личности в разных её проявлениях. Одним из жанров живописи, скульптуры, графики, посвященных изображению определенного человека, конкретного лица, является портрет. Основное качество портрета – сходство с оригиналом – обеспечивается прежде всего точным изображением внешнего облика человека. Однако одного внешнего сходства мало, ибо подлинная глубина портрета заключается в раскрытии психологического мира человека. Существуют различные виды портретов: парадный, социальный, костюмированный, автопортрет. Различались портреты и по размеру и формату (погрудный, поясной, поколенный, однофигурный, групповой).
Искусство портрета насчитывает несколько тысячелетий. Посмотрим видеоподборку об этом жанре. |
слушание
|
|
демонстрация слайда в полноэкранном режиме, (для создания слайдов использовались панель захвата изображения и текст, вставка видео (вложения)). |
Постановка учебной задачи. | Чтобы подойти к решению сложных психологических задач портрета и жанровых картин, необходимо обладать средствами изображения головы и фигуры человека: умением строить живую форму, выявлять движение и характерные пропорции, связывать детали с целым, обобщать и приводить рисунок к толковому единству и пластической выразительности. Античное искусство установило идеальные пропорции, согласно которым голова по вертикали от темени до конца подбородка делится на две равные части линией глазных впадин. Каждая из этих половин делится, в свою очередь, на две равные части. Расстояние между глазами равно ширине крыльев носа. Место и величина ушей определяются расстоянием от бровей до основания носа. В действительности редко встречаются у людей такие пропорции, но знать их необходимо, чтобы видеть отклонения от них и лучше понимать индивидуальные пропорции живой натуры. Рисунок портрета и учебное изображение головы не одно и то же. Голова, средоточие духовных сил человека, является самой выразительной и самой многозначной частью, если рассматривать тело человека как соотношение пространственных форм. И на первом этапе изучения рисунка головы мы рассмотрим ее именно как пространственную форму – как КОНСТРУКЦИЮ. |
|
демонстрация слайда в полноэкранном режиме (для создания слайда использовались панель захвата изображения и текст). | |
Сообщение новых знаний через проблемное обучение | Форма головы человека круглая. В объеме голова напоминает форму яйца. Но лицо, зачастую имеет более широкий выбор геометрических форм (круг, овал, прямоугольник). Попробуйте, используя цветные маркеры, добавить этим фигурам части лица и головы. | Работа у доски. Произвольное рисование маркерами. | Слайд создан при использовании фигур, захвата изображения, текста и маркеров. (Примечание: обычно дети рисуют глаза очень высоко. После объяснения пропорций головы, учитель использует инструмент «выбор», и, изменяя размеры нарисованных глаз и перемещая части лица, корректирует изображения, выполненные детьми). |
|
Физминутка | А теперь отдохнем! | Просмотр видеофильма и выполнение простейших физических упражнений | (вложения) | |
Знакомство с правилами учебного изображения головы человека
Выполнение задания |
Для нас всегда так важно лицо человека, что, уделяя ему основное внимание, мы его всегда преувеличиваем в масштабе относительно черепа. А между тем, если смотреть на лицо человека прямо, то линия его глаз находится приблизительно посередине общего абриса головы. Над ней лежат две почти равные части и высота лба до линии волос и высота до темени, обычно закрытая волосами. И вниз от этой линии глаз такие же равные части – до основания носа и до подбородка.
Создайте портрет в технике аппликации. (стр. учебника 105). |
Практическая работа. Аппликация |
|
Конструкционная карта практической части урока подготовлена благодаря вставки изображения из галереи, линий, фигур, захвата изображения. |
Подведение итогов урока. Домашнее задание. | Сегодня мы познакомились с одним из очень интересных жанров ИЗО – портретом, с основными пропорциями головы человека, выполнили аппликацию учебного изображения головы. Дома вам предстоит закрепить полученные знания, прочитав страницы 90-104 учебника. А на сегодня – все, вы все молодцы! | демонстрация слайда в полноэкранном режиме, (для создания слайда использовались панель захвата изображения и текст). |
Литература:
- Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека, 6 класс, Москва, Просвещение, 2009 г.
- Порохневская М. А. , Изобразительное искусство. 6 класс. «Учитель-АСТ», Волгоград, 2005.
- Уотт Ф. , Милборн А. , Диккинс Р. , Маккафферти Я. Большой самоучитель рисования, Москва, ЗАО «Росмэн-пресс», 2010.
Использованные ресурсы:
- Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства, АО Коминфо.
- Художественная энциклопедия. Эрмитаж. Искусство Западной Европы, ЗАО «Интерсофт», Москва, 1998 г.
- Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия.
- Фильм «Buddha-bar», Allain Bougrain Dubourg.
А. Г. Избасова, ГБОУ ЦО №1468, Москва
Метки: Искусствоведение