Немецкая живописная школа. Лукас Кранах Старший
Немецкая живописная школа. Лукас Кранах Старший
Лукас Моллер (1472-1553) родился в городке Кранахе в Верхней Франконии. С ранней юности он много путешествовал по Германии, а в 1493 г. даже отправился в Палестину в составе свиты саксонского герцога Фридриха Мудрого. В 1500-1504 гг. художник жил и работал в Австрии; затем поступил на службу к Фридриху Мудрому и переехал в Виттенберг, где и провел большую часть своей жизни. В 1508 г. Лукас Кранах был пожалован в дворяне, и в том же году побывал в Нидерландах по поручению герцога. Довольно быстро снискавший широкую известность художник возглавлял художественную мастерскую, в которой было больше десяти помощников. Помимо живописи, он также издавал книги и умудрялся успешно сочетать эти занятия с винной и аптечной торговлей, приносившей ему немалый доход и постепенно превратившей его в одного из самых богатых горожан Виттенберга. Однако в 1550 г. художник, вместе с двором попавшего в императорскую опалу герцога Саксонского, вынужден был покинуть город: он перебрался сначала в Аугсбург, а потом – в Веймар, где и умер в 1553 г.
Облик Кранаха как художника достаточно противоречив – в его творчестве достижения ренессансного искусства и гуманистические идеалы соседствуют и переплетаются с позднеготическими традициями.
Ранние произведения Кранах отмечены смелым новаторством – здесь и жесткий, легко читаемый контур, и ассиметрия композиции, и выразительные цветовые сочетания, и дерзкая правдивость образов.
Другие его картины, напротив, исполнены изысканной элегантности и изящества; в них господствуют сказочно-легендарные мотивы, поэтическое восприятие природы, внимание к пейзажу, яркая эмоциональность. Но и их также отличают характерные для раннего Кранаха острая выразительность рисунка и особая насыщенность цветовых решений.
Кранах известен и как замечательный портретист. Им была создана целая галерея портретов выдающихся людей того времени. Он, в частности, неоднократно рисовал и писал Мартина Лютера, основоположника Реформации, с которым был дружен. Идеи Реформации, воспринятые художником, привели к появлению в его творчестве и ряда произведений, связанных с этой темой: иллюстраций к протестантским теологическим сочинениям и памфлетам, многочисленных гравюр на библейские сюжеты («Проповедь Иоанна Крестителя», 1516).
В то же время в творчестве Кранаха начинают нарастать тенденции, связанные с итальянским маньеризмом – аллегорические сюжеты, манерные изображения обнаженных женских фигур, вычурные и угловатые линии, холодноватый колорит, а порой даже – отсутствие светотеневой лепки объемов, стремление к нарочитой декоративности. Однако изысканность этих произведений и блестящее живописное мастерство художника наделяют их удивительной притягательной силой.
М. Ю. Бондаренко, ГБОУ СОШ № 2044, Москва
Метки: Искусствоведение