Разработка урока «Маски. Карнавал в Венеции», 6 класс
Разработка урока «Маски. Карнавал в Венеции», 6 класс
План-конспект урока изобразительного искусства по программе Б. М. Неменского
Тема раздела: «Образ человека – главная тема искусства»»
Общедидактическая цель: создать условия для развития творческих способностей ученика, через ознакомление и изготовление карнавальной маски
Тип урока: комбинированный
Цели и задачи урока:
а) образовательные:
– познакомить учащихся с историей возникновения и проведения маскарада в Венеции;
– сформировать понятия, представления учащихся о значении масок, о месте ее в современной культуре;
– формировать компетентность в использовании технологии активных методов обучения;
б) развивающие:
– развивать и совершенствовать, творческие способности, умение работать с бумагой, ножницами, клеем;
– развивать психические процессы: внимание, память, мышление, воображение
в) воспитательные:
– пробудить в учащихся понимание чувства прекрасного, уважения к искусству в целом;
– воспитать уважение к творчеству других людей.
– заинтересовать изучением культуры других стран;
Методы обучения: рассказ, показ медиапрезентаций, практическая работа
Форма организации познавательной деятельности: презентация учителя и ученика, учебно-наглядные пособия, видеофильм о карнавале в Венеции;
Музыкальный ряд: итальянская музыка
Литература: интернет-ресурсы: http://ru. wikipedia. org/
Ход урока
1. Организационный момент 1 мин.
Приветствие учащихся.
2. Беседа по теме урока
а) Повторение. Закрепление пройденного материала. 3 мин.
Ученики рассматривают репродукции портретной живописи выставленные на демонстрационном стенде слева. Справа один из учеников размещает карточки с фамилиями художников. (Леонардо да Винчи. «Джаконда», Фра Филиппо Липпи. «Портрет неизвестной дамы», А. Венецианов. «Спящий пастушок», Д. Левицкий. «Екатерина II», Р. Ван дер Вейден. «Мадонна с младенцем», Э. Мунк. «Крик», В Серов. «Портрет Микки Морозовой», И. Штилер. «Портрет И. -В. Гёте».
На прошлом уроке мы познакомились с творчеством художников портретистов, узнали, что в человеке самое главное, самое выразительное – это его внешний облик и особенно лицо. Выполнили рисунок головы и попробовали передать черты лица. Рисовали портреты греческих героев. Узнали, что портрет не должен льстить оригиналу, а должен выглядеть подлинно.
Художник пытается передать, то, что видит. Но существует и другая позиция, где человек, хочет выглядеть красиво и чтобы его никто не узнал, и в этом ему поможет художник. Он нарисует маску.
б) Беседа по теме урока. Презентация «Венеция» 5 мин.
Вы уже знаете, что искусство театра пришло к нам еще из далекой Древней Греции. Драматические пьесы – трагедии и комедии – исполнялись актёрами и хором. Число актёров не превышало трёх, так что одному и тому же актёру приходилось играть иногда несколько ролей. Женские роли исполнялись мужчинами. Как же мужчина изображал женщину? Чтобы скрыть личину актеры надевали маски.
МАСКА – накладка на лицо из какого-либо материала с вырезом для глаз. (От франц. masque. – "насмехаться, "насмешка", "шутка"). Маски бывают обрядовые и театральные. Маска театральная часто является эмблемой театрального искусства в целом. СЛАЙД 3
Как вы думаете, что обозначает слово карнавал? (Ответы детей).
Существует множество красивых праздников на которых может проводиться бал-маскара́д (от фр. mascarade из итал. mascarata, mascherata, от итал. maschera «маска») – бал, на котором присутствующие одеты в различные характерные, национальные, исторические или фантастические костюмы, большею частью с масками на лицах. Маскарады возникли в Италии, а оттуда распространились по другим странам. Они составляют одно из любимых развлечений карнавала. СЛАЙД 4
Истоки венецианского карнавала лежат в древних римских Сатурналиях – ежегодных праздниках в честь бога Сатурна, которые справлялись после уборки урожая во время зимнего солнцестояния и сопровождались массовыми гуляньями. Отсюда ведут происхождение и карнавальные маски: во время Сатурналий рабам разрешалось сидеть за столами вместе с хозяевами, и, чтобы сословные предрассудки не испортили веселья, все прятали свои лица под масками. СЛАЙД 5
Когда и откуда появилось само слово «карнавал» точно неизвестно. Самая распространенная версия утверждает, что слово произошло от латинского «carne vale» и означает «прощание с мясом». Стремясь приспособить дохристианские традиции к новой вере, церковь использовала старинный праздник для подготовки христиан к самому длинному в году посту – великому посту перед Пасхой.
Из Венеции карнавалы постепенно распространились по другим городам и странам.
Во время карнавала разрешалось всё и карнавал был отдушиной для людей, живших под строгими религиозными запретами. СЛАЙД 6-7
Как вы думаете, из какого материала делаются маски? (Ответы детей)
Венецианские маски делаются из кожи или папье-маше. Самые первые маски были довольно простыми по дизайну, часто имели как символическое, так и практическое значение. Современные маски раскрашивают от руки, с использованием грунта и сусального золота. Их украшают птичьими перьями и драгоценными камнями.
Каждый год свыше полумиллиона туристов приезжают в Венецию на карнавальные мероприятия – в том числе и для участия в них. Слайд 8
На площади Святого Марка Слайд 9 устраиваются представления, а потом на зрителей обрушиваются тонны конфетти. Затем начинается карнавальное шествие. На городских площадях проводятся концерты, устраиваются фейерверки, в театрах ставятся спектакли на тему карнавала, в старинных дворцах города даются балы-маскарады.
На улицы Венеции выходят горожане в костюмах всемирно известных персонажей итальянской комедии дель арте – Арлекино, Пьеро, Панталоне, а Коломбина становится эмблемой праздника. Слайд 10
В этом году в Венеции посчастливилось побывать ученице вашего класса Алене Брыляковой. Она расскажет о достопримечательностях этого города.
Презентация Алены. 3 мин.
А сейчас мы посмотрим фильм «Карнавал в Венеции». 4 мин.
в) Практическая часть 25 мин.
Главным действующим лицом Венецианского карнавала конечно же, является карнавальная маска. Совсем немногие знают, что некогда карнавальный костюм состоял лишь из белой маски, черной накидки и черной треуголки, а размалеванные лица и фигуры из комедии дель арте появились значительно позже. И мы сегодня с вами попробуем сделать такую карнавальную маску.
(Беседа по ТБ с острыми предметами)
– приготовить лист бумаги
– согнуть пополам (вдоль)
Схема СЛАЙД 11
1) Ножницами отрезать сверху и снизу листа фигуру треугольной формы;
– отметить линию переносицы и кончика носа – карандашом
2). Под точкой кончика носа сделать надрез;
3). У точки переносицы, отступив 1 см сделать овальные прорези для глаз;
4). Линию носа резать наискосок не вырезая до конца линии сгиба;
5). Выбрать шаблон губ
6). Украсить вырез глаз и раскрасить губы (использовать картинки масок);
– из полоски ( шириной 4 см) по размеру головы сделать ободок
– приклеить к маске (примерить)
г). Итог урока. 4 мин.
Примерить маску.
Нарядиться.
Полюбоваться.
Представить, что вы находитесь на карнавале. (Итальянская музыка)
Рефлексия.
ЛЮБОВАНИЕ МАСКАМИ
Астраханцева Т. Е. , МКОУ СОШ с. Пасегово, Кирово -Чепецкого район, Кировская область
Метки: Искусствоведение