Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Музыка и литература раннего Средневековья

Музыка и литература раннего Средневековья

Формирование музыкальной культуры раннего Средневековья, так же как и изобразительного искусства и архитектуры, теснейшим образом связано с утверждением христианства. Ее истоки лежат в античных трактатах «последних римлян» Боэция, Кассиодора и раннехристианского ученого Аврелия Августина, благодаря которым музыку рассматривали как помощницу слову Божьему.

Боэций в «Пяти книгах о музыке» выделяет три вида музыки:

1) музыка всемирная, или «гармония сфер» – звучащая гармония космоса (небесных светил);

2) музыка человеческая – внутренняя гармония разума, души и тела;

3) музыка инструментальная – созерцание числовых пропорций.

Музыкальная культура V – X вв. представлена главным образом церковной музыкой, основными жанрами которой были гимны, псалмы, антифоны. Жизнь средневекового человека была связана с церковными службами, которые он должен был посещать не менее трех раз в день. Приходя в церковь, прихожанин попадал в другой мир, о котором ему рассказывали мозаики, фрески, скульптурные рельефы. На него также воздействовало светлое и спокойное внутреннее пространство храма. И завершающую точку в создании образа Божьего мира ставила музыка.

Церковное пение раннего Средневековья – это одноголосные мелодии, исполняемые небольшим мужским хором в унисон, когда одновременно звучат два или несколько звуков одной и той же высоты.

Папа римский Григорий Великий, находившийся на престоле с 590 г. по 604 г. , отобрал 200 хоровых напевов. Этот свод католических песнопений спустя 300 лет после смерти Григория I получил название «григорианский антифонарий», а позднее – «григорианский хорал». Григорианский хорал исполнялся на латинском языке, а тексты были заимствованы из Библии. Таким образом, григорианский хорал – это одноголосное, унисонное пение мужского хора на латинском языке без музыкального сопровождения, которое способствовало созданию возвышенного, отрешенного состояния. Слушая григорианский хорал, человек забывал все обыденное , мелочное и погружался в состояние высокой сосредоточенности духа. Григорианские хоралы легли в основу католической мессы (воскресного богослужения, литургии).

К концу IXвека вся католическая церковь была объединена общими формами богослужебного пения. К этому времени в Западной Европе получил распространение пришедший из Византии орган.

Литература раннего западного Средневековья создавалась новыми народами: населяющими западную часть Европы кельтами (бритты, галлы, белги, гельветы) и древними германцами. Эти народы поклонялись сначала языческим племенным богам, а позже приняли христианство и уверовали в единого Бога. Литература этих народов представлена следующими произведениями:

1) рассказы о жизни святых – агиографии. «Жития святых», видения и заклинания;

2) энциклопедические, научные и историографические труды;

3) мифология и героико-эпические поэмы, саги и песни кельтских и германских народов.

Героический эпос – это самое значительное наследие литературы раннего Средневековья. Самый древний – ирландский эпос. Он формируется с IIIв. по VIIIв. Созданные народом еще в языческий период эпические поэмы о героях – воинах сначала существовали в устной форме и передавались из уст в уста. Позднее, в VIIи VIIIвв. , уже после христианизации, они были переработаны и записаны учеными – поэтами, имена которых остались неизвестными.

Героический эпос – это:

1) воспевание подвигов богатырей;

2) переплетение исторического фона и вымысла;

3) прославление богатырской силы и подвигов главных героев;

4) идеализация феодального государства.

Часто эпос и мифы настолько связаны и переплетаются между собой, что провести границу между ними довольно трудно. Эта связь особенно заметна в сагах – древнеисландских прозаических повествованиях (исландское слово «сага» происходит от глагола «сказать»). Складывали саги поэты IX – XIIвеков – скальды.

Собрание древнеисландских саг дошло до нас в виде двух Эдд: «Старшей Эдды» и «Младшей Эдды». «Младшая Эдда» – это прозаический пересказ древнегерманских мифов и сказаний, выполненный исландским историком и поэтом Снорри Стурлусоном в 1222 -1223 гг. «Старшая Эдда» – это сборник двенадцати стихотворных песен о богах и героях. Сжатые и динамичные песни «Старшей Эдды» делятся на две группы: сказания о богах и сказания о героях. Главный из богов – одноглазый Один, который первоначально был богом войны. Второй по значению после Одина – бог грозы и плодородия Тор. Третий – зловредный бог Локи. А самый значительный герой – богатырь Сигурд. В основе героических песен «Старшей Эдды» лежат общегерманские эпические сказания о золоте нибелунгов, на котором лежит проклятие и которое всем приносит несчастье.

Саги получили распространение и в Ирландии – самом крупном очаге кельтской культуры в средние века. Это была единственная страна Западной Европы, куда не ступала нога римского легионера. Ирландские сказания создавали и передавали потомкам друиды (жрецы), барды (певцы-поэты), фелиды (предсказатели). Четкий и сжатый ирландский эпос сложился не в стихах, а в прозе. Его можно разделить на саги героические и саги фантастические. Главным героем героических саг был благородный, смелый и справедливый Кухулин. Его мать – сестра короля, а отец – бог света. Три недостатка было у Кухулина: он был слишком молод, слишком смел и слишком прекрасен. В образе Кухулина древняя Ирландия воплотила свой идеал доблести и нравственного совершенства.

В поэме «Беовульф» – героическом эпосе англосаксов, дошедшем до нас в рукописях начала Х в. , фантастические приключения героев также происходят на фоне исторических событий. Мир «Беовульфа» – это мир королей и дружинников, мир пиров, битв, поединков. Герой поэмы – храбрый и великодушный воин из народа Беовульф, который совершает подвиги и всегда готов прийти на помощь людям. Беовульф щедр, милостив, верен вождю и жаден до славы и наград. Он совершил много подвигов: выступил против чудовища по имени Грендель и уничтожил его; победил в подводном жилище другое чудовище – мать Гренделя; вступил в бой с огнедышащим драконом, который опустошал страну. Ценой собственной жизни Беовульфу удалось победить дракона. Завершается песнь сценой торжественного сожжения на погребальном костре тела героя и сооружения кургана над его прахом.

Бессмертным памятником народного творчества является «Калевала» – карело-финский эпос о подвигах и приключениях героев сказочной страны Калева. «Калевала» составлена из народных песен (рун). Вся «Калевала» – это неустанное восхваление человеческого труда, в ней нет и намека на «придворную» поэзию. По словам М. Шагинян: «Мощные образы людей, навсегда вам запоминающиеся, грандиозные картины природы, точное описание процессов труда, одежды, крестьянского быта – все это воплощало в рунах «Калевалы» высокую поэзию».

М. Ю. Бондаренко, ГБОУ СОШ № 2044, Москва

Метки: Искусствоведение